Агрессивный ребенок 4 года советы психолога. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность. Что делать с агрессивным поведением

Содержание

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессия – мотивированное, эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение, форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессия – это вид действий или состояние, а агрессивность – черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.

Проявления у детей агрессии, злости – естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы, за этим стоят какие-либо причины, и проявление агрессии – естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий. Часто агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но если вовремя не помочь ребенку справиться с этим состоянием, агрессия может стать устойчивой формой поведения, переходя со временем в негативное качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости и агессии, нужно разобраться в причинах, их вызывающих.

Первая причина – в семье, где растет малыш. Если в семье ребенка ему демонстрируют агрессивное поведение (папа бьет маму или мама обижает самого ребенка и т.д.), ребенка обижают и унижают, в конце концов, эта модель поведения закрепляется в сознании малыша и приводит к агрессивным проявлениям вне дома.

Вторая причина – в дошкольных учреждениях, на различных кружках или секциях. Из различных игр с другими детьми, дети учатся у других детей, если в таких семьях так принято себя вести (“я самый сильный – поэтому мне все можно”. “кто круче, тот и прав”. ).

Третья причина – из СМИ. Дети часто смотрят телевизор вместе со своими родителями, и зачастую не совсем полезные программы, где демонстрируют сцены насилия, убийства и т.д. Далее дети переносят эти сцены в реальную жизнь через игры и даже не осознают, что их уровень агрессивности, мягко говоря, уже повышен.

Дети проявляют Агрессию, если:

— Если ребенка часто оскорбляют, унижают, ставят в ситуации, травмирующие его (отбирают его игрушки, бьют. );

— Ребенок проявляет злость, если он, например, плохо себя чувствует, а к нему пристают с различными заданиями или просьбами. ;

— Вы не обращаете на него внимания (пример: вы разговариваете по телефону, играете в компьютере. ), он сердится и проявляет злость;

— Ребенок копирует поведение взрослого, думая, что так можно вести себя и ему (например: грубить, швырять вещи, не убираться. );

— Если ребенок пережил травмирующее событие (развод родителей, смерть одного из любимых близких, насилие, сильный страх, переезд, сильный испуг, рождение другого ребенка в семье. );

— Если ребенку внушили, что он “плохой”. Он будет болезненно воспринимать критику в свой адрес и проявлять агрессивное поведение

И многое, многое, многое другое.

Дети проявляют Агрессию, как:

— В Словесной форме: крик, обзывательства, угрозы, оскорбления, угрожающе смотрит (строит ужасные гримассы). ;

— В Физической форме: нападает на других детей или взрослых (часто на родителей), дерется, толкается, ломает игрушки другим детям, кусается. ;

— В действиях “За спиной”: игнорирование, ябедничает, провоцирует сверстников, пока никто не видит, манипулирует другими.

Тесты и методики выявления Агрессивности:

1. Кинетический рисунок семьи (КРС). Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

2. Методика Рене Жиля. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель – изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

3. “Несуществующее животное”. Проективный метод исследования личности.

4. “Руки”. Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

5. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики – Определить уровень, степень тревожности ребенка.

6. “Кактус”. Графическая методика. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

7. “Дом – Дерево – Человек” Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

8. Тест на определение внутренней агрессивности С. Дайхоффа.

9. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной). Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Направления коррекционной работы с Агрессивными детьми:

— Снижение уровня личностной тревожности;

— Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

— Снятие деструктивных элементов в поведении;

— Развитие позитивной самооценки;

— Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом;

— Развитие контроля над деструктивными эмоциями;

— Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

— Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, отреагированию негативной ситуации в целом;

— Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Советы Родителям Агрессивных детей:

– С помощью психолога выяснить, что является причиной агрессивного поведения вашего ребенка;

Читать еще:  Личный опыт: Как прожить на пенсию. Как прожить пенсионеру без поддержки? Советы по экономии средств

– Будьте внимательны к своему ребенку, полезно прислушаться к нему и постараться понять;

– Знайте, что жесткое подавление агрессии ребенка, только усилит его агрессию;

– Будьте последовательны, но неагрессивны при реагировании на негативное , нежелательное поведение ребенка;

– Нельзя часто наказывать ребенка, приказывать ему выполнить то или иное, ребенку придется подавлять свой гнев, он будет накапливаться внутри него, и выльется в агрессию, по отношению к самому себе;

– Ребенок должен понимать, что вы любить его, но в данной ситуации недовольны его поступком или действием. Объясните ему, почему;

– Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, постарайтесь не реагировать на это, у него есть на это право, но объясните, как лучше поступить или как можно по-другому отреагировать на тот или иной раздражитель. А далее, переключите его на что-то иное;

– Контролируйте собственные эмоции и их проявления в присутствии ребенка, ведь он “как губка” впитывает их от вас;

– Адекватно понимать, что и когда ребенку можно запретить и настоять на своем решении, а когда можно и уступить ему. Он тоже личность, хоть и маленький, и у него тоже есть права, чувства и эмоции;

– Обращать внимание ребенка на то, как окружающие люди ведут себя в различных жизненных ситуациях, объяснять ребенку, что непонятно;

– Избегать показа в СМИ, сцен насилия, убийств и т.д.;

– Учить его: добру, сопереживанию, сотрудничеству, отстаиванию своих личных границ, осознавать ответственность за содеянное. ;

– Относиться к окружающему вас миру и к своему малышу позитивно.

Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания.

Агрессивный ребенок: что делать? Советы психолога

1 июня 2015 в 21:37

Агрессивное поведение и упрямство не только вид негативного и враждебного расстройства социальных взаимосвязей, но и отстаивание своего права на защиту от вмешательства или оскорбления со стороны других. Упрямый и агрессивный ребенок обычно склонен вступать в ссоры с взрослыми, часто пренебрегающими его достоинством, ругающими его, склонными с легкостью давать волю гневу или агрессии. Что делать, если у вас агрессивный ребенок, расскажет наш психолог.

Что делать, если ребенок агрессивный?

Очень важно, чтобы психотерапевт уделял больше внимания работе с родителями, так как их поведение оказывает прямое влияние на детей. Все участники терапевтического процесса должны понимать цель лечения и свое собственное мнение направлять на достижение лучших результатов.

Специалисты единодушны в том, что асоциальные расстройства, в том числе и если ребенок агрессивный, чаще возникает в семьях, где поведение родителей не знает границ. Оппозиционное поведение распространено также среди гиперактивных детей. В этих случаях успешное лечение гиперактивности, как правило, снимает и другие поведенческие проблемы.

В отношении детей, чье оппозиционное поведение не связано с гиперактивностью, основой лечения является терапевтическая работа с ребенком и его семьей. Родители должны обучиться вести себя правильно и понимать, что следует отказаться от негативных выводов в отношении детей, протестующих против грубого поведения родителей.

Большинство агрессивных детей, по всей вероятности, убеждены, что их поведение приемлемо и эффективно. Маленькие дети постоянно испытывают свое окружение действием, так как не могут четко выразить свои намерения в словах. Если это им разрешается, они выражают свое раздражение, разбрасывая игрушки или бросая их в товарищей по игре, которые отвечают им тем же. Дети мягкие и нерешительные по натуре, глубоко воспринимают поучения взрослых и при повторении подобной ситуации прекращают поддерживать агрессивное поведение других детей.

Особенно вредна непоследовательная реакция на агрессию ребенка, которая иногда наказывается, а иногда игнорируется. Дети не могут понять смысл столь противоречивого поведения взрослых. Возникающее в таких случаях разочарование может в дальнейшем привести к агрессивному поведению.

Как вести себя в момент приступа агрессии ребенка

Чтобы справиться с агрессией ребенка, необходимо налаживать и сохранять контакт с ним. Зрительный контакт – важное лекарство, благодаря которому вы даете своему ребенку любовь. При зрительном контакте вы благосклонно глядите на малыша, а ребёнок глядит на вас.

Визуальный контакт с ним легкий и обычный, как например, когда вы смотрите на младенца, который в ответ вам улыбается. Правда, он может быть очень сложным.

Когда ваш ребёнок злится на вас и шумно выражает собственную ярость, а у вас проблемы и вы ощущаете что еще капля – и ваше терпение лопнет, то и мыслить не захочется о том, чтоб с любовью глядеть ему в глаза. Но сделать это нужно из-за себя и ребёнка. Так как это чрезвычайно тяжело, во время возмущенных вспышек ребёнка вам нужно будет разговаривать с собой. То есть успокаивать себя.

Это, несомненно, поможет не утратить самоконтроль, даже в состояние злости. Когда вы в разгневанном состоянии, тяжело уверить себя в этом. Однако, это единый метод обучить его управлять собственной яростью. Этот беседа с собой вам, несомненно, поможет наладить дружественный визуальный контакт с ним в этот тяжелый, принципиальный момент.

Невзирая на действия агрессивного ребенка, контакт действительно работает. Если ваш ребёнок безжалостно глядит на вас, то вы, может быть, захотите увести взор. Но избегая контакта взором, вы лишь увеличите его ярость.

Конечно, ни в коем случае, не изливайте свою злость на него. Детки воспринимают это посильнее чем душевную или физическую боль.

Когда агрессивный ребёнок не хочет входить в визуальный контакт, то есть ещё физический. Изучения демонстрируют, что немногие детки имеют довольно много таких контактов, которые способны пополнять его эмоциональность. Когда всем отлично и славно, то он воспринимается и детками и родителями как заслуга. В тяжкие дни физический контакт становится спасением.

Когда ребенок разгневан, он так поглощен своими мыслями, что утрачивает ориентацию и не соображает, что происходит вокруг. В такие периоды ласковые, лёгкие, скорые прикосновения помогают. Правда, если агрессивный ребенок ещё разгневан на вас, то лучше обойтись без физического контакта, пока он не упокоится.

Любому ребенку необходимо уделять время. Причем уделять ему очень много времени, чтобы он знал, что он самый важный человек для вас во всем мире. Чтобы справиться с гневом ребенка, нужно для начала знать, какой он сам. А потом уже применять характерные способы.

Читать еще:  Как погладить штаны со стрелками. Идеальные стрелки на брюках — секреты мастерства. С чем носить классические брюки

Агрессивный ребенок: что делать? Советы психолога

«Моей дочке четыре с половиной года. В последние несколько недель я стала замечать ее агрессивное поведение (в детском саду укусила и ущипнула девочку, да и сама часто приходит в синяках). Дома мы поговорили об этом, а через пару дней все повторилось снова.

Когда начинаешь ей объяснять, что это нехорошо, закрывает уши руками, и говорит: «Хватит, я все поняла», – но потом все начинается снова. Ребенок агрессивный, упрямый, часто делает вид, что не слышит, когда я ее зову или что-то прошу сделать.

Еще в раннем детстве проявляла независимость и самостоятельность, сейчас же надевает только то, что выберет сама. Гиперактивна, ни минуты на месте и ни минуты тишины, хотя это и не плохо. Но очень беспокоит ее агрессия и упрямство, как с этим справиться, именно справиться, а не бороться. Мы пробовали, но ничего не помогает, становится еще хуже. Лала Григориадис».

Что делать, если у вас агрессивный ребенок, отвечает психолог Елена Порываева:

Умение постоять за себя, в общем-то, полезно детишкам, в том числе и девочкам; однако вы описываете несколько иное поведение – в первую очередь достаточно неадекватное. К примеру, вы говорите, что девочка приходит из садика в синяках – и не делает из этого никаких выводов, продолжая поступать точно так же.

Значит, есть какой-то стимул, который провоцирует и даже заставляет ее так себя вести. Не забывайте, что дети являются своеобразным барометром погоды в доме, то есть зеркалом, отражающим взаимоотношения в семье, в первую очередь между значимыми взрослыми.

В вашем случае девочка неконтактна даже по отношению к родителям – когда ей пытаются что-то сказать, зажимает уши и т. д. Агрессивный ребенок при этом не может спокойно посидеть, потому что. Обратите внимание на свое поведение. Поинтересуйтесь, может быть что-то провоцирует вашу дочку на такое поведение в детском саду.

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Читать еще:  Что выпить когда обгорел на солнце. Сгорел на солнце — что делать в домашних условиях

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Источники:

http://www.b17.ru/article/45771/
http://www.astromeridian.ru/psy/chto_delat_esli_rebenok_agressiven.html
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-stal-agressivnym-6-prichin-agressivnogo-povedeniya-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: