Анализ консультации по вопросам семейного воспитания. Индивидуальное консультирование родителей. Основы семейного консультирования. Социально-педагогическое консультирование родителей по проблемам воспитания детей

Примерная тематика консультаций родителей по вопросам семейного воспитания

Гузелия Медведева
Примерная тематика консультаций родителей по вопросам семейного воспитания

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные качества. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

• создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

• стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Семейное воспитание имеет и свои принципы.

Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Примерные темы для обсуждения с родителями по вопросам семейного воспитания:

– Культурные ценности семьи и их значимость для ребенка.

– Забота родителей о здоровье детей и правильной организации режима.

– Роль семьи в развитии работоспособности ребенка.

– Семейные традиции и их роль в воспитании детей.

– Формирование нравственных привычек поведения в семье.

– Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка.

– Воспитание трудолюбия и заботливого отношения к людям на примере семьи.

– Особенности общения родителей с детьми.

– Формирование жизненных идеалов у детей в семье.

– Микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка.

– Пример родителей в воспитании детей.

– Личная гигиена ребенка в семье.

– Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в семье.

– Чтение художественной литературы в семье.

– Совместный летний отдых родителей и детей в семье.

– Детские потребности и бюджет семьи.

– День рождения вашего ребенка.

– Слова, которые мы произносим.

– Учим ли мы наших детей любить?

– Как помочь детям учиться?

– Воспитание толерантности у детей в семье.

– Поощрение и наказание детей в семье.

Цикл консультаций для родителей по пожарной безопасности ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ по правилам пожарной безопасности Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей. Они нередко становятся.

Консультаций для родителей «Ребенок у экрана» «РЕБЕНОК У ЭКРАНА» В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть.

Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Что такое патриотическое воспитание?.

Консультация для родителей «Ошибки семейного воспитания» “Ошибки семейного воспитания” (консультация для родителей) 1. Ошибка 1. Физическое насилие 2. Ошибка 2. Чрезмерная холодность 3. Ошибка.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: – предоставить информацию о правилах семейного воспитания.

Читать еще:  Как сделать украшение к пасхе. Лучшие идеи декора к пасхе или эффектный декор дома к пасхе. Пасхальные украшения из теста: имбирное печенье

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания» Уважаемые родители, воспитывая детей, необходимо учитывать следующие особенности, о которых пойдёт речь в этой статье «Стили семейного воспитания».

Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ Семинар-практикум по теме: «Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ» Подготовила.

Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение,.

Психолого-педагогическое и семейное консультирование

По мнению Овчаровой Р.В.,(из книги Овчаровой Р.В. Справочная книга социального педагога (стр.345-364)существуют различные модели помощи семье, которые психолог может использовать в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Модель включает в себя несколько звеньев: информационное, профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее. В каждом звене есть свои приоритеты. Однако есть и общее. Остановимся на некоторых из них.

Родители нуждаются в психологической помощи и поддержке в воспитании и взаимодействии в семье. И главный приоритет – оптимизация взаимопонимания учащихся с родителями, которое достигается путём гармонизации личности родителя понимаемый как процесс постепенного преодоления невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени эмоциональной устойчивости, согласованности интегральных характеристик личности.

В настоящее время сохраняется разрыв между психологией родителей и психологией детей. Следует согласиться с Карабановой О.А, что независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель – ребенок», родители, как правило, занимают «неверную» позицию, приводящую к неэффективным взаимоотношениям с детьми.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.

Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. А.З. Шапиро. СПб., 2001. – 386с.

1. Результаты многолетних исследований практических психологов доказали, что резкое ухудшение психического здоровья учащихся во многом определяется невротической средой окружения, создаваемой в семье. Можно согласиться с мнением Гиппенрейтер Ю.Б, что «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье[Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993.]

Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с родителями. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что родители относятся к категории людей, которые достаточно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы. Поэтому при организации психологической помощи родителей необходимо учитывать ожидания родителей от процесса взаимодействия с психологом.

К сожалению, в большинстве случаев, практически каждый родитель видит перед собой образ психолога – волшебника, который пришёл в школу с целью решения всех проблем воспитания и обучения, ликвидации всех недостатков подрастающего поколения. Но правильное профессиональное представление о роли психолога в учебном заведении формируется у родителей не сразу. Постепенная подготовка родителей к психологическому сотрудничеству, способствует определению границ взаимодействия в выявлении семей с нарушением детско-родительских отношений, с целью изучения возможных ожиданий родителей в рамках взаимодействия «родитель – психолог», родителям можно предложить анкетирование по выявлению проблемных тем.

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширения понятия «семейное консультирование» как синонима психологического сопровождения семьи в сложные периоды жизни. В зависимости от жизненной ситуации семьи или отдельных ее членов целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания, поведения, жизненные ситуации. Семейное консультирование может включать психологическое, правовое (юридическое), жилищное, административное, педагогическое и др.

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление и преобразование связей членов семьи друг с другом и окружающей средой, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Правовое консультирование направлено на помощь в решении юридических вопросов, регулируемых семейным законодательством, устанавливающим условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признания его недействительным, личные неимущественные и имущественные права членов семьи (супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных) и других родственников или иных лиц, а также определяющим формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Консультирование семьи по жилищным вопросам сводится к разъяснению основ жилищного законодательства и особенно актуально в период получения семьей жилья, покупки, продажи, обмена, раздела, приватизации, получения наследства и дарения доли имущества без согласия одного из супругов.

Педагогическое консультирование включает несколько видов в зависимости от необходимой модели педагогической помощи семье: по вопросам обучения детей, взаимоотношений с учителями и др. Консультант выступает в роли специалиста, которому хорошо известны проблемы и способы воспитания, он может дать советы, задания, проверить их выполнение.

Выделяют следующие виды психологического консультирования:

проблемно-ориентированное – акцент делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы; цель работы: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль;

Читать еще:  Нервный тик у ребенка — что предпринять? Что делать родителям при нервных тиках у ребенка: причины, симптомы и лечение

личностно-ориентированное – основано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем; консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних глубинных причин проблемы;

направленное решение проблемы – акцент на активацию собственных ресурсов клиента; анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента.

Консультирование бывает индивидуальное и групповое. Групповое чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (семья, класс); однократное и многократное; по личному обращению и вызову; без дополнительного тестирования и с ним; без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением; изолированные и в комбинации с другими методами психологической помощи;очное, заочное (по телефону доверия), письменное, через популярные у читателей издания.

Кроме того, психологическое консультирование разделяется по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и др.

Методика сбора внутрисемейной информации включает интегральные характеристики, позволяющие выявить показания и противопоказания по благополучию супружества.

Социально-экономическая и демографическая характеристика: жилищные условия, семейный бюджет, возраст супругов, разница в нем, образование, род занятий, количество и возраст детей.

Добрачные отношения: ситуация знакомства, продолжительность ухаживания, инициатор брачного предложения, условия регистрации брака.

Микроокружение семьи: родные, соседи, друзья, коллеги, частота контактов с разными представителями микроокружения, род помощи.

Оценка уровня благополучия по удовлетворенности браком. Анализируются полученные результаты, значительные расхождения являются признаком неблагополучия.

Оценка отдельных феноменов супружеских отношений: взаимопонимание и его адекватность, взаимоуважение и эмоциональное принятие, уровень конфликтности, семейно-ролевая согласованность.

Изучение семейного досуга, интересов и ценностей (методика «Ценностные ориентации», опросники «Интересы» и «Условия семейного благополучия»).

Далее – адаптация известных и разработка на их основе или при частичном их применении собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести, например, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АВС) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого (1990); методику диагностики супружеских отношений В.П.Левкович и О.Э.Зуськовой (1987), А.Н.Волковой и Т.М.Трапезниковой (1985); методики анализа конфликтной ситуации В.А.Смехова (1984); изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П.Левкович и О.Э.Зуськовой (1985); оценки психологического здоровья семьи В.С.Торохтий (1996); изучение степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А.Сысенко (1998) и др.

Основными принципами технологизации социальной работы с семьей являются: разграничение, разделение, расчленение деятельности специалиста на этапы, фазы, операции; координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата (психологическое здоровье семьи); однозначность выполнения процедур и операций.

Семейно-брачным консультированием называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может выступать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психологу. При втором варианте супружеской психотерапии с психологом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в практике семейно-брачного консультирования наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в семейно-брачном консультировании является, прежде всего, изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

1) управление взаимным положительным поведением супругов;

2) приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

3) выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в семейно-брачном консультировании в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обязательства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к семейно-брачному консультированию ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, и слишком манипулятивному поведенческому подходу.

Здесь психолог создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров: принцип реальности, «здесь и сейчас»; уважение к личной жизни партнера; открытое общение – не «читать мысли другого», а открыто говорить о своих чувствах и желаниях; подвижность в исполнении семейных ролей; равноправие, доверие; аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям; открытое партнерство – каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Вне зависимости от подхода семейно-брачное консультирование сводится к одной цели – восстановлению или преобразованию связей супругов друг с другом и миром, развитию умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 479 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Социально-педагогическое консультирование (стр. 1 из 4)

1. Понятие социально-педагогического консультирования ……………….2

2. Виды, стадии, правила консультирования ……………………………….4

3. Варианты консультирования по отдельным проблемам ………………16

1. Понятие социально-педагогического консультирования

Согласно общепринятому определению, консультация это: 1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам. [7]

Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. [3]

Читать еще:  Оригинальные идеи на день рождения мужчине. Подарок любимому на день рождения: идеи. Подарок любимому на день рождения своими руками

Принципы консультирования : [1]

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Клиент должен чувствовать себя уютно и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.

2. Ориентация на ценности и нормы клиента. Нужно опираться на систему ценностей самого клиента. Уважая их, консультант сможет воздействовать на них.

3. Запрет давать советы. Каков бы ни был ваш жизненный опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное отношение и все неудачи будут приписаны консультанту.

4. Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.

5. Разграничения личных и профессиональных отношений, нужно держать дистанцию. Социальный работник должен иметь отстраненную позицию.

6. Включенность клиента в процессе консультирования. Во время приема клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор.

2. Виды, стадии, правила консультирования

Общие виды консультирования:

1. Интимно-личностное консультирование – психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

2. Семейное консультирование – вопросы семейного воспитания и отношений между членами семьи (выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем, распределение обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других).

3. Педагогическое консультирование – вопросы обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения.

4. Деловое консультирование – связано с решением людьми деловых проблем (вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.). [2]

5. Экспертное консультирование предполагает конкретную задачу и конкретный способ ее решения. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. Консультанты работают с конкретными проблемами и их задача – эти проблемы устранить.

6. Процессное консультирование – помощь клиенту найти свое собственное решение проблемы. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций.

7. Обучающее консультирование, где консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы. [8]

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений. [5]

Формы проведения консультирования : индивидуальная, малые группы, коллективная. Индивидуальное консультирование – основная, «чистая» форма консультирования. Основной методом работы – диалог участников (консультанта и консультируемого). Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него (две-три подружки приходят посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе). Основной метод работы – беседа. Коллективная форма консультирования — это работа с проблемой путем обсуждения. Основной метод – групповая дискуссия. Например, группа людей сталкивается с определённой проблемой и обращается за консультацией. В ходе дискуссии приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься, переструктурировать свой образ мысли, сформировать новый, целостный, более позитивный взгляд на ситуацию. [3]

Подготовка к консультированию :

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта мебелью. В течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения консультанта с клиентом. Кроме мебели, желательно оборудовать кабинет необходимой организационной техникой.

2. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера).

3. Приобретение минимума специальной литературы как для пользования консультантом, так и для клиентов (информационные брошюры, стенды, периодическая литература и тд.)

Желательно, чтобы помещение для проведения консультаций напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

Стадии консультативного процесса:

1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/primernaja-tematika-konsultacii-roditelei-po-voprosam-semeinogo-vospitanija.html
http://studopedia.net/6_49913_psihologo-pedagogicheskoe-i-semeynoe-konsultirovanie.html
http://mirznanii.com/a/180180/sotsialno-pedagogicheskoe-konsultirovanie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: