Что делать если ребенок врет в 7 лет. Проблемы в семье. Что предпринять родителям, если малыш часто врет

Что делать, если ребенок врет: 6 советов

Детская ложь. Как отучить ребенка врать

Родители, воспитатели, учителя, соседи, книги и мультфильмы говорят детям о том, что обманывать нехорошо, нужно быть честными. Почему же ребенок все равно о чем-то умалчивает, что-то скрывает, делает запрещенные вещи втихаря или, прямо глядя в глаза, выдает заведомо неверную информацию?

Почему ребенок врет

  1. Дети очень импульсивны, они живут в здесь и сейчас, им очень трудно сдерживаться от того, чтобы получить то, что хочется в данный момент. Это обусловлено несформированностью определенных зон мозга. Часто им даже не успевает прийти в голову мысль, можно ли им сейчас что-то взять, сделать или нет, они действуют спонтанно.

Но что они потом слышат от родителей? “Почему ты это взял без разрешения?”, “Что ты наделал? Какой ужас!”, “Не смей так больше делать! Сделаешь — накажу!”, “Как тебе не стыдно!”, “Ты очень меня расстроил”.

В результате ребенок пристыжен, обвинен, напуган. Но все из-за тех же особенностей развития детского мозга и отсутствия определенных нейронных связей в следующий раз он опять совершит что-нибудь подобное, как бы ни хотел впредь действовать по-другому. Но чтобы избежать наказания и не огорчать родителей, он, скорее всего, предпочтет это скрыть или солгать.

  1. Дети равняются на старших и очень хотят быть как они — больше, быстрее, умнее, влиятельнее и т.д. Так как это прямо сейчас невозможно, им приходится фантазировать и воображать, что они уже такие. Поэтому они любят приукрасить реальность или рассказать то, чего на самом деле не было.
  2. Конечно, если ребенок видит, как врут взрослые, он тоже будет так поступать. Некоторые родители сами учат ребенка обманывать, когда просят его скрыть что-нибудь от младшего или сказать неправду воспитателю или учителю. Такое же его поведение по отношению к родителям и другим людям — не что-то удивительное и возмутительное, а вполне закономерное явление.
  3. Еще одна причина вранья — протест, сопротивление влиянию взрослых, их давлению и контролю. В такой ситуации на вопросы родителей, в очередной раз проверяющих, почистил ли ребенок зубы, сделал ли уроки, убрал ли игрушки, дети отвечают неправду. Таким образом они расширяют свои границы и как бы сообщают, что это их территория, не надо сюда лезть.
  4. Также дети могут выдумывать всякие небылицы и проказничать для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Как видно, дети лгут не из плохих намерений — так они приспосабливаются к условиям, в которых находятся.

Что делать, если ребенок обманывает?

Самое важное — наладить с ним доверительные отношения. Для этого в первую очередь нужно отказаться от наказаний, запугиваний, обвинений и унижений. Чаще обращать внимание ребенка на то, что у него получается хорошо. Дайте ребенку понять, что не будете его ругать и наказывать за проступки и старайтесь действительно относиться к ним более спокойно.

Объясняйте, к каким последствиям могут приводить его поступки (когда люди обманывают, им перестают верить). Рассказывайте про свой опыт и свои чувства, о том, как вам неприятно, когда вам говорят неправду, и как для вас важна честность и почему.

При безобидных фантазиях ребенка можно к нему присоединиться и превратить это в игру, которая может оказать терапевтический эффект — проживая в воображении то, о чем он мечтает, ребенок формирует позитивный образ себя, чувствует уверенность и удовлетворение своей жизнью.

Если чувствуете от ребенка много сопротивления, то стоит обратить внимание, не душите ли его своим чрезмерным контролем. Дайте ему больше возможностей для самостоятельного выбора и получения своих последствий, пусть он проявит себя. И уверьте, что если понадобится помощь, он может на вас рассчитывать.

Помните, что дети врут не со зла, у них на это есть какая-то причина, с ней и нужно разбираться. И, конечно, почаще говорите о том, как вы его любите и будете любить всегда, как бы он себя ни вел.

И последнее — не забывайте про свой личный пример! Нужно быть очень внимательными к своим обещаниям: давать их только тогда, когда уверены, что сможете выполнить, и обязательно держать слово. Говорите правду детям и при детях, сделайте честность своей ценностью, следите за тем, чтобы ваши действия соответствовали вашим словам и признавайте свои ошибки.

Что делать, если ребенок врет: советы психолога

Каждому родителю хочется быть другом для ребенка и иметь с ним доверительные отношения. Но в один момент приходит осознание: ребенок врет. Любимое чадо делает это не потому, что ему нравится вас обманывать. Детская ложь маскирует серьезные проблемы во взаимоотношениях между членами семьи. Чтобы вернуть доверие и наладить отношения, нужно найти первопричину обмана.

Почему ребенок врет?

Ребенок не станет обманывать на пустом месте, если только это не разовая попытка прозондировать обстановку и удовлетворить интерес. Кто будет врать ради развлечения, какой в этом смысл? Если малыш хочет поиграть, он фантазирует, но это явно отличается от обмана. Ложь всегда имеет под собой конкретные причины, и мотивы для систематического вранья могут быть разные.

  • Боязнь быть наказанным за ложь.

Ребенок боится наказания за провинность, поэтому проще солгать. Если родители угрожают ему наказанием за не сделанные вовремя уроки, непрочитанную книжку, не убранные перед сном игрушки и т. д., малыш скорее соврет, чем скажет правду. При этом он может машинально солгать даже тогда, когда у родителя есть возможность проверить результат. Например, сын оставил беспорядок в комнате, но сказал, что убрал игрушки, хотя папа спокойно может это проверить. В таком случае страх наказания за беспорядок берет верх над страхом обмана.

Часто родители совершают ошибку, завышая планку требований к ребенку. Нужно понимать, что дитя пяти лет далеко не всегда может самостоятельно себя организовать и следовать четкому алгоритму: раскладывать игрушки по местам, развешивать одежду на стульчик или складывать в шкаф, собирать без напоминаний рюкзак в спортивную секцию. Ему проще соврать, чтобы в очередной раз не злить никого своей неорганизованностью.

Привычка родителей оскорблять ребенка только усугубляет ситуацию. «Так и знала, что ты опять забудешь!», «Какой же ты растяпа, когда ты уже научишься?!», «В кого ты такой бестолковый?». Такие фразы унижают малыша, могут замкнуть его в себе, и тогда постоянное вранье неизбежно.

  • Желание самоутвердиться.

Ситуации обмана для повышения самооценки встречаются уже после 6 лет. Например, мальчик хочет выглядеть «круче» в компании сверстников или детей постарше, поэтому начинает сочинять небылицы из разряда «да у меня брат в институте учится» или «у меня папа начальник полиции и 100 воров поймал». На вид не особо криминально. Так и есть, если это случается редко, к тому же, дети на лету придумывают, чем похвастаться перед другими.

Другое дело, если ребенок постоянно врет, что живет в огромной квартире, или у всех членов семьи есть собственный автомобиль, или что его папа бизнесмен, когда на самом деле он сантехник. Скорее всего, ребенка беспокоит его социальный статус. Родителям нужно выяснить, в чем причина этого беспокойства: над его семьей смеются сверстники, унижают его, обзывают? Или не берут в компанию, потому что он не дотягивает по положению? Желание быть на одном уровне с ровесниками толкает детей на обман.

Читать еще:  Выкройка жилетки баба яга тильда. Баба яга в чулочной технике

Чаще всего по этой причине врут подростки. Дети от 12 до 16 лет переживают нелегкие времена, природа требует мятежа и бунта. Ложь – это протест против родительских рамок, ограничений и вообще всего, что пытаются навязать родные якобы из благих побуждений. Бесполезно ругаться и тем более наказывать, вы все равно окажетесь в глазах подростка деспотом и несправедливым родителем.

Период юношеского максимализма переживают все дети. Каждый вопрос родителя воспринимается в штыки или расценивается как попытка контроля и давления. Ребенок может врать, даже не задумываясь, насколько нелепо выглядит его ложь, ему важно не это. Весь его посыл сводится к одному: «Отстаньте от меня, я сам знаю, что делать». Подростку необходимо пережить этот опыт. Если постоянно ругаться с отпрыском и доказывать, что он не прав, что родители знают лучше, он только отдалится от вас. Доверие будет потеряно: зачем говорить правду тому, кто не понимает тебя? Проще отмахнуться и хлопнуть дверью.

Нередки ситуации, когда родители врут при детях, а потом удивляются, что их чадо поступает так же. Ребенок растет в семье – и все происходящее в ней воспринимает как модель поведения. Нет смысла ругать его за обман, если родители у него на глазах лгут друг другу или обманывают других.

Обычная бытовая ситуация: в выходной день папе звонит начальник с просьбой выйти на работу, на что папа говорит, что он болен и не в состоянии подняться с постели. Ребенок видит, что папа не только здоров, но еще и доволен собой: как он ловко обхитрил начальника! Неудивительно, что при удобном случае любимое чадо симулирует болезнь с утра пораньше, чтобы не пойти в школу. Ругать в этом случае надо себя и двойные стандарты, установленные в семье: «Врать нельзя, но иногда – можно».

  • Жажда свободы и независимости.

Речь идет о чрезмерном контроле в жизни вашего отпрыска. Дети обманывают родителей по этой причине уже в школьном возрасте. Родителям нужно вовремя понять, что «малыш» уже дорос до вполне самостоятельного человека. Сейчас волнительное «Ты где?», «Когда домой придешь?», «С кем ты там?» его раздражает. И вместо простого ответа он скорее соврет или скажет «Нигде», «Не знаю», «Ни с кем», чтобы в очередной раз напомнить о своей самостоятельности.

Не пытайтесь воевать с ребенком, он все равно сделает так, как считает нужным. Вспомните себя в детстве: мама каждое утро требовала надеть шапку, а что делали вы? Заходили за угол и снимали ее. А когда возвращались домой, снова надевали, поселяя в матери ложное чувство контроля над вашими действиями. Посмотрите на свое чадо: вдруг оно чуть-чуть подросло, а вы не заметили?

  • Конфликты в семье.

Дети видят и слышат больше, чем кажется родителям, но сами они часто не бывают услышанными. Если в семье трудный период или постоянная напряженная обстановка, это отражается на психологическом состоянии детей. Не обязательно биться в истерике, чтобы показать свои эмоции. В ход идут способы посерьезнее.

Ребенок может привлекать внимание родителей враньем, воровством, порчей вещей. Он может делать это, даже если его все время будут наказывать. Это попытка протеста против ситуации в семье. Может, ребенок видит в постоянном обмане способ объединить родителей в борьбе против него самого. Это очень серьезная проблема, и нужно вовремя распознать ее и постараться решить. Иногда дети в попытках помирить родителей даже подвергают себя смертельной опасности.

Как родителям понять, что ребенок врет?

Психологи знают, что как бы человек ни старался замаскировать свою ложь, его выдает язык жестов. Мимику лица и жестикуляцию сложно контролировать даже взрослому, а малышу – тем более. Маленький хитрец сосредоточен на том, что говорит (ложь), и даже не замечает, как его тело протестует против этого.

Зная основные признаки лжи, можно вовремя распознать обман:

  • отвод глаз – во время разговора ребенок не смотрим вам в глаза, старается отвести взгляд в сторону, что говорит о его неискренности;
  • переминание с ноги на ногу – маленький обманщик не может устоять на месте и постоянно мнется с одной ноги на другую, потому что его тело противится тому, что он говорит;
  • переменчивая мимика – ребенок то хмурится, то улыбается, то удивляется, выражение его лица постоянно меняется и не соответствует тому, о чем он говорит;
  • руки у рта – врунишка неосознанно хочет закрыть рот и не произносить неправду;
  • покашливание – ребенок, сам того не замечая, пытается заглушить и замаскировать свою ложь кашлем;
  • прикосновения к носу – маленький «Пиноккио» трогает нос, потому что во время обмана выделяются особые вещества (катехоламины), и слизистая носа раздражается;
  • потирание глаз – малыш трет глаза, потому что не хочет «видеть» свою ложь;
  • кивание или мотание головой – жесты не совпадают со сказанным, то есть ребенок кивает там, где пытается отрицать, или наоборот, мотает головой там, где пытается согласиться со своими словами;
  • почесывание шеи – этот жест означает сомнение ребенка в собственных словах;
  • касание мочки уха – жест аналогичен попытке прикрыть рот и потереть глаза, и означает, что говорящий пытается отстраниться от своих слов;
  • руки в карманах – малыш старается спрятать ладошки, и это говорит о его неискренности;
  • повтор вопросов – ребенок повторяет фразы родителя, чтобы потянуть время, а его мозг старается придумать подходящую ложь.

Теперь вы знаете, как распознать ложь в общении с ребенком. Дети еще не могут достаточно контролировать свои действия, они импульсивны и обычно говорят то, что думают, обнажая свои эмоции. Именно поэтому ложь ребенка — это продуманный ход, который точно имеет определенные мотивы. Осталось понять, что делать дальше.

Что же делать, если ребенок обманывает?

Если вы поймали ребенка на систематической лжи, будьте готовы к тому, что не получится решить проблему одним разговором. Мало только найти причину обмана, нужно понять, что делать, если ребенок врет. Вам придется приложить усилия, чтобы вернуть доверие и показать малышу, что вы с ним на одной стороне. Советы психолога помогут установить доверительные отношения с ребенком и вернуть дружбу между вами.

  • Для начала нужно отказаться от наказаний, перестать запугивать и унижать малыша. Лучше обращайте внимание на то, что ребенок делает хорошо, на его победы, а не поражения. Вселите в него уверенность в том, что он умный, талантливый, старательный, даже если приносит плохие отметки из школы.
  • Избегайте качественных оценок ребенка лично, а не его действий. Не нужно вешать ярлыки «лгун», «обманщик», ведь он может начать соответствовать образу: зачем меняться, если все смирились с его положением в семье? Говорите ему о том, как любите его самого, а не поступки, которые он совершает. Очень важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что родители будут его любить, даже если он совершит что-то плохое.
  • Внимательно относитесь к тревогам ребенкав вопросах неуверенности в себе и попытках преувеличить свое положение (например, финансовое). Не надо кричать, что отец рвет спину, чтобы обеспечить семью. Нужно прививать понятие, что не количество машин красит человека, а человеческие качества, и что дружба измеряется не квадратными метрами квартиры. Если в компании сверстники оценивают товарища по уровню дохода родителей, то это не достойная вашего ребенка компания. Не они, а он решает, общаться с ними или нет.
  • Говорите о последствиях обмана.Об этом должны знать дети всех возрастов. Расскажите ребенку о своих чувствах: ложь отдаляет вас друг от друга, убивает доверие, обижает чувства родителей, заставляет волноваться. Искажение фактов (вранье) может привести к печальным последствиям и по-настоящему навредить кому-то из членов семьи. Дайте ребенку понять, что никто не будет его наказывать за обман, и выбор всегда остается за ним, но последствия могут того не стоить. Часто потеря доверия родителей – самое сильное наказание. Когда ребенка наказывают физически, он чувствует, что искупил вину, а молчаливое порицание тяготит гораздо сильнее порки или домашнего ареста.

Если причина детской лжи в стремлении показать свою независимость и самостоятельность, то стоит пересмотреть рамки, в которых оказался ребенок. Может, вы слишком ограничиваете его свободу, вторгаетесь в личное пространство? Если с этим все в порядке и в ребенке говорит юношеский максимализм, что ж, придется объяснить ему последствия такой свободы. Не стесняйтесь делиться своим опытом, расскажите пару историй из своей жизни, когда борьба за независимость обернулась разочарованием. Дайте ребенку понять: даже если он делает неправильный выбор, нужно быть честным с родителями. Именно они помогут выйти из сложной или нелицеприятной ситуации.

  • Научитесь хранить секреты своего ребенка.Показывайте, что вам важно то, что он вам доверяет. Если сын просит отца не рассказывать матери что-то личное, нельзя его подводить. Один промах – и доверие потеряно, а вернуть все как было не так легко. Между мамой и дочкой тоже должны быть секреты, и замечательно, если дочь об этом просит. Быть лучшими подружками со своей девочкой – разве не об этом мечтает каждая мама?
  • Читать еще:  Знаменитые цитаты про память: высказывания великих личностей. Статусы про горечь и боль утраты близкого человека

    И самое главное: показывайте своим примером, как надо поступать. Будьте честными и открытыми в семье, говорите о своих чувствах, озвучивайте моменты, которые вас волнуют. Обсуждайте проблемы вслух и показывайте, что в вашей семье детей любят безусловно, а не за хорошее поведение, отличные отметки, убранные игрушки или вовремя сделанные уроки. Сдерживайте обещания, не заводите двойных стандартов и напоминайте ребенку о том, как сильно вы дорожите дружбой с ним.

    Что делать если ребенок 7-10 лет обманывает родителей

    Ребёнок говорит неправду. Советы для родителей

    Дети часто пытаются объяснить нежелательные для взрослых детские поступки, прибегая к фантазиям. Или обману?

    Для начала надо разобраться, что мы понимаем под обманом. И чем детские фантазии отличаются от него. Фантазии свойственны детям. Если они связаны с реальным миром, привязаны к окружающей ребенка действительности, это естественно и нормально. Ребенок живет в построенном сказочном мире и частенько в нем «застревает». Он приписывают предметам живые свойства и верит в то, что эти предметы воодушевленные. Достаточно посмотреть, как играет ребенок. У него в руках может быть только одна игрушка или вовсе ничего. Тогда все окружающие его предметы наделяются необходимыми для его игры характеристиками. Стул становится динозавром, стол — пещерой, а он сам — первобытным охотником. И ведь никому в голову не придет называть его вруном и ругать за это. В фантазиях ребенка огромное значение играет воображение. Это одно из важнейших познавательных особенностей, которое наряду с мышлением, вниманием, памятью дано каждому человеку.

    Что же такое воображение? Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения ребенка — переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. То есть, если ребенок без затруднений «возвращается» из ирреального, выстроенного им мира в реальный, это нормально и не должно вызывать раздражения или опасения взрослых. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С помощью его человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для ребенка характерно вначале то, что воссоздаваемые образцы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как дети передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фентези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается, и дети, уже строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств.

    Особенностью воображения, к примеру, в дошкольном и младшем школьном возрасте является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов.

    Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни неуправляемости. Если какое-то литературное произведение, красочный рассказ, фильм или компьютерная игра будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было. Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во лжи. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии, и взрослым предстоит развивать воображение ребенка до того состояния, пока от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, ребенок не дойдет до обобщенного, яркого образа. Развитие воображения как познавательного процесса личности велико. Постепенно в процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью и с появлением этих умений, воображение тоже становится управляемым.

    Таким образом, в основе фантазий лежит развивающееся воображение. А что кроется в способности ребенка говорить неправду? Если дети обманывают, то этому они научились у нас, взрослых. Ведь никто не рождается с желанием обманывать окружающих. Живя в обществе, присматриваясь к окружающим, перенимая у них стили поведения, дети перенимают и ложь. Особенно это происходит тогда, когда ребенок видит плоды неправды. У него еще не сформирован нравственный портрет. А результат обмана, с точки зрения ребенка, приносит гораздо больше пользы обманывающему, чем честному человеку.

    Давайте проследим, если можно так выразиться, маршрут лжи. Понятия правды и неправды ребенок получает из собственного жизненного опыта. Его наблюдения говорят ему, что в жизни происходят непонятные для него вещи. Достаточно проследить, как грозят родители своему малышу. Палитра угроз велика:

    «Отрежу язык!», если говорит не то, что можно и нужно;

    «Оторву руки», если берет без спроса конфеты;

    «Брошу в речку», если подходит близко к воде, и т. д.

    Список может быть практически бесконечным. Поначалу ребенок очень боится. Если родители внимательны к своему ребенку, они увидят искорки страха в его глазах. Но потом он видит, что ничего не случается. Первый урок неправды усваивается очень быстро. Дальше — больше! К примеру, мама говорит папе, что ей так надоело разговаривать по телефону со своей подругой, а когда та звонит, говорит ей, что она очень рада. Или папа очень хвалит машину соседа дяди Миши, а когда дядя Миша уходит, смеется над его машиной. А бывают и вообще страшные вещи, когда родители сами просят ребенка соврать. К примеру, мама пошла в кино (зоопарк, кафе . ) с сыном и дядей Сережей. При этом она просит мальчика не говорить папе. Ребенок не понимает! Часто забывает, что говорить нельзя. В этом случае он может стать причиной домашнего скандала. Но и это еще не все, его же за правду и накажут!

    Сначала ребенок заранее ничего не планирует и обманывает спонтанно, не думая о пользе или вреде сказанного им. Если ложь приносит положительные плоды и взрослые ни о чем не догадываются, у ребенка появляется уверенность в том, что ложь — это хорошо. Если эта уверенность закрепляется в дальнейшем его опыте, мы получаем законченного врунишку. Если же вдруг его «ловят» и наказывают, он переживает, и умения лгать могут не закрепиться. Безусловно, само ничего не делается, и родителям нужно научиться умело «переводить» ребенка из пограничного между фантазией и ложью поля в реальность. Как это делать? Как вести себя родителям, если ребенок начинает «подвирать»? Об этом и поговорим.

    Для того чтобы фантазии не перешли в ложь и не закрепились в сознании и поведении ребенка, необходимо выяснить причину его обманов. И первый вопрос, который взрослый себе должен задать: «Почему ребенок говорит неправду? Что толкает его на это?». Можно выделить несколько причин:

    Читать еще:  Укусила собака: что делать

    1. Ребенок боится сказать правду. Она для него так ужасна, что его душа не выносит «чистосердечного признания». Необходимо выяснить, что именно его так пугает.

    2. Пытаясь избежать наказания за проступок, ложью ребенок прикрывается как щитом. Он не может признаться в силу каких-то обстоятельств.

    3. Желание понравиться сверстнику или кому-то из старших тоже часто приводит ребенка к необходимости сказать неправду.

    4. Желание не понравиться. Сделать наоборот. «Вот вы все хвалите Сережу, а я плохой?! Вот я и докажу, что я плохой».

    5. Если ребенок хочет избежать насмешек. Если он ранимый и тонко чувствующий, то, естественно, он прибегает ко лжи. Ведь нравственные качества находятся еще в «сыром виде».

    6. Если ребенку что-то не удается в повседневной жизни, то он лжет в попытке избавиться от мелочной опеки взрослых.

    После выяснения причин можно приступать к организации правильного воспитательного действия, в зависимости от выявленной причины.

    1. Ребенок боится. Конечно, прежде всего это с ним происходит, если в доме все время наказывают ребенка или детей подряд за все проступки — за разбитую чашку, за порванные брюки, за невымытую вовремя посуду. Если в доме такой террор, то все педагогические советы пустой звук. Но причина может крыться и в развитой эмоциональности ребенка. Если он очень близко к сердцу принимает жизнь и обычаи семьи. К примеру, он разбил любимую чашку папы! Он боится в этом случае не наказания, а огорчения папы, ведь он-то знает, как папа ценил эту вещь. В этом случае необходимо рассказать ребенку, что папа понимает, что чашку разбили не специально, а нечаянно. Да и вообще, он ее уже не так любит. Можно предложить ребенку пойти вместе в магазин и купить другую чашку. Если у ребенка есть копилка, подтолкнуть его к тому, чтобы он сделал это на собранные деньги. Конечно, он может нанести какой-либо непоправимый вред. Но в любом случае, если это сделано не специально, не нарочно, а нечаянно и ребенок в отчаянии, необходимо найти слова, которые его подбодрят и не дадут возможности прибегать ко лжи.

    2. Избегает наказания. В этом случае скорее всего в доме царит авторитарное управление жизнью ребенка. Может, даже родители прибегают к физическим наказаниям, и ребенок помнит ощущение боли. Или его наказывают в присутствии других детей, унижая его достоинство. Как бы то ни было, ложь ребенка — это причина срочно пересмотреть родителям свои воспитательные методы.

    3. Хочет понравиться. Это вообще свойственно ребенку. Потребность в любви окружающих, в их хорошем отношении к ребенку является одним из ведущих мотивов его деятельности. Достаточно вспомнить о том, как ребенок ждет оценки его поступков или сделанных его руками изделий — с нетерпением, с надеждой на похвалу. Особенно часто прибегают к подобным приемам дети, которых родители постоянно критикуют. В таких случаях родители сомневаются, что их дети способны «на подвиги», и последним приходится доказывать с помощью лжи, что они гораздо лучше, чем о них думают.

    4. Не хочет нравиться. Это тоже очень сильный мотив для лживого поведения. Ребенок в этом случае уже устал доказывать свою состоятельность. Он прибегает к другому способу обратить на себя внимание — совершает неприглядные поступки. Почему неприглядные? Да потому, что именно они сразу бросаются в глаза. «Хорошими делами прославиться нельзя», — пели плохие герои детского фильма «Айболит-66». Взрослым необходимо перестроить свои отношения с ребенком. Признавать в нем личность, принимать его позицию. Искать вместе компромиссное решение. Тогда у чада будет «выбита почва из-под ног» и ему не нужно будет «геройствовать» в отрицательном поле. Отсюда вывод — не надо заставлять ребенка постоянно доказывать родителям, какой он хороший или какой он не такой, как о нем все думают.

    5. Уходит от насмешек. Особенно тягостны насмешки тонким и ранимым детям. Детям с развитым чувством достоинства. Тогда ложь становится прикрытием, той пеленой тумана, куда они безмолвно уходят. Иные из них просто не хотят ничего объяснять и доказывать. У известного французского пилота и писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова, многое объясняющие взрослым о поведении детей: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Маленький принц). Как же прекратить это? Прежде всего представить, как папа или мама будут себя чувствовать, если над их действиями будут все время насмехаться. Попытаться спроецировать ситуацию на себя, тогда и решение придет. Если же насмешки связаны с какими-либо внешними обстоятельствами, попытаться убрать их, а если это невозможно, то максимально сгладить. Важно уяснить одну простую педагогическую истину — насмешка над ребенком ни к чему хорошему не приводит. Это дорога, которая ведет в никуда. Все очень просто — насмехаться НЕЛЬЗЯ в принципе, но особенно непозволительно это делать в присутствии сверстников.

    6. Маленький неудачник. Ложь — это способ привлечь к себе внимание. Если у ребенка в повседневной жизни, как правило, ничего не получается, он начинает выдумывать свои успехи. Ему кажется, что обладание «подвигами» возвысит его в глазах сверстников и родителей. Представьте, что такой ребенок идет в школу. Он уверен заранее, что у него ничего не получится, но своему окружению он будет говорить о своих успехах. Другими словами, будет врать. В этом случае необходимо проанализировать отношение взрослых к этому ребенку. Безусловно, именно здесь кроется причина подобного поведения. Значит, родители не видят или не желают видеть достижений ребенка. Необходимо срочно менять педагогическую стратегию. Эта причина лжи очень опасна как для самого автора, так и для окружающих.

    Итак, самое главное — это развести фантазии, свойственные ребенку, и зарождающуюся ложь, пока она еще не перешла в устойчивое образование и не стала качеством личности. От внимательного отношения к поведению ребенка зависит мера фантазий и лжи в его жизни. От родителей требуется понимание, тонкое и чуткое отношение, а главное — внимание. Если жизнь ребенка для семьи не тягостное занятие, а добровольное и осознанное действие, тогда достаточно трудно пропустить тот момент, когда фантазии перетекают в ложь. К тому же, если и жизненные примеры членов семьи этому не способствуют, то вполне вероятно, что ребенок вырастит честным человеком с развитым воображением. А что в этом плохого?

    Советы бывалого педагога

    В родительский блокнот

    ❀ Старайтесь научиться разбираться, где ложь, а где вполне мирные фантазии ребенка.

    ❀ Развивайте воображение ребенка, этим самым вы лишите его поводов для лжи.

    ❀ Выяснив причину обмана, немедленно предпринимайте попытку ее уничтожения.

    ❀ Если ваш ребенок склонен к фантазиям, пофантазируйте вместе с ним, но следите за тем, чтобы он возвращался в реальность.

    ❀ Если ваш ребенок склонен ко лжи, немедленно дайте ему понять, что вы знаете правду. И так каждый раз.

    ❀ Будьте сами правдивы! Помните, ребенок копирует ваши взгляды, ваше поведение.

    ❀ Не используйте физическое наказание — это унижает и оскорбляет ребенка.

    ❀ Никогда не наказывайте ребенка в присутствии других детей, даже если наказание справедливо.

    ❀ Старайтесь не хвалить других детей в присутствии ребенка, он ревнует.

    На заметку бабушке и дедушке

    ❀ Относитесь к ребенку с доверием, мягко напоминайте ему об этом.

    ❀ Если вашему внуку или внучке свойственны фантазии, старайтесь разобрать с ними каждую выдуманную деталь их жизни и подводите детей к правильным и оптимистичным выводам.

    ❀ Если вы «поймали» ребенка на обмане, дайте возможность ему «реабилитироваться».

    ❀ Не забывайте, что ребенок очень часто находится в своем созданном им мире, уважайте этот мир и выводите ребенка из него «мягко».

    ❀ Постоянно поддерживайте уверенность в ребенке в его возможностях.

    ❀ Чаще рассказывайте ребенку о своих детских неудачах и их преодолении.

    Источники:

    http://www.7ya.ru/article/Chto-delat-esli-rebenok-vret-6-sovetov/
    http://razvivashka.online/psihologiya/chto-delat-esli-rebenok-vret
    http://ped-kopilka.ru/roditeljam/chto-delat-esli-rebenok-7-10-let-obmanyvaet-roditelei.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: