Что такое эмоциональное насилие над детьми? Консультация на тему: Психологическое насилие над детьми в семье
Психологическое насилие в родительской семье
Если активное насилие это всегда эксцесс, нередко уголовный и расцениваемый людьми одной культуры примерно одинаково, то неявное насилие в детско-родительских отношениях пока еще наша повседневность.
Тем ни менее по травматичности и отдаленным последствиям неявное насилие представляется более серьезной социально-психологической проблемой, чем активное. Во многом именно из-за того, что остается непроявленным как нечто опасное. Следствием такого “оправданного” или невольного психологического насилия становятся задержки психического развития, алекситимия, формирование пограничной и психопатической характерологии, зависимые состояния (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость…), созависимые отношения, психосоматические заболевания, бессознательная тяга к ретравматизации.
Данному насилию можно дать наименование “ординарное”, понимаемое в двух значениях. Это то, что не является необычным и экстраординарным. Это и ordinarius (лат. — упорядочение): новая сортировка, распределение, классификация вещей, возникающая после случаев насилия, когда ребенок прилагает все силы, чтобы восстановить свой мир и вследствие чего он уже никогда не станет прежним.
Проявления тихого психологического насилия в семье объясняют целесообразностью, любовью, заботой, удобством, моральными принципами, историческим укладом жизни и семейными традициями. Проявляющий насилие взрослый за счет своих бессознательных психологических защит не видит в нем ничего предосудительного и не воспринимает происходящее как нарушение личных границ ребенка и разрушение его нормальной жизни.
Неявное насилие и явное уравниваются в том, что одинаково вызывает к жизни фигуру Демонического Защитника. Под покровительством этой части личности ребенку удается выжить, сохранить свое Я, совладать с тревогой и продолжать воспринимать близких, проявляющих насилие как заботливых и любящих.
Мы не будем говорить об активном насилии (вербальном, физическом, сексуальном), оно экстраординарно и очевидно в своей безобразности. Многие родители, бабушки, другие родственники, проявляющие активное насилие все же испытывают ту или иную степень вины и временами пытаются корректировать свое поведение. Результатом “корректировки” становится перевод агрессии в скрытую форму и трансформация активного насилия в неявное. Насилие становится закамуфлированным, но ребенок продолжает жить в неблагоприятной среде и испытывает постоянное травмирующее воздействие.
Рассмотрим проявления неявного психологического насилия в родительской семье. Данный перечень мы составили, опираясь на данные литературных источников и исходя из собственной практики работы с созависимыми людьми, чье детство наполнено неявным насилием.
◘ Разговоры взрослых, которые дети до пубертатного возраста не должны слышать.
◘ Темы хронических болезней, смертей, войн, катастроф, нехватки денег, проблем на работе, политической обстановки и пр., создающие ощущение неустойчивости бытия, пугающей картины мира, страх остаться сиротой.
◘ Рассказы о сложной беременности, о тяжелых родах, о лишениях и трудностях, с которыми родители встретились при рождении ребенка, вселяющие чувство неискупаемого долга.
◘ Прогнозирование неблагоприятного будущего вместо родительского благословения.
◘ Болезни (физические и психические) родителей. Ранняя смерть родителя.
◘ Частые командировки и отсутствие дома одного из родителей.
◘ Игнорирование болезни ребенка, отказ в помощи, отсутствие поддержки в болезни, раздражение по поводу частых болезней — “проще похоронить, чем вылечить”.
◘ Отсутствие поддержки в конфликтных ситуациях со сверстниками и педагогами.
◘ Развод родителей. Особенно развод, в котором ребенок вынужден занять сторону одного из родителей, и оказывается убежденным в вине другого.
◘ Обращение к ребенку (со стороны матери вербальное, со стороны отца чаще невербальное) занять его сторону.
◘ Отсутствие грудного вскармливания или проблемы с этим, раннее прекращение грудного вскармливания. По современным данным достаточный телесный и эмоциональный контакт с матерью может полностью компенсировать отсутствие грудного вскармливания.
◘ Недостаток еды или однообразное невкусное питание.
◘ Ограничение в еде, особенно по причине лишнего веса ребенка.
◘ Псевдозабота — “не ешь… будешь толстой”, “перестань таскать еду , а то замок на кухню повещаю”.
◘ Насильственное кормление (мы все равно заставим тебя принять нашу “любовь”) — “ешь, а то за шиворот вылью”, “пока не доешь – из-за стола не выйдешь”.
◘ Навязывание ребенку особых систем питания: “Правильное”, “рациональное”, диетическое питание для “профилактики” лишнего веса, приводящие к нарушениям пищевого поведения и лишнему весу.
◘ Озабоченность матери своим лишним весом, демонстрируемая ребенку.
◘ Психологический инцест — соблазнение ребенка родителем противоположенного пола: Общие секреты от другого родителя. Жалобы на другого родителя, провоцирующие у ребенка желание защитить обиженного родителя. Слишком много совместного времени с одним родителем без участия другого.
◘ Жесткое следование предписаниям и нормам, чрезмерная строгость воспитания в ущерб проявлению любви и спонтанности отношений с ребенком.
◘ Требование соблюдать ограничения в одежде, строгий режим прогулок и отдыха.
◘ Раннее приучение к туалету. Высокая требовательность к чистоте и опрятности.
◘ Фанатизм родителей в выполнении религиозных ритуалов и правил. Навязывание системы вероисповедания, запугивания карой небесной, загробными наказаниями и пр.
◘ Псевдопатриотическое воспитание и милитаристский дух воспитания в семье, школе и дошкольных учреждениях, формирование образа врага.
◘ Пуританское сексуальное воспитание с навязыванием фобических установок: от мастурбации “мозг сохнет”, “писька отвалится”, “от поцелуев рождаются дети”.
◘ Невежество и родительский страх по поводу зарождающейся детской сексуальности и интереса к гениталиям.
◘ Принятие ребенка при соблюдении с его стороны определенных условий и за конкретные достижения — хорошее поведение, хорошие отметки в ущерб безусловной любви.
◘ Заниженная самооценка у родителя(ей), жалобы, загнанность и хроническая усталость, состояние подавленности и пониженного настроения, периоды замкнутости и молчания, депрессии у старших членов семьи — любые состояния, вызывающие жалость и сострадание у ребенка.
◘ Провокация у ребенка желания спасти кого-то из родителей каким-то своим детским волшебством.
◘ Обесценивание эмоциональной стороны жизни, неприятие чувств ребенка, которое формирует страх «разрушить» родителя своими чувствами, привычку сдерживать, отщеплять, вытеснять из сознания негативные чувства. “Ты же не хочешь”, “ты же не думаешь” в то время как ребенок и хочет, и думает, и чувствует.
◘ Чрезмерная опека и стремление освободить от обязанностей и проявлений самостоятельности.
◘ Поношение или осмеяние инициативы, дел и поступков. Особенно прилюдно, при сверстниках. Напоминание о постыдных поступках и ошибках.
◘ Обобщения: “все не как у людей”, “вечно у тебя так”.
◘ Деструктивная критика, сравнение с другими не в пользу ребенка, провокация сиблинговой конкуренции.
◘ Усиление тривиальных требований (множество мелких правил), не нарушить которые невозможно.
◘ Управление поведением через чувство вины.
◘ Шутки и сарказм над значимыми людьми (одного из родителей над другим).
◘ Отсутствие поощрения и добрых слов.
◘ Отсутствие обращения по имени.
◘ Эмоциональная сдержанность, скупость в проявлении нежности, ласки, любви со стороны отца. Холодность, отвержение матерью. Отсутствие в семье песен и улыбок.
◘ Противоречивые и непоследовательные послания. Один родитель на то или иное поведение смотрит сквозь пальцы или даже поощряет, а другой наказывает.
◘ Присутствие в доме чужого мужчины для девочки в возрасте 12-15 лет. Принуждение называть отчима папой.
◘ Наличие в семье младших детей и преждевременное формирование обязанностей и долженствований в раннем возрасте до 7-и лет.
◘ Издевательства, насмешки, пренебрежение со стороны старших сестер и братьев.
◘ Возложение на ребенка надежд и ожиданий для удовлетворения родительских амбиций.
◘ Частая передача ребенка в раннем возрасте под опеку родственникам. Жизнь с другими родственниками при живых родителях. Длительное ожидание возвращения родителей.
◘ Ложь, невыполнение обещаний.
◘ Недостаток любви и доверительных отношений между родителями. Приучение к тому, что искренность и правда в отношениях опасны.
◘ Частые госпитализации с отрывом от родителей.
◘ Изоляция семьи от других социальных групп.
Данные формы насилия могут выходить за рамки семьи и ребенок может встречаться с ними, контактируя со сверстниками и взрослыми в детских дошкольных учреждениях, школе, больнице, спортивных секциях, местах коллективного детского отдыха и пр. Но определяющим в плане психического здоровья является насилие в семье.
Беда нашей страны, наследие прошлого времени и примета современного — это избыток неявного насилия над ребенком дома.
Представленный список, безусловно, обширный и вместе с тем не полный. Конечно, каждый из нас сталкивался с подобными явлением в детстве, знаком с ними “на своей шкуре” и имеет свой собственный травматический опыт. Для этого не нужно быть жертвой сексуального насилия или подвергаться избиениям. Даже тепличные условия жизни ребенка, препятствия в сепарации, культивирование уникальности и затянувшаяся нарциссическая накачка, защита от любого негативного опыта может быть потенциально травматичными так как оборачивается отсутствием заботы о его будущем.
По отношению к последним у ребенка хотя бы есть шанс убежать или как минимум разрешить себе злиться на них. Идеальные родителя лишают ребенка и такой спасительной возможности.
Оптимальным является то, что Доналд Винникотт называл достаточно хорошей матерью. Одним из признаков такой матери можно назвать сформулированную французскими аналитиками обязанность матери “соблазнить ребенка на жизнь” — внушить через свои примеры и своей жизнью, что жить хорошо.
Может и не замечательно, но с годами и десятилетиями все же лучше, чем раньше. Как отмечала в одной из своих статей Людмила Петрановская, современные молодые мамы испытывают вину за крик на ребенка, в то время как их матери могли считать это приемлемым, а физические наказания, которые считались полезными во времена их бабушек, сегодня уже расценивается как деликт.
Нынешние матери еще срываются на крик, но субботние профилактические порки уже не в моде. Церковное мракобесие все еще пытается легитимизировать насилие родителей как особенность нашего традиционного российского менталитета, но во многих семьях уже сложились цивилизованные принципы отношений с детьми. Младенцев уже не связывают пеленками в кулек, кормят не по часам, как предписывали советские педиатры, а по голоду, не воспитывают и натаскивают, а способствуют раскрытию их способностей. Подобных примеров эволюции детско-родительских отношений можно приводить много и, конечно, они свидетельствуют об изменениях к лучшему. Современный ребенок уже имеет формальный статус полноценного человека со своими правами, но неявное насилие все еще наша повседневность.
И здесь уместна аналогия с инфекционными болезнями, которые возникают не от болезнетворных микроорганизмов, а от их концентрации. Существенное значение имеет и возраст столкновения с насилием. Чем он более ранний, тем более грубые нарушения психики будут иметь место. В системе психологических защит человека начинают преобладать детские инфантильные защиты. Они более радикальные и мощные, способствуют выживанию, но препятствуют хорошей жизни.
Забота о своем ребенке предполагает профилактику неявного насилия в своей семье и работу с последствиями насилия, которое было в собственном детстве. Травмированный взрослый как человек зараженный инфекционным заболеванием способен лишь распространять инфекции, поэтому профилактика детского насилия, это забота о своем психологическом здоровье.
Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему
Психологическое насилие над детьми в семье
Читать еще: Статус я такая как есть. Статусы про меня
Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.
2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.
4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.
5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.
6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.
7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.
Наиболее распространенные последствия психологического насилия:
1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
3) Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.
Каковы признаки психологического насилия? Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития.
Как же не допустить психологического насилия в своей собственной семье, как защитить своего ребенка, не допустить этого кошмара? Вопрос не просто актуальный — жизненно важный. Многие из современных родителей сами подвергались тем или иным (а некоторые и всем сразу!) формам психологического насилия. Что же нужно делать, чтобы не проецировать подобные отношения на своих детей?
1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.
3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.
7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.
Отравляющая педагогика: эмоциональное насилие над детьми
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка.
Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.
Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
– изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
– угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
– «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
– терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
– поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
– брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);
– моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:
– предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;
– чрезмерно сурово наказывает ребенка;
– чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
– злится и ведет себя устрашающе.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:
– эмоционально невосприимчив, равнодушен;
– грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
– сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
– замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
– «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
– испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
– не выказывает интереса к играм.
Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:
– ночной и дневной энурез (недержание мочи);
– психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
– замедленное физическое и общее развитие ребенка.
Психологическое насилие
Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.
К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.
Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:
- Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
- Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
- Родители всегда должны быть защищены.
- Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
- Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.
Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:
- психологические ловушки,
- обман,
- двуличность,
- увертки,
- отговорки,
- манипуляции,
- тактика устрашения,
- отвержение любви,
- изоляция,
- недоверие,
- унижение,
- опозоривание – вплоть до истязания,
- обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).
Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:
– любовь – это обязанность;
– родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;
– дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
– высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;
– нежность (сильная любовь) вредна;
– удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;
– лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;
– то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;
– родители не переживут, если их обидят;
– родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
– родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.
Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.
А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:
– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;
– потребность дать выход подавленным чувствам;
– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;
– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;
– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;
– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов. опубликовано econet.ru
Из книги И. Малкиной-Пых “Экстремальные ситуации”
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
http://www.b17.ru/article/109933/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/04/psihologicheskoe-nasilie-nad-detmi-v-seme
http://econet.ru/articles/160820-emotsionalnoe-nasilie-nad-detmi