Что такое матриархат в семье. Матриархат — что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

Содержание

Что такое матриархат? Переход от матриархата к патриархату

Матриархатом в истории принято называть гипотетическую форму устройства общества, при которой власть принадлежала представительницам прекрасного пола. Теория о нем возникла в противовес доминирующей на протяжении многих веков в науке патриархатной. Однако достоверного подтверждения существования такой модели общества на сегодняшний день не имеется.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего – в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность – отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность – супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей – в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм – во главе рода становится дядя по материнской линии.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме – до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Л.Г. Морган и Ф. Энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). К концу ХІХ века представление о существовании в истории человечества эпохи матриархата стало не только популярным, но и общепризнанным.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан – полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок – лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами. Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Читать еще:  Психология. «Мама постоянно мной недовольна. Мама постоянно мной недовольна, что делать

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин – охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца. Безусловно, народность мосо не является полностью матриархальной, однако гостевой брак, матрилинейность и материнское право на детей позволяют причислить его к матрицентричным.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них – на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку. По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) – основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений. Для них характерны расчленение на джураи, включающие три-четыре поколения, взаимовыручка и взаимопомощь. Важные решения принимаются на семейных советах.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

«Матриархат» в России

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев. Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию. Женщина в среднестатистической российской семье, в отличие от западных стран, имеет доступ к деньгам мужа, и раздельные финансы у супругов, в отличие от западных стран, в наших семья скорее редкость.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он – будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях. Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом. Таким образом, говорить о матриархате в нашей стране если и можно, то скорее с оттенком иронии. Признаки и патриархата, и матриархата присутствуют в нем в равной степени.

Современное состояние теории

В настоящее время теория матриархата практически не имеет сторонников в ученых кругах. Нет никакого подтверждения, что в определенную эпоху существовал такой общественный порядок. Более того, исторические данные показывают, что на протяжении всех этапов развития человечества существовало относительное равноправие мужчин и женщин, и они выполняли свои собственные социальные роли. Представления о периоде матриархата как об эпохе главенства женщин во всех сферах, таким образом, можно считать ошибочными.

В середине ХХ столетия проблема гипотетического матриархата отошла на второй план. Обсуждались в основном матрилинейность и патрилинейность и порядок их чередования в истории тех или иных сообществ. Термин «матриархат» в основном стали применять к укладу в известных матрилинейных племенах.

Вместо заключения

В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко – например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.

Матриархат – что это означает и в каких странах встречается?

В школьном курсе истории упоминается такое понятие, как «матриархат», и многим известно, что он обозначает власть женщин. На этом познания в этой теме у большинства людей заканчиваются, поэтому стоит разобраться в ней подробнее, отследив современные тенденции.

Что это означает матриархат?

Термин имеет греческое происхождение, дословно он переводится, как «господство матери». Есть и другое название – гинекократия. Описывая, что такое матриархат, стоит указать, что появился он в далекие времена, и применяют это понятие, для описания типа правительства, которое включает только женщин или в котором доминируют представительницы прекрасного пола. В первобытном обществе матриархат мог существовать в разных видах.

История матриархата

Понятие этого строя было введено учеными Бахофену и Лафито в XIX веке, которые утверждали, что была эпоха, когда во главе стояли женщины. При этом они не смогли предоставить реальные доказательства этой теории, поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым. Современные умы допускают, что матриархат в первобытном обществе был, когда основное занятие мужчин – охота, отошло на второй план, а вот земледелие и собирательство, которыми занимались женщины, стали лидирующими. Кроме этого, не стоит забывать об амазонках, существование которых доказывают современные раскопки.

Патриархат и матриархат

Стремление сравнить два уклада жизни является некорректным, поскольку у каждого варианта есть свои недостатки. Если сравнение матриархата и патриархата перевести на животный мир, то там лидируют самцы, которые являются вожаками. Самки более уязвимые, особенно во время беременности и в период заботы о потомстве. Что касается людей, то матриархат заставляет женщин быть жестче и решительнее, что противоречит женской природе, а мужчины при этом сдают свои позиции, занимая пассивное положение.

Что касается патриархального устройства общества, то может, раньше это и было самым правильным решением, то сейчас женщин все меньше устраивает роль придатка к мужчине. Все это привело к формированию такого течения, как феминизм, направленного на борьбу за равноправие. Благодаря этому женщины имеют право голоса, и возможность работать на должностях, как и представители сильного пола. Об этом дамы XIX века не могли и думать.

Переход от матриархата к патриархату

Историки считают, что важную роль в становлении семьи имеет переход от матриархата к патриархату. В первобытные времена, когда основным источником получения пищи была охота, мужчины редко доживали до 25-30 лет, поэтому главная роль в сохранении рода принадлежала представительницам слабого пола. Они воспитывали детей, организовывали быт и жизнь всего племени. Это и можно было считать матриархатом.

После того как мужчины стали заниматься земледелием, скотоводством, ремесленничеством, то существенно сократилась смертность мужчины. Тогда уже был не патриархат и матриархат, а равноправие. Мужчины выполняли сложную работу, что сделало их главными. С того времени начал наблюдаться переход от матриархата к патриархату. Формировались семьи, которые объединялись в племена, а во главе находились вожди.

Матриархат – плюсы и минусы

Поскольку времена меняется, невозможно сравнивать матриархат, который был в древние времена, и современные тенденции. К тому же исторических фактов не так много, чтобы дать им оценку, поэтому судить можно о том, что было бы, если сейчас женщины стали главными. Преимущества матриархата могут, наверно, касаться только представительниц прекрасного пола, которые становятся более уверенными в себе и у них поднимается самооценка. При этом минусов намного больше:

  • нарушается иерархия семьи;
  • разрушается институт семьи, что негативно влияет на общество в целом;
  • возникновение демографических проблем;
  • теряется идентичность мужчины и женщины;
  • происходит подмена понятий.
Читать еще:  Истинная любовь. Любовь и влюбленность — в чем отличия

Матриархат в современном мире

В мире все еще существуют места, где женщины играют главенствующую роль, и это всех устраивает.

  1. Минангкабау. Описывая страны с матриархатом, стоит остановиться на народе, проживающем в западной части острова Суматра, который относится к Индонезии. Его численность около 4 млн. человек. Там существует закон, что все клановое имущество переходит по женской линии, а самое главное на свете – мать. Мужчины занимаются духовными делами и политикой, что в некой степени уравнивает оба пола.
  2. Мосуо. Этническая группа проживает в китайской провинции Юннань и Сычуань возле Тибета. Родство в ней ведется по женской линии. Дамы там занимаются бизнесом и принимают ключевые решения. Здесь распространены гостевые браки, когда женщины выбирают себе партнеров и ходят к ним гости. Пары не живут вместе и порой дети даже не знают, кто их отцы.
  3. Акан. Описывая, в каких странах матриархат, стоит упомянуть и этот народ в Гане. Все важные вопросы решают женщины, а мужчины занимаются общественной деятельностью и политикой, а еще обеспечивают финансовую поддержку.

Матриархат в семье

В современном мире большинство семей выбирает равноправие, но есть и те, кто предпочитает инверсию, то есть смену ролей. Чтобы понять, что значит матриархат в семье, следует рассмотреть самую распространенную схему, когда женщина успешно строит карьеру, и мужчина уступает ей, отдавая бразды правления. Есть даже примеры, когда представителей сильного пола устраивает роль домохозяйки, и они занимаются воспитанием детей.

Если обе стороны согласны с подобным укладом, то отношения будут крепкими, а семья – счастливой. Подобный сценарий встречается редко, а вот распространенной является некая лайт-версия, когда женщины все же перенимают на себя многие мужские обязанности. Возможные проблемы матриархата в семье:

  1. Мужчина чувствует себя бессильным, что приводит к тому, что он или уходит из отношений или занимает инфантильную позицию мальчика.
  2. Сильным женщинам сложно ужиться со слабаками, поэтому они будут стремиться отыскать более сильного партнера. Роль главной в любой момент может надоесть, поэтому ссоры – неизбежность.

Фильмы про матриархат

Хоть кинематограф является отличным способом, чтобы пофантазировать на тему матриархата, на самом деле фильмов на эту тему очень мало.

  1. «Новые амазонки или сексмиссия». История о двух мужчинах, которые приняли участие в эксперименте (их должны заморозить на три года). В итоге разморозили их только в 2044 году, когда в мире матриархат и нет мужчин.
  2. «Америка-3000». Спустя 900 лет после ядерной воды на земле племенами правят женщины, а мужчины не имеют права голоса. Двое рабов сбегают, желая найти другую жизнь.

Книги про матриархат

Если хотите пофантазировать на тему о главенстве представительниц прекрасного пола, тогда можно обратиться к литературе. Популярные о матриархате книги:

  1. «Повстанец» Т.П. Шульгина. Женщины изменили мир, став главными, а мужчины у них являются лишь средством для воспроизведения потомства и служения. При этом дамы не чувствуют себя счастливыми.
  2. «1000 и один день» А. Громов. История о матриархате будущего – мир амазонок в ХХIII веке. Мужчины порабощены, но возникает угроза из космоса, с которой может справиться только сильный пол.
  3. «Руины Изиды» М.З. Брэдли. Роман, рассказывающий о планете, на которой правят женщины, убежденные в гуманности и справедливости матриархата.

Матриархат — что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. Этот период охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп.

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма общественного устройства предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее.

Определение

Итак, матриархат – что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как «господство матери». Другое название этой власти – гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин – «матриархат»? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие «матриархат», что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место «современный матриархат». Каковы же причины появления этой социальной системы?

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, «огородническое», мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в первобытном обществе мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или групповой брак. Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

Читать еще:  Статусы про мужчин. Афоризмы о мужчинах

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей.

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях – ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены – во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм — одно из ранних направлений индуизма – культ Астарты, богини древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную).

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания – выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма «Сорок девушек» («Кырк кыз»). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом.

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как «исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата». Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на острове Суматра и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались «пришлыми». Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма.

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат – более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

Источники:

http://www.syl.ru/article/373438/chto-takoe-matriarhat-perehod-ot-matriarhata-k-patriarhatu
http://womanadvice.ru/matriarhat-chto-eto-oznachaet-i-v-kakih-stranah-vstrechaetsya
http://fb.ru/article/141740/matriarhat—chto-eto-chelovek-i-obschestvo-matriarhat-v-pervobyitnom-obschestve

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector