Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Готовы ли Вы к семейной жизни
Содержание
Анализ подготовки старшеклассников к семейной жизни. Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни
2.1 Организация исследования уровня сформированности семейных ценностных ориентаций у старших школьников
Целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и укреплению института семьи невозможна без проведения обследования ценностных ориентаций учащихся.
Для исследования уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании школьников старших классов был проведен эксперимент на базе КГУ «Переваловская средняя школа». В эксперименте участвовали школьники 9-11 классов в количестве 50 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.
Цель проведения обследования ценностных ориентаций среди обучающихся состоит в выявлении уровня сформированности семейных ценностей, а также определения степени владения детьми культурой семейных отношений.
Основными задачами исследования являются:
- – изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям и институту семьи в целом;
- – исследование вопросов, связанных с уровнем владения культурой семейных отношений;
- – выявление путей установления взаимопонимания между поколениями;
- – раскрытие возможностей формирования позитивного образа семьи в образовательно-воспитательном процессе;
- – изучение проблем воспитания толерантности в семье.
Исследование позволит более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, семьей и образовательными учреждениями, учащимися и педагогами на современном этапе развития общества; выявить те проблемные зоны, которые требуют самого пристального внимания, активной учебно-воспитательной работы, а также усилий со стороны государства и институтов гражданского общества. Наличие серьезных дефектов процессов социализации в семье, просчетов в духовно-нравственном воспитании молодежи, сложная демографическая ситуация в стране диктуют необходимость проведения кардинальных действий в области образовательной политики и широких просветительских мероприятий, направленных на укрепление семьи и формирование семейных ценностей.
Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся был применен комплект диагностических материалов, представленный в Приложении 1.
На первом этапе исследования старшеклассникам предлагалось закончить два предложения:
«Семья для меня – это…»
«Семья нужна человеку для того, чтобы…»
Второй этап заключался в проведении анкетирования с целью выявления уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании старшеклассников. Для этого на основании диагностических материалов Х.Т. Загладиной была составлена анкета, представленная в приложении 1.
Кроме того, в исследовании использовалась анкета «Семейные ценности» С.С. Носов, основанная на ранжировании испытуемыми основных семейных ценностей.
Перед началом опроса его организаторам обучаемым сообщили о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, поставленные в анкете.
Для ответов на вопросы анкеты прилагается бланк – таблица (Приложение 2). После проведения опросов необходимо суммировать одинаково выделенные ответы учащихся по каждому вопросу соответствующего блока.
Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса была проведена беседа с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.
Особое внимание родителей было обращено на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Увеличивается число трудных семей, неэффективно выполняющих функции по воспитанию детей. Неустанно растут цифры детской беспризорности при живых родителях, общество будоражат преступления несовершеннолетних. Взаимоотношения детей и родителей нередко переходят в разряд уголовных (растет число детей – жертв насилия взрослых).
В этих условиях становится очевидной необходимость помощи семье в повышении ее воспитательного потенциала, от уровня которого зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков.
Также до родителей была донесена актуальность консолидации семьи и школы, родителей и педагогов для выстраивания единого образовательного пространства в целях совместной планомерной и системной работы по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Именно это и является сегодня одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства.
Для эффективной организации такой работы, школа должна иметь хотя бы общее представление о том, в какой мере современная семья транслирует семейные ценности ребенку. Говоря иначе, школа в лице педагогов должна понять, какие механизмы трансляции традиционных семейных ценностей нарушены (то есть, чего недополучает ребенок в семье), чтобы по возможности посредством системы учебно-воспитательных мероприятий, а также психолого-педагогической поддержки семьи восполнить эти пробелы.
На вопрос о том, каким образом будет проводиться опрос учащихся, родителям был дан однозначный ответ – «анонимно». Родители должны знать, что задача данного исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности семейных ценностей у ребенка, проблемы, связанные с эмоциональным благополучием его в семье, «обозначить» зоны, требующие пристального внимания и психолого-педагогической поддержки, наметить возможные пути установления взаимопонимания между членами семьи. Если после подобного рода опроса у самих школьников или у их родителей возникнет запрос на психолого-педагогическую помощь, они имеют полное право обратиться к соответствующему специалисту, и в этом школа окажет им всяческое содействие.
Родителям было объявлено также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Вполне может случиться так, что эта информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.
2.2 Результаты исследования
Проанализировав ответы старших школьников, были получены следующие результаты.
По методике незаконченных предложений была составлена сводная таблица 1. Как мы видим, у большинства учащихся старших классов семья ассоциируется с родными, любимыми, близкими людьми, а так же с детьми и внуками. Немного меньше процент учащихся, которые считают, что семья – это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Встречались ответы, что семья – это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту, взаимовыручка. Двое учащихся видят в семье лишь совместное проживание и времяпровождение людей. Столько же учеников считают, что семья для них – это материальная поддержка. Один учащийся ответил, что семья для него – это ячейка общества.
Ценности, указанные в определении семьи
Результаты наглядно показаны на круговой диаграмме (рисунок 1)
Рисунок 1 Понятие «Семья» в сознании старших школьников
Еще более интересными оказались окончания второго предложения: «Семья нужна человеку для того, чтобы…», представленные в таблице 2 и на диаграмме (рисунок 2).
Основные функции семьи по мнению старшеклассников
Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников “Этика и психология семейной жизни”
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа рассчитана на 16 учебных часов.
Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга
Срок бучения: 8 учебных недель
Режим занятий: 2 часа в неделю
Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи курса:
- формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
- расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
- способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
- способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.
Предполагаемый результат
- повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
- формирование ценностей семьи и личностного роста;
- первичное самоопределение в семейной сфере;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
________________ Квак М.А.
Протокол № _____ от
______________ Школьник А.А..
Приказ № _____ от
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Степанова Марина Юрьевна.
учитель русского языка и литературы , первая категория.
с. Воздвиженка 2017
Рабочая программа элективного курса составлена по программе модуля «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» автора – составителя Свиридова А.Н. к.н.н. профессора кафедры коррекционного развития и специального образования АКИПКРО
Занятия проводятся один раз в неделю для учащихся 10-11 классов.
При проведении занятий могут быть использованы такие формы работы:
-анализ и проигрывание ситуаций;
-привлечение игровой и арт-терапии;
-использование аидио- и видеоматериалов.
Восприятие себя и других
История моего имени
Социальное становление личности
Искусство общения с родителями
Конфликты и их последствия
Эмоциональный мир семьи
Планирование рождаемости в семье
Современные способы предохранения
Искусственное прерывание беременности
Сексуальность, проблема выбора
Ответственность и объективность
Любовь или зависимость
Как сохранить любовь
Развод. Как и почему это происходит?
Как пережить расставание?
Коллаж «Наша группа»
Выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;
Развитие уверенности в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности;
Формирование умения строить глубокие и надежные взаимоотношения;
Приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;
Повышение Психолого-педагогической компетентности будущих родителей.
Физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь
Тематическое планирование по элективному курсу
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Источники:
http://aprilis.ru/analiz-podgotovki-starsheklassnikov-k-semeinoi-zhizni.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596135/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_vospitatelnoj_raboti_uchimsya_zhit_vmest_070326.html