Эмоциональное отвержение ребенка. Неприятие ребенка в семье как психологический феномен

Неприятие ребенка в семье как психологический феномен

Понять и принять — это два правила счастливой семьи: насколько люди способны принимать друг друга, настолько глубоким будет их взаимопонимание. Вот только в жизни все бывает не так просто, и порой даже дети бывают отвергнуты своей семьей. Иногда родители не принимают ребенка таким, какой он есть, обрекая его тем самым на несчастливое будущее. Что же такое «неприятие ребенка в семье», какие последствия оно имеет для взрослеющего человека, читайте в нашей статье.

Причины неприятия

В психологии термины «неприятие» и «непринятие» используются как тождественные. Их суть в том, что человек как цельная личность не принимается другими. Более того, он вызывает неприятие. Как правило, когда ситуация касается чужих людей, она и вовсе не представляется такой уж драматичной. Нам не нравится кто-то, мы не нравимся кому-то — обычно это взаимно и тоже достаточно просто для восприятия.

В супружеских отношениях непринятие, как правило, приводит к разводу или несчастной супружеской жизни. В первое время один из супругов пытается «подстроить» другого под себя, не принимая его особенностей. Но такое положение дел редко может увенчаться успехом. И остается либо терпеть, не принимая, либо расставаться.

Гораздо сложнее разобраться в непринятии собственного ребенка. Маленький человек появляется на свет наделенным определенным набором генетически обусловленных особенностей. Нет его вины в том, что он родился с определенным цветом глаз и волос, способностями к определенным видам деятельности или их отсутствием. Ему неведомо, что родители еще до рождения возлагали на него определенные надежды, которые он не оправдал. Он родился, а значит, уже достоин любви своих родителей.

Проблемы неприятия появляются постепенно. Первичное неприятие возникает еще до рождения ребенка и выражается в отвержении факта беременности. Весть о будущем ребенке не радует женщину, она надеется на ошибку, проводит дополнительное обследование. Когда факт подтверждается, возникает мысль об избавлении от ребенка.

Причинами первичного непринятия беременности могут быть:

  • страх перед будущим (особенно, если женщина не замужем);
  • страх испортить свою внешность (набрать лишний вес и т. п.);
  • страх перед потерей карьеры;
  • нежелание менять привычный уклад жизни.

И если женщина все-таки решает родить, то ребенка можно назвать нежеланным. Однако наблюдаются случаи, когда материнский инстинкт еще до рождения разрушает негативную установку. Но чаще первичное непринятие ведет за собой тяжелую послеродовую депрессию и неприятие ребенка в будущем.

Вторичное неприятие может возникнуть, если ребенок не соответствует ожиданиям родителей. В своих грезах мама представляла здоровую голубоглазую стройную девчушку, которая будет заниматься фигурным катанием. Но рождается мальчик, не похожий на родителей, с близорукостью и склонностью к избыточному весу. Иногда для вторичного непринятия достаточно внешнего сходства с кем-то из нелюбимых родственников (сварливой свекровью, мужем, который бросил женщину). Происходит так называемая психологическая проекция на ребенка отношения к этому родственнику.

Формы неприятия ребенка

Границы неприятия недостаточно четкие, однако можно определить некоторые виды неприятия.

Безусловное непринятие ребенка. Обычно оно возникает у людей с несформированным родительским инстинктом. Ребенок может быть помехой для достижения целей или для получения удовольствия от жизни. Нередко такие родители «пристраивают» малыша к бабушкам, рано отдают в детский сад (ясли), направляют в школы с полным пансионом или круглосуточным содержанием. После родов мать не кормит ребенка грудью не в силу физиологических причин, а из-за нежелания. Детские капризы могут вызвать приступы агрессии по причине отсутствия жалости и любви к малышу.

Часто родители хорошо понимают, что ведут себя неправильно, но не могут изменить свое отношение к ребенку.

Условное принятие. Может возникнуть из-за того, что ребенок был нежеланным, или, возможно, с появлением малыша связаны негативные или даже трагические события в семье (например, смерть или болезнь мамы, уход из семьи папы, потеря жилья или работы), или ввиду других причин. Окружающие, а особенно мать, на подсознательном уровне связывают с ребенком жизненные проблемы и проецируют на него свое отношение к жизни. Родители отказываются принимать и любить ребенка, как отказываются принимать свою несчастливую жизнь. При этом они удовлетворяют потребности ребенка, играя роль мамы или папы, так как это поощряется социумом. Нередко такие родители укоряют себя в том, что не могут полюбить ребенка. Страдают от своего неприятия, обращаются к психологам и нуждаются в помощи и поддержке не меньше, чем сами дети.

Эмоциональное отвержение. В этом случае родители выполняют родительские функции в полном объеме: ухаживают, проявляют заботу, переживают во время болезни, интересуются жизнью своих детей. Эмоциональное отвержение может проявляться лишь в некоторых формах:

Постоянные нравоучения. Родителям кажется, что дети ведут себя не так, как надо. По этой причине они постоянно воспитывают детей, наказывают за малейшие провинности, оставаясь в эти моменты, как правило, хладнокровными. В таких семьях могут быть обычным делом моральные унижения.

«Ледяное» молчание. Проступки ребенка наказываются «ледяным» молчанием. А так как у «непринятого ребенка» родители замечают очень много проступков, в семье прочно устанавливаются холодные отношения.

Полная бесконтрольность. Дети часто предоставлены сами себе. В семье не установлены рамки поведения, родители не интересуются душевным состоянием ребенка. Нередко это возникает после развода, когда родители заняты устройством своей личной жизни. Иногда бесконтрольность объясняется высоким уровнем занятости современных родителей, но ведь душевный контакт не требует большого количества времени, не правда ли?

Подмена духовной близости материальными ценностями. Родители оправдывают себя недостатком времени и необходимостью работать на благо общего семейного счастья. Но ведь ни за какие деньги нельзя купить нежность и любовь близких. А время, которое могло бы быть им посвящено, бесследно утекает.

Последствия непринятия ребенка

Пока ребенок маленький, поведение родителей не кажется опасным. Непринятие имеет отдаленные последствия.

Проблемы со здоровьем. Дети в такой семье постоянно чего-то боятся, они напряжены, что выливается в проблемы нервной системы. Ребенок часто болеет, становится нервным и беспокойным.

Проблемы развития познавательной деятельности. Детям легче быть незаметными, чем вызывать негативную реакцию у родителей. Поэтому они перестают быть любознательными, что впоследствии скажется на успешности в обучении.

Проблемы с эмоциональной сферой. Дети, выращенные в эмоционально холодной семье, как правило, холодны сами, не умеют проявлять чувства, выражать эмоции.

Проблемы с самооценкой. Непринятые дети могут иметь как низкую, так и завышенную самооценку. Такие дети могут быть высокомерными или очень застенчивыми, не принимающими себя. В будущем это вызовет страх перед трудностями, пассивность и неуверенность в себе.

Читать еще:  Стихи любимой девушке. Как ей доказать, что я ее люблю? Что сделать, чтобы доказать свою любовь

Вероятность девиантного (антиобщественного) поведения. Дети могут начать действовать наперекор родителям, вызывая у них еще больше негатива. Таких детей называют «трудными».

Склонность к уходу от ситуации. Это может проявляться в употреблении алкоголя, тяге к наркотикам и даже в мыслях о самоубийстве.

Если ребенок не принят родителями, то он не принимает себя. А значит обречен на неуспешность и несчастье.

Что делать?

Посмотрите на своего ребенка. Может быть, вы иногда о чем-то жалеете? Вы не ждете от детей побед или узнаете в ребенке кого-то из родственников? Вы наказываете ребенка молчанием или постоянно читаете ему нотации? Вы заботитесь о малыше, но стараетесь ограничивать ваше личное общение с ребенком?

Если такие ситуации возникают иногда, то это нормально. Люди склонны притираться друг к другу, даже если это родители и дети. Можно ссориться, мириться, радоваться и огорчаться. Но если такие ситуации в вашей семье повторяются регулярно, если вас напрягает общение с собственными детьми, вас раздражает все в ребенке, вам просто неинтересно с сыном или дочкой, тогда нужно задуматься о любви к своим детям. Проанализировав причины неприятия, теперь попробуем найти выход из сложившейся ситуации.

Итак, вы поняли, что не принимаете ребенка таким, какой он есть, не испытываете к нему любви, о которой читали в книгах, но при этом очень хотите подарить ему счастливое детство.

Самое главное — ни в чем себя не вините и примите свое состояние. Укоряя себя, вы потратите слишком много душевных сил, которые пригодились бы вам для того, чтобы научиться чувствовать своего ребенка и привязываться к нему. Родительский инстинкт, действительно, может проявиться не сразу, родительство — это жизненный навык, который, как и другие навыки, развивается постепенно.

Если вы молодая мама и у вас нет проблем со здоровьем, то все-таки старайтесь кормить ребенка грудью. Это полезно не только с медицинской точки зрения, но и потому, что именно во время кормления между матерю и малышом укрепляется эмоциональная связь, которая сохранится на всю жизнь.

Старайтесь отдыхать. Уделяйте хотя бы пару часов в день простым радостям: встретьтесь с друзьями или сходите на маникюр — вы должны находить на это время, чтобы не впадать в депрессию, ведь моральная и физическая усталость лишь усугубит ваше неприятие ребенка.

Избегайте стрессов. Если это необходимо, попросите врача назначить вам легкое успокоительное. Когда нервы на пределе, все вокруг раздражает с удвоенной силой, в том числе и ребенок. Накаленная атмосфера, взвинченные нервы не будут способствовать вашему сближению с малышом.

Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам. Поверьте, что прийти к специалисту и признаться ему в том, что вы не можете принять своего ребенка — это обычная ситуация, и вы будете не первым его клиентом, столкнувшимся с подобной проблемой. Если возможности пойти к психологу нет, то пытайтесь найти поддержку среди самых близких людей: родителей, друзей, супруга/супруги. Не играйте роли счастливой матери или счастливого отца напоказ, выпускайте эмоции, выговаривайтесь — это поможет вам лучше разобраться в себе и отыскать ту искорку, из которой потом разгорится родительская любовь.

И еще один совет — ждите. Не выдавливайте из себя любовь насильно, а просто ждите… Пройдет время, и она обязательно появится — так устроена природа. Ну а пока ждете, старайтесь держать себя в руках и не показывать малышу свое неприятие: следите за словами и не упрекайте его без повода, дарите ему улыбку, ласку, нежность, оберегайте и выслушивайте. Обнимайте вашего ребенка как можно чаще, даже если вам это неприятно. Видя его улыбку и благодарность, получая от него нежность в ответ, скорее всего, вы тоже начнете привязываться к малышу.

Еще не поздно остановиться, повернуться лицом к ребенку и понять, что это ваша плоть и кровь. Любите своих детей такими, какие они есть, и тогда они будут счастливы.

Эмоциональное принятие и отвержение ребенка

Эмоциональное принятие и отвержение ребенка

«Безусловное принятие – это принцип,
без соблюдения которого все попытки наладить отношения
с ребенком оказываются безуспешными.»
Ю.Б.Гиппенрейтер

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, ХХI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессорными факторами. Эти факторы непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственног о окружения, в том числе семьи, на здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие.

Любовь к ребенку – эмоциональная близость и взаимопонимание – не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением (усыновлением) ребенка, созданием приемной семьи или детского дома семейного типа. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенност и. Напротив, переживание “нелюбви”, отвержения ребенка вызывает у родителя (замещающего родителя) тяжелые эмоционально-лич ностные расстройства – чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач:

  • стабилизация эмоционального состояния родителя (замещающего родителя);
  • осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему;
  • преодоление чувства вины;
  • оптимизация общения и сотрудничества с ребенком;
  • повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель –ребенок.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность “несмотря ни на что”). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. Аффилиация (аффиляция) (от англ. affiliation «соединение, связь») – это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, сосверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой инеуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижениютревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрацию.

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви – достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Читать еще:  Понравится мальчику 7 лет. Что делать, если нравится мальчик

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированнос ть материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-нег ативное отношение к ребенку). Поскольку неприязнь к детям — чувство, которое считается дурным и осуждается окружающими, оно принимает скрытые формы. Это не означает, что взрослые цинично и продуманно маскируются, — нет, они неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованнос ть), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми, прямо-таки демонстративным. Взрослые тщательно следят за тем, как подросток одет, пунктуально контролируют режим его дня и т. п. Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

Открытое эмоциональное отвержение ребенка . ( «Было бы лучше, если бы тебя не было» ). Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет. Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Ребенку в таких семьях дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, которые никто не в состоянии был бы выполнить, но и стараются при этом дать чувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают («роль золушки»). Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители, разумеется, не могут, поэтому такой холодности придается вид «педагогического принципа»: «Ласкать ни в коем случае нельзя они разбалтываются». Или: «Взыскательность никому еще не повредила». И еще «Раньше боялись взрослых, и дети 6ыли послушнее». При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельност ь и свободу, вторые — за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве — используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

В такой семье взрослые уверены: ребенок растет «не таким, как хотелось (не отвечает их ожиданиям, не оправдывает надежд). И к его реальным (преходящим возрастным) несовершенствам приписывается множество всяческих недостатков и изъянов, его слабости преувеличиваются . Сочинения «Мой ребенок», которые просьбе психолога пишут родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей иногда напоминают обвинительные заключения: «Патологическое отсутствие воли. », «Я не видела таких медлительных, как он. », «Феноменально ленив, растет бездельником, все делает из-под палки. »

Ситуация в семьях, где налицо родительское отвержение, поистине драматическая. Родительская любовь там перестает быть чем-то надежным для ребенка, становиться зыбкой, условной: будешь «хорошим мальчиком» — будем тебя любить, не будешь – не будет и любви. И ребенку не на что опереться душевно, эмоционально.

Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувствительных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания — до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом уже ослабевает, и холодность близких не столь их огорчает — они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые же дети, не знающие сильной потребности в общении, отгораживают свой внутренний мир «стеной отчуждения».

Столь же неблагополучны последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок; перевели из одной школы в другую, где стал заметно хуже учиться, и т. д. В этих условиях «отверженные» будут искать случая показать себя; они могут совершать отчаянные, шокирующие поступки, подчас прибегают даже к выдумкам, наговаривают на себя, лишь бы снова добиться внимания окружающих.

А.С. Спиваковская , основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипат ия; уважение/презрен ие и близость – дальность.

Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:

Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бонкало Т. И.

В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы эмоционального отвержения ребенка в семье. На основании анализа эмпирических данных предпринята попытка раскрыть механизмы формирования неприятия родителями собственного ребенка, проследить динамику родительского отношения , выявить факторы, обусловливающие особенности детско-родительского взаимодействия и эмоциональных отношений между членами семьи.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бонкало Т.И.,

CHILD EMOTIONAL BOYCOTT IN A FAMILY: MECHANISMS OF FORMATION

The article presents the empirical research results of the problem of a child emotional boycott in a family. On the basis of the empirical data analysis an attempt to reveal the mechanisms of formation of parents’ aversion of their own child is made. The work also deals with the dynamics of the parental attitude, the factors causing childish-parental interaction peculiarities and emotional attitudes between members of a family.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье»

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕНИЯ РЕБЕНКА В ФУНКЦИОНАЛЬНО ДЕЕСПОСОБНОЙ СЕМЬЕ

Читать еще:  Если парень обиделся, что делать: психологические методы и приемы, советы. Муж постоянно обижается

Коломенский государственный педагогический институт

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы эмоционального отвержения ребенка в семье. На основании анализа эмпирических данных предпринята попытка раскрыть механизмы формирования неприятия родителями собственного ребенка, проследить динамику родительского отношения, выявить факторы, обусловливающие особенности детско-родительского взаимодействия и эмоциональных отношений между членами семьи.

Ключевые слова: родительское отношение, эмоциональное отвержение, гиперпротекция, гипопротекция, сиблинговая подсистема семьи, функциональная и воспитательная дееспособность семьи.

Актуальность проблемы эмоционального отвержения ребенка в семье не имеет временных границ. В современной психологической науке сложилось единое представление о том, что успешность развития ребенка и его эмоциональное благополучие зависят, прежде всего, от отношения к нему родителей и от их позиции во взаимодействии с ним. Негативный эмоциональный опыт ребенка, связанный с отклонениями в детско-родительском взаимодействии, может стать причиной серьезных нарушений в его психическом и социальном развитии.

Структура детско-родительского взаимодействия чрезвычайно сложна и многогранна. Она включает в себя такие социально-психо-логические образования, как родительские чувства, установки, ожидания, позиции, обусловливающие типы родительского поведения, а также реакции на них ребенка, его восприятие и оценка родительских чувств, эмоциональная привязанность к родителям и пр. Центральным и определяющим в детско-родительском взаимодействии является родительское отношение к ребенку, представляющее собой избирательную в оценочном и эмоциональном плане психологическую связь матери и отца с ребенком, выражающуюся в их переживаниях, чувствах, действиях и поведенческих реакциях.

Традиционно родительское отношение рассматривается в системе двух пар независимых признаков: «принятие (расположение) – неприятие (отвержение)» и «гиперопека – гипоопека». И.Шеффер, описывая эти признаки, отмечает, что на полюсе «расположение» находятся родители, которые принимают детей такими, какие они есть. На противоположном полюсе находятся такие родители, которые не принимают своих детей, осознанно или неосознанно отвергают их. Такие родители не испытывают удовольствия от общения с ребенком, видят

Бонкало Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: BonKaLoSerG@yandex. ru

в нем множество недостатков, приписывают ему

личностную и социальную несостоятельность .

Эмоциональное отвержение ребенка может иметь самые разнообразные проявления, выражающиеся в негативных оценочных суждениях о ребенке, в установлении значительной эмоциональной дистанции с ним, в холодном или недоверчивом отношении к нему, в жестоком обращении или, напротив, подчеркнуто оберегательных контактах с ним. Эмоциональное отвержение характеризуется разным уровнем проявления: от условного принятия, т.е. подчеркивания только тех качеств и свойств ребенка (вплоть до приписывания и навязывания их ему), которые вызывают у родителей симпатию, и отрицания наличия в нем других, нежелательных черт характера, до полного игнорирования интересов, стремлений и личностных особенностей. Как условное принятие, так и полное отвержение базируются на едином запрете ребенку быть самим собой, иметь свойственную ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на представления об ожидаемом ребенке, возможность жить и развиваться в соответствии со своими личностными особенностями. Такой запрет (вербальный он или невербальный, явный или латентный) становится психотравмирую-щим фактором в развитии личности ребенка, обусловливающим формирование патологических черт его характера.

В связи с этим определение механизмов формирования у родителей неприятия собственного ребенка, изучение причин и условий развития эмоционального отвержения ребенка в семье представляются нам весьма значимыми и целесообразными в рассмотрении теоретических и прикладных аспектов психологической практики.

По свидетельству многочисленных исследований, факторами, детерминирующими характер и особенности родительского отношения, являются: 1) культурно-исторические модели родительского поведения (А.Анерт, М.И.Ли-сина, Л.Шмидт,

1 Ripple R.E. Human development / R.E. Ripple, R.F. Biehler, A. Gail. – Boston: 1982.

В.А.Доскин и др.); 2) модели межличностного взаимодействия в родительской семье (А.Адлер, В.Сатир, В.Н.Дружинин и др.); 3) личностные особенности родителей (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев и др.); 4) межличностные супружеские отношения (Л.Б.Шнейдер, О.В.Баженова, А.Я.Варга и др.); 5) особенности отношения к беременности, характер протекания родов и послеродового периода (Г.Г.Филиппова, Р.В.Овчарова и др.).

A.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис отмечают, что причинами неприятия собственного ребенка могут быть тяжело протекающая или нежелательная беременность, болезнь или увечье ребенка, его непохожесть на других, низкие способности, особенности характера и темперамента2.

На основании вышеизложенного, было проведено исследование, целью которого стало выявление механизмов формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье. Под функционально дееспособной семьей мы понимаем семью, имеющую все условия для нормального функционирования, а именно: полную организационную структуру семьи, физическое и психическое здоровье ее членов и отсутствие в семье внешне наблюдаемых медико-социально-правовых проблем, т.е. объективных факторов дисфункцио-

нального семейного взаимодействия .

Всего было обследовано 128 семей разного уровня функциональной дееспособности, которые были разделены на 4 группы: 1) семьи, воспитывающие одного ребенка от 6 до 14 лет (33 семьи); 2) семьи, воспитывающие одного ребенка в возрасте от 15 до 18 лет (31 семья); 3) семьи, воспитывающие двоих детей, старшему из которых – от 6 до 14 лет (36 семей); 4) семьи, воспитывающие двоих детей, старшему из которых – от 15 до 18 лет (28 семей). Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических методик, нацеленных на выявление особенностей родительского отношения (тест родительского отношения (ОРО) А.Я.Варга и

B.В.Столина, методика PARI (Е.Шеффер и К.Белл), тест АСВ Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкис); эмоциональных отношений в семье (тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», предложенный Е.Бене и Д.Антонии и адаптированный на русский язык А.Г.Лидерс и И.В.Ани-симовой; методика Р.Жиля и Кинетический рисунок семьи); особенностей взаимодействия родителей и детей (тест ВРР, автор – И.М.Марковская); представления ребенка о стиле семейного воспитания (опросник РОД И.А.Фурманова и А.А.Аладьина); степени соответствия реального ребенка с родительским представлением о нем (разработанная методика); степени

2 Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. – М.: 1981; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: 2002.

3 Бонкало Т.И. Развитие функциональной дееспособности семьи в процессе совместной физкультурно-спортивной деятельности. – Новороссийск: 2005.

соответствия представлений родителей об идеальном и о своем ребенке (стандартная процедура ранговой корреляции); а также структуры семьи («Семейная социограмма»), уровня конфликтности ее членов (методика диагностики супружеских конфликтов В.П.Левкович), личностного профиля (16-факторный опросник Р.Кеттелла) и уровня притязаний родителей (методика В.Гер-бачевского). Результаты исследования позволяют прежде всего говорить о том, что проблема эмоционального отвержения актуальна не только для проблемных семей, но и для семей, имеющих все предпосылки для нормального функционирования (таб. 1).

В среднем были получены достаточно высокие показатели по шкалам «Принятие – отвержение» и «Инфантилизация» во всех группах испытуемых. Большинство родителей считают, что их ребенок скорее всего не сможет добиться успехов в жизни. Они склонны недооценивать ребенка, инфантилизи-ровать его, приписывать ему личностную несостоятельность или дурные наклонности. Недоверие к ребенку, стремление оградить его от трудностей, досада на то, что он не так «хорош», как бы хотелось, недостаточно самостоятелен, инициативен, независим, талантлив, оригинален, не так успешен, как, может быть, сами родители или другие дети, -эти чувства характерны, к сожалению, многим родителям.

При этом отвержение и инфантилизация ребенка имеет большую выраженность в семьях, воспитывающих детей младшего школьного и младшего подросткового возраста, чем в семьях со старшими подростками. Достоверно значимые различия между показателями родительского отношения в 1-й и 2-й группах испытуемых, выявленные по шкалам: «отвержение» ^ = 6,82; р

Источники:

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nepriyatie-rebenka-v-seme-kak-psikhologicheskiy-fenomen/
http://loshany.schools.by/pages/emotsionalnoe-prinjatie-i-otverzhenie-rebenka
http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-emotsionalnogo-otverzheniya-rebenka-v-funktsionalno-deesposobnoy-semie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: