Эстетическое воспитание в семье (советы родителям). Цели и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание в семье (советы родителям)

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведения окружающих, настроения их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершенствованию благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

– опрятности членов семьи, атмосферы взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, наличия дисциплины и правил поведения. Всё это основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребёнка;

– воспитание вкуса начинается с пения колыбельных песен, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребёнком;

– формирование умения ценить произведения искусства, тяги к созиданию развивает рисование;

– регулярное чтение книг, рассказывание сказок.

– проведение бесед, которые необходимы для ответов на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира;

– эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота.

Всё это с самого раннего детства формирует у ребёнка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдёт своё выражение в эстетическом сознании.

Рекомендации для родителей

по эстетическому воспитанию в семье

Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:

1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)

2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.

4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).

5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.

Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

1. Лепка – помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Работа особенно увлекает, когда предназначена для определённой цели (подарок маме, папе и т.д.) Дети любят лепить из теста.

2. Подготовка к Новому году. Ваша задача, создать игрушку, которая будет украшать ёлку. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, из яичной скорлупы и т. д.)

3. Печать ладошками. Покрыть ладошки краской. Сделать оттиск, а потом пофантазировав получить картинку «рыбку», «грибок» и т.д.

4. Конструирование из кубиков.

Воспитатель Сморгонского ЦКРОиР С.В.Сакович

1. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителя/ Б. М. Неменский. -2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1987.- 255 с.

2. Лабунская, Г. В. Художественное воспитание детей в семье / Г. В. Лабунская – М. : Педагогика, 1970. 47с.

3. Лихачёв, Б. Г. Эстетика воспитания / Б. Г. Лихачёв. – М. : Педагогика, 1972.

Эстетическое воспитание детей в семье
статья на тему

Как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного? Всегда ли создаём условия для эстетического воспитания детей. Недаром М.Горький говорил: “Эстетика – этика будущего”. Значит, какие будут дети, такое будет общество.

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей в семье

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

района Республики Татарстан

Воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: «плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом» (А.С.Макаренко).

Читать еще:  Фразы про маму короткие и красивые. Красивые статусы про маму. Добрые слова о самом близком человеке

Долгое время общепринятым являлся взгляд на семью, как на «помощника школы» в воспитании детей. Нет, семья – «главный воспитатель». Кроме воспитательной, семья осуществляет оздоровительную, нравственную, познавательно-образовательную, бытовую, трудовую, эстетическую и стимулирующую самостоятельный опыт личности ребёнка функции. Современная семья развивается в совершенно новой и противоречивой общественной ситуации. Семье всё труднее и труднее сохранить свою нравственную целостность, воспитательную стабильность. Слишком велико и губительно микросреды. сомнительные ценности, чуждые российскому менталитету, культивирует сегодня СМИ. И вот уже вседозволенностью, волной помолодевшей преступности, ранними сексуальными связями, ростом числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурением, наркоманией «заражён» социум.

А ведь детям интересно – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на эстетическое воспитание детей в семье.

Слово эстетика (греч.) обозначает чувство, прежде всего чувство прекрасного. Но мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного?

Вспомним, Л.Н.Толстой, когда обосновал Яснополянскую школу, придавал необычно большое значение преподаванию музыки, пения и рисования. Чтобы представить себе всю сложность картины эстетического воспитания в школе, перечислим те компоненты, которые составляют её содержание. Это решение задач на уроках, работа в кружках, с спортивных секциях, туристических походах, работа в летнем трудовом лагере, олимпиады. Это интерьеры школьных помещений, лаборатории и кабинеты, пришкольный участок, наглядные пособия, выставки работ учащихся; это классные часы, диспуты, встреча со знатными людьми, посещение музеев и театров и т.д.

Ребёнок общается с друзьями, взрослыми, он активно познаёт окружающий мир, оценивает его со своей точки зрения и создаёт некие эстетические ценности. Дети они очень любознательны. Поэтому уже пятилетний ребёнок создаёт бесконечно множество проблемных ситуаций, обращаясь к матери с вопросами: отчего стол не ходит, а солнце ходит без ног, кто же нарисовал узор на окне?

Но, к сожалению, мы, родители, всегда куда-то спешим, и такие вопросы нам кажутся пустяковыми. А ведь ребёнку это интересно, он вполне серьёзно спрашивает о тех вещах, которые он сам видит, и ждёт от нас ответа.

Если мы озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к искусству тех, кто их воспитывает, растит, о месте искусстве в семье, в повседневной жизни детей дома, о том, как велика роль искусства в установлении и регулировании отношений между взрослыми и детьми. Ведь нередко в семье, где всё, казалось бы, пристойно, царит атмосфера разобщённости, холода. Дети это чувствуют куда быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Многие родители: «Мы делаем для него всё. Всё даём, всё покупаем… Что ему ещё надо?» Малого! И очень многого! Вашего интереса к нему, общения с вами. Душевного тепла и взаимопонимания.

Поэтому важно, чтобы ребёнок испытал нелёгкую радость от им самим выточенной на станке детали, от красиво сшитого платья, от выращенных им самим урожаев овощей и фруктов. Конечно же, тогда его надо похвалить, поддержать.

Родители должны заботиться о том, чтобы дети правильно воспринимали прекрасное, – интересоваться, каково отношение их ребёнка к труду. Например, умеет ли он мыть пол дома? Помогает ли в домашних делах? Участвует ли в оформлении и украшении жилища? Ухаживает ли за цветами? Как он относится к своим вещам, книгам, тетрадям? Как он проводит свой досуг: не долго ли сидит за телевизором. Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. Не надо забывать о том, что существуют передачи только для взрослых.

Сегодня почти у каждого подростка имеются мобильный телефон и плеер. Какую музыку он слушает? О чём поётся в песне? Стоит прислушаться.

Бесспорно, велика роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Сейчас в каждой семье есть возможность приобретения детских книг. Дарите своему ребёнку, если еще в детский сад ходит или учится в начальной школе, книги с красивыми картинками, пусть он больше рисует, позже отведите его в библиотеку. Так развивается его кругозор. Дети подражают героям сказок, книги учат разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно я рекомендовала бы молодым родителям, чтобы они читали вслух детям книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского. У детей удивительная память, они быстро запоминают четверостишия.

В эстетическом воспитании детей важную роль играет живопись. Живопись – это вид искусства, так же, как литература, музыка.

Чтобы создать рассказ, написать повесть, автор пользуется Словом; создавая музыкальные произведения, композитор использует звуки. А материал художника – краски. Именно благодаря различной гамме красок, создаётся картина. Когда мы смотрим на картину, созданную мастером, мы эмоционально воспринимаем то, что изображено на картине, любуемся увиденным, сочувствуем героям, которых создал художник. Например, такие картины, как «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова в душе ребёнка вызывают только положительные чувства, возможно, чувства гордости за красоту родной земли. Каждый раз человек обогащает свой духовный мир. Поэтому такие картины должны занять достойное место в каждой семье.

Читать еще:  Высказывания о матери и ребенке. О мамах с любовью в цитатах и афоризмах

Приобщение детей к искусству – это сложный вопрос. Научить их увидеть прекрасное в повседневной жизни ещё сложнее. Надо обращать внимание детей на архитектуру зданий, на яркость и красочность праздничного оформления города, на памятников, мимо которых многие равнодушно проходят. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к малой родине.

Понимают ли наши дети язык природы, о котором писал Михаил Пришвин. Часто ли мы с семьёй бываем в природе? Ведь безразличный ребёнок не вырастет хозяином своей земли. Самое главное: природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его.

Эстетическое восприятие природы мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчиков волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!»).

Сейчас зима. Почему бы мальчикам не посоветовать, чтобы они сделали коробки-кормушки для птиц.

Мне кажется, если ребёнок добр к природе, к животным, он никогда не совершит зло. Не способный ощущать красоту, человек духовно беден. Взгляд его на жизнь примитивен и убог. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, тем интеллектуальнее человек.

Каждый из родителей является самым главным педагогом и воспитателем своего ребёнка. И очень многое в воспитании личности зависит от традиций, привычек в семье. В первую очередь, родители сами являются примером для их же детей. Недаром Максим Горький говорил: «Эстетика – это этика будущего».

1. Волович. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. – Казань: 1976.

2. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.

3. Картины художников Татарстана на уроках развития речисост. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

«Эстетическое воспитание детей в семье». Конспект родительского собрания

Наталья Колмакова
«Эстетическое воспитание детей в семье». Конспект родительского собрания

Эстетическое воспитание ребенка в семье

Время проведения: третий квартал (март – май)

Цели: раскрыть значение эстетического воспитания в семье; подвести родителей к осознанию того, что именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный, интересный мир, развить эстетический вкус и способность творчества.

Форма проведения: вечер – встреча.

1. Вступительное слово

2. Педагогический всеобуч

4. Упражнение «Рисуем своё чувство»

5. Заключительный этап. Чаепитие взрослых и детей.

Ход мероприятия

I Подготовительный этап

1. Подготовка к собранию необходимого материала:

Бумага, изо. материалы для проведения упражнения «Рисуем своё чувство».

Костюмы детей для драматизации сказки «Капризка» (Приложение А).

2. Оформление музыкального зала.

3. Приготовление каждой семьёй угощения для чаепития.

4. Подготовить вопросы для заключительной части «Волшебные конфеты» (Приложение Б).

5. Оформление плакатов с цитатами:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).

«Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии» (Д. Б. Кабалевский).

«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное; всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое» (японская мудрость).

6. Подобрать музыкальное сопровождение.

7. Подготовка презентации.

II Вступительное слово

1. Приветствие (слайд 1)

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Прежде чем мы начнём наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте (слайд 2)

– Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

– Здравствуй, – Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Проведём небольшую разминку. Упражнение «Вопрос – ответ».

Родители встают в круг, у воспитателя в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч родителю. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д. Например: «Какое у Вас настроение?», – «Хорошее». – «Что Вы ждете от сегодняшнего дня.

III Педагогический всеобуч

Понятие «Эстетическое воспитание» (слайд 3)

Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно.

Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Функции эстетического воспитания (слайд 4)

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Читать еще:  Полотенца не дарят. Почему нельзя дарить полотенца? Традиции и суеверные приметы с давних пор

Структурные компоненты эстетического воспитания (слайд 5)

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Средства эстетического воспитания (слайд 6)

В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой можно как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры – включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играется или засыпает. Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Рекомендуемая детская литература (слайд 7)

С поэзией знакомить детей уже желательно в возрасте от 2-3 лет, когда они способны понимать смысл прочитанного. Лучше всего для начала выбирать стихотворения известных детских поэтов, талант которых проверен годами. Современные красочные книги способны увлечь малыша яркими рисунками, но далеко не всегда их содержание может называться литературным произведением. Поэтому не стоит рисковать и лучше приобретать книги опытных мастеров с простыми и в то же время небанальными рифмами, интересными сюжетами.

Эстетическое воспитание в семье, охватывающее в основном дошкольный и школьный периоды жизни детей.

Плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.

IV Круглый стол

Сегодня на встречи состоится разговор о том, что включает в себя эстетическое воспитание?

-Какую роль в его формировании играет семья? (Эстетическое воспитание в семье является важнейшим компонентом всестороннего формирования.).

-Какую роль во всестороннем развитии личности ребенка играет эстетическое воспитание? (Эстетическое воспитание это – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивость к красоте, умение наслаждаться произведениями искусств, а также способность к творчеству).

-С помощью, каких направлений, входящих в программу эстетического воспитания детей в семье можно осуществить данное направление? (рисование, музыка, пение, литература).

-Удается ли самому родителю разглядеть врожденные задатки ребенка? (например: высокая восприимчивость к музыке; к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким – либо из этих искусств).

-Какое воздействие оказывает на детей художественная литература.

V Упражнение «Рисуем своё чувство»

Воспитатель. Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Велика роль семьи в выявлении художественных способностей детей.

Я вам предлагаю прислушаться к себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать то, что соответствует этому чувству, и дать комментарии к своему рисунку. (Родители выполняют упражнение).

Это упражнение тренирует способность «прикасаться» к своим чувствам, слышать и чувствовать музыку.

Упражнение «Дорисуй фигуру» (слайд 8)

Способности, призвание можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая ребенка в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

У меня на слайде и у вас на листах бумаги изображены геометрические фигуры. Посмотрите внимательно на фигуры, с чем они у вас ассоциируются, дорисуйте их, используйте цветные карандаши.

Это упражнение развивает творческие способности, воображение, фантазию, тренирует мелкую моторику рук, активирует познавательные процессы – логическое мышление, память, внимание, закрепляет геометрические формы, цвет, размер.

Упражнение «Нужные вещи» (слайд 9)

Красиво одеться, красиво обставить свой дом- это привитие эстетического вкуса в одежде и в интерьере. Ребенок узнает назначение вещей, одежды.

Посмотрите на следующий слайд. Сгруппируйте одежду по временам года.

Это упражнение закрепляет знание времен года, формирует правильное отношение к одежде, воспитывает эстетический вкус.

VI Заключительный этап собрания

Уважаемые родители! Приглашаем вас на чай с сюрпризом.

Воспитатель на разносе предлагает каждому родителю выбрать по одной «конфетке», в которой будет вопрос по теме «эстетическое воспитание в семье».

Семейные выставки и их роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников Семейные выставки. Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического воспитания принадлежит группе дошкольного образования. Но велика.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание.

Источники:

http://www.ckro.by/dlya-vas-roditeli/esteticheskoe-vospitanie-v-seme-sovety-roditelyam-/
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/10/29/esteticheskoe-vospitanie-detey-v-seme
http://www.maam.ru/detskijsad/yesteticheskoe-vospitanie-detei-v-seme-konspekt-roditelskogo-sobranija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: