Философия Древнего Китая: мудрецы Поднебесной. Цитаты лао цзы
Содержание
Философия Древнего Китая (Лао-Цзы, Конфуций)
Социально-полит. строй Др. Китая характеризуется административно-бюрократической иерархией. Характеристикой человека были его личные заслуги. Наряду с достаточно высокой социальной мобильностью, существовала и деспотическая верховная власть. Главная задача Китайской философии – обучение порядку, прославление общепризнанных норм и осуждение любых новшеств.
Китайские канонические тексты можно было толковать, но не изменять. В философских учениях. Логика традиционных общинных отношений в середине 1 тысячелетия до н. э., рост научных знаний в области астрономии, математики, медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. В 6 веке до н. э. в Китае называется временем 100 школ. Наиболее известные – это конфуцианство (Кун-Цзы), даосизм (Лао-Цзы), моизм (Мо-цзы), легизм (Гуань Чжун, Шан Ян).
Фил-фы стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рацион. исследования действительности, критикуя идеи о власти неба, божества над миром. Основой их мировоззрения были древние представления о 5 первоначалах мира (принцип у-син): дерево, огонь, земля, вода и металл. Все сущее рассматривается как борьба и единство двух противоположных начал – инь (женского, темного, тяжелого, мокрого, покоящего) и ян (мужского, светлого, легкого, сухого, активного).
Даосизм Одной из самых ранних школ был Даосизм. Основатель древнекитайский философ Лао-цзы (“Старый ребенок” либо “Старый философ”) . Лао-Цзы отрицательно относился к рабовладению и не принимал феодализм. Успешно развивается то государство, где правитель ничего не желает, а народ отличается простодушием. Государство должно быть маленькое с редким населением. В нем могли быть разные орудия труда, но их не надо использовать. Люди до конца жизни не должны переселяться со своих мест, они должны предельно ограничивать общение с соседями. В последствии такая позиция была определена, как принцип у-вэй – то есть недеяние. Люди не должны изменять внешнюю сферу, а обязаны приспосабливаться к ней.
Центральное понятие Лао-Цзы – Дао. Буквальное значение – путь (дорога). Позднее, Дао стал означать – всеобщий закон. Дао – первооснова бытия, универсальный закон мировоззрения. Дао – первично, а небо, земля, человек – вторичны по отношению к нему. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.
Философия Конфуция Конфуций (551 — 479 до н. э), Кун Фу-цзы (учитель Кун). Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание — это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Изначальное значение понятия порядок, (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью (дэ).
Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность — основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.
Принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение — это поведение с соблюдением порядка и человечности. Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.
Легизм. Первой настоящей официальной идеологией было учение легизма («фа-цзя», буквально “законники”). Основоположник легизма Шан Ян. Легизм – учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Человек стремится к личному успеху, и это следует использовать в общественных отношениях. “Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то изменяется направление деятельности людей”. Нельзя повторять прошлое. Новой исторической действительности должны соответствовать новые способы управления.
Моизм (основатель Мо-цзы). Основной принцип организации общественной жизни – принцип всеобщей любви и всеобщего равенства с помощью которого разрешаются все социальные и политически е конфликты. Людям выгодно любить других людей. Государство по мысли Мо-цзы – продукт договора между людьми. Основа общественной жизни – мораль.
Философия Древнего Китая (Лао-Цзы, Конфуций)
Социально-полит. строй Др. Китая характеризуется административно-бюрократической иерархией. Характеристикой человека были его личные заслуги. Наряду с достаточно высокой социальной мобильностью, существовала и деспотическая верховная власть. Главная задача Китайской философии – обучение порядку, прославление общепризнанных норм и осуждение любых новшеств.
Китайские канонические тексты можно было толковать, но не изменять. В философских учениях. Логика традиционных общинных отношений в середине 1 тысячелетия до н. э., рост научных знаний в области астрономии, математики, медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. В 6 веке до н. э. в Китае называется временем 100 школ. Наиболее известные – это конфуцианство (Кун-Цзы), даосизм (Лао-Цзы), моизм (Мо-цзы), легизм (Гуань Чжун, Шан Ян).
Фил-фы стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рацион. исследования действительности, критикуя идеи о власти неба, божества над миром. Основой их мировоззрения были древние представления о 5 первоначалах мира (принцип у-син): дерево, огонь, земля, вода и металл. Все сущее рассматривается как борьба и единство двух противоположных начал – инь (женского, темного, тяжелого, мокрого, покоящего) и ян (мужского, светлого, легкого, сухого, активного).
Даосизм Одной из самых ранних школ был Даосизм. Основатель древнекитайский философ Лао-цзы (“Старый ребенок” либо “Старый философ”) . Лао-Цзы отрицательно относился к рабовладению и не принимал феодализм. Успешно развивается то государство, где правитель ничего не желает, а народ отличается простодушием. Государство должно быть маленькое с редким населением. В нем могли быть разные орудия труда, но их не надо использовать. Люди до конца жизни не должны переселяться со своих мест, они должны предельно ограничивать общение с соседями. В последствии такая позиция была определена, как принцип у-вэй – то есть недеяние. Люди не должны изменять внешнюю сферу, а обязаны приспосабливаться к ней.
Центральное понятие Лао-Цзы – Дао. Буквальное значение – путь (дорога). Позднее, Дао стал означать – всеобщий закон. Дао – первооснова бытия, универсальный закон мировоззрения. Дао – первично, а небо, земля, человек – вторичны по отношению к нему. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.
Философия Конфуция Конфуций (551 — 479 до н. э), Кун Фу-цзы (учитель Кун). Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание — это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Изначальное значение понятия порядок, (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношения между людьми. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью (дэ).
Такое исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к проявлению человечности (жэнь). Человечность — основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование является настолько социальным, что оно не может обойтись без следующих регуляторов: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим. Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему.
Принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение — это поведение с соблюдением порядка и человечности. Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.
Легизм. Первой настоящей официальной идеологией было учение легизма («фа-цзя», буквально “законники”). Основоположник легизма Шан Ян. Легизм – учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Человек стремится к личному успеху, и это следует использовать в общественных отношениях. “Если изменяются законы (фа) и указы (мин), то изменяется направление деятельности людей”. Нельзя повторять прошлое. Новой исторической действительности должны соответствовать новые способы управления.
Моизм (основатель Мо-цзы). Основной принцип организации общественной жизни – принцип всеобщей любви и всеобщего равенства с помощью которого разрешаются все социальные и политически е конфликты. Людям выгодно любить других людей. Государство по мысли Мо-цзы – продукт договора между людьми. Основа общественной жизни – мораль.
Философия Древнего Китая: мудрецы Поднебесной
Философия древнего Китая: Лао Цзы Книга Перемен, труды мыслителей Лао Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия древнего Китая напоминала бы здание без фундамента — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.
«И-Цзин», то есть «Книга Перемен», — один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. В названии этой книги — глубокий смысл, который заключается в принципах изменчивости природы и жизни человека в результате закономерного изменения энергий Инь и Ян во Вселенной. Солнце и Луна и другие небесные тела в процессе своего вращения творят всё многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название первого труда философии Древнего Китая — «Книга Перемен».
В истории древнекитайской философской мысли «Книга Перемен» занимает особое место. В течение столетий практически каждый древнекитайский мыслитель пытался комментировать и трактовать содержание «Книги Перемен». Эта комментаторско-исследовательская деятельность, которая затянулась на века, заложила основы философии Древного Китая и стала источником её последующего развития.
Виднейшие представители философии Древнего Китая, которые во многом определили её проблематику и изучаемые вопросы на два тысячелетия вперёд, — это Лао Цзы и Конфуций. Они жили в период 5–6 ст. до н. э. Хотя Древний Китай помнит и других известных мыслителей, наследие именно этих двух человек считается фундаментом философских исканий Поднебесной.
Лао Цзы — «Мудрый старец»
Идеи Лао Цзы (настоящее имя — Ли Эр) изложены в книге «Дао Дэ Цзин», по нашему — «Каноне о Дао и Добродетели». Этот труд, состоящий ровно из 5 тысяч иерглифов, Лао Цзы оставил стражнику на границе Китая, когда в конце жизни отправился на Запад. Значение «Дао Дэ Цзина» трудно переоценить для философии древнего Китая.
Философия древнего Китая: иероглиф «Дао» (древнее начертание) состоит из двух частей. Левая часть означает «идти вперёд», а правая — «голова», «первостепенный». То есть, иероглиф «Дао» можно трактовать как «идти по главной дороге»
Центральное понятие, которое рассматривается в учении Лао Цзы, — это «Дао». Основный смысл иероглифа «дао» в китайском языке — это «путь», «дорога», однако он также может переводиться как «первопричина», «принцип».
«Дао» у Лао Цзы означает естественный путь всех вещей, всеобщий закон развития и изменения мира. «Дао» — нематериальная духовная основа всех явлений и вещей в природе, включая человека.
Вот какими словами Лао Цзы начинает свой Канон о Дао и Добродетели: «Дао не познаешь, только говоря о Нём. И нельзя человеческим именем назвать то начало неба и земли, которое является матерью всего существующего. Лишь освободившийся от мирских страстей способен Его увидеть. А тот, кто эти страсти сохраняет, может только увидеть Его творения».
Лао Цзы затем объясняет происхождение употребляемого им понятия «Дао»: «Существует такая вещь, образованная ещё до появления Неба и Земли. Она, самостоятельна и незыблема, изменяется циклично и не подвержена смерти. Она — матерь всего существующего в Поднебесной. Я не знаю её имени. Назову её Дао».
Философия древнего Китая: иероглиф «Дао» (древнее начертание) состоит из двух частей. Левая часть означает «идти вперёд», а правая — «голова», «первостепенный». То есть, иероглиф «Дао» можно трактовать как «идти по главной дороге» Лао Цзы также говорит: «Дао нематериально. Оно настолько туманное и неопределенное! Но в этой туманности и неопределенности существуют образы. Оно такое туманное и неопределенное, но эта туманность и неопределенность скрывает в себе вещи. Оно настолько глубокое и тёмное, но его глубина и темнота таит в себе мельчайшие частицы. Эти мельчайшие частицы характеризуются наивысшей достоверностью и действительностью».
Философия древнего Китая: Конфуций
Говоря о стиле управления государством, древнекитайский мыслитель лучшим правителем считает такого, о котором народ только знает, что этот правитель есть. Чуть хуже правитель, которого люди любят и возвышают. Ещё хуже правитель, внушающий народу страх, и самые плохие — те, которых люди презирают.
Большое значение в философии Лао Цзы отводится идее отказа от «мирских» желаний и страсти. Лао Цзы говорил об этом в «Дао Дэ Цзине» на своём примере: «Все люди предаются праздности, и общество наполнено хаосом. Лишь я один спокоен и не выставляю себя на всеобщее обозрение. Я похож на ребёнка, который и вовсе не родился в этом праздном мире. Все люди охвачены мирскими желаниями. И только я один отказался от всего, что ценно для них. Я к этому всему равнодушен».
Лао Цзы также приводит идеал совершенно мудрого человека, делая акцент на достижении «недеяния» и скромности. «Мудрый человек отдаёт предпочтение недеянию и пребывает в покое. Всё вокруг него происходит, словно само собой. У него нет привязанности к чему-либо в мире. Он не присваивает себе то, что сделано им. Будучи создателем чего-то, он созданным не гордится. И так как он себя не превозносит и не хвалится, не стремится к особому уважению к его персоне — он становится приятным для всех».
В своём учении, оказавшем большое влияние на философию древнего Китая, Лао Цзы призывают людей стремиться к Дао, рассказывая о некоем блаженном состоянии, которого он сам достиг: «Все Совершенные люди стекаются в Великое Дао. И ты последуй этим Путём! … Я, находясь в недеянии, странствую в беспредельном Дао. Это не передаваемо словами! Дао является наитончайшим и блаженнейшим».
Конфуций: бессмертный учитель Поднебесной
Философия древнего Китая: Конфуций беседует с Лао Цзы
Последующее развитие философии древнего Китая связано с Конфуцием, самым популярным китайским мыслителем, учение которого сегодня насчитывает миллионы почитателей как в Китае, так и за рубежом.
Взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь Юй»), которую составили и опубликовали его ученики на основе систематизации его поучений и высказываний. Конфуций создал оригинальное этико-политическое учение, которым руководствовались императоры Китая в качестве официальной доктрины практически в течение всей последующей истории Поднебесной, до завоевания власти коммунистами.
Основные понятия конфуцианства, составляющие фундамент данного учения, — это «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность, церемонии). Основной принцип «жэнь» — не делай другим то, чего не желал бы себе. «Ли» охватывает широкий круг правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни общества — от семьи и до государственных отношений.
Моральные принципы, социальные отношения и проблемы управления государством — такие основные темы в философии Конфуция.
В отношении познания и осознания окружающего мира Конфуций, главным образом, вторит идеям его предшественников, в частности, Лао Цзы, в чём-то ему даже уступая. Немаловажная составляющая природы у Конфуция — это судьба. О судьбе говорится в учении Конфуция: «Всё изначально предопределено судьбой, и тут ничего не убавишь и не прибавишь. Богатство и бедность, вознаграждение и наказание, счастье и беды имеют свой корень, влиять на который не может сила человеческой мудрости».
Анализируя возможности познания и природу человеческого знания, Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на друга. Только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере обретения разных привычек.
Что касается уровней знания, Конфуций предлагает такую градацию: «Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении. Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения. Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления трудностей. Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок из трудностей».
Философия древнего Китая: Конфуций и Лао Цзы
Сыма Цянь, знаменитый древнекитайский историк, приводит в своих записях описание того, как однажды двое философов встретились друг с другом.
Он пишет, что когда Конфуций находился в Сиу, он захотел наведать Лао Цзы, чтобы послушать его мнение в отношении обрядов («ли»).
— Заметь, — сказал Лао Цзы Конфуцию, — что те, кто учил народ, уже умерли, а их кости давно истлели, но слава их, тем не менее, до сих пор не угасла. Если обстоятельства благоприятствуют мудрецу, он разъезжает на колесницах; а если нет — он станет носить на голове груз, держась за его края руками.
— Я слышал, — продолжал Лао Цзы, — что опытные купцы скрывают свой товар, словно у них ничего нету. Так же и когда мудрец обладает высокой нравственностью, его внешний вид не выражает этого. Тебе нужно оставить свою гордость и различные страсти; избавься от своей любви к прекрасному, а также наклонности к чувственности, так как они для тебя бесполезны.
— Вот, что я тебе говорю, и больше не скажу ничего.
Когда Конфуций попрощался с Лао Цзы и пришёл к своим ученикам, он сказал:
— Известно, что птицы умеют летать, рыбы — плавать в воде, а животные — бегать. Я также понимаю, что тенетами можно поймать тех, кто бежит, сетями — плавающих, а силками — летающих. Однако если говорить о драконе, я не знаю, как его поймать. Он носится по облакам и поднимается на небо.
— Сегодня я видел Лао Цзы. Может он и есть дракон.
Из вышеприведённой записи Сыма Цяня можно увидеть разницу в глубине мысли обоих философов. Конфуций считал, что мудрость Лао Цзы и его глубокого учения несоизмерима с его собственной. Но так или иначе оба мыслителя — и Лао Цзы, и Конфуций — своим творчеством заложили мощный фундамент для развития философии Древнего Китая на 2 тысячи лет вперёд.
Источники:
http://studopedia.ru/8_44937_filosofiya-drevnego-kitaya-lao-tszi-konfutsiy.html
http://studopedia.ru/8_44937_filosofiya-drevnego-kitaya-lao-tszi-konfutsiy.html
http://www.epochtimes.ru/content/view/40974/4/