История моды в одежде. Женская мода и её история развития

“История костюма”

Разделы: Технология

Тема: “История костюма”.

Цель: познакомить учащихся с историей моды.

  • Образовательные:дать представление об истории развития моды и изменении стилей, развивать стремление к углублению знаний.
  • Развивающие:расширять кругозор; развивать личностное самообразование.
  • Воспитательные:формировать положительную мотивацию к предмету; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, презентация “История костюма”.

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

(“Мода” – в переводе с латинского для нас означает временное преобладание тех или иных вкусов)

– Как вы думаете, мода была всегда или возникла как-то однажды?

(Не будет ошибкой считать, что она существует столько же, сколько и само человечество. Изучая историю костюма, необходимо помнить, что это часть истории в самом широком понимании.)

– Как называются люди, работающие над созданием моделей?

– Каких вы знаете известных модельеров?

III. Объяснение нового материала (с демонстрацией слайдов презентации “История костюма”.

История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими необходимыми специальными знаниями, как конструирование, технология. Воспитать в себе художника можно, если, во-первых, искренне хотеть; во-вторых, накапливать знания, – эрудиция и кругозор никогда не помешают. В-третьих, ко всем знаниям подходить творчески – сравнивать, отбирать, соединять.

Для начала необходимо познакомиться с минимумом представлений об истории одежды, о том, как менялась мода (слайд 1).

Определимся с основными понятиями:

Костюм,
Стиль,
Мода (слайд 2).

Принято считать, что мода, как яркая бабочка живет одним днем. Появилась, вскружила головы – и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют возникновению новой моды.

Дополнительная информация к слайдам.

1. Древнегреческий стиль (слайд 3, 4).

По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника. Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей. Аристократки имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

2. Готический стиль (слайд 5).

Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Наиболее выразительным было украшение головы конусообразными “шляпами”, которые напоминали башни готического собора. Мужчины носили короткую куртку, штаны в обтяжку, обрисовывающими фигуру. Дополняла наряд остроносая обувь. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.

3. Ренессанс (слайд 6, 7, 8).

Мода Ренессанса зародилась в Италии – колыбели эпохи Возрождения. Для этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Ренессанская мода, как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав ренессанского платья ХV века, сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан. Вероятно, эту капризную деталь можно объяснить требованием времени уделить особое внимание ловкости, подвижности. Впервые в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря. Но средневекового рыцаря сменил кавалер в придворном платье из атласа, парчи, бархата. Короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой. Жёсткие кружевные воротники глубоко защищали шею. Удобством эта одежда не отличалась. Обувь начинают шить из кожи, украшают жемчугом, лентами, шнурками и пряжками.

4. Барокко (слайд 9, 10).

Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной куполообразной юбкой. Лифы стали шнуроваться. Видную роль в одежде играют рукава они дополнены манжетами с кружевами в виде кулька, которые достигали почти локтя. Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. У мужчин испанские, короткие дутые штаны в виде трубок удлинились ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь. Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные вьющиеся волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную перьями, и плащ. Кружева используют для своей одежды и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели раньше. Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды предыдущих эпох.

5. Рококо (слайд 11, 12).

Это был период, когда массовое производство одежды и специализированная торговля модными аксессуарами приобретают большой размах. С этого времени в Англии стало известно слово кринолин. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. Изготовление их, по большей части вручную, требовало бесконечно много времени. С усовершенствованием швейных машин появился искусственный кринолин. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

6. Классицизм (слайд 13, 14).

Совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно. Обнажается декольте. Новый стиль характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

7. Ампир (слайд15, 16).

Освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры. Форму головы подчёркивают гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным украшением были локоны. Драгоценности в виде камей, ожерелья, колье вызывают большой интерес. На голове носят чепцы и шляпы самых различных форм. В этот период упростились мужские костюмы, главным требованием стали хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак, как правило, был обычно темных тонов. У рубашек – высокие воротники и галстук, который “подпирает голову согласно надлежащего, достойного положения”. Дневной костюм дополнялся цилиндром. Обувь низкая, плоская, без каблука.

8. Романтизм (слайд 17, 18).

Попадаем в эпоху, когда наступает “распад стилей”. Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Они бывали так велики, что их соответствующий “вздутый вид” необходимо было поддерживать китовым усом. Снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни. Шляпы, близкие по форме к чепцу, украшались цветами, лентами и воланами. Сильно открытая шея позволяет “выделить” голову, и тогда опять стали применять сложные причёски. Они бывали весьма искусны, часто напоминая, например, декоративную архитектуру. В зимний период пальто заменяется пальто – образными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх платья одевали только широкие пелерины. Длина юбки сократилась, поэтому стал виден ботинок на более высоком каблуке со шнуровкой. Мужской костюм становится более сдержанным. К фраку полагаются длинные брюки, незаменимый цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще большее внимание. Верхняя одежда, пальто, шьется по фигуре. На ногах носили полуботинки, высокие сапоги. Самым большим криком моды стали сюртуки.

9. Модерн (слайд 19, 20, 21).

Стремительное изменение форм платья – от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина – цветок, женщина салонов, театров, эта женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение. В конце XIX мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и “ветчинообразными” рукавами, помогающий созданию одежды в стиле модерн (придающий фигуре “S-образную” форму).

10. Гарсон (слайд 22).

В моде наступает коренной перелом – совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Костюм теперь умышленно разделяется на две части – на лиф и юбку. Длина юбки едва прикрывает колени. Линия талии опускается на бока, поэтому лиф становится длиннее. Глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены. В моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура. Женщина – мальчик прилежно занимается спортом, танцует фокстрот и чарльстон. Она борется с лишним весом, ибо идеалом теперь является высокая стройная женщина. Самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых были шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли. К этим нарядам носили шляпки с широкими полями, глубоко посаженные на голову. Бижутерия и драгоценности играли важную роль в оформлении особенно вечернего туалета. Жемчуга и кораллы, богатые вышивки на шёлке и тончайшем крепдешине в большом выборе предлагались лучшими парижскими салонами, которые и в дальнейшем задавали тон в этой области. Но наряду с модой – люкс, в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, которые до сего времени остаются в ней. Мужская мода, хотя и не даёт возможностей для особых нововведений, но всё-таки и они очевидны. В моде новая одежда – чёрный жакет с жилетом и полосатые брюки. Для торжественных случаев предпочитают смокинг, который по своей линии отвечает современному общественному вкусу. Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Постепенно стал преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был допустим только светский костюм.

История одежды с древнейших времён до наших дней является “зеркалом”, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.

Кринолин – широкая юбка на каркасе из тонкого стального обруча.
Турнюр – широкая юбка, а также подушечка, подкладываемая под неё для придания пышности фигуре.

IV. Итог урока

Беседа с учащимися по вопросам:

– Что вы узнали нового?
– Какие из стилей вам были известны?
– Черты каких стилей вы встречаете сегодня в одежде?

V. Уборка рабочих мест.

Литература

    Мельникова Л.В. “Обработка тканей”, учебное пособие для уч-ся 9-10 классов, М., 1986.
  1. Каминская Н.М., “История костюма”, М., 1986.
  2. Колядич Е.К., “Всемирная история костюма, моды и стиля”, Просвещение, 1999.
  3. Орлова Л.В., “Азбука моды”, М., Просвещение,1989.

История моды от средневековой накидки до современного стиля одежды

Мода – это нечто зыбкое и непостоянное, но в то же время неотъемлемое от нашей жизни. Однажды зародившись, она менялась, но все же продолжала жить. А может ли быть прослежена история моды? Да, если чуть углубиться в века и посмотреть, что и как предпочитали носить наши предки.

Какое время можно считать временем рождения моды

Сегодня мода неотъемлема от нашей жизни, но так было не всегда. Костюм первых людей представлял собой лишь шкуры животных и служил единственной цели – согреться, чтобы выжить. Вряд ли в те суровые времена наши предки думали о том, какая шкура более красивая и какую из них носить престижнее.

Появление первых крупных цивилизаций также не принесло в мир какого-то единого стиля, который мы можем назвать модой. Костюмы и украшения были очень разнообразны и привлекательны, но у каждого народа был индивидуальный стиль. В одежде представителей из разных частей света практически не было одинаковых предметов, а любые чужеземные наряды были странными и диковинными.

И только с 14 века можно говорить о появлении моды в современном ее понимании. Ее родиной называют Францию, Париж. Начиная с этого времени, знатные женщины из европейских стран создают для себя весьма экстравагантные высокие головные уборы. Они представляют собой конструкции из ткани, к которым шпильками прикрепляются конусы. Такой головной убор получил название “шляпа с рогами”. Огромное значение придается фантазии.

Дальнейшее развитие моды

В эпоху возрождения модными становятся шелк и бархат. Главной законодательницей стиля в 15 веке была Венеция. В нарядах женщин отмечаются такие детали как длинный шлейф, вырез-декольте, который становится все смелее, и рукава с вырезами – креве. Все большее значение приобретает прическа. Венецианки носят на головах высокие шиньоны (накладные волосы), обвязывают их тонкими шарфами. Лица обрамлены покрывалами из черного бархата.

С середины 16 века становится популярной испанская чопорность. Исчезает декольте. Теперь платья с глухими воротами и высокими накрахмаленными воротниками. В моде пышные юбки с подкладками и туфли на подпорках. Огромное значение приобретает парфюм, т.к. в связи с рядом событий вытесняется привычка часто мыться.

В дальнейшем законодательницей мод снова становится Франция. Весь мир ориентируется на наряды прекрасных француженок, появляются гласные и негласные законы красоты. Практически всемирное распространение приобретают парижские журналы моды и стиля. Тенденции меняются очень стремительно. С 17 по 19 столетие предпочтение отдавалось:

  • Свободным и естественным линиям женского платья
  • Прическам с обрамляющей лицо челкой
  • Затем экстравагантным украшениям из перьев, обильным рюшам, кружевам, жабо
  • Парикам
  • Бархатным мушкам
  • 18 столетие – стиль рококо, орнамент, правильные линии, широкие шляпы
  • 19 век принес в моду жесткие корсеты, кринолин, длинные рукава

Мода вчера и сегодня

С 20 века законодателями мод становятся уже не королевские особы и их придворные, а дизайнеры. Именно в этот период открылось большинство модных домов с мировой известностью. Каждое десятилетие 20 столетия приносило с собой все новые тенденции. Появляются знаменитые ароматы, все большее значение имеет макияж. Постепенно происходит отказ от корсетов и длинных юбок.

Женщины получают все большую свободу. С 50-х годов наравне с мужчинами носят брюки. Предпочтение отдается хрупким женщинам с тонкой талией и округлыми бедрами. Спустя еще 20 лет появляются джинсы и комбинезоны, становится модным свободный и раскрепощенный стиль. 90-е годы – господство стиля унисекс.

Современная мода в основном по-прежнему ориентируется на Францию. О современных тенденциях мы можем узнавать из показов мод, журналов, интернета. Каждый сезон появляются все новые образы, цвета, линии и формы. Существует такой стиль как ретро.

Сегодня мода меняется настолько быстро, что даже сложно сказать, что именно носить предпочтительней. Однако отсутствие жестких рамок и разнообразие стилей позволяет каждой женщине найти свой образ, не противоречащий современным модным тенденциям.

История моды

Однажды Чарльз Фредерик Ворт, который был поставщиком императрицы Евгении, начал помечать созданные им вещи своим именем, как это делают известные художники. Так появилась на свет товарная марка. С того момента поставщик превратился в кутюрье, а плоды его работы, называются словом МОДА.

Кутюрье с полным правом приравнивает себя к художникам, тем более что их произведения – это уникальные вещи ручной работы из качественных дорогих материалов. В 1900 году на всемирной выставке сформировалась и обозначила свои задачи новая каста кутюрье. Все они были ориентированы на Чарльза Ворта, который к тому моменту уже пять лет как умер, а его дело продолжали сыновья Гастон и Жан-Филипп.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте, и стремление красиво одеваться было во все времена. Всегда существовало разнообразие стилей модной одежды, которые варьировались в зависимости от местности и социального положения. Для каждого социального класса существовали определённые формы и виды одежды, тканей, деталей наряда и украшений. Одежда рассказывает о многом, она даже открывает скрытые желания.

Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью моды стремится отличаться от окружающих.

Одной из отличительных особенностей моды является изменчивость. Не успеет что-то войти в моду, как уже выходит из моды. Покупая дорогую интересную вещь, думаешь что будешь её долго носить, но проходит немного времени и видишь, что вещь уже выходит из моды.

Может быть такая переменчивость зависит от желания или непостоянства мыслей кутюрье? Нет, не всё так просто в мире моды. В действительности же их творения пользуются успехом лишь в том случае, если мастер улавливает дух времени. Мода не возникает на пустом месте, она всегда, и очень точно, отражает малейшие изменения в жизни мира сего.

Такова краткая история возникновения моды, однако моду в современном виде, ввели модельеры шестидесятых годов, поняв, что предметы одежды в век технического прогресса и массового производства вовсе не должны, существовать лишь в единственном числе, чтобы считаться творением. Торговая марка стала независимой. Теперь модные марки украшают не только одежду, но и солнцезащитные очки, нижнее белье, посуду, кукол и т.д., а модельер далеко не всегда лично участвует в создании моделей – достаточно лишь его подписи или марки, известной во всем мире.

История моды для Журнала Милитта

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/520518/
http://beauty.wild-mistress.ru/wm/beauty.nsf/publicall/8502976_istoriya_mody_ot_srednevekovoy_nakidki_do_sovremennogo_stilya_odezhdy
http://mylitta.ru/15-istoriya-mody.html

Читать еще:  Родительское собрание патриотическое воспитание дошкольника". Консультация (младшая группа) на тему: Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции"
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: