Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми. Такая белая вата образуется на этом растении. Хлопок собирают, очищают и обрабатывают, а затем скручивают в тоненькие ниточки. Нитки можно покрасить в нужный цвет. Такой р

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Одежда» с использованием ИКТ

надежда кузнецова
Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Одежда» с использованием ИКТ

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со свойствами ткани и узнаем, из чего сделана наша одежда.

Наша одежда сшита из различных тканей.

Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что ткань состоит из тоненьких ниточек. Лучше всего ниточки можно увидеть на краю ткани, если ее разрезать.

Футболки и джинсы шьют обычно из хлопковой ткани.

Хлопок – это растение. Хлопок можно найти у нас дома – это наша обычная вата.

Такая белая вата образуется на этом растении. Хлопок собирают, очищают и обрабатывают, а затем скручивают в тоненькие ниточки. Нитки можно покрасить в нужный цвет, чтобы получалась такая разноцветная одежда.

Это хлопковое поле.

Раньше из ниток ткань ткали дома на специальном ткацком станке, а сейчас ткань делают на станках на фабриках. А кто мне скажет, одежда, сшитая из хлопка, какая?

Скатерти на стол и постельное белье часто делают из льняной ткани.

Лен – это тоже растение. Вот как цветет лен.

Это целое поле льна.

Стебельки льна специальным образом обрабатывают и теребят, а затем тоже скручивают в нитки. Раньше льняные ткани ткали на станках в домах, а теперь на больших фабриках. Скажите, одежда, сшитая изо льна, какая?

Лен плотная, тяжелая и прочная ткань. А это другая ткань – шелк. Шелковые ткани очень гладкие, мягкие и тонкие.

Это потому, что шелковые ниточки получают, раскручивая кокон у бабочки тутового шелкопряда.

Сначала гусениц тутового шелкопряда разводят на тутовых деревьях, они питаются их листьями. Когда гусеницы обматывают себя коконом, чтобы превратиться в бабочку, эти коконы собирают и раскручивают в ниточки.

Из шелка можно сшить красивые платья, платки, занавески. Одежда, сшитая из шелка, какая?

Мужские костюмы часто делают из шерстяных тканей, а теплую одежду, носки, варежки вяжут из шерстяных ниток.

Шерсть состригают у овец.

Затем ее моют, чешут и скручивают в нити.

Раньше шерстяные нитки скручивали вручную, просто используя веретено, или на специальных прялках. Одежда, сшитая или связанная из шерсти, какая?

В настоящее время используется много синтетических тканей. Они бывают самыми разнообразными на ощупь и вид. На специальных заводах получают искусственные нити, а из них делают ткани.

Из искусственных тканей шьют самую разную одежду. Искусственные нити так же добавляют к натуральным нитям.

Некоторая наша обувь и одежда сделана из кожи животных или из искусственного кожзаменителя.

Ну вот мы с вами и узнали из чего сделана наша одежда. Для того, чтобы сшить одежду нужна ткань и мы с вами отправимся в магазин за тканью. А кто-нибудь знает, где шьют одежду?

Мы с вами поиграем в игру магазин. Я буду продавцом, а вы покупателями. Встаньте в очередь и подходите ко мне по одному и спрашивайте, какая ткань вам нужна.

Ну вот мы и вернулись в сад. Посмотрите на столах лежат картинки, на которых изображена одежда. Посмотрите на вашу ткань и выберите ту картинку, какую одежду можно из нее сшить и встаньте вряд.

Ну, вот и закончилось наше знакомство с тканями. Спасибо за внимание.

Конспект по познавательному развитию “Как рубашка в поле выросла”
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект по познавательному развитию “Как рубашка в поле выросла”

Читать еще:  Особенности российской семьи. Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект по познавательному развитию

«Как рубашка в поле выросла.»

ГБДОУ детский сад №22

Егорова Ольга Генриховна

1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .

2. Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее .

3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .

4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества .

5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян .

Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна ; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты , прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха , штаны , сарафан , фартук , поясок , прялка , веретено , иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда .

Воспитатель : Сегодня ребята , мы свами поговорим о старинной одежде : она чем-то похожа на современную , а чем-то отличается . А еще узнаем из чего сшита эта одежда .

Посею я , млада , ленку

При дорожке , при толку .

Ты расти , расти ленок ,

Тонок , долг и высок,

В земелюшку корешок ,

Что вниз коренист ,

А вверх семянист !

Лён выращивали , чтобы из него шить одежду для всей семьи .

Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали :

Зародится , мой льнище ,

И долог , и тонок ,

Когда синие цветочки опадали , головки подсыхали , лен выдергивали с корнями , завязывали снопики , приговаривали : «Ты удайся мой ленок !», чтобы лён вырос густым , крепким . Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября , на день Харитины , женщины и девушки начинали прясть . В народе говорили : День Харитины-первые холстины . Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .

Дети считалкой выбирают игрока . Если это мальчик , то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга .Остальные дети стоят кругом и поют:

Уж ты прялица-кокорица моя ,

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть и попрядывать ,

На беседушку полядывать.

Во беседе нет весельица,

Моя мила не осердится.

Моя мила по дорожке шла,

Черноброва барабан нашла,

Она била барабанила,

Из-за лесу парня манила,

Из-за лесу, лесу тёмненька,

Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны . С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре . Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали , превращая в нити .

Ребята , потрогайте льняную нить . какая она ?

Дети : Длинная , прочная .

Мы прядём , а нитка тянется,

Мы прядём , а нитка тянется ,

Нам работа наша нравится .

Из ниток на ткацком станке делали ткань . За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна , чтобы хватило на всю семью до следующей зимы .

А сейчас отгадайте , из какой это сказки .

1. Ткать холсты героине помогала коровушка ?

Дети : Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу , а старуха пряла свою пряжу ?

Дети : Сказка о рыбаке и рыбке .

3. Мороз подарил девочке платье , расшитое серебром и золотом ?

Дети : Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание : «Когда дочь твоя мудра , вот ей ниточка шелкова ; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое .» , а она наказывала : «Скажи , чтоб нашел такого мастера , который бы сделал из этого прутика кросны : было бы на чем полотенце ткать» ?

Дети : Русская народная сказка «Мудрая дева» .

Воспитатель : Все женщины в русской деревне умели прясть , ткать , вышивать и шить одежду для себя и своей семьи . Из чего же они шили одежду ?

Читать еще:  Выкройка щенка из меха. Милая собачка из флиса

Дети : Из полотна .

Воспитатель : а какую одежду они шили из полотна ?

Дети : Рубахи , штаны , сарафаны , фартуки .

Воспитатель : Одежда , сшитая из полотна , называлась домотканной . Чтобы что-нибудь сшить , нужно «отрубить» полотно , то есть – обрезать . «Рубаха»- сшитое полотнище . Именно она , по мнению наших предков , являлась оберегом от сглаза , злых духов . Все , от мала до велика , носили рубахи . Повседневные рубахи , обшивали по шву и краям красной нитью , чтобы преградить дорогу нечистым силам . В праздники надевали рубахи , богато украшенные вышивкой , вышивка тоже считалась оберегом . Замужние женщины всегда носили фартук .

А когда сейчас надевают фартук ?

Дети : Когда готовят еду и моют посуду .

Воспитатель : В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи , знатные боярыни . Сарафаны шили из парчи , бархата , шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями . постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси .

На праздник шили нарядные , яркие сарафаны , украшали вышивкой . Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами .

А теперь отгадайте загадки . Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи , а тот , кто отгадает , находит и показывает одежду .

По дороге я шел ,

Две дороги нашел,

Что же это за одежда :

С четырьмя отверстиями ,

А в три выходишь ?

Каждый день по утру,

Надеваю я трубу,

Ну не догадаться Вам!

Целый день я в нём хожу,

Словно в обруче .

Любили наши предки повеселиться . Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали , как делали рубахи в старину

Нить и полотно наделялись волшебными свойствами . А еще ниточка и полотно воспринимались как путь , который должен пройти человек . Я надеюсь , что он у вас будет счастливый , и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс.

материал по познавательному развитию для детей дошкольного возраста.

Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд.

Уважаемые коллеги. Данный материал поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями изготовления русской народной одежды.

Расширить знания детей по ознакомлению с окружающим миром.

Конспект НОД “Как рубашка в поле выросла&quot.

Конспект занятия по познавательно – исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе “Как рубашка в поле выросла&quot.

Лен. Удивительные превращения. История первая

Мне всегда было интересно, что же такое нужно сделать с растением, чтобы из него получилась ткань. Казалось бы, растет себе и растет, цветочки голубые отращивает 🙂 Особенно удивительно, как с обработкой льна женщины справлялись раньше, когда все делалось вручную и только женскими руками. Мужики только сеяли лен. А бабы делали все остальное 🙂 Что же они потом делали с желтоватыми стебельками, как превращали их в белоснежные полотна? Итак, мужики сеяли лен.

Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю.

Только любоваться бабам было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось.

Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, кстати, и выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на “расстил”. Бабы брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Передерживать было опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку!

Читать еще:  Идеальная семья. Какая она? Идеальная семья - какой она должна быть

“Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань” (из воспоминаний деревенской бабушки Н. А. Деревниной.

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Кстати, помню, у Булгакова в записках врача герою принесли в больницу искалеченную девушку, которая “в мялку попала”. Смотрю я на эти мялки и не могу понять, как туда можно было “попасть”. Разве что специально ногу засунуть.

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: “Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни”.

Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:

  1. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
  2. Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).

Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть:

Здесь на фото бабушка справа еще чешет 🙂

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали . Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

А вот как описывает В. Белов в книге “Лад” последующие манипуляции с готовым холстом:

“Еще весной холсты белят в золе и затем на снегу. Снова бучат в золе и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около озера или речки. В начале июня подростки обоего пола обычно возили навоз. Пока взрослые наметывали телегу, девчонки бежали к речке. Они собирали в гармошку пятнадцатиметровый конец холста, макали его в воду и снова ровно расстилали на зеленой траве. И так со всеми концами. Иная, не утерпев и видя, что никто не заметит, пускалась бегом по этой ровной гладкой холщовой дорожке.
Холсты сохли быстро, их надо то и дело макать в реку, а телега с навозом уже наметана. Контраст между чистотой расстеленного на зеленой траве холста и вонью тяжелых коричнево-желтых навозных пластов, разница между речной прохладой и жарким, гудящим от оводов полем превращали беление холстов из обязанности в нечто приятное и нетерпеливо ожидаемое. Возка навоза тоже становилась приятнее. Поэтому взрослые всегда разрешали подросткам и детям белить холсты.
Зола для беления, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, старики весною нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу.”
Беление холста вдохновило Зинаиду Серебрякову на создание своих полотен. Кстати, на том же холсте, но, вероятно, все-таки небеленном 🙂

Во второй части статьи я покажу лен, сотканный прабабушкой моего мужа, и расскажу еще кое-что об этой чудесной травке.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-detskogo-sada-na-temu-odezhda.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/01/konspekt-kak-rubashka-v-pole-vyrosla
http://www.livemaster.ru/topic/979953-len-udivitelnye-prevrascheniya-istoriya-pervaya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: