Как быть, если ребенок начал воровать? Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога
Содержание
- 1 Как быть, если ребенок начал воровать? Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога
- 1.1 Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, что делать?
- 1.2 Почему дети воруют?
- 1.3 Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога
- 1.4 Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?
- 1.5 Советы психолога: что делать, если ребенок ворует и врет?
- 1.6 Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога
- 1.7 Ребенок украл. Что делать?
- 1.8 Как вести себя родителям, если ребенок ворует. Причины детского воровства и ошибки родителей в воспитании.
- 1.9 Не оставляйте деньги на виду
- 1.10 Профилактика воровства
- 1.11 Ценность денег
- 1.12 Внимание окружающих за деньги
- 1.13 Не предавайте огласке
- 1.14 Доступно объясняйте
- 1.15 Найдите причину воровства
- 1.16 Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей:советы психолога
- 1.17 Взял без спроса вещь: причины
- 1.18 Разбираемся в мотивах, если ребенок ворует и в школе, и дома
- 1.19 Что делать, если вор пойман?
- 1.20 Особенности 7 лет
- 1.21 Особенности отрочества
- 1.22 Профилактика: что делать, чтобы предотвратить
- 1.23 Кражам – нет!
- 1.24 Врёт: как отучить
Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, что делать?
Ситуация, когда ребенок ворует у родителей деньги, относится к широко распространенным. У большинства детей есть подобный опыт, но это не означает, что такое поведение считается нормальным. Воровство — это порок, а красть у своих — это проявлять к ним неуважение и заставить сомневаться в собственном чаде. Если вовремя пресечь развивающуюся привычку проверять карманы близких, то проблемы в дальнейшем можно будет избежать.
Почему дети воруют?
Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:
- Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные.
- Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку — положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками.
- Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные. Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается соответствующим поведением.
- Возможность привлечь внимание к собственной персоне. При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом. Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была. Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию. Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится.
- Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют. Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба».
- Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:
- так поступают мои друзья, которых я уважаю;
- я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
- я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.
Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.
Важно: Негативные отношения в семье вполне способны спровоцировать кражу. Доброжелательная атмосфера, отсутствие криков, забота и внимание создают спокойную обстановку. Ребенок чувствует себя защищенным, любимым, нужным и возможность плохого поступка сводится к минимуму.
Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога
Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.
Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:
- не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
- не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
- не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
- не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
- не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.
Обратить внимание: Реакция взрослых и детей на цену украденного сильно отличается. Взрослый отмахнется от украденной конфетки и придет в негодование, если пропал телефон. Для ребенка не имеет значения стоимость украденного, а ценность с его точки зрения конкретной вещи.
Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.
Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?
Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.
И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.
Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.
Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.
Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, то стресс и шок окажут свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.
Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:
- сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
- материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
- несформированное понятие нравственности и силы воли.
Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.
Советы психолога: что делать, если ребенок ворует и врет?
Если малыш постоянно врет, то о понимании между разными поколениями речи быть не может. Это признак боязни быть наказанным или страх потери родительской любви, отсутствие внимания взрослых, развитое воображение.
Советы психолога, как отучить ребенка воровать деньги, не приносят пользу, если их просто выслушать. Спасти положение помогут следующие действия:
- попытайтесь стать не врагом, а союзником своему ребенку, помогите ему разобраться в сложившейся ситуации;
- не нужен тотальный контроль, который заставить кроху еще больше лгать, чтобы выйти из-под родительского гнета;
- научите видеть разницу между реальностью и вымыслом: ребенок должен понимать, где заканчивается фантазия и начинается реальность;
- хорошо влияет личный пример, когда родитель не обманывает и не дает пустых обещаний;
- постарайтесь не давить на подростка и ограничить его жизнь узкими рамками, он должен иметь кредит доверия, чтобы чувствовать независимость.
Воровство и ложь часто идут «рука об руку». Это итог похожих проблем в семье или между сверстниками и сигнал для родителей, которые не должны закрывать глаза на сложившуюся ситуацию.
Важно: Ребенка нельзя наказывать за правду. Ему не так сложно назвать вещи своими именами и раскаяться в своих действиях. Важны поддержка и понимание, уверенность, что его не бросят в сложной ситуации, чтобы у него не возникло чувство незащищенности.
Что делать, если подросток ворует деньги у родителей? Психологи советуют подойти к решению этой проблемы еще до ее наступления, стараясь предотвратить негативные поступки. Именно в подростковом возрасте с воровством родители сталкиваются наиболее часто.
Это период, когда организм меняется на психическом и физиологическом уровне. Кроме того, подросток сильно подвержен влиянию сверстников. Уговоры и «нотации» в этом возрасте не актуальны, подросток не реагирует на них.
Родителям желательно заранее выстроить доверительные отношения с дочерью или сыном, узнать их круг общения, приглашать друзей домой и поддерживать в любых ситуациях, но при этом объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Это позволить в будущем настроится на общую волну и научится понимать и принимать ребенка.
Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога
Любую проблему легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы в последующем не плакать горькими слезами? Психологи советуют:
- строить общение на доверии и воспитывать на личных примерах, делиться собственным опытом;
- постараться определить склонности малыша и подобрать ему хобби, которое увлечет и займет значительную часть времени;
- доверять ему домашние дела и определить круг ежедневных обязанностей: например, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами, ходить за продуктами;
- научить уважительно относится к окружающим и их чувствам, чтобы маленький человек понимал, что неосторожным поступком способен причинить боль другому;
- чадо должно понимать, что в семье у каждого есть личные и любимые вещи и четко отличать «мое-чужое»;
- продумать место, где будут храниться деньги, чтобы они не лежали на видном месте, провоцируя кражу;
- при желании ребенка купить ему вещь, которая действительно является необходимой и давать средства на небольшие расходы, чтобы определять ценность своих покупок.
Предложенные меры не всегда предотвращают кражи, но значительно снижают риск их возникновения. Если же проблема воровства «не обошла стороной» семью и ребенок начал воровать у домашних и посторонних людей, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными.
Психологи советуют, что если подросток ворует и врет, то необходимо найти контакт со своим ребенком, что является сложным моментом, выяснить исходный момент, чего не хватает подростку и что спровоцировало ступить «на скользкий путь».
Если подросшее дитя раскаивается, то родители найдут варианты и решить вопрос с минимальными потерями. Не нужно упрекать и наказывать, нужно отработать «пути отступления». Например, вернуть украденное или частично возместить нанесенный ущерб. Если стыдно, то достаточно положить сворованную вещь на место, где ее найдет хозяин.
Но игнорировать кражу, даже совершенную единожды, нельзя. Возможно, этот поступок не повторится, но чаще ситуация безнаказанности приводит к систематическому воровству. Ее сложно предугадать и остановить, трудно бороться, но изменить положение можно. Главное, найти подход к своему ребенку.
Ребенок украл. Что делать?
Как вести себя родителям, если ребенок ворует. Причины детского воровства и ошибки родителей в воспитании.
Что делать маме, если ребенок украл, и как правильно повести себя в такой сложной ситуации? Как справиться со своими эмоциями и не навредить ребенку? Конечно, для любого родителя это удар, когда его такой маленький и нежно любимый малыш оказывается воришкой. Постарайтесь отвлечься от личных переживаний. Посмотрите на проблему глазами ребенка.
Не оставляйте деньги на виду
Елена (38 лет): “Помню, как в 7 лет первый раз украла у мамы деньги. В “Союзпечати” продавались календарики-“переливашки” за 40 копеек. Мне страшно захотелось такой же. Залезть в мамин кошелек я бы никогда не решилась. Помню, как ходила по квартире и собирала мелочь на полках, в карманах, сумках. Я не считала, что краду. Было очень ясное ощущение того, что беру ненужные деньги. “Нужные”, как мне тогда казалось, лежат в кошельке. Но понимала также, что поступаю не хорошо”.
Итак, вот она первая родительская ошибка: не оставляйте деньги на виду, не провоцируйте ребенка.
Профилактика воровства
Чтобы избежать неприятных ситуаций, неплохо было бы заняться “профилактикой преступлений” и предвосхитить вероятные случаи воровства. Во-первых, объясните ребенку, что деньги без спроса брать нельзя никогда, даже копейку. Формулировка должна быть максимально простой: это воровство, а воровство — это плохо, стыдно. Во-вторых, ребенок должен понимать, что незаметно это сделать никак не получится, деньги будут искать и найдут.
Если после предварительной профилактической беседы у Вас появится желание показать ребенку, что Вы ему доверяете, то можно оставить деньги на виду. Но целостность суммы должна обязательно контролироваться (естественно, в тайне от ребенка!), чтобы Ваши слова не пошли вразрез с действительностью. Первый опыт безнаказанности может сыграть в дальнейшем свою негативную роль.
Если даже раньше, когда в магазинах не было особого выбора, дети воровали, то уж сегодня, когда любой лоток манит маленького человечка пестротой предлагаемых товаров, по цене от 50 копеек и до бесконечности, не стоит бесконтрольно разбрасывать по дому медяки, тем самым давая ребенку возможность сделать первый шаг — взять эти “брошенные” деньги. Случай из практики: 6-летнего Максима мама постоянно посылала в булочную за хлебом, давая точную сумму на одну буханку. Когда первый раз ребенок получил сдачу, то немедленно ее потратил, без разрешения. Когда мама спросила, почему он потратил эти два рубля, ребенок начал отпираться и говорить, что сдачу ему не давали. Признался он только после скандала и допроса, устроенного родителями. В следующий раз он украл деньги у бабушки. На вопрос, почему опять, ребенок сказал, что “у родителей-то нельзя, они ругаться будут”.
Вторая наша ошибка: нельзя ругать и стыдить ребенка. Если Вы не сможете в доступной форме объяснить, почему воровать нельзя, то в следующий раз ребенок сделает то же самое, но, уже осознавая, что поступает нехорошо. Все дети разные, и дать общие правила поведения для таких ситуаций сложно. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, потому что на одного сильнее всего подействуют мамины слезы, другому требуется логическое обоснование — “почему так делать нехорошо”, а третий должен в первый же раз получить серьезное наказание. И только родители могут увидеть, что в данном случае стоит за поведением ребенка: непонимание, желание самоутвердиться перед товарищами, или отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, что, к сожалению, тоже нередко встречается в современных занятых семьях.
Ценность денег
Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод “ты знаешь, что это огромная сумма” на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки “железные” деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку “5 рублей”, то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!
В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.
Вполне может случиться так, что не понимая ценности “бумажек”, Ваш малыш легко отнесет эти “фантики” в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы “еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги”, ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял “преступление века”. Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.
Внимание окружающих за деньги
Следите за общественной жизнью Вашего малыша, чтобы не пропустить тревожные симптомы. Дети часто уносят из дома деньги и вещи, покупая внимание “окружающих”.
9-летняя Даша никак не могла ни с кем подружиться. Это очень частая ситуация, когда в группе детей “выбирается” изгой, с которым никто не общается. Тяга детей к самоутверждению и попытки возвыситься над окружающими могут проявляться в самом раннем возрасте. Это нельзя назвать жестокостью. Такое поведение является лишь одним из этапов формирования собственного “Я”. Итак, с Дашей никто не дружил, родители были заняты, девочка жаловалась бабушке на то, что не с кем играть, на что пожилая женщина резонно замечала, что “в школу она не играть, а учиться ходит”. И в результате ребенок решил свою проблему сам: сначала девочка украла дома неизвестную сумму (выяснилось это намного позже, когда дошло до разбирательства) и накупила конфет.
Сказав, что у нее День рождения, она угощала детей весь день, и была в центре внимания, пока конфеты не кончились. В следующий раз она взяла папин мобильный телефон, сказав в классе, что это ей подарили. Родители, решив провести воспитательную работу , устроили публичное разбирательство в классе, в результате чего девочка получила сильнейший стресс, который в последствии длительное время не удавалось вылечить, и ребенка пришлось переводить в другую школу, поскольку в этот класс она наотрез отказывалась ходить. Помимо прочего на нервной почве у ребенка это выразилось еще и кожными высыпаниями.
Не предавайте огласке
Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к “позорному столбу”. Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с “дурными генами” его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.
Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней . Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. “Разговаривает” — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.
Доступно объясняйте
Более сложные случаи в ситуациях с подростками . 12-летний Андрей начал курить. Сначала он таскал сигареты у родителей. Когда это вскрылось, он пообещал, что больше не будет. И больше он действительно их сигареты не трогал. Деньги на сигареты он украл у дедушки. Причем сразу много, чтобы на долго хватило! Конечно, в данной ситуации не может быть и речи о привыкании к табаку. Курил ребенок от случая к случаю, чтобы “не отставать от коллектива”. В этой ситуации родители выбрали абсолютно верную тактику. Ребенку не только объяснили, что это нехорошо, хотя в его возрасте он и так это прекрасно понимал и на преступление пошел вполне осознанно. Украденную сумму он отрабатывал в магазине отца в течение месяца и вернул заработанные деньги деду. Андрей работал в течение одного летнего месяца, каждый день по несколько часов за исключением выходных и получил четкое представление о том, какому количеству труда эквивалентна украденная сумма. В течение 3-х последующих лет инцидент ни разу не повторился.
Таким образом, не надо углубляться в дебри красивых и высокопарных фраз. Дети лучше и быстрее воспринимают наглядные объяснения.
Самыми тяжелыми в наше время можно считать ситуации с подростками старше 14 лет. Это в большинстве своем рецидивы, когда ребенок, пойманный на воровстве, продолжает красть. 16-летний Кирилл пристрастился к игровым автоматам. Начав с небольших сумм, он постепенно поднимал планку, и в результате умудрился проиграть деньги, отложенные для поездки на юг. Это при том, что мать прятала от него деньги после первого случая воровства. Здесь нельзя говорить о том, что ребенок не понимает цены деньгам. Он каждый раз целенаправленно обыскивал квартиру и находил тайники. В свое оправдание он говорил, что хотел все вернуть после крупного выигрыша. В процессе наблюдения факты краж многократно повторялись, и в результате пришлось прибегнуть к помощи уже не психолога, а психиатра. Мама мальчика, боясь огласки, пыталась скрыть от всех свои проблемы. В результате ситуация усугубилась. К сожалению, с подобным пристрастием ни ребенок, ни родители не в состоянии справиться самостоятельно.
Не надейтесь, что все решится само. Если Вы столкнулись с такой проблемой, обратитесь к помощи специалиста. Не усугубляйте ситуацию постоянным “обмусоливанием” произошедшего. Не надо пугать ребенка тем, что он станет вором и сядет в тюрьму. Тем самым Вы можете вдолбить ему эту мысль, в результате чего у ребенка сформируются комплексы.
А вот другой пример из практики. Никита (13 лет)воровал деньги в школьной раздевалке. Отпрашивался с урока в туалет, бежал в гардероб и шарил по карманам. Как оказалось, мальчик прочитал книгу “Тимур и его команда”, которая произвела на него очень сильное впечатление. Помогать пожилым людям он решил на современный манер — деньгами. Поскольку дома лишних денег не водилось, ребенок начал красть.
Найдите причину воровства
Прежде всего, попытайтесь выяснить причину, побудившую ребенка к краже. Тактику воздействия нужно выбирать в зависимости от этой причины.
И самое главное, бойтесь ошибиться! Даже если Вы уверены на 100%, что украл именно Ваш ребенок, просто потому, что больше некому, помните: не пойман — не вор. Если вы не были свидетелем кражи, никогда не обвиняйте голословно. Всегда оставляйте ребенку возможность сознаться самому. Помогите ему начать говорить на эту тему, постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал страха перед наказанием. И особенно страха перед Вами!
Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей:
советы психолога
Тема воровства актуальна во многих семьях. Воруют даже самые воспитанные дети. Эта проблема мало изучена, факт кражи может быть выявлен и в благополучной семье.
Чувства родителей: шок, неловкость и стыд – это первая реакция. Часто проблему замалчивают, скрывают. Ребёнка упрекают, пророчат криминальное будущее или вовсе подвергают физическим наказаниям. На самом деле в большинстве случаев не все так страшно. Именно от реакции старших членов семьи напрямую зависит, повторится поступок или нет, закрепится ли он в сознании маленького человека.
В три года малыш начинает отделять своё “я” от родителей. Развивается самосознание, понимание “мое – чужое”.
Возраст является доказательством того, что он понимает плохой поступок. Хотя бывают случаи, когда в пять лет кроха отдаёт отчет своим действиям, а в семь не осознаёт, что присвоил чужое. Все индивидуально, требует пристального внимания и квалифицированной помощи.
Взял без спроса вещь: причины
Асоциальное поведение часто встречается у без ответственных, слабовольных детей, которым не привили ценности, не объяснили разницу между своим и чужим. Не забывайте, первые учителя – родители, и только после – общество.
Если отпрыск попал в плохую компанию, чтобы доказать свой авторитет, он способен на многое. Если дома до его увлечений и проблем нет дела и он отвергнут, ребенок идёт искать утешения на улице.
Разбираемся в мотивах, если ребенок ворует и в школе, и дома
- Угрызения совести велики, но желание обладать чужим гораздо сильнее.
- Неудовлетворенность – психологическая и/или материальная. (Возможно, его представления о необходимом отличаются от ваших).
- Недостаточные представления о нравственности и силе воли.
На противоправный поступок способен человек любого возраста. Если он хочет чего-то очень сильно, может уступить, оправдывая собственную слабость, придумывая разные отговорки. Такие кражи имеют единичный характер и остаются без последствий. Виновник мучается угрызениями совести, скрывает даже от родных, трофей не использует – выкидывает или прячет.
- Если доброжелательные и откровенные малыши внезапно что-то крадут, им особенно необходима помощь. С помощью беседы родители должны исключить материальную выгоду и месть. Обычный сценарий: ребенок никак не может объяснить, почему так поступил. Родные расстраиваются, что виновник обманывает. Они ждут и даже требуют покаяния. Но чем агрессивнее методы, тем толще стена, и тем дальше вы от истины. Часто проблема воровства впервые проявляется в самом раннем возрасте. Тогда провинившегося наказывают, не выяснив сути, почему так произошло. И в 13-14 лет ситуация обостряется с новой силой.
Задумайтесь о собственных отношениях, негативные перемены (развод), вражда и холод – все влияет на вашу кроху. Начните с себя, улучшайте атмосферу в доме. Мало желания изменить своего отпрыска, нужно взять в руки себя, меньше кричать и проявлять больше любви.
- Месть. Вещи пропадают у одноклассников, к которым присутствует зависть. Такие “трофеи” прячут, никакой материальной выгоды. С помощью противоправных действий школьник повышает свою значимость в собственных глазах. Конечно, в школе он не популярен. Если вы узнали в данном пункте своё чадо – хвалите его. За все, за любой хороший поступок, хвалите безмерно, ему этого не хватает. Установите доверительные отношения. Не устанавливайте материальную оценку за достижения, никаких денег за отметки. Вашему чаду не достает эмоциональной близости и уверенности в собственных силах, а не денег.
- Нравственное воспитание. Виновник не думает, как сильно расстраиваются другие, его не волнуют возможные последствия. Так бывает, когда маленькому человеку не объясняли, что он взял без спроса и хозяин очень расстроится. Полезно читать, а после обсуждать тематические сказки и рассказы. Особенно это эффективно в 6-7 лет.
Ни в коем случае не оставляйте его одного с поступком, не упрекайте и не лишайте любви. Пусть он знает, что все можно исправить, подайте руку помощи, научите нести ответственность, помогите реабилитироваться.
Что делать, если вор пойман?
А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.
После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.
Особенности 7 лет
Помните, что дети 5-7 лет – не преступники, они не воруют осознанно – просто берут. Детка думает, что имеет право на все, до чего может дотянуться. Все в этом мире “моё”, пока домочадцы не покажут границы дозволенного. Дети, которым не говорят, что правильно, не чувствуют вины, только получают облегчение от обладания желаемым.
Если вы поймали ребёнка на краже в 7 лет, решайте эту проблему с любовью, предложите ему свою помощь. Пересмотрите своё отношение, заверьте в любви. Проявленное терпения поможет быстрее справиться с проблемой.
Для вас это знак о том, что школьник чувствует себя обделенным, нелюбимым, а связь с родителями слабая. Любовь и признание – это базовая потребность каждого человека. Их недостаток повлечет за собой серьёзные проблемы с адаптацией в социуме. Желание быть популярным гораздо сильнее страха наказания. Именно в 6-7 лет мальчики и девочки становятся зависимы от отношений со сверстниками. Например, отпрыск может завоевывать расположение друзей, покупая им сладости, а деньги красть у вас. В этом случае научите его дружить, придумайте, как можно заинтересовать одноклассников.
Особенности отрочества
В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть “как все” или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.
Советы родителям:
- Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
- Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
- Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
- Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.
В подростковый период воровства среди детей больше всего. Ведь именно в этот период жизни их ждёт много изменений, физических, социальных и психологических. В этом возрасте к перечисленным причинам прибавляется давление сверстников (возможно, даже принуждение).
Вообще, с подростком ситуация гораздо серьезнее, чем с малышами. Его не возможно силой оградить от “плохого” круга общения, а уговоры могут привести к противоположному результату, он просто не будет вас слушать.
Идеальный вариант – создавать круг общения в раннем детстве. Например, это могут быть дети ваших друзей, одноклассники или дети с общими интересами. Когда друзья уже есть, вы можете ненавязчиво познакомиться со всеми. Приглашайте в гости, если возможно, познакомьтесь с родителями.
Если ситуация вышла из-под контроля, случаи воровства происходят чаще, и вы замечаете другие сложности в общении с ребёнком – это повод обратиться к специалисту, к психологу.
Профилактика: что делать, чтобы предотвратить
В качестве профилактики помогут:
- Доверительная беседа – поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
- Направьте активность на интересы – спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
- В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.
Кражам – нет!
- Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей – это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
- Не давайте волю злости – этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
- Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию – ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
- Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство – разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
- Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
- Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
- Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
- Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку – поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.
Врёт: как отучить
Ложь – это признак кризиса в доверии между любимой крохой и родителями. Нужно понять, какую из потребностей пытается удовлетворить крошка с помощью лжи. Это может быть развитое воображение, недостаток внимания или страх перед наказанием, страх что разлюбят родители.
Вам помогут следующие действия:
- Разрешите внутренний конфликт, помогите исправить ситуацию. Станьте союзником, научите решать назревающие проблемы.
- Не пытайтесь полностью контролировать ребенка. Тотальный контроль вызовет желание отстраниться, протестовать и лгать ещё больше.
- Разделяйте явь и вымысел. Предложите вместе сочинить сказку, если у малыша бурная фантазия. Убедитесь, что он понимает разницу между реальностью и сказкой.
- Показывайте все на собственном примере. Не давайте пустых обещаний, не обманывайте. Вы – пример для своих детей, хорошо, если он положительный.
- Не давите на подростка, расширьте его личные границы. Выделите “кредит” доверия. Пусть он почувствует себя независимым.
- Воровство и ложь – это разные итоги во многом схожих проблем. Часто они сопровождают друг друга. В любом случае и то, и другое является серьёзным сигналом для родителей. Не пускайте ситуацию на самотёк: вы и ваши дети имеют право быть счастливыми, самодостаточными людьми.
Возьмите за правило не наказывать за правду. Обсудить ситуацию, объясните, как нужно было поступить. Подчеркните свою безусловную любовь и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
Советы психологов родителям, когда ребенок ворует деньги у родителей, смотрите в следующих видео.
Источники:
http://propanika.ru/psihologiya/rebenok-voruet-dengi-u-roditelej-sovety-psihologa-chto-delat/
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-ukral-Chto-delat/
http://o-krohe.ru/psihologiya/rebenok-voruet-dengi/