Как надо относится к старшим. Вежливость, тактичность и уважение к старшим – искренние и формальные. Что такое уважение – определение

Служебный этикет и такт

Французское слово «этикет» имеет в русском языке несколько значений: «ярлык», «надпись», «этикетка», а также «церемониал», «этикет».

Изначально оно обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, а затем − саму бумажку с надписью. Позже понятие «этикет» обособилось от остальных значений этого слова.

Этикет – совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях. Можно также определить этикет как свод правил обхождения с людьми; как писаных (установленных), так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.

Этикет сотрудников органов внутренних дел – составная часть их нравственной, эстетической культуры, включающей регламентированные формы поведения и общения с гражданами. Знание норм и правил служебного этикета – один из важнейших показателей (и даже критериев) профессионализма и общей культуры сотрудника органов внутренних дел.

Этикет регулирует манеры. Манеры – способность держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся некоторые особенности речи (тон, интонация), жесты, мимика, походка.

Отличительной чертой служебного этикета сотрудников органов внутренних дел является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно.

Основными нормами и правилами, обеспечивающими красоту отношений между сотрудниками органов внутренних дел, являются:

· уважение к старшему по званию, должности, возрасту;

· исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спокойствие и т. п.

В служебной деятельности важно придерживаться норм субординации, основанных на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и чётком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчинённого через голову своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей.

Нормы этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренебрежение ими.

Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напоминатели», содержащие правила поведения. Назначение их – помочь руководителям в организации как личного поведения, так и поведения подчинённых для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

В качестве примера приведем некоторые рекомендации:

· без нужды не критикуй, критика – средство, а не цель;

· не повторяй ни публично, ни один на один критические замечания в адрес человека, исправившего положение дела;

· без надобности в дела подчиненного не вмешивайся;

· умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

· убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства;

· всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую;

· не делай замечания подчиненным в присутствии посторонних лиц;

· объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек;

· критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чувства самостоятельности;

· чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам;

· чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умениям говорить, разговаривать, слушать;

· никогда не раздражайся, имей терпение;

· никогда не ругайся (не матерись);

· не стыдись элегантности;

· позаботься о том, чтобы твои работники были освобождены от забот, отвлекающих их от работы;

· учись на своих ошибках;

· будь внимателен к чужому мнению;

· будь объективен в оценке предложений, исходящих от неприятных для тебя людей;

· будь внимателен и объективен к бесполезным предложениям. Отвергнуть грубо бесполезные предложения сейчас, значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

· при отклонении предложений будь тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения;

· работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимого руководителя;

· не бойся талантливых подчиненных, старайся поддержать их разумные начинания;

· знание возможностей своих сотрудников – достоинство и пре- имущество хорошего начальника;

· умение сочетать гуманность с требовательностью – предпосылка здорового морального климата в коллективе;

· отдавая распоряжения, будь краток;

· высшая форма неуважения к подчиненным – задержать начало работы из-за опоздания руководителя или неподготовленности совещания;

· хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой – копит их для публичного разноса;

· твоя уверенность в успехе дела – уверенность всего коллектива;

· будь краток в телефонных разговорах;

· если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя;

· занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно (твой опыт, кругозор, авторитет);

· ничто так не разлагает работу, как приписывание заслуг коллектива одному лицу;

· критикуя любого работника, создай обстановку, побуждающую к деловым ответам и замечаниям;

· будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому работнику из членов коллектива;

· культурный человек здоровается первым;

· помни, что сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;

· будь справедлив к служебной характеристике человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его отношение к тебе – следствие твоих несовершенств;

· начиная служебную деятельность, позаботься о том, чтобы твои рациональные принципы работы с самого начала стали известны подчиненным;

· ты можешь иногда не проверять положительной оценки человека. Но не имеешь права использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчиненных;

· будь бдителен к хвалящим тебя. Ищи мотивы их действий. Опасайся лести и чрезмерной похвалы;

· не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчиненных, но не афишируй этих знаний (не делай из них без нужды предмета публичных выступлений);

· знание мотивов поступков людей – одна из основ формирования делового настроения;

· не забывай, что у подчиненных семья, а у членов семей есть знаменательные даты;

· требуй выполнения определенных правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;

· предпочитай приятному, но неинициативному работнику «ершистого»;

· помни, что твои недостатки умножаются на число подчиненных, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

Служебная этика выполняет много различных функций. Она способствует сплочению сотрудников, организации здорового психологического климата, обеспечению эффективности служебной деятельности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.

Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, доверия, симпатии между людьми.

Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фамильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собеседника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т. п. являются антиэстетическими качествами манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопониманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.

К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» – всем известно это ставшее крылатым выражение М. Сервантеса. В вежливости проявляется тонкость душевной организации человека, за ней стоит его воспитанность, она предполагает интеллектуальность, интеллигентность и просто доброе отношение к людям, она составляет потребность культурных людей. Каждый хочет, чтобы в нем видели прежде всего человека и относились к нему по-человечески.

«Воспитанные люди, – писал А. П. Чехов, – по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они воспитывают в себе эстетику».

Читать еще:  Как вылечить мозоль народными средствами. Лечение сухой мозоли народными средствами в домашних условиях. Мякоть свежего помидора кислых сортов

Вежливость проявляется во всех сферах жизни и деятельности сотрудников: в службе, учебе, быту; в их отношениях с гражданами; в отношениях с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями; в общении между самими сотрудниками (начальником и подчиненным, старшим и младшим или равными по должности и званию). Вежливость включает в себя систему различных по содержанию правил, в которых закреплены наиболее целесообразные формы контактов между людьми, а именно: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлинного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т. д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т. д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Соблюдение указанных правил общения каждым сотрудником милиции отвечает интересам всех. На службе их выполнение способствует достижению главной цели деятельности – утверждению законности, справедливости и правопорядка, дает возможность избежать многих конфликтных ситуаций, вольных или невольных ошибок при ведении различных дел, помогает сплочению коллектива, созданию здорового морально-психологического климата и устранению того, что мешает интересам дела. В личных отношениях их соблюдение способствует взаимопониманию, установлению позитивной моральной атмосферы.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные и противоречивые ситуации, в которых честь и достоинство людей не всегда могут быть обеспечены соблюдением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотрудник должен найти необходимую форму общения – нужное слово, нестандартное действие, отказавшись от привычных форм поведения, т.е. он должен проявить такт.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Сотруднику органов внутренних дел в ряде ситуаций (например, связанных с реальным риском для жизни) очень сложно оставаться постоянно тактичным, но служебное положение независимо от должности или звания обязывает его быть таковым (см. ст. ст. 3 и 5 Закона РФ
«О милиции»).

Бестактность может причинить человеку обиду и даже страдания (досаду, неприятность, унижение достоинства), хотя «обидчик» и не питает к собеседнику недоброжелательности и даже уважает его. Способность сотрудника милиции избежать этих крайностей в своем поведении – важнейшее свойство такта.

Ситуации, требующие от сотрудников милиции проявления такта, весьма многообразны. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников милиции к гражданам при их приеме, на посту, особенно при задержании, обыске, ведении следствия, допроса и т. д.); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т. п.); в быту – при приеме гостей и т. д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Дать сотрудникам милиции рецепт поведения на все случаи жизни невозможно. Выработать же устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важных задач нравственного воспитания. Подобно убеждению, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания, самовоспитанием достоинства личности.

Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Простота – предполагает нетерпимость ко всему показному, к пышности, всякого рода излишествам. Простота и скромность – высшие достоинства человека.

Скромность – моральное качество, проявляющееся в том, что сотрудник не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются предательство, обман, ложь, воровство, лицемерие, очковтирательство.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность – нравственное качество, означающее верность определённой идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательность – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга.

Важно помнить, что в дурно воспитанном человеке сме-лость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

Таковы основные общечеловеческие правила этикета, обусловливающие красоту и изящество манер поведения.

Что такое тактичность? Значение слова

Мы часто сталкиваемся в жизни с бестактностью. Это проявление неуважения и эгоизма к окружающим. Она способна любого выбить из колеи и испортить настроение на целый день, поэтому очень важно соблюдать золотую середину, которая не позволит перейти за рамки приличия.

Что такое тактичность, определение

Это основополагающее положительное качество человека, характеризующее его как личность, воспитанную, тонко чувствующую пограничную линию деликатности в общении и межличностных отношениях, в случае пересечения которых у оппонента возникает обида.

Есть такое понятие, как чувство такта, так вот с латыни taktus переводится как “прикосновение”, “осязание”, иными словами, чувство меры. Следовательно, что такое тактичность? Это культурное поведение в соответствии с установленными правилами этикета, но нужно непросто им следовать, а уметь чувствовать и понимать оппонента, чтобы не допустить взаимных неприятных ситуаций.

Приведем примеры тактичности

  1. Человек, обладающий этим качеством, никогда не станет хвастаться и выпячивать собственное превосходство.
  2. Он не будет навязывать свое мнение оппоненту.
  3. Речь его чиста, не содержит слов-паразитов и нелестных высказываний.
  4. Тактичный человек не станет выяснять отношения в присутствии посторонних людей.
  5. Не занимается он прочтением чужих писем и посланий в социальных сетях, не подслушивает разговоров. Коль нечаянно довелось стать свидетелем чужой тайны, сохраняет молчание.
  6. Никогда такой человек не станет вещать о своих личных отношениях, и уж тем более о чужих.
  7. Ни при каких обстоятельствах он не затронет тему, которая способна расстроить или разбередить душевные раны собеседника.
  8. В общении с людьми, имеющими физические или умственные недостатки, он никогда не сделает на этом умышленный акцент.
  9. Тактичная личность проявляет терпимость к чужим слабостям и недостаткам.
  10. Никогда не поставит такой человек оппонента в неловкую ситуацию, заметив его оплошность.

Качества, которые определяют тактичность

Мало быть вежливым и знать этикет, необходимо уметь слышать и чувствовать, понимать эмоции собеседника.

  1. Проявление уважения к окружающим. Это способность оценить чужие достоинства, не присваивая их себе.
  2. Чувство меры, умение избегать крайностей. Тут следует проявить разум и мудрость, чтобы не обидеть оппонента.
  3. Доброжелательность и внимательность к оппоненту, а также проявление интереса к жизни и внутреннему эмоциональному состоянию окружающих. Это должно происходить искренне.
  4. Этика предполагает знание и навыки, которые помогают правильно держаться в обществе, согласно общеустановленным правилам.
  5. Благодарность. Нужно оставаться человеком и уметь чтить то, что дает оппонент, при этом вести себя соответствующе.
  6. Дипломатичность определяется неким арсеналом качеств, которые помогают в ведении свободного диалога достойно представить себя и добиться своей цели, при этом не нарушая правил этикета.
  7. Самообладание – это умение совладать с собой, держать под контролем свои эмоции, работать с сознанием.

Разбирая значение слова “тактичность”, нужно указать, что соблюдение правил этикета не говорит о том, что человеку присуще это качество, ведь в душе он может оставаться грубияном, заносчивым, не уважающим людей. Понятно, что такой человек будет выделяться своей неискренностью и фальшивостью, хотя с виду он будет тактичной личностью.

Что такое тактичность? Это плюс ко всему ещё и природное внутреннее чутье в сопряжении с достойным воспитанием, знаниями и, главное, с уважением к людям.

Тактичностью может обладать искренний, душевный человек, способный заботливо, нежно и внимательно отнестись к внутреннему эмоциональному состоянию окружающих людей.

Читать еще:  Православные Святки: традиции, обряды, религиозный смысл. Святки: инструкция по проведению

Мы раскрыли суть термина «тактичность», значение слова стало понятным. Это качество нужно развивать, потому что оно играет очень важную роль в жизни каждого.

Как развить тактичность?

Человек, обладающий этим прекрасным качеством, комфортен в любой компании и обществе. Потому что он никогда не будет встревать в чужой разговор, не станет открыто, высокомерным оценивающим взглядом рассматривать оппонента, не отпустит бестактную шутку, не завалит советами, которых не просят, не будет критиковать во всеуслышание, просто не обидит и не выведет из себя.

Что такое тактичность? Это проявление тонкого чувства деликатности в тандеме с воспитанием и внутренним голосом. Этому можно научиться, просто необходимо упорно и ежедневно работать над собой, самосовершенствоваться.

Все намного проще, чем кажется, нужно просто относиться к окружающим таким образом, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Необходимо примерять на себя свои же некорректные шутки, чтобы прочувствовать состояние оппонента. Вероятнее всего, что не по нраву вам, не придется по душе и другому человеку. Поэтому стоит научиться сопереживать и понимать собеседника.

Рекомендации для развития чувства такта

  1. Наблюдайте за окружающими, за их взаимоотношениями. Это поможет стать проницательным и более чутким к чужому эмоциональному состоянию.
  2. Найдите в своём окружении образец для подражания и попробуйте развить в себе недостающие качества. К примеру, доброту, внимательность, умение слушать и не перебивать и другие.
  3. Изучите психологию личности, это также поможет в поиске подхода к оппоненту. Станет понятным, как правильно выстраивать свое общение и взаимоотношения с окружающими, чтобы никого не ранить и не обидеть.
  4. Поработайте над своей мимикой и жестикуляцией. Старайтесь не проявлять агрессии и нетерпимости в жестах. Нужно внимательно слушать оппонента, не отводя глаз в сторону, не делая скучный безучастный вид.
  5. Нужно контролировать изрекаемые слова. Простая, казалось бы, для вас шутка, может глубоко ранить собеседника.
  6. Нужно знать этикет, без него обойтись невозможно. Это и скромность, и правила поведения в обществе, манера разговора.
  7. Нужно постоянно думать о других. То есть не хвастать своими достижениями перед менее успешными людьми, если рядом человеку плохо или грустно, предложите свою помощь. Нельзя оставаться безучастным по отношению к другим, думая только о собственном благе.

Мы разобрались, что такое тактичность. А стоит ли развивать ее у детей? Конечно, да, ведь, как говорится, «что посеешь, то и пожнешь».

Как воспитать тактичность в ребенке

  1. Бывают случаи, когда ребенок рассказывает в детском саду воспитателям то, что происходит у него в семье. Именно поэтому родителям стоит обозначить, чего нельзя рассказывать посторонним людям. И закрепить результат. Можно поиграть в шпионов, которые должны хранить тайну и ни при каких обстоятельствах ее не выдавать.
  2. Моделировать провоцирующие ситуации и сразу же останавливать ребенка, шепнув на ушко напоминание об игре. Но при этом не забывать хвалить, если у него получается сохранить тайну.
  3. Объяснить ребенку, что к другим людям нужно отновиться с уважением и добротой.

Чувство такта можно развить, главное – научиться уважать окружающих, проявлять внимательность и соблюдать этикет. Важным остается и духовный рост, именно он позволит получить глубинное искреннее чувство тактичности.

Как воспитать уважение к старшим.
материал по теме

Материал для родителей .

Предварительный просмотр:

Воспитание уважения к старшим

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт – ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни – Коменский Я.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. – Руссо Ж.-Ж.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе. – Сухомлинский В. А.

Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, — важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, “разучиваются” — начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

– Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

– Нет, доченька, нельзя.

– А почему, папочка?

– А ты сегодня по улице шла?

– А ты ей в пояс поклонилась?

– А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя “качать права”, говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах – деградация.

Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

– Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

– К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

– «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

– Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Читать еще:  Вышивка шерстью цветы. Пошаговый мастер-класс по объёмной вышивке для начинающих

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

– Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

– Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

– Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

– Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков – излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

– Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

– Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность – это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

– Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

– Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

– А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

– Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям – краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям – это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей – значит их так воспитали – не поняв, не полюбив, не уважая.

Источники:

http://studopedia.ru/13_127144_sluzhebniy-etiket-i-takt.html
http://www.syl.ru/article/307926/chto-takoe-taktichnost-znachenie-slova
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/11/02/kak-vospitat-uvazhenie-k-starshim

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: