Как отмечают Пасху в Украине: традиции славянского народа. Пасха в Украине: история и традиции

История праздника, традиции Пасхи в Украине, ритуалы

Пасха: история, традиции, ритуалы

Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до н. э, избежав египетского рабства.
Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами после воскресения Иисуса
На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия.

Таким образом, праздник “кочует” во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю (В XX—XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по новому стилю).

К V в. православная церковь разработала свои правила и сроки празднования Воскресения Христова. Православные славяне приурочили к празднованию Пасхи множество обычаев, ритуалов, традиций, сохранившихся с языческих времен

Страстная Седмица

Страстная Неделя, Страстная Седмица (страсть в ц.-сл.— страдание) — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Великий понедельник: В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Великий вторник: воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Спасителя одним из двенадцати апостолов — Иудой Искариотом, его переговоры с первосвященниками. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
Великий четверг: воспоминание о тайной вечере. Омовение Христом ног ученикам.
Молитва Христа в Гефсиманском саду. Предательство Иуды.
Великая пятница: воспоминания о суде, распятии и крестной смерти Спасителя.
На утрении читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых. На вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
В православии с закатом Солнца до полуночи Пасхи не употребляется пища.
Великая суббота: Воспоминание о пребывании Христа во гробе. Освящение еды. В Субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели.

Так, Великий Четверг традиционно называют “чистым”, причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, которые специально заранее проращивали для праздника.
В Чистый четверг убирают, стирают, моют все в доме. Начиная с четверга из дома до Пасхи не отдают и не выносят ничего.

В Чистый Четверг принято всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», то есть, Великого четверга. Ею раньше лечили себя, а также своих родных и близких. Из этой же соли делали обереги для семьи, скота, огорода, дома.
Само собой, все подготовительные работы должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство. Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». На Пасху муж с женой при всех не христосуются – это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.
Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», – выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Традиции празднования православной Пасхи

В христианской церкви Пасха обозначает переход от смерти к жизни, от земли к небу. По слову святителя Иоанна Златоуста, “мы празднуем праздник воскресения мертвых и жизни вечной”. Поздно вечером в Великую субботу верующие собираются в храмы, празднование Пасхи начинают в 12 часов пением “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе. ” Пение подхватывают все молящиеся, и народ трижды обходит вокруг храма. Двери храма отворяются, и начинается торжество. Царские врата отворяются и остаются открытыми на всю Светлую седмицу, как символ отверстого рая.
На протяжении недели после Светлого Воскресения, целыми днями до вечерни, звонят в колокола. Раньше взойти на колокольню и позвонить в колокола дозволялось каждому желающему. Гармоничный, могучий, победный звон придает особенную торжественность дням Пасхи.

Читать еще:  Обществознание работа 3 семья и брак. ЕГЭ по обществознанию: Социология. Семья. Право. Брак. Браки в России

В эти дни люди приветствуют друг друга словами “Христос воскресе!” и слышат в ответ “Воистину воскресе!”. Верующие люди проводят Пасху в благоговении и духовной радости, стараясь в эти дни поклониться православным святыням, посетить больных, помочь бедным, оказать милостыню заключенным.
Пасха празднуется сорок дней до Вознесения Господня.

Существует предание о том, что на Пасху Христос с апостолами выходит в нищенском одеянии странствовать по земле и приходит в дома к людям, чтобы испытать их милосердие.
Поэтому на Пасху в каждом доме должны быть в изобилии всякие яства, чтобы можно было угостить любого человека, который войдет в дом. Вот почему на Пасху наши хлебосольные предки выставляли на стол множество снеди и угощали всех приходящих.

Символика пасхального стола

Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется “Праздником праздников и Торжеством торжеств”, предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд, считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном столе должны быть простые, недорогие, но необыкновенно вкусные блюда.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

На пасхальном столе должны быть простые, недорогие, но необыкновенно вкусные блюда. Центр пасхального стола традиционно занимает «розетка» с крашенными яйцами, куличем и пасхой. Пасхальный стол накрывали на целый день. Зашедшие в дом имели право отведать угощения даже без приглашения хозяев.
Украшением застолья служили букеты подснежников и веточек вербы с набухшими почками- символом зарождающейся жизни.

Посуду и скатерть выбирали весенних цветов:

  • -Голубой (цвет веры)
  • -Белый (цвет чистоты)
  • -Желтый (цвет радости и света)
  • -Зеленый (цвет надежды, пробуждения природы)

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Видео

Я – фотограф

парк львов Тайган

Рубрики

  • Рецепты (1190)
  • закуски (308)
  • выпечка (297)
  • салаты (262)
  • мясные блюда (249)
  • овощные блюда (86)
  • рыбные блюда (78)
  • политика (729)
  • история (640)
  • История России (215)
  • Всемирная история (153)
  • История Украины (81)
  • СССР (79)
  • Древняя история (79)
  • ВОВ (39)
  • Вторая Мировая (32)
  • Цивилизация (26)
  • История Израиля (25)
  • Империи (25)
  • сталинизм (24)
  • Украина (630)
  • интересное (522)
  • искусство (492)
  • сюр-реализм (106)
  • историческая живопись (98)
  • фэнтези (83)
  • другие виды искусства (70)
  • мир иллюзий (66)
  • религиозная живопись (59)
  • портреты (33)
  • пейзажи (33)
  • путешествия (463)
  • фотографии (404)
  • страны мира (400)
  • юмор (358)
  • общество (281)
  • личности (274)
  • животные (263)
  • фильмы (199)
  • музыка (194)
  • поэзия (189)
  • природа (188)
  • Россия (176)
  • архитектура (173)
  • Крым (150)
  • религии (122)
  • загадочная история (121)
  • Израиль (115)
  • Соборы и церкви (104)
  • Здоровье (67)
  • Киев (64)
  • Дворцы и замки (60)
  • Растительный мир (58)
  • котоматрицы (53)
  • Гражданин поэт (42)
  • философия жизни (37)
  • притчи (26)
  • книги -почитать (23)
  • для дневника (23)
  • Германия (21)
  • Австрия (15)
  • Испания (13)
  • книги (13)
  • Олена Степова (5)
  • Чехия (4)
  • Канада (2)
  • Венгрия (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Великдень или Пасха. Празднование на Западной Украине

Великдень или Пасха. Что нам ближе?

В этом видео показано традиции празднования Великодня в Западной Украине.

Дети водят хороводы и поют веснянки( гаивки)


Согласно легенде, праздник Великодня родился семь тысяч лет назад, еще во времена до христианства и был связан с языческими культами. Вот как её пересказывают:

Жили трое братьев-охотников: Тур, Пан и Яр. Собрались они как-то на охоту. Вышли в степи необозримые, а жаворонки так распелись, что аж небо звенело. Удивлённо остановился Яр и говорит:

– Не хочу я, братья, на туров охотиться, молодых быков стрелами разить, а хочу вот поле вспахать и засеять зерном, и собрать урожай, и хлеба напечь людям на здоровье. Только он вот такое проговорил, как с неба опустились золотой плуг и золотое ярмо.

И крикнул старший брат Тур:
– Сие мое!
Хотел схватить плуга — аж он пламенем занялся. Отшатнулся в страху Тур.
– Сие мое! — прокричал средний брат. Но и ему сахнуло пламя в лицо.
– Нет, братья, сие мое, — улыбаясь, сказал Яр.

Он подошел и взял золотое ярмо, накинул на пару волов, которые паслись поблизости, запряг их в плуг золотой и проорал первую в мире борозду. А потом — вторую, и десятую, и сотую. Засеял поле полбою — пшеницей дикой, и выросла она буйным колосом. Собрал урожай Яр и муки намолол, и испек первую ковригу, и вторую, и десятую, и сотую. И людей угощал. И научил их пахать, сеять и хлеб растить. За все то большие боги теплых Краев взяли его к себе искупали в Озере Живой Воды. И стал Яр — Ярилой, Богом весенних работ и плодородия. И спускался он на землю в тот весенний день, когда можно было засевать землю зерном. И то был Великдень, то есть Большой День хлебороба.

Читать еще:  Скачать любовные смски любимой девушки. Смс девушке красивые

В праздновании Великодня видят языческий корень, который достигает еще времен до зарождения христианства. В частности на Украине в древности земледельцы верили, что умершие родственники продолжают жить под землей и могут влиять на ее плодородие. Именно с этими верованиями и была тесно связаны поминальные обряды весной.

Сегодня праздник Великодня на Украине символизирует также общее возрождение и обновление мира. Сохранилось много обычаев и обрядов которые выполняются и в настоящее время и не имеют прямой связи из христианством.

На Украине выпекают Паски (не пасхи), название от того, что выпекаются они в формах. Паска выкладывается на блюдо и по кругу обкладывается писанками – расписными яйцами. Как видим из вышеприведённой легенды, сама Паска символизирует именно хлеб (см. фото*), а яйца символизирует пробуждение и рождение нового в мире с приходом весны.


В этой традиции нашего народа ни один человек не ассоциирует и никогда не ассоциировал ранее Паску с образом фаллоса , как нам то пытаются навязать вражины рода нашего. Впрочем, как никто и никогда не упоминал никаких ПАСХЕТОВ, коими новоделами, непонятно для чего, пытаются задурить нашему славянскому роду голову, и уж тем более никто и никогда не упоминал и не праздновал никаких «ПЭЙСАХОВ».

Основной источник мифа о том, что на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша — сообщение Геродота (это первое из трёх сказаний о происхождении скифов, которое приводит историк). Поэтому эта версия имеет право на существование.

Сегодня немного найдется людей, которые могут обоснованно объяснить, почему главный праздник Весны имеет целых три названия ВЕЛИКДЕНЬ, ПАСХА и ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. Большинство над этим просто не задумывается. И не удивительно – привыкли жить по принципу: какая разница за что пьешь – лишь бы тара была побольше. В то же время праздники эти абсолютно разные и по времени возникновения и по обрядности.

ВЕЛИКДЕНЬ – время возникновения теряется в древности. Исследователи определяют его возраст на наших землях – не меньше 7 000 лет. Уже в это время вырисовалась космогоническая сущность праздника, сложилась его уникальная и богатейшая обрядовость, включая празднование Вербной недели, расписывание писанок, випекание куличей и караваев и т.д. Праздновался праздник Весеннего Солнца и Природы, возрождающейся после зимнего сна, праздник победы Света над Тьмой, Дня над Ночью, Солнечного Света Весны над Ночной Зимней Тьмой. Непосредственно праздник ВЕЛИКОДНЯ отмечался в соответствии с астрономическим положением Солнца – во время весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи. Однако сам период празднования охватывал целый цикл ритуальных праздников, связанных друг с другом, но отличающихся по обряду, содержанию, значению и т.д. Так кроме Верной недели, которая предшествовала Великодню, празновались также Навский Великдень, Рахманский Великдень, Русальный Великдень и другие праздники. Обряды каждого из этих праздников оригинальны и неповторимы. Можно только удивляться и восхищаться мудрости Наших Предков, открывших космогоническую сущность праздника Великодня на тисячелетия, на весь период существования Солнечной системы, вне зависимости от чьей-либо воли, изменений в политической или религиозной ситуации.

ПАСХА – этот праздник связан с выходом иудеев и египетского рабства. Название “пасха” происходит от еврейского слова “резасп” (перескакивание). Во время этих событий, по Библии, Бог Яхве в “египетской земле каждого первородного от человека до животных”. Чтобы не зацепить своих бого(яхво)избранных и не уничтожить иудейские семьи, он приказал им помазать свои двери кровью жертвенного ягненка. Эти дома он обошел (перескочил) и в память об этом приказал всем иудеям во все времена праздновать Пасху-перескакивание (Книга Исход, 12. 1-14). Как видим, в основу праздника Пасхи положен библейский сюжет о выходе иудеев из египетского рабства, следовательно этот праздник ни по сути ни по обрядам не является и не может быть славянским.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО – этот праздник начали праздновать сравнительно недавно. Решение о необходимости празднования ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА вынес Никейский собор в 325 году от Рождества Христова. Соответственно на Руси этот праздник начали отмечать только после насильственного крещения в 988 году. Как видим, в основу праздника положен миф о воскресении Иисуса Христа. Следовательно, ни место возникновения этого христианского праздника, ни суть его, ни обрядность не имели никакого отношения к Руси.

Итак, все три названия праздника различаются по времени и месту возникновения, мировоззренческой сущности и обрядностью. В то же время так сложилось, что в последнее время они вроде бы равноправны при обозначении праздника Великодня. Это произошло благодаря насильственному насаждению на космогонический праздник Великодня (как и на другие наши древние праздники ) абсолютно чуждых праздников ПАСХИ и ВОСКРЕСЕНИЯ. Эта политика активизировалась после того, как стало ясно, что народ, не смотря ни на что, крепко держится за традиции своих предков. Так, например, высокий пышный ритуальный хлеб наши предки называли Великодними бабками, еще до недавнего времени. Украинцам запрещалось нести на Проводы куличи, писанки и крашенки, посвященные душам покойных предков. Вот как писал Иван Вышенский князю Константину Острожскому в 1599 г.: “Пироги и яйца надгробные всюду ликвидируйте”. Отношение властей и церкви к писанке, Великодним обрядам на протяжении целого тысячелетия было резко враждебным, но народ до недавних пор сохранял эти традиции.

Однако стараниями Православной церкви, Советской власти и нынешней власти (внешне – христианской, а по сути атеистической) уничтожается историческая память нашего народа, уходит в небытие сакральное значение писанок, куличей, русалий и т.д. Древние праздники и верования либо нагло и безосновательно приспосабливаются к иностранным (в основном иудейским) святым, либо высмеиваются. Не только забываются или уничтожаются, но и превращаются в противоположность, сдвигаются во времени, что приводит к полной потере магического действия праздника, прерывает связь прошлое-настоящее-будущее народа.

Читать еще:  Как можно продать свадебное платье. Продавать свадебное или венчальное платье – можно ли

Так давайте расписывать писанки , праздновать Вербицу, и ВЕЛИКДЕНЬ! Именно ВЕЛИКДЕНЬ, а не ПАСХУ, которая, по сути, не имеет ничего общего с нашей древней историей!

А это мои пасочки

По материалам книги Галины Лозко “Українське народознавство”( “Украинское народоведение”. Харьков,2005)

У нас в Западной Украине существует Двоеверие

Как празднуют Пасху в разных регионах Украины

Окрепнуть духовно, объединить за собиранием и украшением пасхальной корзины целую семью, попробовать освященные блюда, вспомнить тех, кто уже не с нами. Такой является подготовка и само празднование одного из самых больших христианских праздников – Пасхи.

Сайт «24» собрал интересные предпасхальные и пасхальные традиции из разных областей, чтобы показать, какой разнообразной в культурном плане является Пасха. Уже сегодня, 13 апреля, у нас Чистый четверг.

Чистый четверг

На Гуцульщине к этому дню готовятся заранее. Еще в понедельник детвора посещает крестных родителей и стариков. Так «греют деда», извещая о том, что Пасха не за горами.

За такую добрую весть девочек и мальчиков угощают или кукуцами – булочками с выпеченными крестиками, или сладостями.

Сохранилась на Западной Украине и традиция перескакивать в этот день через костер, таким образом очищать тело и душу и набираться сил на год вперед.

А на Полесье до сих пор исполняют обычай с кадкой, которую готовят к замешиванию теста на куличи. Ее вымывают, накрывают полотенцем, подвязывают красной крайкой (тканый пояс – «24»), сверху на нее кладут деньги и ставят на столбики ворот, чтобы поднять выше к небу. Люди верят: когда взойдет солнце, то своими лучами благословит кадку. После хозяйки этой местности, а также Подолья, Галичины и Покутья берутся за не менее сакральный ритуал выпекания святого хлеба.

Если же говорить о делах бытовых, то в этот день стоит выбросить из дома хлам, а еще не занимать у кого-то или кому-то деньги.

Выпекание пасок

Говорят, что этот обряд хозяйка должна проводить одна, без чужих глаз. Среди разнообразия рецептов пасок находим и творожные, традиция выпекать которых сохранилась в Центральной и Восточной Украине.

В Чернобыльской зоне и на Полесье люди почтенного возраста, которым далеко ходить в церкви, выносят испеченный хлеб на улицу во время восхода солнца, чтобы оно благословило его.

Святое Воскресение

Ночь перед Пасхой наши предки считали магической. Говорили, что во время нее можно было отыскать сокровища. В руку надо было взять красное пасхальное яйцо, идти по дороге и когда оно в руке начнет нагреваться, то можно копать.

Еще в древности люди зажигали возле церквей костры и следили, чтобы они не гасли. Интересную традицию с костром устраивали в селе Чертовец, что на Покутье. Под тамошней церковью его раскладывали, в нем же сжигали мусор, а когда огонь горел все ярче, вокруг него становились парни.

Это создавало иллюзию библейского эпизода, когда апостолы грелись у огня, ожидая Иисуса.

В давние времена очень праздничным выглядел храм и в селе Котельва, что на границе Полтавской и Сумской областей. Там делали фонари, похожие на китайские, и вывешивали по периметру здания, а еще в каждом дворе и на деревьях.

Уже после литургии и праздничного завтрака возле храмов водят гаивки: детвора поет песни, взрослые кружатся в хороводе. Эта традиция прочно укоренилась на Львовщине, Тернопольщине и Ивано-Франковщине.

На Закарпатье в древности во время Пасхального воскресенья играми также не пренебрегали: на Хустщине «били блышки», а на Раховщине играли в «букурию». Сегодня же, после забав, закарпатский хозяин окуривает комнату ладаном. Если в семье есть девушка на выданье, то освященную паску ей кладут на голову, произнося: «Чтобы людям была величная, как эта паска пшеничная!».

На Яворовщине же за незамужними даже следят: ватаги парней ходят от дома к дому и поют девушкам песни, которые очень напоминают колядки.

Угощения

В народе вкушение освященных блюд называют разговением или разговинами. На Пасху, а также в понедельник и вторник, глава рода делит паску и яйцо на столько частей, сколько в семье людей. На Подолье, Волыни и Западной Галиции после такого обряда хозяин три раза обходит стол с миской, полной еды, чтобы были богатыми. Ни одной крошки освященного во время еды старались не уронить жители Восточной и Центральной Украины, чтобы маленькие крошки не достались мышам, которые якобы могут превратиться в летучих мышей, отведав их.

В такой величественный день за праздничным столом не стоит забывать об умерших родственниках. Например, на Херсонщине вместе с пасхальными блюдами на стол ставят «могилку», – тарелку, наполненную землей, в которой уже успели прорасти стебельки овса. Среди зеленых побегов помещали яйца: их кладут столько же, сколько в семье покойников.

Вода и пасхальные праздники

Сразу приходит на ум Поливальный понедельник. Традиция обливаться водой во второй день праздников берет свои корни еще с давних времен и сейчас распространена по всей Украине.

На Гуцульщине и Бойковщине родители девушек, которым доставались такие водные процедуры, еще и радовались. Приход поливальщиков означал, что надежда на замужество есть, поэтому приданое готовить можно. Магическое действие, якобы, имеет вода, в которую кладут монеты и два яйца, ею нужно умываются. Так программируют себя на то, чтобы и год был богатым, и красота цвела.

Источники:

http://bogmark.com.ua/paskha-about/
http://www.liveinternet.ru/users/ofkb/post274905048/
http://vesti.dp.ua/kak-prazdnuyut-pasxu-v-raznyx-regionax-ukrainy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: