Как становятся клятвопреступниками. Как становятся клятвопреступниками Осипов причины измен и предательства в семье

Отечник Проповедника

314. Чудесная помощь мученика Мины еврею, обманутому клятвопреступником христианином, побудившая еврея принять христианство

В городе Александрии жили неподалеку друг от друга христианин и еврей-купец. Между ними была большая дружба. Однажды купец, отправляясь в дальний путь на торговлю, оставил христианину ковчег с золотом на хранение. Прошло довольно много времени, он возвратился домой и прежде всего, в благодарность за хранение золота, послал христианину дары. Тот дары принял, но про себя подумал: “Дары-то твои я возьму, а золота все-таки не отдам.” Затем посоветовался с женой, и оба они решились на обман, что, дескать, не брали у еврея золота. Рассудили, что если бы они христианина обокрали, тогда бы другое дело, а из-за жида в ответе перед Богом не будут. Когда утром купец пришел к христианину и потребовал свое золото, тот клятвенно уверял, что золота у него не брал. Долго они спорили между собой, наконец, еврей сказал: “Слышал я о святом мученике Мине, что он великие дела творит и наказывает неправедно клянущихся; пойдем же в его церковь и там поклянись мне, что не брал у меня золота.” Пошли. Дорогой купец опять стал уговаривать христианина: “Ну уж делать нечего, возьми себе сколько хочешь из моего золота, а остальное отдай мне, только не клянись.” Христианин сказал: “Ты, как жид, недостоин войти в церковь.” – “Если недостоин, я стану вне церкви, ты же, войдя внутрь, клянись мне.” И затем, преклонив колена, еврей воскликнул: “Боже, сподобивший меня подойти к церкви святого мученика Мины, Ты Сам будь свидетелем между мной и христианином в этот час. Святой Мина, рассуди между мной и христианином!” Христианин же произнес обещанную клятву в церкви, и после этого оба отправились в обратный путь. Вдруг, конь, на котором ехал христианин, чего-то испугался, сбросил с себя седока, и в это время у него выпал из кармана ключ от ковчега, в котором хранилось золото. Поднявшись с земли, христианин долго искал ключ, но не найдя его, сел опять на коня и поехал, думая: “Вот в том, что я упал с коня, и все мне наказание за ложную клятву.” Когда же они, продолжая путь, приехали в одно местечко, то остановились на торжище, купили пищи и стали есть. Тут еврей сказал: “Почему это я верю святому Мине, когда слышу о его чудесах, сам же я ни одного чуда от него не видел? Лучше бы мне не принуждать христианина к клятве, и он бы, может быть, понемногу золото мое возвратил. Впрочем, возложу надежду мою на Бога.” Когда они так сидели, вдруг появился раб христианина, держа в руках ковчег с золотом купца. Христианин ужаснулся и спросил раба: “Откуда ты явился и зачем принес сюда ковчег?” Раб отвечал: “Я послан к тебе от твоей жены исполнить то, что ты ей приказал.” – “Да что же я приказал?” Раб сказал: “Сегодня явился к твоей жене сидящий на коне неизвестный славный воин и, держа в руках ключ, спросил ее: “Знаешь ли ты этот ключ?” Она сказала: “Знаю.” – “Возьми его, ибо муж твой, умоляя, послал к тебе сказать, чтобы ты скорее передала ему ковчег, потому что он тяжко мучается в церкви святого.” Так, заключил раб, я исполнил, что ты велел. А если не веришь, то вот тебе и ключ, который дал воин моей госпоже.” Тогда купец, взяв свое золото, с радостью воскликнул: “Велик и Бог, и святой мученик Его Мина! Дивна вера христианская, и всякий надеющийся на Тебя, Господи, и на помощь Твою и силу святых Твоих не постыдится. С этого дня и я буду христианином.” Затем он отдал третью часть золота в церковь святого Мины и крестился со всем своим семейством. Христианин же в церковь святого Мины отдал половину своего имения, остался при этой церкви и до конца жизни оплакивал свои грехи. Скончался же он в покаянии, получив прощение грехов от святого мученика Мины. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 787).

315. За клевету человек был наказан слепотой

Однажды к святителю Евтихию, Патриарху Константинопольскому (†582 г.), пришел слепец. “Давно ослеп?” – спросил его Патриарх. “Уже год,” – ответил недужный. На вопрос, отчего случилась болезнь, слепец рассказал следующее: “Я судился с одним человеком и, чтобы выиграть дело, согрешил – подтвердил иск ложной присягой. Дело-то я выиграл, но зато вскоре после того ослеп. Помолись за меня, угодниче Божий!” Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступником да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие. (Четьи-Минеи. Апрель).

316. Сребролюбивый клятвопреступник был предан бесам и признался, где спрятал присвоенное серебро

Два человека – Иоанн и Сергий – из великого города Киева дружили между собой. Однажды пришли они в Печерскую церковь, Богом нареченную, и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы и вступили в духовное братство. Спустя много лет разболелся Иоанн, а у него оставался пятилетний сын Захария. Вот больной призвал игумена и отдал ему все свое имущество для раздачи малоимущим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию, да и самого малолетнего сына своего, Захарию, отдал на попечение другу, как верному брату, и завещал: “Когда сын возмужает, отдай ему золото и серебро.” Когда исполнилось Захарии 15 лет, захотел он взять у Сергия отцовское наследство. Сергий же, уязвленный диаволом, задумал придержать богатство и жизнь с душой погубить. Он сказал юноше: “Отец твой все имение отдал Богу. У Него проси своего золота и серебра: Он тебе должен, может быть, и помилует. А я ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец своим безумием! Все свое имущество он раздал в милостыню, а тебя оставил нищим и убогим.” Выслушав это, юноша затужил о своем лишении и стал молить Сергия, чтобы тот хотя бы половину отдал ему, а другую оставил бы себе. Сергий же жестокими словами укорял его отца и его самого. Захария просил третьей части, даже десятой. Наконец, видя, что он лишен всего, сказал Сергию: “Приди поклянись мне в Печерской церкви перед чудотворной иконой Богородицы, возле которой вы с отцом побратались.” Тот поклялся, что не брал тысячи гривен серебра и ста гривен золота, хотел поцеловать икону, но не мог приблизиться к ней. Пошел к двери и вдруг стал кричать: “Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети.” И страх напал на всех. С тех пор никому не разрешали клясться перед той иконой. Послали в дом к Сергию, взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести – золота: так удвоил Господь милостивым подателям. Захария же отдал все деньги игумену Иоанну, чтобы употребил их по своему усмотрению, сам же постригся в Печерском монастыре, где и закончил жизнь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 75).

Читать еще:  Камень аквамарин: свойства, значение, кому подходит по знаку Зодиака. Камень аквамарин - фото и характерные свойства

317. Наказанный и раскаявшийся клятвопреступник

Московский протоиерей Иван Григорьевич Виноградов, священствовавший при храме святой Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду, из своей пастырской практики вспомнил такой случай. “В моем приходе, – говорил он, – жило благочестивое купеческое семейство, в котором был единственный сын, любимец отца и матери. Когда ему исполнилось двадцать лет, в семье одной благочестивой вдовы он познакомился с ее, тоже единственной, дочерью, имевшей среднее образование и отличавшейся редкостной красотой. Девушка была бедна состоянием, но богата благочестием и добрыми душевными качествами. Молодой человек стал у них бывать и, видимо, увлекся девицей. Первоначально его визиты были благородны, но со временем девушка стала жаловаться матери на то, что молодой человек, когда они остаются наедине, позволяет себе в обращении с ней разные нескромности. Благородная мать, охраняя достоинство своей дочери, при первом удобном случае высказала молодому человеку, что она свободного обращения со своей дочерью не потерпит, и просила его больше к ним не приходить. Молодой человек со слезами стал уверять мать, что он так привязан к ее дочери и сердце его полно такой любви, что он жить без нее не может и погибнет от отчаяния, если перед ним закроют двери их дома. Тогда мать сказала ему: “Коли моя дочь действительно нравится вам, я не против того, чтобы она была вашей женой. Но вы повенчайтесь!” Молодой человек, видимо, готов был исполнить желание матери и повенчаться. Но в то же время стал уверять, что он только через год может сочетаться с невестой церковным браком, в чем и дал матери честное и благородное слово. “Только ради Бога разрешите мне, – продолжал он, – бывать у вас, как жениху вашей дочери.” Мать подумала и ответила: “Я только тогда позволю вам бывать в нашем доме, когда вы в первый же воскресный день со мной вместе согласитесь пойти в кремлевский Успенский собор, где перед святой чудотворной Владимирской иконой Божией Матери дадите клятву исполнить свое обещание.” На это предложение он охотно согласился. И в первый же воскресный день, стоя на коленях перед чудотворным образом Богоматери, в присутствии вдовы дал следующую клятву: “Владычице, клянусь перед святым Твоим образом, как перед живой, что я через год исполню свое обещание свято и женюсь на девице, избранной мной. Если же я этого не исполню и окажусь клятвопреступником, тогда Ты, Матерь Божия, иссуши меня до основания.” После этой великой и страшной клятвы молодой человек стал бывать у вдовы, как родной, а через год молодая девица разрешилась от бремени мальчиком. В первое время молодой человек, будучи отцом ребенка, приходил каждый день, затем посещения его стали все реже и реже и, наконец, совсем прекратились. Мать и дочь были в неописуемом горе. В довершение своего ужаса и беспредельного несчастья, мать и дочь узнали, что юноша женится на другой. Его соблазнило чуть ли не миллионное приданое второй невесты. Думая составить себе земное счастье с богатой женой, он забыл самое главное: счастье не в деньгах, а в благословении и помощи Божией, которых он лишился через свое клятвопреступление и вероломство. В чаду своего призрачного, безумного счастья он мечтал, что жизнь его будет обеспечена до смерти. Но суд Божий стерег его. В день свадьбы молодой человек почувствовал себя нехорошо. У него появилась слабость, которая не покидала его. Он стал худеть не по дням, а по часам и постепенно сделался живым скелетом, слег в постель и буквально иссох. Ничто не могло его утешить. Душа его была полна неописуемой скорби и тоски. Находясь в такой беспредельной печали, однажды среди бела дня он видит, как в комнату входит величественная дивная Жена, исполненная великой славы. Вид Ее был строгим. Она подошла к нему и сказала: “Клятвопреступник, ты за свое безумие достоин этого наказания. Покайся и принеси плоды покаяния.” Своей рукой Она прикоснулась к его волосам, и они выпали на подушку, а Сама Жена стала невидимой. После того больной тотчас же пригласил к себе своего духовного отца, с великим плачем во всем покаялся ему, а затем к смертному одру позвал своих родителей. В их присутствии он подробно рассказал духовнику всю историю своего увлечения бедной девицей, о своей клятве перед Владимирской иконой Божией Матери и о явлении ему в этот день дивной и величественной Жены, в Которой он признал Царицу Небесную. В заключение он со слезами просил отца и мать, чтобы они проявили великое милосердие к обманутой им девушке, младенцу, рожденному от него, и вдове, обеспечили их на всю их жизнь. На другой день, утром, меня снова пригласили к нему. Больной был напутствован Таинствами Причащения и Елеосвящения. С каждой минутой он слабел. Прочитан был, наконец, Канон на исход души. Все молились и плакали. Вдруг больной воодушевился, силился приподняться и с чувством радости тихо-тихо, но ясно произнес: “Вижу Тебя, Владычице мира, грядущую ко мне, но взор Твой не строгий, а милостивый,” – и с этими словами скончался.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 109).

Читать еще:  Оформление коляски для парада своими руками. Идеи украшения детских колясок для парада

Как становятся клятвопреступниками

Брак есть целостное, духовно-телесное единство и верность в любви супругов друг другу навеки, клятвенно утверждаемые ими не только перед людьми, но верующими и пред Богом. Поэтому он налагает полную взаимную ответственность членов семьи во всех сторонах жизни. И, тем не менее, браки распадаются. В чем причины этого? Их много, но главная, лежащая в основе всех их — это эгоизм, стремление жить по бездушному принципу: «Лишь бы мне было хорошо». Такая внутренняя установка убивает в человеке самое ценное – сочувствие, сострадание, любовь к другому и не оставляет в душе ничего святого. Живущий только для себя неминуемо превращается в законченного эгоиста, который, в конечном счете, никого не пожалеет. Ему никто не дорог, и когда он оказывается перед выбором: близкий человек или собственное удовольствие, он изменит и жене, и другу, и детям… Таковой уже до брака неверен. Избави Бог от изменников!
Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится т.н. валеология, в «спецкружках» — половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен.
Но что бывает с изменником на войне? Знаем. И в супружеской измене происходит подобное смертной казни. Изменник (-ца) теряет способность любить, становится опустошенным, лукавым игроком, прожигающим жизнь и, в конце концов, никому не нужным. Да и новая «любовь», как правило, оборачивается новыми разочарованиями, страданиями как внутренними, так и внешними.
Обратите внимание, когда речь идет об убийстве, то говорят — «это ужасно», о разбое – «какое безобразие»! А об измене, блуде — «ничего страшного, ведь по любви же сходятся». Так рассуждают глупые, близорукие люди, ничего не видящие дальше своего носа. Забыли мудрую русскую пословицу: «Пошел кувшин по воду ходить, там ему и голову сломили». Нельзя безнаказанно разлагать себя и других – горький конец будет.
Зная, хотя бы отчасти, некоторые физические законы, мы, к сожалению, о духовных часто и не подразумеваем. А они еще более действенны и важны, нежели физические, ибо их нарушение калечит то, что больше тела – саму душу человека. Зная закон тяготения, мы не скажем: «Подумаешь, не все ли равно, сойти с пятого этажа по лестнице или выпрыгнуть в окно? Выпрыгнуть даже интереснее. Парить в воздухе – это же красота! Не правда ли?» – Но побережемся такой «красоты»! Именно в ее жестокие объятья попадает тот, кто прыгает с нравственной высоты. И это один из незыблемых духовных законов.
Преподобный Марк Подвижник (6-й век) писал: «Насытившийся телесным наслаждением сверх должного, вознаградит пресыщение сторичным страданием» еще здесь, в этой жизни. Подобное же утверждает известный всему миру философ И. Кант: «На самом деле мы находим, что чем больше просве­щенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности». Исполнение этого закона встречаем на каждом шагу.
Одно дело – брак, создание семьи, когда он и она берут на себя ответственность, обязательства, воспитывают детей, когда нравственное достоинство и нравственный долг являются законом их жизни. Другое — прямо противоположное, противоестественное – сожительство ради удовольствия, на время, «пока». В последнем случае теряется, исчезает самое ценное в земной жизни человека – любовь и семья. Жизнь превращается в мимолетную игрушку, в какое-то пустое, бессмысленное времяпровождение, возмездие которому неотвратимо. «Свободная любовь» губит человека изнутри.

Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.

Клятвопреступничество Клятвопреступник

Верить клятвам предателя — все равно,

что верить благочестию дьявола.

Клятву, данную врагу, нарушают из страха перед ним,

а данную Богу – из пренебрежения к нему.

Никогда не клянись, — пусть твоё да — будет да, а твоё нет — будет нет.

Клятвопреступничество (Клятвопреступление) как качество личности – склонность к нарушению данного обещания, скреплённого торжественной клятвой, присягой либо поручительством третьего лица, призванного в качестве свидетеля клятвы.

Пожилой супруг приходит домой. Галстук на боку, на лице следы помады. Жена в крик: — Что это такое?! Ты опять взялся за старое?! Ты же клятву давал, что это больше не повторится! — Дорогая, никакой клятвы я не нарушал, поскольку сегодня я взялся за молодое.

Читать еще:  Она меня бросила что делать. Советы парням: что делать, если бросила девушка

Клятвопреступление – один из наиболее постыдных видов лжи. Клятва – отпечаток в разуме, аскеза, удар по вожделенному уму, что драгоценный мой ум, теперь тебе запрещается делать то, что ты раньше безнаказанно творил.

Ряд канонов из Книги Правил, предусматривает то или иное наказание за нарушение клятвы. Например, 25-е Апостольское правило, повелевающее извергать клириков-клятвопреступников из священного сана. Мирянину клятвопреступнику запрещается причастие на 10 лет (64 правило свт. Василия Великого), невольно преступившему клятву на 6 лет (82 правило свт. Василия Великого). Кроме того вопрос о клятвопреступлении в различных обстоятельствах рассматривается в правилах Трульского собора 94, свт. Василия Великого 10, 17, 29).

Канон свт. Василия Великого, касающиеся клятвопреступления мирян гласит: (обратимся к тексту 82-го правила): «Что касается до преступивших клятву, аще по насилию и по нужде преступили оную, подлежат менее тяжким наказаниям, и по шести летах могут быти совершенно приняты. Без нужды же предавшие веру свою, два лета да будут плачущими, и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими, и еще на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец, возведутся к приобщению Тела Господня».

Согласно понятию «клятвопреступление», нарушенная клятва, данная перед иконой (дома), клятвопреступлением не является. Клятва, нарушенная в подобного рода обстоятельствах, является нарушением обещания, данного Богу и правила перечисленные выше к ней не относятся.

Словом, наказание за клятвопреступление серьёзное.

Последний русский император Николай был клятвопреступником. Этот факт описан в книге А. Горбовского и Ю. Семенова «Закрытые страницы истории». Отец (Александр III) не доверял Николаю, считая его никчемным и неспособным к царствованию. Поэтому решил передать престол младшему сыну. Но когда Александр III умирал, Михаил еще не достиг совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью император взял с Николая клятву, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. « Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, — пророчески говорил умирающий. — Добереги ее до совершеннолетия Михаила.

Первыми давать присягу новому царю должны были члены императорской фамилии. Вдова императора наотрез отказалась делать это. Она плакала и повторяла: «Поймите, я же знаю его больше, чем вы, он мой сын и ближе мне всех. Под его управлением Россия погибнет!» Вдовствующая императрица так и не присягнула своему сыну. Чтобы скрыть это, ее объявили больной.

Безвольный, никчемный человечишка, Николай не сдержал свою клятву, данную умирающему отцу. В трагические моменты своего царствования он не раз в отчаянии восклицал, что всему виной его клятвопреступление, но о добровольной передаче короны в пользу Михаила так и не помышлял. Когда он, наконец, отрекся от престола, поезд, как говорится, ушел, было уже поздно.

Библейский пример наказания за клятвопреступление.

Царь Навуходоносор овладел Иерусалимом, но оставил на престоле еврейского царя Седекию, предварительно взяв с него клятву на верность и покорность. Седекия вопреки данной клятве, заключил союз с царем Египетским и восстал против Навуходоносора. Бог обличил Седекию устами пророка Иезекииля сказав: “клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и поведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня.» (Иез.17:19-20). Вскоре слова пророка Иезекиля сбылись. Навуходоносор вновь взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон. Там ему выкололи глаза и бросили в тюрьму, в которой он и погиб. Так был наказан Седекия за свое клятвопреступление.

Однажны пришли двое прокаженных к преподобному Авксению и попросили исцелить их от болезни. На вопрос преподобного за что они наказаны, больные лишь кланялись и просили об исцелении. “Господь наказал вас за то, — сказал им преподобный Авксений — что вы имеете привычку божиться и клясться без нужды”. Больные признали свой грех и изумились прозорливости Святого. Тогда Святой помазал их с головы до ног священным елеем и сказал «исцеляет вас Иисус Христос!». И больные мгновенно выздоровели. (Эпизод пересказан по книге “Четы-Минеи”, 14 февраля).

«1865 года июня 14 дня один крестьянин по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся перед мирской сходкою такими словами: «Убей Бог меня громом, если я бил пастуха». Крестьяне так и оставили Григорьева без наказания, уважая его трезвую жизнь. Но Бог взыскал с злоупотребившего клятвою для общего вразумления. На другой день после сходки крестьянин Игнатий Григорьев, идя по своим делам из одного села в свою деревню, по слову своему, указанному на мирской сходке, действительно был убит громом. Вот что значит во лжи божиться перед людьми. Божба часто считается делом маловажным, только бы поверили человеку. Но перед Богом она имеет высокую цену» (Российский духовный журнал «Душевные чтенья» за 1870 год, март).

«Однажды к Святому Евтихию, патриарху Константинопольскому пришел слепец. «Давно слеп?» — спросил патриарх. «Уже год»- ответил недужный. На вопрос отчего болезнь случилась, слепец рассказал следующее: «Я судился с одним человеком и чтобы выиграть дело согрешил — подтвердил иск ложною присягою. Дело то я выиграл, но за то вскоре после этого ослеп. Помолись за меня Угодниче Божий». Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступлением да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие» («Четы-Минеи» апрель).

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij/otechnik-propovednika/165
http://avs75.ru/osipov-61.html
http://podskazki.info/klyatvoprestupnichestvo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector