Классный час а любовь. Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь. После знакомства с правилами игры
Содержание
- 1 Классный час а любовь. Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь. После знакомства с правилами игры
Классный час “Поговорим о любви”; 14-16 лет
МКУ «ЦЕНТР СЕМЬЯ»
Отделение психолого-педагогической помощи
Классный час «Поговорим о любви»
высшей квалификационной категории
Возраст детей: 14-16 лет.
Предварительная работа заключается в подготовке необходимого оборудования: шкатулка с зеркалом, листы бумаги, ручки, планшеты, набор карточек с афоризмами о любви.
«Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир» (Э. Фромм)
«Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека» (Г. Лейбниц)
«Любовь — это невидимая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет свой корабль своим собственным путем» (М. Пришвин)
«Сад цветет, и каждый наслаждается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущей сад: любит всех, и каждый в любовь его входит» (М. Пришвин)
Цель: развитие нравстенно-этической сферы подростков.
– способствовать в определении сущности любви,
– помочь в осмыслении значения чувства любви в жизни человека;
– развить уважение к представителям противоположного пола, чувство любви к окружающему миру и к себе.
Проведение классного часа можно приурочить ко Дню Святого Валентина, ко Дню семьи, любви и верности.
1. Приветствие. Вступительное слово. Упражнение «Ассоциации».
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном чувстве в жизни каждого человека — о любви. А что же такое любовь? Какие мысли и эмоции вызывает у вас, когда вы слышите это слово? Давайте по кругу поделимся своими ассоциациями.
(Любовь — это радость, печаль, счастье, слезы, боль, вдохновение, восторг, сердцебиение, чувство к родителям и т.д.)
2. Упражнение «Шкатулка»
Ведущий: Прежде чем мы начнем размышлять о любви, я хочу показать вам шкатулку. Там находится то, что является самым дорогим и ценным для каждого из нас. Как вы думаете, что там может быть? (Ребята высказывают свои предположения).
Ведущий: Предлагаю вам по очереди заглянуть в шкатулку. Подростки заглядывают в шкатулку, на дне которой лежит зеркало.
Ведущий: Что за ценность вы там увидели? Я вам отвечу стихотворением М.Лазарева:
Свет мой зеркальце, скажи,
Правды путь мне укажи.
Кто на свете всех дороже,
Кто милее и пригоже?
Вижу в зеркальце ответ:
«Пред тобою меркнет свет!
Каждый встречный и прохожий —
Для себя он всех дороже!»
Любим мы и пап и мам,
Но дороже всех я сам!
3. Сказка «Лиса и собака»
Ведущий: Предлагаю вашему вниманию одну сказку.
«Однажды гналась за Лисой Собака. Быстро бежала Лиса, а Собака – ещё быстрее. Лиса бежала из последних сил, но Собака была все ближе и ближе. Вот сейчас уже схватит Лису за ее рыжий хвост. Но успела Лиса добежать до своей норы, забилась поглубже, затаилась. Собака стала караулить Лису возле норы. Лежит Лиса в своем убежище и спрашивает:
– Ушки мои ушки, как вы помогали мне спастись от погони?
– Мы слышали каждый звук, каждый собачий шаг.
– Правду говорите. Глазки мои глазки, что вы сделали, чтобы спасти меня?
– Мы следили за Собакой, далеко она или близко.
– Правду говорите. Лапки мои лапки, как вы мне помогали?
– Мы бежали изо всех сил.
– Верно. Ну, а ты, мой пушистый хвост?
– Я махал по сторонам, чтобы запутать Собаку.
– Врешь ты, противный хвостище! Ты только цеплялся и мне спасаться мешал! Ненавижу тебя!
Выбросила Лиса хвост из норы. За него Собака ее и вытащила»
Вопросы для обсуждения: Почему Лиса невзлюбила часть себя? К чему это привело? Как можно было бы лисе спастись? Все ли вы любите в себе? Каково должно быть отношение к своим недостаткам, чтобы они не мешали жить?
Ведущий: Когда мы постоянно обращаем внимание на свои недостатки и переживаем по этому поводу, это делает нас слабыми. Если человек не любит себя таким, какой он есть, то ему очень сложно полюбить других людей. Любовь к другому человеку, к миру в целом начинается с любви и уважению к самому себе.
4. Упражнение «Хочу познакомиться»
Ведущий: Каждый юноша и каждая девушка мечтает встретить настоящую любовь, мечтают встретить человека, который был бы идеален для них. Но не всегда задумываются, кого же на самом деле хотят видеть рядом. Предлагаю сейчас вам, ребята, определиться в своих представлениях об идеальном парне или девушке. Что бы было легче это сделать, давайте представим, что мы даем объявление в рубрику знакомств. Напишите, пожалуйста, свое объявление, следуя плану:
Краткий перечень своих особенностей внешности и достоинств (например, «веселая кареглазая брюнетка» или «обаятельный стройный блондин с голубыми газами») .
Цель знакомства (например, «для серьезных отношений» или «для приятного времяпрепровождения») .
Требования к внешности и характеру избранника («светловолосый, мускулистый, среднего роста, ответственный, добрый, внимательный, щедрый») .
Все желающие могут зачитать свои объявления группе.
Ведущий: Желательно иметь определенные представления о человеке, с которым хотелось бы построить отношения, чтобы избежать ненужных разочарований, конфликтов и разрывов, не распыляться на тех, кто ни в чем не соответствует вашим пожеланиям. В то же время важно самим стараться «быть на высоте» в любовных отношениях. Гармоничные отношения — это всегда работа над собой, терпение и взаимное уважение.
Работа с афоризмами о любви.
Ведущий: Сейчас вы получите карточки с высказываниями известных людей о любви. Прочитайте, выберете то, которое больше понравилось, и объясните свой выбор.
Какое высказывание произвело на вас большое впечатление? Почему?
Ведущий: С давних времен любовь вдохновляла человека на творчество. Ей посвящены картины, книги, стихи. Сейчас мы сами попробуем сочинить стихотворение, которое называется снинквейн. Это стихотворение, каждая строка которого пишется по опеределенным правилам.
Первая строчка – основная тема стихотворения, имя существительное. В нашем случае заголовок у всех будет одинаков – «Любовь».
Вторая строчка – два имени прилагательных, которые описывают слово любовь. Здесь уже можно проявить творчество.
Третья строчка содержит три глагола, которые относятся к чувству «любовь».
Четвертая строчка – высказывание о любви, его можно сочинить самим, использовать афоризм, пословицу и т.п.
Пятая строчка – вывод, имя существительное, одно слово.
По окончании работы ведущий предлагает подросткам зачитать свои произведения.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Понравилось ли вам занятие?
Что для вас было особенно интересным?
Изменилось ли ваше отношение к понятию «любовь»?
Классный час на тему: Любовь, 9 класс
Тематический классный час о любви 9 класс
Классный час 9 класс. Секреты Ромео и Джульетты
Любовь – тайна божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта.
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
В старшем подростковом возрасте существенно меняются отношения между девочками и мальчиками, возникает интерес к противоположному полу. 14-15 лет – это время романтической любви, время бурных чувств, переживаний, романтических фантазий. Предлагаемый сценарий – час общения на тему любви – будет интересен подросткам. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма, проблемная ситуация, незавершенное предложение, групповые формы работы).
Цели: расширить представление детей о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота, физическое совершенство; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности; побуждать детей к самоанализу, саморазвитию, самосовершенствованию, к выбору достойного нравственного идеала.
Подготовительная работа: предупредить детей о теме классного часа, предложить составить устный портрет идеального парня и идеальной девушки. В ходе классного часа мальчики и девочки сидят по разные стороны (левая – правая стороны класса).
Оборудование: сделать 8-10 ксерокопий страницы с комплиментами, положить их на парты.
Примерные слова для комплиментов
1. Красивая, умная, заботливая, привлекательная, добрая, нежная, милая, очаровательная, обворожительная, неповторимая, неописуемая, незабываемая, неотразимая, шикарная, ослепительная, недоступная, ангельская, лучезарная, яркая, пушистая, сногсшибательная, стройная, кокетливая, утонченная, грациозная, веселая, энергичная, креативная, стильная, коммуникабельная, тактичная, романтичная, разносторонняя, сказочная, симпатичная, единственная, ласковая, желанная, непредсказуемая, загадочная, цветущая, безупречная, гармоничная, отзывчивая, совершенная, лучшая, скромная, изысканная, шаловливая, искренняя, дружелюбная, понимающая, экстравагантная, мечтательная, искрометная, честолюбивая, манящая, восторженная, бескорыстная, непосредственная, соблазнительная, жизнерадостная, прелестная, улыбчивая, застенчивая, зажигательная, честная, чистосердечная, игривая, обаятельная, непредсказуемая, целеустремленная, дивная, женственная, бесподобная, лучезарная, ненаглядная, необходимая, изумительная, сказочная, трогательная, миниатюрная, любимая.
2. Красивый, умный, привлекательный, добрый, нежный, милый, стройный, веселый, энергичный, креативный, стильный, коммуникабельный, тактичный, романтичный, разносторонний, симпатичный, единственный, ласковый, желанный, загадочный, безупречный, отзывчивый, скромный, искренний, дружелюбный, понимающий, бескорыстный, жизнерадостный, застенчивый, честный, обаятельный, целеустремленный, любимый, мужественный, смелый, решительный, бесстрашный, отважный, благородный великодушный, рыцарь, остроумный, толковый, разумный, храбрый, отважный, мужественный, авторитетный, уравновешенный, сдержанный, настойчивый, принципиальный, уверенный в себе, надежный, верный, хороший друг, на него можно положиться, умеет хранить тайны, умеет держать слово, талантливый, способный, лидер, самостоятельный, независимый, человек чести, обладает чувством собственного достоинства, доброжелательный, справедливый и т. п.
Оформление: на доске написать тему классного часа, эпиграфы.
План классного часа
I. Интерактивная беседа.
II. Вводное слово «О любви».
III. Дилемма: любовь или влюбленность?
1. Постановка задачи.
2. Вопросы для обсуждения.
IV. Проблемная ситуация «Неразделенная любовь».
V. Незавершенные предложения по теме «Настоящая любовь – это. »
VI. Работа в микрогруппах по теме «Давайте говорить друг другу комплименты».
VII. Устный портрет «Идеальный парень, идеальная девчонка».
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа
Классный руководитель. 14 февраля вся школа была завалена сердечками-валентинками, и даже первоклассники чувствовали себя влюбленными. В последние годы в России стал очень популярным праздником День всех влюбленных. Как вам кажется, это хорошо или плохо, когда вокруг столько влюбленных? (Высказывания детей.)
Ф. Достоевский говорил, что любовь – это тайна, и от всех людских глаз должна быть закрыта. Нужно ли показывать, демонстрировать свою любовь? (Высказывания детей.)
А как вы считаете, лучше любить самому или чтобы тебя любили? Как по-вашему, любовь – это счастье или наказание?
Что мешает любви, что делает ее несчастной? (Ревность, зависть, Недоверие, эгоизм, предательство, деньги, слава, клевета, сплетни ” т. п.)
II. Вводное слово «О любви»
Классный руководитель. Любовь – это «глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Это определение слова «любовь» в толковом словаре. Миллионы строк написаны о любви, и все же у каждого любовь своя – необыкновенная.
«Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины», – говорил царь Соломон своей возлюбленной.
И в наши дни любовь мужчины и женщины остается такой же загадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку сам.
III. Дилемма: любовь или влюбленность?
Постановка задачи
Классный руководитель. В 14-15 лет все так хотят любить и быть любимыми. Но часто принимают за любовь обыкновенное увлечение. Попробуйте разрешить такую проблему, перед которой оказался девятиклассник Сергей.
. В 9 классе все мальчишки влюбились в отличницу и звезду класса Наташку. Но она ни на кого не обращала внимания. Среди ребят даже соревнование началось, кто первым завоюет ее сердце. Серега тоже включился в эту гонку. Ко Дню святого Валентина Сергей подписал для нее 100 валентинок, исписал все стены в ее подъезде признаниями в любви, на снегу под ее окном вытоптал: «Наташа, я тебя люблю!». Даже подрался из-за нее пару раз с пацанами за школой. Но Наташка оставалась презрительно-холодной и недоступной. Иногда, правда, Сергей ловил на себе ее снисходительный, слегка насмешливый взгляд. Скоро Серега уже не мог прожить минуты, чтобы не думать о Наташке. Что еще можно сделать? Как добиться ее любви? Спрыгнуть с пятого этажа? Взорвать школу? Стать чемпионом по боксу? Выиграть миллион? И только где-то в глубине души мелькала тихая мысль, что нужно просто отступить, потому что это совсем нелюбовь.
Вопросы для обсуждения
Классный руководитель. Вот такую проблему нужно решить Сергею. Продолжать борьбу, если это настоящая любовь? Или отступить, признав, что никакой любви нет, а есть просто увлечение, спортивный азарт? Итак, правильно ли ведет себя Сергей? <Ответы детей.)
Представьте себе, что Сергею удалось завоевать сердце Наташи, что было бы дальше? (Ответы детей.)
Чем же влюбленность отличается от любви?
Примерные ответы детей:
– Влюбленность – это мимолетное чувство.
– Влюбленность унижает человека, заставляет его все время навязываться.
– Любовь – более глубокое чувство.
– Это разные чувства, но одно без другого не бывает.
– Любовь – это вечное, крепкое чувство, а увлечение, влюбленность – поверхностное, легкое.
– Любовь – одна на всю жизнь, а влюбленностей может быть много.
Классный руководитель. Какое же решение следует принять Сергею? (Ответы детей.)
Решение
Классный руководитель. Как же Сергею разобраться в своем чувстве? Его чувство к Наташе – любовь или влюбленность? (Это пока не любовь, а просто увлечение, влюбленность, которая может перерасти в любовь, если и Сергей, и Наташа будут к этому стремиться: помогать друг другу, узнавать друг о друге, уважать друг друга и т. п. Но пока они к этому не стремятся, и, скорее всего, эта влюбленность просто погаснет.)
IV. Проблемная ситуация «Неразделенная любовь»
Классный руководитель. Не так давно поэтесса Юлия Друнина писала о нашей эпохе:
Теперь не умирают от любви –
Насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви –
Лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви. »
Это мнение поэтессы, но любой врач «Скорой помощи» знает, что это не так – чуть ли не половина попыток самоубийств в наше время случается из-за неразделенной любви. Мне тоже пришлось наблюдать безответную любовь в нашей школе.
. На эту девчонку из 7-А сначала никто не обращал внимания, хотя она появлялась на каждой переменке везде, где был 9-А. Становилась возле окна и терпеливо ждала. Потом кто-то заметил, что *Дала она, пока появится Димка Синицын. Это был самый обычный Девятиклассник, ничего примечательного. Но девочка эта видела в нем что-то необыкновенное, от чего ее глаза загорались и сама она словно расцветала в его присутствии. Она смотрела на Димку, как загипнотизированная, не замечая насмешек и издевательств пацанов. Димка страшно злился. Проходя мимо, он тихо цедил сквозь зубы: «Дура, иди в класс». И девочка, опустив голову, покорно уходила. И учителя с этой девочкой проводи беседы, и девчонки из 9-го класса, и подружки – ничего не помогало. Пока родители не догадались перевести ее в другую школу.
Как вы думаете, перевод в другую школу излечил эту девочку от любви? (Ответы детей.)
Действительно, любовная зависимость – это вроде болезни, иногда приходится прибегать к помощи психолога. Но хорошо это или плохо, когда любовь неразделенная? (Ответы детей.)
А вот писатель Валентин Катаев заметил, что у каждого гения обязательно была неразделенная или несчастная любовь. Причем чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творения художника. Любовное чувство в поисках выхода превращалось в гениальные стихи, картины, музыку. И художник исцелялся от любви. Но и обычного человека неразделенная, безответная любовь возвышает, делает лучше. Пережив безответную любовь, человек начинает ценить чувство другого и обязательно встретит свою единственную любовь.
V. Незавершенные предложения по теме «Настоящая любовь – это. »
Классный руководитель. Нет такого человека на земле, который бы не мечтал встретить настоящую любовь. Одним везет, и они ее находят, создают счастливые семьи, празднуют серебряные, золотые и платиновые свадьбы. А другие безуспешно ищут свою любовь всю жизнь. Сейчас в России распадается каждый второй брак, люди, которые любили друг друга, становятся чужими и даже врагами. Почему так происходит? Говорят, что самым главным врагом любви является эгоизм, желание жить для себя. В то время как настоящая любовь требует самоотверженности, альтруизма. Все вы хорошо знаете рассказ О. Генри «Дары волхвов». Это история двух бедных супругов, которые сделали друг другу рождественские подарки. Муж восхищался роскошными волосами жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы подарить ей гребень. А жена решила обрезать волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно бесполезные вещи. Но они были самыми счастливыми людьми на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Как же отличить настоящую любовь от ненастоящей? Продолжите предложение, записанное на доске (читает).
Примерные ответы детей:
– . та, что делает человека лучше.
– .. .та, что длится до самой смерти.
– . отказ от эгоизма, самопожертвование.
– . когда ты хочешь стать лучше, чего-то достигнуть в жизни.
– .. .когда хочется сделать что-то хорошее для другого.
– . когда любишь просто так, ни за что.
– . когда любишь человека, несмотря на его слабости и недостатки.
VI. Работа в микрогруппах по теме «Давайте говорить друг другу комплименты»
Классный руководитель. Мы очень хорошо умеем ругаться, оскорблять друг друга, но мало кто может говорить хорошие слова, комплименты. Комплименты – это «любви прекрасные моменты», как поется в песне Булата Окуджавы. Как говорить комплименты? Это целое искусство. Самое трудное – найти подходящие слова. У вас на партах – список слов, которые предназначены для девушек. А у девочек – слова, предназначенные мальчикам. Предлагаю обменяться комплиментами. Каждая группа (по 4 человека) говорит комплименты другой группе (по жребию – тянем фантики).
(Включается музыка, учитель обходит класс, предлагает группам вытянуть фантики с номерами.)
А теперь – давайте говорить друг другу комплименты!
(Учитель дает слово представителям групп, они читают записки с комплиментами.)
VII. Устный портрет «Идеальный парень, идеальная девчонка»
Классный руководитель. Наш классный час называется «Секреты Ромео и Джульетты». Любовь этих шекспировских героев стала идеалом любви, а сами они – стали идеалом возлюбленных. А какие они сейчас, наши современные Ромео и Джульетты? Попробуем нарисовать их портрет. Девочки составят портрет идеального парня, а мальчики – портрет идеальной девушки. Каждый из вас будет добавлять свой штрих к портрету, и в результате получится образ современного Ромео или образ современной Джульетты. Может быть, это поможет и нам посмотреть на себя со стороны, увидеть, насколько мы соответствуем идеалу. Итак, рисуем портрет идеальной девушки. Слово мальчикам.
(Мальчики по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)
Классный руководитель. А теперь – портрет идеального парня. Слово – девушкам.
(Девочки по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)
Как видим, современные Ромео и Джульетты вполне соответствуют шекспировскому идеалу. Сколько хороших качеств нужно воспитать у себя, чтобы рассчитывать на такую же полную и красивую любовь. Для этого человеку дана целая жизнь.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о любви. О любви между мужчиной и женщиной. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь-это проверка на зрелость. К сожалению, в 14-15 лет многие подростки не выдерживают этой проверки. И об этом говорит медицинская статистика. Для многих подростков любовь очень рано оборачивается трагедией. Настоящая любовь – это и ответственность за любимого. Без этой ответственности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Очень важно найти свою любовь, не растратить себя на мелкие увлечения, которые опустошают сердце. Настоящая любовь – это искусство. Учиться любви – значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти навстречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен, «ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».
IX. Подведение итогов
Классный руководитель. Узнали вы что-то новое о любви, о самих себе? С каким настроением уходите вы после классного часа? (Ответы детей.)
Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь»
Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Цели: углубить представления выпускников о любви; формировать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения к любви; побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию, саморазвитию.
Подготовительная работа: предложить двум ученикам прочитать диалог (отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хорошо, если читать отрывок будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны декламировать, играть – просто внятно и тихо прочитать роскошный текст Куприна, чтобы создать определенное настроение, с которым дети уйдут с классного часа.
План классного часа
I. Мозговой штурм.
II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».
III. Работа с понятиями (в микрогруппах).
IV. Проблемная ситуация «Диагноз – любовь».
V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви – это. ».
VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Мозговой штурм
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа – «Любовь на букву “С”». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?
(Дети называют слова, учитель записывает их на доске.)
Примерные ответы:
– Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.
II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»
Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий Франсуа Ларошфуко, «любовь – одна, подделок под нее – тысячи». Нужно ли умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспризорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.
III. Работа с понятиями (в микрогруппах)
Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими значениями. Послушайте задания для групп.
Первая группа. Подобрать к каждому слову пример из художественной литературы. (Секс – Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт – Дон Жуан, Анатоль Курагин, страсть – Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита, стерпится-слюбится – Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан Миронов и его жена, сильнее смерти – Желтков, Ромео и Джульетта, сочувствие, сострадание – Соня и Раскольников, самопожертвование – Вера, возлюбленная Печорина и т. п.)
Вторая группа. В греческом языке есть три слова, означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» – жертвенная любовь; «филиа» – дружеская привязанность; «эрос» – чувственное влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть примерами к этим видам любви? <«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.)
Третья группа. В этом ряду – различные грани любви. Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими и, по сути, любовью не являются? (Спорт – несовместим слюбовью, потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные могут дополнять друг друга.)
Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, душевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? [Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожертвование.)
Как много разных понятий вкладывает человек в слово «любовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.)
IV. Проблемная ситуация «Диагноз – любовь»
Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским диагнозом. Недавно в газетах появилась сенсация: Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер F63.9. С медицинской точки зрения, любовь – не болезнь в чистом виде, а «измененное состояние сознания». Так считает автор одной статьи, появившейся в интернете. Послушайте отрывок из этой статьи.
. Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувство, скажете вы. На самом деле – не так. На самом деле любви нет. И это подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство – всего лишь. могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом физиологических реакций. Работает этот биологический механизм примерно так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам, интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум, богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт, итоговая цель которого – физическое обладание, проще говоря – секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.
Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья, отнимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще всячески пытается достигнуть главной цели – быть удовлетворенным. Что самое удивительное – взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки, ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем – все это мы в первую очередь делаем для себя.
О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)
Почему автор называет этот вид любви «любовным эгоизмом»? (Человек думает только о своих удобствах и удовольствиях.)
Сумасшедшая любовь, страсть, секс – это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)
Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пылкость чувств.)
Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то, пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы, свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом? Что является признаком излечения от любовной болезни?
Примерные ответы:
– Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце учащенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.
– Прогнозы: от суицида до полного излечения.
– Продолжительность – 3-12 месяцев.
– Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожания вдруг начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»
Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут привести к роковым последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро распадется, к суицидам, психическим заболеваниям.)
Сумасшедшая любовь, страсть, секс – это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?
Примерные ответы:
– Влюбленные совершают много необдуманных поступков.
– Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.
– Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.
Классный руководитель. Но влюбленность – это не только телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном
притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)
Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Разлука, время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние, родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)
Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незрелую любовь. Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром связывается с вечностью.
В начале урока мы перечислили различные значения любви. Какое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность.
V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви – это. »
Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Значит, чтобы определить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.
Влюбленность
Настоящая любовь
Влюбленность во что-то
Любовь ни за что
(Признаки настоящей любви – это вечность, постоянство, любовь ни за что, жертвенность.)
VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»
Классный руководитель. Может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)
Можно сказать, что влюбленность – это только маленькое зернышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века». Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с ним? (Можно прожить полвека и остаться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)
Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие браки начинаются с телесного влечения, душевного притяжения, но потом все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается. Психологи заметили, что для счастливого брака нужно еще и духовное влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это влечение или нет?
Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. Назовем его «Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем? Быть отцом? Быть хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту? Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает развития. В нем только одно эгоистическое желание чем-то или кем-то обладать.)
Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи. Даже его одного уже достаточно для построения семьи. Вот почему раньше судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины – стать настоящей женой. Хочется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусство любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не способен любить, может долго выбирать жену, достойную себя, но так и не найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)
Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека. Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» – это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо, но оно притупляет чувства, заменяет их привычкой. А с другой стороны – «привычка свыше нам дана, замена счастию она. »; в старые времена через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди – пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья. пожалуй, до любви».)
Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки? (Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут – прямо героика какая-то, подвиг.)
А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» – это настоящая любовь или болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным? (Это любовь настоящая по всем признакам (вечная, любовь не за что, жертвенная), но такая любовь дается только возвышенным, романтическим, талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом использовать его возможности или его самого, – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.
(Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)
Девушка. «Скажи мне, мой царь, – спросила однажды Суламифь, – не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»
Юноша. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».
Девушка. «Да, – сказала Суламифь задумчиво, – может быть, человек никогда не поймет этого. »
Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую – путь женщины к сердцу мужчины – не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?
VIII. Подведение итогов
Классный руководитель. Что осталось после сегодняшнего разговора? Скука? Удивление? Радость?
Источники:
http://pedsovet.su/klass/klassnye_chasy_semiya/48193
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-na-temu-lyubov-9-klas.html
http://infourok.ru/klassniy-chas-dlya-podrostkov-na-temu-silnaya-lyubov-564124.html