Клод гельвеций – афоризмы, цитаты, высказывания. Гельвеций клод адриан Гельвеций цитаты

Клод гельвеций – афоризмы, цитаты, высказывания. Гельвеций клод адриан Гельвеций цитаты

Сила духа увеличивается лишь путем отказа от вещей.

Совет который нам дают становится снова годным, когда мы его выполняем.

Сочинения созданы лишь для умных людей, способных извлекать из них пользу. Глупцы читают без пользы книги, в которых заключен глубочайший смысл.

Достойно осуждения не невежество, а дерзость.

Люди недалёкие называют людей большого ума безумными.

Как счастливы были бы мы, говорит большинство людей, если бы наши желания выполнялись немедленно после возникновения их! О безумцы, неужели вы никогда не поймете, что часть вашего счастья заключается именно в желании.

Великие мира сего существуют прежде всего для нации, а уж потом для короля, и все люди доверяют им свои интересы.

Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать.

Сущность любви заключается в том чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.

За человека большого ума слывет тот, кто был бы лишь глупцом, если бы он не был министром.

К истине движутся лишь когда безмолвствуют чувства.

Если правительство запрещает мыслить, я предаюсь лени. Когда я отвыкаю размышлять, то прилежание делается для меня трудным и внимание — утомительным. Какую прелесть будет иметь для меня тогда учение? Так как я стал равнодушным ко всякого рода знаниям, то ни одно из них меня не интересует настолько, чтобы заняться им, и я могу искать счастья лишь в приятных ощущениях. Тот, кто не мыслит, ищет ощущений, и притом приятных. Проявляется даже желание, если можно так сказать, увеличивать богатство ощущений по мере измельчания в умственном отношении. Но можно ли каждую минуту испытывать приятные ощущения? Нет, их испытывают лишь время от времени.
Промежутки, отделяющие такие ощущения друг от друга, заполнены у невежды и бездельника скукой. Чтобы сократить продолжительность её, он всячески ищет удовольствий, изнуряет себя и пресыщается. какие народы больше всего обычно предаются разврату? Порабощенные и суеверные.
Тот, кто не решается думать, делает по крайней мере иметь ощущения и должен скуки ради предаваться изнеженности.

Религия, проявляющая нетерпимость, религия, требующая огромных расходов для своего культа, есть, бесспорно, вредная религия. С течением времени её нетерпимость должна повлечь за собой обезлюдение государства, а её слишком дорогой культ — разорить его.

Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишенный желаний, — если бы такой человек мог существовать — не сравнивал бы предметов между собой и не высказывал бы никаких суждений.

Человек не имеющий желаний и потребностей, лишен также понимания и разума. Ничто не побуждает его комбинировать и сравнивать свои идеи. Чем ближе человек к подобному состоянию апатии, тем он невежественнее.

Написанное совсем не стареет, если в нем искрится истина.

Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.

За неимением довода приводят цитату.

Заблуждение стремится к темноте слов.

Живут лишь в то время, когда любят.

Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.

Умы. Тех, кто хочет знать и слушать все различные мнения, гораздо больше способны к познанию истины.

Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением.

Лень — источник заблуждения.

Мудрец более тверд и счастлив в беде, чем великие мира сего в роскоши и довольстве.

Подходящее слово подчеркивает мысли, как тени подчеркивают яркость картин, а без подходящего слова мысли всегда темны, как картина, краски которой стерлись.

Государствам можно так же льстить, как и государям, и они никогда не смогут исправить свои плохие конституции, если не будет обеспечена свобода обсуждения их недостатков.

Если ум обременен грузом ученоо невежества, то он уже не воспаряет к истине.

Великий бог — это бог наслаждений.

Слепые желают, чтобы ослепление было всеобщим. Мошенники желают, чтобы глупость получила распространение и число обманутых дураков увеличилось.

В школе классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Я доказал, что всякий хвалитель невежества, по меньшей мере не сознавая этого, является врагом общественного блага.

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Мудрец до самой могилы заставляет себя быть подвижным.

Чтобы вбить в его голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений. Но удаление их требует времени, и когда оно, наконец, осуществляется, то уже слишком поздно стать зрелым человеком.

Читать еще:  Развлечения на новый год. Игры в кругу семьи. Простой и забавный новогодний конкурс Рожицы""

Мы сильно наслаждаемся, лишь предвкушая.

Я продолжаю учиться, мое воспитание ещё не закончено, но когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему — после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно продолжительное воспитание.

В произведениях духа, ум решает смело, а глупость — колеблясь.

Нет такого заблуждения, которое не было бы религией в каких-нибудь странах.
. все религии можно рассматривать как политические учреждения.

Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину.

Счастлив, кто держит в своих руках изнемогающую Венеру.

Науки — в загоне; невежество в почете; всякий здравомыслящий человек объявляется врагом государства. Кто из граждан был бы самым ненавистным в стране слепых? Зрячий. Если бы слепые поймали его, они растерзали бы его в клочья. Такая же участь ждет просвещенного гражданина в царстве невежества.

Чем люди невежественнее, тем меньше они замечают связь между национальным и личным благом.

Мы выступаем против неба, давшего нам желания, которые мы не удовлетворяем.

Умеренная мудрость не ходит ни в лохмотьях, ни в золотых нарядах.

Воспитание, будучи всегда полезным, делают нас тем, чем мы являемся. Ученые — это наши воспитатели, поэтому наше презрение к книгам всегда неискренне. Без книг мы оставались бы дикарями.

Скука — это наказание, фасад которого покрыт драгоценными камнями.

Если бы каждое наше желание исполнялось, то душа томилась бы в бездействии, и погибла бы о скуки. Человеку необходимы желания; для его счастья необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое и легко осуществимое желание. Немногие люди сознают в себе эту потребность, однако своим счастьем они обязаны смене своих желаний.

Скупец живет бедным, чтобы умереть богатым.

Мудрец всегда спокоен. Его никогда не волнуют приливы и отливы страстей.

Знания людей вообще вседа соразмерны их желанию учиться.

Глупец может уважать лишь человека несколько менее глупого, чем он. Он не увидит умного человека, это для него все равно, что масса, размер которой его глаз не может охватить.

Каждый миг наслаждения — это дар богов.

Что значит судить? Это значит говорить то, что я ощущаю. Выносить суждение — значит ощущать.

Клод Адриан Гельвеций

Клод Адриа́н Гельве́ций (фр. Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.

Чтобы любить людей — надо мало от них ожидать.

Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои мысли, чем их иметь

Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.

Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

Заблуждения порой таковы, что их построение требует больше соображения и ума, чем открытие истины.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

Когда нет других аргументов — приводят цитату.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Кого наказывают в лице еретика или безбожника? Того, кто достаточно мужествен, чтобы мыслить самостоятельно, кто больше доверяет своему разуму, чем разуму попов, и считает, что правом мыслить в равной мере обладают все.

Сколько добродетелей являются лишь
добродетелями театра и для того,
чтобы поддержать себя,
нуждаются в посторонних глазах
и общественном восхищении

Счастье людей заключается в том, что бы любить делать то, что они должны делать.

Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Если хочешь быть богатым — не помышляй увеличить своё имущество,
а только уменьшай жадность.

Только рука друга может вырвать шипы из сердца

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Клод Гельвеций – афоризмы, цитаты, высказывания

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность.

Воспитание

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.

Гениальность

Гений есть лишь непрерывное внимание.

Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: её нужно лишь направлять на достойные цели.

Государство

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.

Дисциплинированность

Дисциплина — искусство внушать солдатам больше страха перед офицерами, чем перед врагом.

Добродетель

Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.

Читать еще:  Что такое лактация простыми словами? Как происходит? Лактация — инструкция по применению

Только рука друга может вырвать шипы из сердца.

Желание есть движущая сила души; душа, лишённая желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Жестокость

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.

Заблуждения

Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги.

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Задача искусства — волновать сердца.

Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.

Истину можно найти только в запрещённых книгах. Остальные — лгут.

Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения её.

Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.

Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться.

Желания — это цветы любви, а наслаждения — её плоды.

Любовь у человека — мощный источник деятельности.

Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает этот дар в товар.

Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.

Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.

Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.

Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмётся давать советы, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее скромны. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.

Наука о человеке — это наука мудрецов.

Невежество

Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Покровители невежества суть самые ожесточённые враги человечества.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.

Общество признаёт и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле. Кто хочет знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.

Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.

Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно ещё добыть материала из рудников опыта!

Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.

Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.

Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Просвещение

Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живёт постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещённее.

Равнодушие

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.

Все без исключения религии проникнуты фанатизмом и удовлетворяют его потоками человеческой крови.

Единственная истинная религия — это нравственность, основанная на истинных принципах.

Между религией и добродетелью нет ничего общего.

Так как религиозная мораль никогда не основывалась на опыте, то царство теологии всегда считалось царством мрака.

Всякий религиозный догмат — это зародыш преступлений и раздоров между людьми.

Скромность

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещённостью, он не считает себя выше других.

Читать еще:  Губы трескаются что делать. Что же следует делать в таких случаях. Питание и витамины

Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо.

Слава, которой человек обязан заблуждению, есть иллюзия славы, которая разрушается при первых же лучах разума и истины.

Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным.

Чтобы быть совершенно лишёнными смелости, нужно быть совершенно лишёнными желаний.

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.

Справедливость

С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.

Без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, ни великих поэтов, ни великих философов.

Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа — благородством.

Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают всё наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне.

Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.

Одинаковое счастье — быть победителем или побеждённым в битвах любви.

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы.

Все умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий, соответствий и несоответствий, которые различные предметы имеют между собой и по отношению к нам. Безошибочность ума зависит от большей или меньшей степени внимания, с какой производятся эти наблюдения.

Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их.

Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать всё тепло и все лучи своего ума в одной точке.

На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум.

Тонкость так же необходима уму, как изящество телу.

Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.

Ум, если так можно выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл.

Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.

Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.

Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.

Учёный может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать учёного, ибо никогда таковым не был.

Один молодой художник, пользуясь негодными приёмами своего учителя, нарисовал картину и показал её Рафаэлю. «Что вы думаете об этой картине?» — спросил он его. «Что вы скоро кое-чему научились бы, — ответил Рафаэль, — если бы вы ничего не знали».

Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.

Чтобы быть честным, надо присоединить к благородству души просвещённый ум. Тот, в ком соединены эти различные дары природы, всегда руководствуется компасом общественной пользы.

В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым.

на другие темы

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.

Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.

Если самые замечательные открытия древних математиков охватываются теперь элементарной математикой то это потому, что открытия сведены к фактам.

Если хочешь поступать честно, принимай в расчёт и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ — в пренебрежении, у нежных душ — в слёзах и унынии.

Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещённее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи — отдельных лиц.

Море не выходит из предписанных границ. На это отваживается только человек.

Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.

Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.

Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы.

Разве можно быть в одно и то же время неспособным к вниманию и одарённым большими талантами? Неужели думают, что если бы Локк и Ньютон не были прилежными, то они пришли бы к своим великим открытиям?

Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.

Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.

Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений.

Источники:

http://greatwords.org/authors/971/
http://www.inpearls.ru/author/claude+adrien+helvetius
http://worldofaphorism.ru/avtory/klod-gelvecij

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: