Костюмы семейских с. Новосретенка. Головной убор семейский женский

Семейский костюм. Одежда семейских староверов

Куклы в народных костюмах

Одежда семейских староверов – особый вариант русского народного костюма. В силу религиозных мировоззрений и приверженности древним традициям их наряды долго сохраняли старинный вид.

Кукла в семейском костюме вышла в 53 номере журнала Куклы в народных костюмах.

Мужская одежда

Комплекс одежды семейских мужчин состоял из рубахи, штанов, пояса, обуви, головного убора и верхней одежды. Рубахи были длинными. Будничные их варианты шили из дабы или далембы, праздничные — из яркой материи, чаще всего китайской чесучи красного, зеленого, синего и желтого цвета.

Более состоятельные люди могли позволить себе рубахи из шерсти, плиса или бурсы.

Ворот делали с разрезом сбоку, края его обшивали шнурком и застегивали на узелок, выполнявший
функцию пуговицы. По старинному поверью считалось, что разрез посредине открывает путь дьяволу к душе и сердцу.

В начале XIX века в обиход вошли укороченные косоворотки со вставками под мышками и стоячим воротничком. Их подпоясывали широкими кушаками, вышитыми поясами, реже узкой тесьмой.

Штаны носили широкие, наподобие украинских шаровар. Между штанинами делали четырехугольную вставку или ромбовидную ластовицу, чтобы обеспечить свободу передвижения. Шаровары собирали у пояса на шнуре. Застежки с пуговицами появились у семейских гораздо позже остальных русских, поскольку, как и разрезы на рубахах, пояски с застежками носить считалось грешно. Будничные штаны шили из дабы, траздничные — из ярко окрашенного сашемира или плиса.

Из обуви были распространены ичиги, сапоги, унты, пимы и катанки. Чаще всего носили ичиги — вид сапог из дубленой или сыромятной кожи с высоким голенищем, перевязанным у щиколоток ремешками или ткаными подвязками. Ичиги шили с изнанки, а потом выворачивали, оставляя внутри шов. Летом под них надевали портянки, а зимой — шерстяные носки.

Завершал костюм головной убор — круглые шерстяные или войлочные шляпы, лисьи и бобровые шапки, колпаки, которые носили преимущественно старики. В конце XIX века в моду вошли картузы (семейские называли их курашками).

Женская одежда

Основные особенности семейской одежды проявились в женском костюме.

Он отличался красочностью, казавшейся неожиданной в суровом Забайкалье. Женский семейский наряд состоял из рубахи-станушки и сарафана на лямках-проймах. При этом у девушек и замужних он различался лишь головными уборами.

Рубаху шили только составной. Верхнюю часть — чехлик — изготавливали из гладкой ткани, без узоров — далембы, дабы, кашемира и чесучи. Для праздничного варианта рубахи использовали яркую материю. Нижняя часть — станушка — была другого цвета, ее шили из ситца, бумазеи, дабы или миткаля. Рукава, полики и основное полотнище семейской рубахи сшивали контрастными нитками, чтобы шов хорошо просматривался. У нее был высокий воротничок, который выглядел как отложной.

Застегивался он с помощью двух прорезных петель на запонку.

Манжеты рукавов украшали аппликацией полосками или зубчиками, а также вышивками в форме шестилепестковых розеток в окружении волнистых линий.

На праздники порой надевали по две рубахи: простую и поношенную вниз, а сверху — новую, нарядную.

На рубаху семейские женщины надевали сарафан на лямках. В будни он был преимущественно темного цвета, с двумя-тремя рядами ярких лент у подола. Праздничные сарафаны сочетали все цвета радуги. Если их шили из дорогой материи, то укрепляли подкладкой из простой ткани (к изнанке подолов будничных моделей пришивали полосы шириной 30—35 см).

Помимо наиболее распространенных сарафанов на лямках семейские женщины в разных селах носили и другие их разновидности. В селе Окино-Ключи шили сарафаны со скошенными клиньями. Исследователи предполагают, что местные женщины носили и глухие сарафаны, без лямок, — наиболее древнюю их форму, которую надевали во всех старообрядческих сообществах.

Сарафаны непременно перетягивали чуть выше талии. Пояса семейских староверов ткали на небольших станочках — кроснах, которые отличались не только своими размерами, но и устройством — у них не было берда. Фон пояса разбивали на несколько разноцветных полос, а потом расшивали браным узором. Длина женского пояса достигала 2,5 метра. Его оборачивали вокруг талии два раза, концы подтыкали, а спереди закалывали булавкой-пиночкой. Сбоку к поясу крепили карман, где хранили носовой платок, наперсток или кошелек с деньгами.

Дополнял костюм яркий запон — фартук с грудкой с завязками из лент или шнурков.

В конце XIX — начале XX века в обиход семейских вошли нижние цветастые юбки из ситца. Семейские женщины любили кокетливо затыкать подол сарафана за пояс, чтобы была видна поддетая вниз пестрая юбка.

Традиционным завершением костюма являлись головные уборы. Незамужние девицы носили повязки из свернутого платка, завязанного сзади.

Для крепости внутрь подкладывали гумашку — полосу твердой бумаги. Украшенный цветами или бисерными подвесками такой платок служил праздничным убором. В нем ходили в молельный дом, гуляли на Троицу, Рождество и другие религиозные праздники. Подобный же убор надевали невесты. Украшение таких платков бисером и жемчугом было распространено главным образом в старину, однако к началу XX века этот способ декора вышел из употребления.

Замужние женщины носили кички из стеганого материала с вышивкой и полукруглые кокошники, украшенные бисером, позументами и кучерями — перышками селезней. Сверху накидывали платки, шали и полушалки.

Самой необычной деталью семейских головных уборов была чалма, свернутая из больших шелковых платков — атласов. Путешествовавший по Забайкалью беллетрист В. Л. Дедлов в конце XIX века писал: «Бабы — образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах и с кокошниками и шлыками на голове. В будни на голове чалма из большого платка, несколько сдвинутая на затылок, с большим узлом над лбом. Эта чалма, вероятно, вынесена из Польши. В XV веке чалму носили польские дамы высших классов.

Читать еще:  В чем разница между влюбленностью. Любовь и влюбленность - где разница? Когда рождается настоящая любовь

Среди семейских в Забайкалье чалма — непременный головной убор староверок. Великолепные люди, архаичные, сохранившие и наружность, и темперамент, и характер, и костюмы в том виде, какими они были на Руси двести лет тому назад».

Влияние современности

Во второй половине XIX века крестьянская одежда всех российских губерний стала меняться под влиянием городской моды. Эти веяния коснулись и сибирских старожилов, и почти всех переселенцев. Лишь семейские остались в стороне от изменений. Главная особенность их одежды состояла в том, что она переходила к современным формам, минуя стадию городского костюма, бытовавшего в начале XX века.

Из-за присущего семейским консерватизма изменения в их нарядах происходили очень медленно.

Лишь в начале 1930-х годов немногие женщины стали носить платки вместо древнерусских кичек, а длина сарафанов стала немного короче — не до щиколоток, а чуть ниже колен. И только к середине XX века старинный комплекс начал изменяться на более современный.

Словарь народного костюма и текстиля

Бердо – одна из главных деталей ткацкого стана, большая гребенка для уплотнения нитей утка.

Бурса — шелковая или атласная ткань, привозившаяся из Персии.

Даба — китайская бумажная материя.

Далемба — бумажная ткань, чаще синего цвета. В Сибирь завозилась из Монголии.

Катанки — обувь из валяной шерсти, использовавшаяся при ходьбе на лыжах. Как и пимы, катанки могли носить поверх унтов и ичигов.

Миткаль – хлопчатобумажная материя, сотканная из суровых неотбеленных нитей.

Пимы — в Забайкалье название обуви из собачьего меха, которую надевали поверх унтов и ичигов во время дальних поездок.

Чесуча (чесунча) – шелковая ткань, изготовленная из коконов дубового шелкопряда. В Россию привозилась из Китая.

На Руси одежду украшали свастичным орнаментом.

Головной убор семейский женский.

Головной убор семейский женский. Атлас – большой платок размером 2 х 2 м. из тонких капроновых нитей. Завезены семейскими из Европы и сохранены до наших дней. Предполагается, что они французского происхождения. Атлас повязывается женщинами на кичку как тюрбан.

Кичка – шапочка для головы, прикрывающая длинные волосы замужней женщины с одним рогом на темени. Одевается на голову, прикрывая волосы, убранные в две связанные косы, которые перекрещиваются на голове в тугую «корзиночку». Поверх однорогой кички повязывается атлас – платок, как шаль по особому способу. Кичку не принято носить открыто. Она изготавливается из хлопчатобумажной ткани. При раскрое это прямоугольник в одну полосу, сшитый на затылке. Спереди прикрепляется рог. Рог изготавливается отдельно. Это скошенный стеженый прямоугольник, простроченный начинкой из плотных тканей, затем пришитый к сшитому прямоугольнику. По основанию шапочки пронизывается тесьма, которой она и крепится к голове, обвязывая ее по окружности. Шьется в домашних условиях. Каждая женщина их имеет несколько штук. Спереди кичка украшается опояской – это небольшой поясок искусно изготовленный из бисера, как оставшийся элемент от богато убранного русского кокошника. Кичка – это хорошо сохранившейся элемент головного убора каждой замужней женщины на Руси. Кичка как таинство принадлежности одному мужу и как оберег. Кичкой в настоящее время называют в целом весь головной убор замужней женщины – это атлас, повязанный поверх однорогой шапочки. На Руси никогда не наблюдалось повязывание платка женщинами на голове подобным способом. Существует предположение, что данный способ завязывания заимствован от мужского головного убора польских панов – тюрбана, схожего по стилю с турецким мужским убором головы, завязывавшийся подобным способом. В XIII-XVII вв. тюрбаны носили в Польше богатые мужчины. Женщины старообрядки соорудили свою конструкцию как разновидность кокошника («кокон»), имеющий вид достаточно богатого убранства. Шаль, одетая на кичку косынкой, умело распределяется женщиной на три конца: правый конец обвязывает затылок и выводит на прикрытый рог, далее средний конец поднимается на макушку, после чего левый конец шали обвязывает затылок и с правой стороны подтягивается к рогу. Возле рога два крайних конца соединяются, а после этого опускается средний конец с макушки и водружается как хвост, который закрепляется в складках, обвязанных вокруг затылка. Соединившиеся крайние концы шали на роге перекрещиваются так, что образуют узел, увеличивая кику до величины головы птицы. Концы убираются в складки на затылке возле хвоста. В досоветский период каждая женщина носила традиционный костюм и умела повязывать кичку ежедневно самостоятельно.

Косынка – разрезанный по диагонали платок. Используется как облегченный вариант для работ в жаркую летнюю пору.

Платок – в гардеробе каждой семейской женщины имеется платок для головы на все случаи жизни: толстые – из шерстяной пряжи (базарские), кашемирики – из тонкой цветной шерсти, хлопчатобумажные (белые или цветные) для домашней работы. По традиции головы семейских женщин всех возрастов должны быть всегда прикрыты платком, и дома, и на улице. В церкви, находиться женщине без платка с открытой головой считается большим грехом. Платок всегда был лучшим подарком женщине от мужчины – мужа, отца, жениха. Провожая на войну мужчин, матери, бабушки, невесты в дорогу давали и дарили свои самые любимые платки своим мужьям, женихам. Считается, что это самый лучший оберег от смерти. Платок женщины – знахарки используют при заговорах, накладывая платок с головы матери на больное место младенца, сына, дочери, мужа. Платочек – уменьшительное от платка, ласковое и уважительное слово к предмету женского убранства головы.

Шаль – платок большого размера. Шалью называли платок, связанный из овечьей шерсти, кашемировую «базарскую» (купленную) шаль, шаль из толстой пряжи «базарскую». Шаль носили, повязывая поверх кички в холодное время года, накидывая на плечи на верхнюю одежду и под верхнюю одежду для сохранения тепла.

Читать еще:  Что значит родительская любовь? Любовь ребенка к родителям

Республика Бурятия

Краеведческий портал

Костюмы семейских с. Новосретенка

Из книги «ИСТОРИЯ старообрядческого села НОВОСРЕТЕНКА» В.А. Павлова и Ю.В. Павловой

В русской женской одежде вплоть до девятнадцатого века выделяют 3 типа:

1. Комплекс с поневой (южнорусский).

2. С сарафаном (северорусский).

3. Рубаха и юбка.

Наиболее распространёнными были первые два типа. В одежде сибирских переселенцев наблюдается большое разнообразие стилей. Но у старообрядцев сохранились головные уборы, отделка костюма. В одежде старообрядцев преобладает северорусский комплекс – сарафанный.

Женский костюм содержит в себе много символики. Так, женский головной убор в виде рога несёт в себе символ плодородия – плодовитость животных. Пояс разделял фигуру на «верх» и «низ». «Верх» символизировал землю и небо. Голова – солнце, божество; «низ» – вода, подземные источники.

У переселенцев – старообрядцев исконные поликовые рубахи. В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Он относится к так называемому сарафанному комплексу русской одежды. Традиция носить подобную одежду у семейских сохранилась на протяжении всего XX века.

Причиной тому послужило то, что указ Петра I о ношении европейского платья не распространялся на старообрядцев. Да и сами семейские, видимо, в знак протеста по отношению к властям продолжали носить старорусский костюм как одно из проявлений старого русского уклада.

Многое в культуре семейских сохраняется, передается от старшего поколения младшему. Это и народные промыслы и, конечно, народные костюмы. И даже несмотря на то, что традиционные костюмы, которые шьет под руководством старших молодежь, имеют сейчас чисто сценическое назначение.

Так, некоторые девочки – участницы фольклорных кружков поверх сарафанов носят старинные янтарные бусы, доставшиеся им от бабушек. Да и сами бабули во время выступления хоров обязательно наденут янтари. Бусы эти массивны, сделаны из круглых, грубо обработанных кусков янтаря, а центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро; их семейские покупали на протяжении XIX в. в городе Кяхте, крупном тогда купеческом центре на торговых путях, соединявших Китай и Монголию с Россией и Западной Европой.

Каждое село имеет свою манеру изготовления костюмов. Любовь семейских к яркости в костюме, узорочью, обилие нагрудных украшений и объясняет их красочные костюмы. Одежду семейские почитали, если говорить точнее, то каждое село имеет пошив и крой изготовления костюма. Элементами различия чаще всего считались:

• запоны – передник (нашив лент, их ширина, расстояние и изобилие лент)

• ленты – размеры, цвет

• рубаха (со станушкой) – часть одежды, претерпевшая изменения от русской крестьянской рубахи – платья

• пояс – элемент белорусского костюма, плотно стягивающий талию

• завязывание кички – элемент украшения (в основном, нитки, бисерное плетение)

• нашив лент на сарафанах и запонах (большое расстояние между лентами в Бичурском районе и небольшое в Тарбагатайском, а также обилие лент)

• разновидность в вышивке и расшивания рубах (элемент рукава в предплечье)

• цвет и подбор ткани

• вывязывание узора на поясах

• костюмы, в которых они поют (семейские Бичурского района с. Новосретенка не одевают поверх сарафана полушалки. В основном, семейские женщины Тарбагатайского района поверх сарафана одевают светлые, узорчатые полушалки во время выступления)

• Бусы, янтари, мониста – их обилие на груди у женщин.

В этих элементах семейские костюмы Бичурского района с. Новосретенка отличаются от семейских костюмов других районов. Семейский костюм бывает повседневный и праздничный. Повседневный отличается от праздничного лишь тем, что он простой, на нём не нашиты ленты. И костюм семейской замужней женщины имеет различие только в головном уборе:

незамужние носили платки, а замужние – кички.

А вот кичка выглядела так. Она была сшита из стеганой материи, имеет вид шляпы без полей, более высокой спереди и несколько понижающейся к затылку. Передняя часть юшки снизу имеет узкую полоску, вышитую бисером. Спереди поднимающая часть состояла из подворотника, который сшит из тонкой материи и набит ватой. А также из картона, имеющего дугообразную форму. Подворотник и картон подворачивались под платок. По затылку спущен назатыльник, шитый позументом (он надевался только по большим праздникам). Семейские ещё его одевали для того, чтобы не марать праздничные платки. Кичка одевается стороной, где на кичке с двух сторон прикреплён шнур, который вместе с кичкой образует круг. Сзади этот шнур перекрещивается и, ведя вперёд, надевается на верхушку кички петелькой.

Далее кичка покрывается большим платком или шалью. Размер платка примерно 1,30 х 1,30 м. Два конца платка перевязываются спереди на кичке, таким образом делая кичку как можно выше, а кисти платка, в отличие от других способов, не прячут, а спускают назад. Два другие конца спускают к низу, покрывая шею.

Прасковья (слева), Иван Матвеевич и Евдокия (справа)

Здесь женщины кисти платка используют в качестве украшения, распределяя по всей голове. Они даже иногда под платок довязывали ещё платок, чтобы казалось «много» и «пышно». «А у них, у захребётышних (семейские, живущие за хребтом – с. Тарбагатай, с. Куналей, с. Десятниково) кички-то не кички, они повязывали кичку крестом сзади, впереди была приспущена на лоб, пряча кисти, и такой пышности – нет».

Кички украшены плетеным бисером по бокам и редко цветами, нужно заметить, что цветами украшались кички очень редко. При пошиве женского костюма особое внимание уделялось подбору материала. Это зависело от того, какой будет костюм – праздничный или повседневный.

На праздничный костюм подбирались более дорогие ткани: кашемир, канфа, а для рубахи – саржа, для станушки – ситец. Рубаха изготавливалась из ярких, насыщенных цветов ткани.

Читать еще:  Изготовление новогодних снежинок своими руками. Пошаговая инструкция к мастер-классу по изготовлению своими руками снежинок по шаблону. Снежинка из рулонов туалетной бумаги

Семейские выбирали такие цвета рубах, чтобы ни в коем случае не совпадали ни с сарафаном, ни с запаном. Рубаха состоит из чехлика, рукава, полики, станушки. Полики семейских Бичурского района с. Новосретенка отличаются тем, что имеют прямоугольную форму, а у костюма, например, села Куналей имеют квадратную форму.

Рукава доходят до кисти рук. На плечах между поликом и рукавом семейские вышивали из разноцветного мулине и ниток. Чаще вышивали треугольниками, ёлочкой. Рукава тоже, при подшивании подкладки, вышивали зубочками, волнами, а у кого было время и больше фантазии, те вышивали цветочки в виде ромашки.

У семейских Бичурского района с. Новосретенка наблюдается в основном шов зубчиками на рукавах. Глухой ворот застёгивается пуговкой, а сверху на пуговицу одевается запонка – это большая, красивая брошь. Далее надевался подъюбник из чёрного сатина.

Сарафан цветной, яркого цвета, с большими резкими цветными узорами, по форме – круглый, а другие имеют косоклинную форму. Семейские предпочитают сарафаны с большими крупными цветами или яркие однотонные цвета. Сарафан состоит из лямок, спинки, талии, переднего и заднего полотнищ.

По рассказам бабушек снизу сарафана шьётся подбойка, которая составляет около 14 см – это плотная ткань, обрамляющая низ сарафана, простроченная цветными нитками, выделяющимися на фоне сарафана, в 2 строчки.

Отступая от двух строчек 5–7 см, нашивают ленты. Они должны быть отличны от цвета сарафана, запона, рубахи и друг от друга. Бабушки рассказывали, что очень сложно было выбирать цвет лент, если сарафан светлых тонов, лучше было, когда он тёмных тонов – к ним подходили все цвета.

Семейские Бичурского района с. Новосретенка выбирали яркие цвета сарафана и на него нашивали ещё ярче ленты и не делали бахромы на сарафане.

А вот семейские с. Куналея подбирали такие, чтобы сочетания цветов не были кричащими, и отпускали бахрому. Расстояние между лентами было около 3–5 см. Бичурские семейские нашивают две ленты.

Они отличаются друг от друга цветом, размером. Например, на темно-фиолетовом сарафане располагаются 2 ленты: снизу от подбойки – 5 см, широкая и белая, а вторая ярко-красная.

Талия на сарафане собирается сборками и, кстати, очень часто и пришивается так, что с лицевой стороны выглядит как волнообразные швы, и тоже цветными нитками.

Сарафан опоясывается самотканым поясом. Узор пёстрый, с геометрическими фигурами. Им в несколько раз обхватывали стан женщины, завязывали кистями и прятали их за пояс. Завязав пояс, все сборы сарафана собирались сзади, тем самым придавая пышность, приподнятость.

Запон является обязательной частью костюма старообрядцев. Он надевается на сарафан, состоит из нагрудника и подола. Отличается цветом от сарафана и рубахи. Главное отличие – это то, что сарафан и запон одной длины. На нём нашиты ленты яркие, красочные. Здесь семейские нашивают две одинаковые по ширине ленты, находящиеся на расстоянии 2–3 см.

А вот у семейских, живущих в Тарбагатайском районе, ленты нашивались на запоне очень часто и были широкие, так, что запон был нашит лентами до груди, и широкие, и средние.

На груди женщины носили изобилие украшений – это мониста, янтари (их носили богатые люди), бусы. Носили перстни, пушки из перьев селезня и мн. др. В праздники люди собирались, пели, гуляли, выступали. Выступали они в вышеописанном костюме, только добавлялся на плечи платок – нарядный, большой, атласный.

В отличие от нашего наряда, другие вместо платка надевали на сарафан белый узорчатый полушалок. На ногах носили ичиги (это повседневно), а на праздники надевали джили – хромовые сапоги.

Но вот в конце 20-х – начале 30-х годов немногие женщины-активистки, делегатки, трактористки заменили кичку платком, повязанным концами назад, и стали переходить от семейской одежды к городской. Теперь все наряды лежат в закрытых сундуках у бабушек, которые достают свои наряды лишь по праздникам и вспоминают прошлые года.

Семейский костюм надевали следующим образом: сначала одевалась рубаха со станушкой (она пришивалась к рубахе). Далее надевался подъюбник (для придания пышности костюму), на него сарафан на проймах, и стан затягивался широким плотно сотканным поясом. Узор пестрый, с геометрическими фигурами.

Здесь пояс обхватывает стан в несколько раз. На сарафан надевали цветной «запон» – передник, который был такой же длины, как и сарафан. На шее висели мониста, янтари, бусы и очень много, шнурок с крестом надет также поверх рубахи.

Крест запрятан под фартук. Воротник застегивался на пуговку, и на нее одевалась запонка. На голову надевалась кичка с большим атласным платком или шалью. Смотря по погоде, надевают курмушку или халатик.

Курма – это короткая одежда вроде жакета с клиньями. Чаще шьется из плиса. Халатик доходит до колен. Он набрасывается на плечи и одет «нараспашку». И как семейские говорят: «Мы усё своими руками: и ткали, и пряли, и потники катали – всю одёжу сами шили. Када наденешь свой наряд, сразу видно – сямейска».

Рубаха мужчины обычная, по-другому ее называют косоворотка. В этих рубахах воротника почти нет, он заменен узенькой полоской. Застегивается сбоку на пуговки либо посредине данной полоски. Также пояса носили мужчины и молодые парни. Сбоку подвязан вышитый карман. Сейчас его тоже носят очень редко.

Анализируя эти исследования, можно смело сказать, что между районами, например Бичурским и Тарбагатайским и другими, существуют различия, как по отделке костюма, так и по крою. Также на своеобразие костюмов повлияло расселение старообрядцев, например, заимствование украшать кичку цветами пришло из Украины и мн. др.

Выделяя такие различия в костюмах, и обязательно их фиксируя, мы можем сохранить то разнообразие культур, которые сформировались в течение долгих лет под влиянием различных факторов.

Источники:

http://www.narodko.ru/article/nako/Semey-costume
http://wiki.starover.net/index.php?title=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.
http://selorodnoe.ru/history/show/id3630559/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: