Мальчик 3 года не говорит что делать. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт

Содержание

В 3 года ребенок совсем не разговаривает – в чем причины и что делать?

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

Читать еще:  У меня есть 2 сыночка цитаты. Короткие статусы о любимом сыне

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины и методы развития речи

Первые слова малыша становятся незабываемыми моментами в жизни семьи! Кроме того, формирование речи является свидетельством нормального эмоционального и физического развития ребенка. Но все чаще в нашем обществе регистрируются случаи, когда дети не овладевают навыками коммуникации вплоть до школьного возраста. Почему подобное происходит? Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает? Мы ответим на эти и другие вопросы, касающиеся задержки речевого развития.

Механизм формирования речи

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

  1. Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
  2. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением артикуляции звуков, повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
  3. Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
  4. Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.
Читать еще:  Что делать, если ваш ребенок вас игнорирует? Ребенок игнорирует просьбы родителей

Причины задержки развития речи

Почему ребенок не разговаривает в 3 года и позже? Причины подобного состояния можно разделить на следующие группы:

  • физиологические (нарушение слуха, врожденные патологии артикуляционного аппарата, заболевания ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки воспитания (педагогические).

Так, если ребенок в 3 года плохо разговаривает, в первую очередь следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин ЗРР существуют различные тесты и диагностические методики, которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.

Ребенок не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых с ребенком, физические наказания могут привести к тому, что малыш “замкнется” в собственном уютном мире. В таком случае необходимость в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.

Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду медвежью услугу. Дети, находящиеся под чрезмерной опекой взрослых, не видят необходимости в общении – ведь их и так прекрасно понимают. При этом чем старше ребенок, тем сложнее решить сформировавшуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок в 3 года не разговаривает, специалисты могут поставить неутешительный диагноз – ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно определить такую проблему невозможно, так как для этого требуется многокомпонентное обследование. Так, специалисты выполнят тесты и анализы для определения физических нарушений, оценят объем словаря, произношение, реакции на внешние раздражители, определят психологическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо серьезных отклонений диагноз ЗРР врачи могут поставить даже годовалому малышу.

Если во время обследования были подтверждены психические отклонения в развитии ребенка, то специалисты сообщают родителям о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда следует бить тревогу?

Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и “ничего, как-то выросли”. К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой деятельности.

Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:

  • травма малыша (в том числе родовая);
  • обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;
  • отсутствие у грудничка реакции на звуки, у полуторогодовалого малыша – словоподражания, у старших детей – слов и связной речи.

К каким врачам обращаться?

Родители обращаются с жалобой: “Ребенку 3 года – не разговаривает”. Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:

  • педиатр – он проведет общий осмотр, определит отклонения в развитии согласно возрасту;
  • отоларинголог проверит слух малыша;
  • дефектолог оценит развитие речевого аппарата;
  • логопед определит степень формирования звукопроизношения;
  • невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;
  • детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.

Основные методы коррекции ЗРР

На сегодняшний день в нашей стране задержку речевого развития лечат с помощью следующих методов:

  • медицинских;
  • педагогических;
  • коррекционных.

Медицинские методы

При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации “речевой зоны” полушарий мозга, в частности, “Кортексин”, “Нейромультивит” и другие. При обнаружении психического заболевания, назначаются лекарства, корректирующие данное состояние.

Также для возбуждения “речевых центров” невропатолог может назначить методы физиотерапии, такие как магнитотерапию или электрорефлексотерапию.

Педагогические методы

У родителей возникает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики. Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:

  • гимнастика для пальчиков;
  • массаж;
  • игры-вкладыши и сортеры;
  • занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • театр теней.

Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:

  • театрализованные игры;
  • инсценизация сказок (для старших дошкольников);
  • разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.

Родители жалуются: “Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?” В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.

Коррекционные методы

К такой группе методов развития речи относятся логопедические и коррекционные занятия. Это специально разработанные мероприятия, направленные на устранение выявленного дефекта. Проводятся такие занятия квалифицированными логопедами или дефектологами. Указанные специалисты применяют различные способы коррекции речи в зависимости от возраста, диагноза и степени ЗРР, в частности, такие как:

Роль семьи в развитии речи малыша

Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:

  1. Еще до рождения крохи общайтесь с ним, пойте ему песенки, делитесь положительными эмоциями.
  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом.
  3. Если ребенок в 3 года не разговаривает – больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.
  4. Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.
  5. Установите такие семейные традиции, как чтение сказки перед сном, разучивание прибауток во время умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте малышу игры для развития мелкой моторики.
  7. Не ограничивайте контакты малыша с другими детьми.

Если ребенок не разговаривает в 3 года – это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.

Ребенок не разговаривает в 3 года — что делать и куда обращаться?

Человек с самого рождения и до совершеннолетия проходит определенные этапы развития. В каждом конкретном возрасте малыш должен осваивать те или иные навыки, выполнять поставленные перед ним задачи. Так, ребенок к году уже может самостоятельно передвигаться, сидеть, воспроизводить звуки, смеяться, распознавать родителей и близких родственников.

3-летний малыш должен быть развит физически, самостоятельно выполнять некоторые бытовые действия, различать цвета. Многие дети к этому возрасту уже вполне хорошо говорят, рассказывают стихи. Но иногда бывает так, что ребенок совсем не разговаривает в 3 года, и что с этим делать – не понятно. Ведь очень трудно определить, является ли молчание малыша нормой или свидетельствует о наличии проблем, в том числе задержки развития.

Читать еще:  Как из обычной стать красивой. На них задерживается взгляд прохожих. Как скрыть недостатки правильной одеждой

Среднестатистические нормы речевого развития и признаки ЗРР

Первые 3 года жизни для малыша – очень насыщенный период. За это время он должен обучиться многим навыкам, в том числе речевым. Если к 3 годам кроха молчит или плохо разговаривает, то это может быть признаком проблем в развитии.

К концу третьего года у малыша созревают области мозга, которые отвечают за речевую активность. Он овладевает грамматическими формами родной речи, ее особенностями и ритмикой, а также накапливает некоторый пассивный и активный словарный запас.

Речевые нормы детей данной возрастной группы:

  • употребляют около 250-1000 слов (активный словарь);
  • знают, как его зовут, сколько ему лет и прочие личные данные;
  • изменяют слова по падежам, родам, числовым формам (ошибки допустимы);
  • изъясняются краткими предложениями;
  • выполняют многоступенчатые просьбы (принеси из комнаты собачку);
  • понимают разницу между 1 и много;
  • проговаривают, что видят или слышат;
  • понимают и любят сказки, стишки, воспроизводят их.

Чтобы избежать проблем в дальнейшем и помочь крохе, необходимо выяснить причину его молчания. В этом помогут опытные специалисты.

Причины молчания и куда обращаться родителям

Причин молчания малыша может быть очень много. Наиболее распространенные из них:

Проблемы со слухом. Такая аномалия может быть врожденной или приобретенной. В первом случае младенец уже рождается глухим или имеет сниженный слух. В этом случае решить проблему бывает нелегко. Ухудшение слуха может появиться уже после рождения, например, вследствие перенесенных ЛОР-инфекций или травмирования барабанной перепонки.

Если кроха не отзывается на свое имя, не реагирует на звуковые сигналы, то его необходимо показать отоларингологу.

Он проведет визуальный осмотр и при необходимости назначит процедуру для определения слуховых возможностей – аудиометрию.

В этом случае его необходимо показать хорошему психотерапевту.

Педагогические причины – неправильный подход в обучении ребенка речи. Он может не разговаривать по нескольким причинам:

  • отсутствие примера навыков речевого общения (родители не разговаривают с малышом и между собой);
  • билингвальность (в семье общаются на 2 языках);
  • давление (излишнее желание родителей, чтобы малыш заговорил как можно раньше).
  • Врожденные психические заболевания (аутизм).
  • В 10% случаев истинную причину задержки речи выяснить не удается.

    Что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года?

    Если до конца 3 года жизни кроха продолжает молчать или изъясняется лишь звуками и жестами, необходимо предпринимать меры по устранению проблемы. Родителям придется запастись терпением, поскольку процесс обучения речевым навыкам может быть долгим и трудным.

    Медикаментозное лечение

    Когда имеется проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно, необходимо воспользоваться помощью профессионалов. При задержке речи ребенку требуется консультация нескольких специалистов:

    • педиатра, который наблюдает малыша с рождения;
    • отоларинголога (поможет выявить проблемы со слухом);
    • детского невропатолога (определит наличие заболеваний нервной системы);
    • логопеда (выявит тяжесть нарушения);
    • детского психолога и психиатра (поможет распознать психические отклонения или наличие психологической травмы).

    При определении причины патологии назначается комплексное медикаментозное лечение. В большинстве случаев такая терапия направлена на питание нервных клеток, создание между ними новых связей, а также активизацию речевых центров мозга. Для этого назначают такие препараты:

    • Глицин;
    • Церебролизин;
    • йодсодержащие средства;
    • Пантогам;
    • Фенибут;
    • Церепро;
    • Когитум и другие.

    Также для стимуляции речевых центров в мозге применяются дополнительные методы – физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия), арттерапия, музыкотерапия, предметно-сенсорная терапия.

    Упражнения и игры

    Очень важна вовлеченность семьи и близкого окружения в процессы развития речи малыша. С ним нужно постоянно заниматься, разговаривать, поощрять его речевую активность. Для этого дома или на прогулке следует проводить с ним различные игровые упражнения:

      Комментирование. Малыш всему учится у взрослого. Мама и папа для него пример для подражания. Если они молчат, то и он будет молчать. Важно разговаривать с маленьким человеком, даже если он пока не отвечает. Родителям нужно научиться комментировать все, что происходит с ребенком, называть бытовые вещи, животных, предметы окружающей среды.

    Также дети хорошо запоминают звуки, поэтому следует не только назвать предмет (это кошка), но и рассказать, как она говорит (мяу), какая она (рыжая, красивая, мягкая).

  • Озвучивание действий. Крохе легче запоминать слова, если они связаны со звуковыми сигналами (упал – ба-бах, идет – топ-топ).
  • Веселая зарядка. По утрам можно выполнять с малышом несложные упражнения, сопровождая их веселыми стишками.
  • Занятия с логопедом и коррекционные методы

    Бывает, что ребенок все понимает, выполняет просьбы взрослых, но что-либо сказать сам не может или делает это с трудом. Также у него могут быть проблемы с выговариванием звуков.

    В этом случае ему необходимы занятия с логопедом или дефектологом для устранения дефектов речи.

    Существует несколько коррекционных методов, которые применяют данные специалисты:

    • логоритмика;
    • артикуляционная гимнастика;
    • специальный логопедический массаж;
    • звуко- и словоподражание;
    • постановка звуков с применением лопатки.

    Выбор метода зависит от особенностей крохи, а также степени выраженности речевых дефектов.

    Советы Комаровского

    Известный и всеми уважаемый доктор Комаровский советует:

    1. Если к 3 годам малыш не говорит более-менее связно – это повод обратиться к специалистам.
    2. Брать в расчет динамику речевой активности. Словарный запас должен с возрастом увеличиваться, а речь улучшаться.
    3. При задержке речи гаджеты противопоказаны. Вместо компьютерных игр и телевизора предложите малышу прогулку или чтение сказок.
    4. Сравнивать своего ребенка с другими не нужно. Он не лучше и не хуже, он другой.

    Как отличить задержку речи и исключить аутизм

    В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:

    1. Отсутствие указательного жеста. Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко. Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
    2. Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.

    Признаки нормального и неблагополучного развития речи у детей

  • Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
  • Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.
  • Источники:

    http://razvivashka.online/razvitie-rechi/ne-govorit-v-3-goda
    http://fb.ru/article/266679/pochemu-rebenok-v-goda-ne-razgovarivaet-prichinyi-i-metodyi-razvitiya-rechi
    http://kaknazvat.com/deti/ne-razgovarivaet-v-3-goda/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: