Материал на тему: как разговорить молчуна? Как разговорить молчуна — советы для родителей, основные секреты

Галка-Игралка

6 секретов, как разговорить ребенка

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.

1. Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками – класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу – чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» – «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Да! Это слова! Да! Считать тремя разными! Больше того, даже те звукоподражания и слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в словечко! Как? Сейчас расскажу.

  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком – это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов – добрый вестник. Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь – сок. Папа пьет кофе».

В придумывании нужно упражняться – не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов – используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.

3. «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша – чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

Читать еще:  Как заставить ребенка одеться без слез. Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: от простого к сложному

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас – всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи – в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри – машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие – «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша – мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так – смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это – тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов – то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Читать еще:  Что можно связать крючком амигуруми. Вязаные игрушки крючком и спицами со схемами и описанием мастер класс

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот как ловко поймал!»

Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж – вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите – накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды – это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос – давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? – «пауза или ответ малыша» – Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты – озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга “Развиваем речь в игре” по методике Тепляковой.

Материал на тему: как разговорить молчуна? Как разговорить молчуна — советы для родителей, основные секреты

  • недостаточная мотивация речевой деятельности (дети просто не хотят говорить);
  • первоначально (до начала наших занятий) дети с большой осторожностью вступают в речевой контакт как со знакомыми, так и незнакомыми взрослыми людьми;
  • ограниченность использования речевых средств общения (часто преобладает жестовая речь);
  • малая инициативность и активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • низкий уровень развития коммуникативных навыков;
  • неговорящие дети могут проявлять агрессивность по отношению ко взрослым и сверстникам (когда я не могу сказать словами, то я выражаю свои эмоции так, как могу, например, кулаками);
  • дети с задержкой речевого развития часто отличаются повышенной тревожностью, они имеют низкую самооценку;
  • самое важное – ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ИГРАТЬ.

Где ребенок может проявить свои речевые умения? Конечно в игре! Однако, дети с задержкой речевого развития часто не умеют играть. Не все дети знают, что на машинке можно прокатить мишку или солдатика. Очень жаль, что игра уходит из жизни современных детей, а заменой ей становятся компьютерные технологии.

Что же делать? Прежде всего, изменить свое взаимодействие с ребенком. Важно при оказании какой-либо помощи ребенку понимать насколько он в ней нуждается (возможно, ребенок сам справится), а если помощь необходима, то, оказывая ее, очень важно эмоционально поддержать малыша, стремиться объяснить (а не просто показать) нужный способ действия. Помощь ребенку должна быть направлена скорее на поддержку, а не на быстрое достижение им результата деятельности (например, можно объяснить малышу, как лучше убрать игрушки, а не сделать это за него). Необходимо исключить компьютер (планшет и т.п.) из жизни ребенка. Необходимо ИГРАТЬ с ребенком ВМЕСТЕ.

Читать еще:  Как сделать конус из картона поэтапно. Как сделать конус из бумаги или картона: пошаговая инструкция

Итак, выделю условия, необходимые для нормального речевого развития ребенка:

  • речевой образец взрослого;
  • эмоциональная окраска общения с ребенком (речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть эмоционально окрашенной);
  • совместная деятельность взрослого и ребенка, прежде всего, посредством игры (живые игры!).

Уважаемые родители, ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ! Дети охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые играют с ними. Стройте замки из кубиков, водите мишек и кукол в гости, экспериментируйте с природными материалами, предлагайте малышам игры для развития мелкой моторики, наблюдайте за окружающим миром (эмоционально наблюдайте, выражайте восторг по поводу цветов, ярких деревьев, пения птиц и т.д.). Помните, что Вы – самый родной человек для Вашего ребенка и никакой компьютер не сможет заменить игру с Вами! Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, родителям необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации к игре. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить.

Необходимо многократное повторение словесного материала.

Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что дети более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Хочу поделиться своими секретами работы с неговорящими детьми. Это действительно работающие приемы, которые родились в ходе многолетнего опыта работы.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Игры с песком способны расслабить, увлечь, заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик даже у самого молчаливого ребенка (да и взрослые, увидев песок в моем кабинете, не могут удержаться от того, чтобы не прикоснуться к нему)!

Что мы только не делаем с использованием песочницы!

Кто-то из детей может долго играть в «Морской мир», в котором есть и рыбки, и сундук с сокровищами.

Как разговорить молчуна — советы для родителей, основные секреты

Многие считают, что если ребенок молчун, значит у него робкая и слабая натура. На самом деле это далеко не так, а даже наоборот. Для того, чтобы все время молчать, и при этом внимательно слушать, улавливая ход окружающих событий, нужно быть сильным, упрямым и обладать невероятной волей. Стоит единожды присмотреться к молчуну и уловить его взгляд, вряд ли в нем имеется робость, скорее читается полноценная стратегия, которую вырабатывает ребенок, дабы заполучить желаемое.

Несомненно, еще одной причиной молчаливости ребенка может быть его неумение выговаривать правильно буквы и звуки. Если у ребенка сильно развит интеллект или же он родился с сильной гордыней, он будет молчать, чтоб не поставить себя в неловкое положение и не вызвать насмешек.

Конечно же, переделать полностью ребенка молчуна не получиться, как бы родители не старались. Но все же, изменить некие стратегии своего поведения маме и папе придется, ведь гордыня и скрытность не лучшие качества человека и жить с ними ребенку будет очень, не просто, учитывая, что ему необходимо научиться социализироваться и выстраивать отношения с окружающим миром.

Что делать родителям?

Когда ребенок молчун, мама должна посмотреть на их отношения. Зачастую ребенок, особенно сын, совершенно не может без матери, ведь именно она связывает свое чадо с внешним миром. Конечно же, некоторых мам подобное отношение удовлетворяет, ведь ребенок без нее не может, и все время нуждается в маме. Но, зачастую это быстро утомляет, ведь у мамы совершенно нет времени на себя. Она не может отойти от ребенка даже на 10 минут. Естественно, где-то подсознательно мама начинает понимать, что это не совсем правильно, но старается успокоить себя тем, что со временем это пройдет. Вот только, если ничего не изменить, то ситуация будет только ухудшаться.

  1. Именно поэтому родители, в первую очередь, должны пересилить себя и предоставить ребенку возможность быть самостоятельным, ни смотря на то, что он может протестовать. Необходимо переворачивать привычные для ребенка жизненные ситуации, таким образом, чтоб ему приходилось общаться с людьми для достижения своих целей. При этом, стоит делать это регулярно и не вестись на эмоции ребенка, как бы он не упрашивал родителей поступить по-другому.
  2. Кроме того, родители могут сказать ребенку, что молчание стало заразительным, и теперь они тоже будут молчать. Вряд ли ребенку понравиться, что родители перестали вести с ним желаемый диалог или монолог, ведь если чадо не отвечает, это не означает, что он не слушает. Мама может отказаться читать сказки на ночь, ведь разучилась говорить и, конечно же, она не может отправиться на прогулку, ведь без общения с окружающим миром, прогулки не получиться.

Несомненно, когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, он научиться разговаривать по необходимости, но вряд ли его социализация будет легкой. Если сложить руки и ничего не делать, можно травмировать психику малыша, что приведет в будущем к серьезным проблемам, исправить которые будет очень не просто.

Источники:

http://www.galka-igralka.ru/content/articles/mama-volnuetsya-raz/6-sekretov-kak-razgovorit-rebenka
http://logoped74.ru/articles/articles-10225.html
http://pristor.ru/kak-razgovorit-molchuna-sovety-dlya-roditelej-osnovnye-sekrety/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: