Моего ребенка обижают в садике что делать. Причины поведения ребенка. Ещё одна потенциальная угроза

Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?

Часто родители, отведя своего ребенка в детский сад, вскоре начинают слышать от него жалобы о том, что его в садике обижает другой ребенок, который толкается, отнимает игрушки и т.д.
Как быть в это ситуации? Учить ребенка давать сдачи? Поговорить с воспитателями? А может вообще проигнорировать, решив, что ваш ребенок все это выдумывает?

Начнем со стороны взаимодействия с детским садом:

1. Дети, которые не могут найти контакт с другими детьми, увы, часто встречаются в группах. Необходимо разговаривать с воспитателем: направлена агрессия только на вашего ребенка или на других, как проблемный малыш общается со взрослыми, как выполняет требования старших.

2. Если ребенок агрессивный или не контактный, то НЕ родители группы, а педагоги должны вести беседу с родителями ребенка, выяснять причины, семейные обстоятельства — это их компетенции. Могут рекомендовать обратиться к специалистам.

3. Если родители такого ребенка никак не реагируют на проблему и рекомендации педагогов, то возможно написание коллективного заявления с просьбой вывести проблемного ребенка из группы. При этом заявление должно быть подписано большинством родителей. НО! Такого ребенка отчислять из сада никто не имеет права, так что заведующая, на основе заявления родителей, просто переведет его в другую группу такого же возраста, если таковая имеется. Если группы нет — то перевод невозможен.

4. И самое последнее, в крайнем случае, если ни беседы других родителей, ни рекомендации педагогов, ничего не может повлиять на отношение родителей к проблемному ребенку, то по настоянию сообщества, либо по собственному решению заведующая вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних при управлении образования.

Теперь перейдем к психологической стороне данного вопроса:
Итак, в ситуации, где какой-то ребенок обижает вашего ребенка и вы никак не в состоянии, в режиме реального времени ему помочь/заступиться, следует научить ребенка самому за себя постоять. И тут есть несколько вариантов выхода из фрустрирующей ситуации (ситуации психического напряжения, когда что-то идет не так как задумывалось/хотелось и т.д.):

1. Стратегия решения.
Научить ребенка предъявлять свои границы другому:
«Мне не нравится, что ты меня обижаешь/бьешь и т.д., я так с тобой играть не хочу!»
«Давай поменяемся игрушками, если ты хочешь мою, я могу с тобой поменяться на что-то другое»
«Я сейчас поиграю и потом ты, когда я закончу, ведь я первая взяла!» и т.д.

2. Стратегия поиска социальной поддержки.
Научите ребенка просить помощи. Очень важно, чтобы ребенок умел просить помощи, звать на помощь, если сам не справляется. Ведь и мы взрослые, когда нам не хватает своего ресурса для решения какого-либо вопроса, идем за помощью (к родным и близким, друзьям, разного рода специалистам). Здесь можно транслировать ребенку идею рассказывать о своих трудностях воспитателям/нянечке и конечно же поощрять такое, если ребенок рассказывает Вам (ОН не «ябеда», ему нужна ваша помощь!).
Кстати, слезы и плачь, тоже являются признаками поиска социальной поддержки, но этому ваш ребенок обучен и без вас, правда, чем старше ребенок становиться, тем меньше проявляет эмоции через слезы, и тут важно, чтобы он научился осознанно просить помощи, не слезами, а словами. Обучать чувствам и контейнировать их (учить справляться/понимать) – задача взрослого, не ребенка, он пока сам этого делать не умеет!

3. Стратегия ухода.
Бывают в жизни ситуации, в которых нужно просто уходить, не включаться в борьбу, в которой заведомо потерпишь поражение. Вы ведь не станете вступать в борьбу с человеком, у которого конфликтный потенциал больше чем у вас? Из инстинкта самосохранения, нужно бежать так, чтобы «пятки сверкали». Так и в этой ситуации, бывает другой ребенок по каким-то своим причинам агрессивный, и ваш ребенок с таким в споре не сможет договориться НИКАК, поэтому нужно научить его не играть с ним, обходить его, насколько это возможно, без ущерба своим личным границам.

4. Активно-агрессивная стратегия.
Или, проще говоря, дать сдачи! Хорошо, если ребенок умеет давать сдачи, когда его обижают. Если вы исчерпали все мирные способы донести до человека, что он нарушает ваши границы, то на агрессию нужно ответить агрессией, иначе другой так и будет думать, что вы стерпите, вас можно бить, обижать и т.д.

Это основные стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень важно не зацикливаться на какой-то одной, здорово, если ваш ребенок, да и вы сами, можете подбирать стратегию поведения в зависимости от контекста ситуации. Где-то нужно и сразу сдачи дать, а где то уйти, если другие варианты не подходят. В общем, развивать различные стратегии и давать свободу выбора ребенку, в зависимости от ситуации.

Читать еще:  Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку. Когда и как приучать ребенка к горшку

Помимо всего этого, нужно чаще разговаривать с воспитателями. Задавать вопросы относительно поведения вашего ребенка, связанные с другим ребенком конфликтных ситуаций, спрашивать то, как ваш ребенок справился или не справился, какую политику ведут воспитатели в группе. Таким образом, воспитатели будут чаще обращать внимание на вашего ребенка и на того, кто обижает и ,возможно, больше контролировать ситуацию.

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения возможной фантазии ребенка.

Чем ближе ребенок приближается к 4х летнему возрасту, тем более бурно развивается фантазия, а значит, вы можете заметить, что ребенок начинает «привирать», фантазировать про вроде бы реальные вещи. Поэтому отличить правду ото лжи будет сложно, но можно — используя способ бесед и наблюдений. Расспрашивать ребенка о том, что было в течении нескольких дней. Просить рассказать одну и ту же ситуацию несколько раз, например по дороге домой — маме, в вечером — папе. Если это фантазия, то история приобретет много новых деталей.

И неважно насколько реалистичны слова ребенка, ваш вариант обработки ситуации, в данном случае, пойдет по знакомому алгоритму работы со стратегиями (описаны выше). Вы просто обсуждаете как бы поступили вы, или как стоит попробовать сделать в следующий раз и т.д.

Авторки: специалист по дошкольному воспитанию и образованию Елена Авдакова и семейный психолог Любовь Лавренёва г.Рязань

Редактор Аколупина Светлана

Что делать, если ребенка обижают в детском саду?

Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.

В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.

Первые действия

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.

Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем. Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора — задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.
  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями. Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.

  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.

Как помочь своему малышу?

Описанный выше алгоритм — действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.

Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.

Читать еще:  Семейные традиции. Семейные ценности и семейные традиции

А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в садике.

Психологи отмечают несколько методик.

«Метод пограничника»

Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».

Метод поиска союзников

Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.

Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.

Метод выхода из конфликта

Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.

Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.

Метод «аналогичного воздействия»

Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил — ударь в ответ, ущипнул — ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.

Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.

Советы родителям

Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.

Ребенка обижают в садике – что делать?

Родители отмечают, что не все малыши отправляются в детский сад с радостью и удовольствием. В некоторых случаях все дело в особенностях характера – их необщительности и замкнутости.

Но нередко приходится сталкиваться с тем, что ребенка обижают в садике. Что делать в такой ситуации, мамы и папы должны знать, чтобы оперативно принять меры. Важно вовремя обратить внимание на изменения в его поведении, ведь не каждый захочет делиться своими проблемами, а может просто замкнуться в себе.

Как понять, что ребенка обижают?

Если малыш столкнулся с проблемами в общении со сверстниками в детском садике, родителям необходимо отследить эту ситуацию как можно раньше. Помните, проблемы могут возникнуть во дворе или на игровой площадке.

Есть несколько факторов, на которые следует обратить внимание:

  1. Ребенок идет в детский сад слишком неохотно. Отказывается вставать по утрам, постоянно плачет. Радуется любому шансу остаться дома, даже если это происходит из-за болезни.
  2. Регулярно возвращается из сада в испорченном настроении.
  3. Плачет по непонятным причинам.
  4. Ничего не рассказывает о других детях из детского садика. Не заводит друзей и приятелей.
  5. Отмалчивается, когда его спрашивают, как прошел день в саду.
  6. Регулярно возникают болезненные состояния. Ощущает слабость и недомогание.
  7. Не общается с ровесниками, даже если они живут поблизости.
  8. Много времени проводит в одиночестве, не хочет никого приглашать на день рождения, сам идти к кому-то в гости.

Все это косвенные признаки. Заметив один или несколько таких факторов, родителям стоит обеспокоиться, внимательно изучить, как обстоят дела у их малыша.

Есть и очевидные факты того, что ребенка обижают. Когда они появляются, требуется немедленно реагировать:

  1. На теле ребенка замечены ссадины, царапины или синяки. О причинах их появления рассказывает неохотно и невнятно.
  2. Регулярно пропадают игрушки и вещи.
  3. Ребенок до этого был аккуратным, а теперь его одежда стала постоянно пачкаться и рваться, игрушки – ломаться.
  4. О притеснениях может говорить и тот факт, что малыш внезапно стал слишком «щедрым». Пропажу своих игрушек объясняет тем, что кому-то подарил.
  5. Также стоит обеспокоиться, если внимательный ребенок внезапно начал все «терять». Это также может быть связано с притеснениями со стороны других детей.

Все это признаки запугивания и даже шантажа. Игнорировать такое положение вещей преступно. Важно научить ребенка защищать себя, пока ситуация не стала критической.

Как поступать в такой ситуации

Если ребенка обижают, прислушайтесь к советам психологов, которые рекомендуют, как поступить в такой ситуации. Начните с откровенного разговора с воспитателем детсада. Она много времени проводит в группе, лучше других знает, что там происходит.

Читать еще:  Поделка паровозик из кабачка. Корабль из кабачка своими руками пошагово. Поделка из кабачка - корабль

Не бойтесь выказать беспокойство, при необходимости попросите внимательнее присмотреться к малышу. Если разговор оказался непродуктивным, воспитатель не готов идти навстречу, можно обратиться в администрацию детского сада.

Чтобы самостоятельно разобраться в ситуации, понять, что именно происходит с малышом, попробуйте сыграть с ним в детский сад. Пусть его игрушки будут воспитателями и детьми. Спроецируйте несколько ситуаций, в которых непослушные малыши начинают шалить.

Проследите, как ребенок будет моделировать поведение других детей и воспитателей. Внимательно понаблюдайте за его реакцией. Особенно важно в эти моменты его эмоциональное состояние, то, как он относится к обиженным и драчунам.

Непроизвольно ребенок будет копировать реальное положение дел в группе. Поэтому родители наглядно смогу увидеть, как решаются конфликты в детском саду.

Если ребенка обижают: советы родителям

Если малыша обижают в садике, что делать родителям, надо четко себе представлять. Важно помочь научить его справляться с этой проблемой.

Когда причина в физических особенностях или внешности малыша, которые поддаются исправлению, нужно это сделать.

Например, избавиться от лишнего веса можно, начав вместе по утрам делать зарядку, скорректировать рацион ребенка. В некоторых случаях может потребоваться консультация диетолога. Можно устраивать дома танцевальные минутки и спортивные соревнования.

Научите ребенка быть уверенным в себе, чтобы он сумел отвечать на претензии, глядя в глаза обидчику. Можно потренироваться делать это перед зеркалом. Такая уверенность сильно действует на оппонентов.

Главная задача родителя в такой ситуации – дать правильный настрой малышу. Важно убедить его в том, что он хороший, умный и красивый ребенок, чтобы ему не говорили окружающие.

Объясните ему, что обзываться и дразнить в состоянии только слабые и трусливые люди. Таким способом они прикрывают свою слабость и трусость. Больше же такие люди ни на что не способы. Отношение к ним должно быть соответствующим – снисходительным и высокомерным.

Психологи советуют на наглядном примере продемонстрировать, что слова обидчика ничего не меняют для того человеку, кому они адресованы. Например, можно сказать двери: «Ты плохая». Что это изменит? Абсолютно ничего. Точно также он сам должен реагировать на обидные слова.

Обязательно упомяните о подобных случаях из собственной жизни, из жизни окружающих, которые ему хорошо знакомы, например, родственников.

Приведите в пример дедушку, который может быть полным и невысокого роста, но при этом пользоваться заслуженным уважением среди друзей, а родные его любят и ценят. Многие обращаются к нему за помощью или советом, он участвует в решении сложных проблем. Малыш должен понять, что внешность никак не влияет на то, чтобы человек был умным, вел достойную и успешную жизнь.

Малыш – инициатор конфликтов

Серьезная и неприятная ситуация, если ваш малыш становится причиной конфликтов. По-другому нужно себя вести, если сам ребенок обижает других детей.

Если вы сами стали свидетелем такой ситуации, например, когда забирали его из детского сада, необходимо сразу вывести малыша на откровенный разговор.

Обязательно он должен быть наказан, при этом четко понимать, за что.

Обязательно уточните, что в случае повторения ситуации дисциплинарные меры могут быть ужесточены. Проследите, чтобы ребенок извинился, возместил причиненный ущерб. Если сломал игрушку другого ребенка, купите тому новую, объяснив, что потратили деньги, на которые могли бы купить новую игрушку для него.

Чтобы в долгосрочной перспективе эффективно справляться с ребенком, который постоянно задирает окружающих, важно разобраться в причинах. Возможно, конфликт начался без его участия, он же позже к нему присоединился, руководствуясь принципом, что так поступают все.

Это может свидетельствовать о том, что ребенка не научили принимать решения самостоятельно. У него нет собственного мнения, поэтому он привык подчиняться другим. Будь-то воспитатели, родители или сверстники.

Чтобы исправить такое положение, следует развивать у ребенка критическое мышление. Ребенку необходимо самостоятельно оценивать все, что происходит вокруг, анализировать последствия своих поступков.

Также у детей часто встречается мотив, который можно охарактеризовать фразой «пусть лучше он, чем я». Обычно, инициаторами конфликтов становятся дети, которые сами раньше подвергались травле.

В такой ситуации нередко слишком сильным становиться страх снова вернуться на место жертвы. Поэтому ребенок готов пойти на что угодно, чтобы этого не случилось. Поэтому он начинает сам искать другого «козла отпущения», чтобы вместе с остальными над ним смеяться.

Эта ситуация является яркой иллюстрацией того, что ребенок не чувствует себя защищенным. Родители должны убедить, что малыш всегда может на них рассчитывать. Они готовы прийти на помощь, если что-то случится.

Малыш может заявить, что обижает окружающих, потому что ему весело, он испытывает от этого удовольствие. Единственным утешением в этом случае может стать тот факт, что способность сопереживать воспитывается. Постарайтесь регулярно рассуждать на тему о том, что чувствуют при этом другие люди. Постоянно рассказывайте о собственных эмоциях. Это может помочь скорректировать неверную установку.

Все эти советы родителям необходимо учитывать, если они сталкиваются с проблемами при общении их ребенка в детском саду со сверстниками.

Конечно, универсальных советов быть не может, каждый ребенок и каждая ситуация индивидуальны. Если справиться самостоятельно не удается, рекомендуется сходить на консультацию к психологу, чтобы он вник в вашу конкретную ситуацию.

Источники:

http://www.b17.ru/article/106418/
http://o-krohe.ru/psihologiya/rebenka-obizhayut-v-sadike/
http://its-kids.ru/rebenka-obizhayut-v-sadike-chto-delat.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector