Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…. Старообрядцы по требованию
Содержание
Одежда для молитвы
Среди православных христиан-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду.
По сути, она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс, для мужчин и сарафан для женщин. Одежда эта хранится в доме или в храме, в особо устроенном помещении.
Женщина обязана также покрывать голову платком (а не шапкой или иным головным убором), который (по обычаю староверов Центральной и Северной России, а также Сибири) спереди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь. В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые и иных светлых тонов, в дни же постные (в том числе такие, как праздники Воздвижения Честнаго Креста, 27 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 11 сентября) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку) — особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при Венчании.
Те христиане, которые почему-либо не имеют кафтанов или сарафанов, должны стараться их приобрести: обычно в каждом более или менее крупном старообрядческом приходе имеется кто-либо, занимающийся пошивом молитвенной одежды на заказ. Но если с особым одеянием для молитвы все же есть трудности, скажем, материальные, то для посещения храма можно довольствоваться обычной одеждой, но только она должна быть скромной, опрятной, неплотно облегающей части тела, неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и слишком вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п.). Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих «модных украшений» внешнего мира, будем помнить наставление Апостола, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). Неприличным также считается и нахождение в храме женщин, носящих обувь на высоких каблуках, ибо не для красования мы вошли в дом Божий; при ходьбе такая обувь производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца.
Почти все эти наставления обязательны и для молящихся мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий «при галстуке» и в рубашке (сорочке), заправленной в брюки; а также нельзя в доме Божием, здороваясь, «подавать руку», особенно во время службы. И еще: если уж нет кафтана (для мужчин) и сарафана (для женщин), то должны мы стараться в обыденной одежде, находясь в храме, быть опрятны. Пальто, плащ, пиджак, жакет, кофточка — в чем бы ни были мы одеты, все должно быть застегнуто.
Той же цели — способствовать сосредоточению на молитве Богу — помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся.
Обсуждения
31 сообщение
Уважаемая Инна, как раз таки то, что Вы считаете “одеждой духовного сословия” является обычной мужской молитвенной одеждой (лишь в довольно поздние времена началось разделение на кафтаны “простых мужиков”, азямы “крылошан”, подрясники, рясы и т.д., и т.п.). А в итоге в новообрядческих храмах произошла “подмена понятий” и пришли к тому, что подлинно церковное облачение – те же стихари (которые можно надевать только после хиротессии во чтеца) – во время богослужений носят совершенные простецы, причем нередко на костюм с галстуком! ))
Не знаю, как в Москве (хотя наверняка на Преображенке шьют), а в родной Вам Белоруссии отличные азямы шьют в поморской общине города Полоцка. Мы обычно у них заказываем.
Рясы и подрясники – это всё же одежда духовенства.
Иногда знакомящиеся со старообрядчеством люди думают, будто подрясник у новообрядцев= кафтан у старообрядцев. Это не так! Подрясник есть подрясник, его носят диаконы, попы и архиереи. Поверх носят рясы.
А кафтан и есть кафтан, у него крой совсем другой. Просто я говорил о том, что современные рогожские кафтаны мало имеют общего с одеждой крестьянина-старообрядца 18-19 в.в. и больше походят на подрясники у духовенства.
Полоцк, Успенская, 10. А, вот, телефон надо уточнять, он у них менялся. Завтра, наверное, не смогу, а в воскресенье постараюсь не забыть спросить у о. Петра.
P.S. Только я не “Инатолич”! ))
Томас, я бы не стал говорить так категорично. То, что сейчас говорят и делают поповцы, не означает, что так было в дораскольные времена. Мне пока не довелось найти источника, согласно которому мужская молитвенная одежда попа и простеца имела отличия. По моим сведениям, что клирики, что простые мужики до Раскола носили одинаковые однорядки. Только клирики надевали поверх оных богослужебные облачения.
Кстати, иные беспоповцы навыдумывали еще больше. Как мне рассказывали, у них молитвенные халаты имели несколько степеней градации: простецкий, крылошанинский, головщический, наставнический (а, может, еще больше). Только мнится мне, что все ети мудрования с древлецерковным преданием имеют мало общего.
На #12: Да не, не “ерЪ”, а “А” на “И” поменяли. Хотя, “Инатолич” звучит забавно! ))
А на мне был тот самый полоцкий азям. Вот, например, точно такой же на настоятеле полоцкой общины отце Петре Александровиче Орлове: http://cs4149.vkontakte.ru/u2277625/117222496/x_6c0de..
Думаю, на Преображенке Вам не откажут в контактной информации того, кто шьет им “стройные азямы”. Народ там, конечно, специфический, но от подработки едва ли откажутся! ))
Да, Инна, в принципе, именно так и есть. Хотя сейчас и в старообрядческих приходах произошло некоторое разделение. Кафтаны носят, в основном, крылошане, а также наиболее активные прихожане.
В единоверческом приходе Михайловской слободы есть чин благословения на ношения кафтана (благословлять может настоятель), но, насколько я понимаю, это новшество. Также как является новшеством ранее отмеченная мной иерархическая градация покроя кафтанов.
А, вот, стихари, которые в новообрядческих храмах носит любой алтарник, а также зачастую в оные облачаются почетные гости, повторюсь, могут носить только поставленные архиереем чтецы и иподиаконы (ну и диаконы, само собой разумеется).
Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…. Старообрядцы по требованию
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА СТАРООБРЯДЦЕВ
Мартюшева Варвара
класс 8, МБОУ Камская СОШ, Воткинский район с. Камское, Удмуртия
Новоселова Наталья Юрьевна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель истории, МБОУ Камская СОШ
Старообрядчество — это религиозное движение, возникшее в XVII в. в результате раскола Русской православной церкви, произошедшего из-за церковной реформы Никона.
На территории села Камское старообрядчество существует с давних пор. В настоящее время здесь проживает 6 семей старообрядцев, общей численностью 15 человек. Все мои предки были старообрядцами. До сих пор в нашей семье бережно хранятся женские старообрядческие костюмы, которые принадлежали моей прабабушке — Ильиной Татьяне Ивановне и моей бабушке Ильиной Зинаиде Евсеевне. Перебирая вещи в старом сундуке, мне захотелось подробнее узнать, в чем ходили мои предки.
Данное исследование актуально в свете сохранения культурного наследия. Кроме того, изучение традиционной одежды старообрядцев восполняет пробелы в изучении культуры нашего села, а также этнографических особенностей его отдельных групп, в частности, старообрядческого населения.
Для старообрядцев весьма характерны глубина веры, большая религиозность, преданность старым заветам, приверженность традициям и обрядам в жизни в быту. В каждой семье из поколения в поколение передавалось, какую одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в престольные праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон и траура. Поэтому по своему назначению одежда подразделялась на повседневную, праздничную, и обрядовую [3]. Различались мужской и женский костюмы [1].
Всю одежду называли словом лопоть [3]. Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: льняные холсты, сукно из овечьей шерсти. В начале XX в. для пошива одежды стали использовать покупную ткань. Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, мех [7, с. 145].
Праздничное платье по покрою за немногими исключениями было одинаково с повседневным и отличалось лишь цветом и наличием вышитых и вытканных узоров [3].
Комплект одежды девушки и женщины назывался перемена. В перемену входили рубаха-становина, сарафан, фартук, пояс и головные уборы [1]. Рубаха-становина состояла из двух частей: тонкой верхней части – рубахи и нижней более грубой — становины. Повседневные рубахи обязательно шились из темного материала. Праздничные рубахи были более светлых тонов и могли быть шелковые. Их украшали вышивкой, шитьем [7, с. 153].
Поверх рубахи-становины надевался сарафан. Сарафаны были двух видов: «клинчатик» и «борчатник». «Клинчатик» представлял собой косоклинный холщовый сарафан без борок. В настоящее время используется как обрядовая одежда для молений. «Борчатник» состоял из двух прямых полос и боковых клиньев, собираемых по верхнему краю в складки-пластики или боры [3].
Обязательной принадлежностью женского костюма были фартуки. Их называли запонами.
Важной частью костюма являлись головные уборы. Девушки в будни носили ленточку и платок. По древнему обычаю замужней женщине нельзя было показываться на людях простоволосой. Это считалось большим грехом. Прабабушка носила на голове повойник — мягкую шапочку из ткани, имевшую различную форму, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Татьяна Ивановна называла его «чехлушкой» Носили также платки и шали — шелковые или шерстяные, с кистями [5].
Важной деталью женского костюма был пояс. Носить пояс нужно было постоянно, во-первых, как оберег, а во-вторых, как символ веры. Существовало несколько видов поясов: кушаки, покромки, тельники [7, с. 169]. Нижнее белье не носили.
На ногах носили недлинные, до колен или чуть выше, вязаные из льняной или шерстяной нити чулки-«поголешки» [3]. Самой распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка. В осеннюю пору надевали лыковые бродни. Зимой носили валенки. По праздникам в начале XX в. уже носили купленные ботинки [4].
Повседневной верхней женской одеждой были зипуны из домашнего сукна и легкие холщевые шабуры. Зимней верхней одеждой были шубы и тулупы [2].
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса, портов, кафтана, головного убора и обуви — лаптей или сапог. Будничные рубахи шили из домотканого холста темных цветов. Праздничные рубахи из тонкого холста более светлых тонов. В начале XX в. мужские рубахи стали шить из покупного материала. Непременной частью мужской одежды был тканый, витой, плетеный, вязаный пояс. Узким тельником подпоясывали рубахи, кушаком верхнюю одежду. Мужчины завязывали пояс на левой стороне [7, 169].
Носили неширокие штаны — порты. Будничные шили из грубой холщовой или шерстяной ткани, а праздничные — из высококачественной шерсти черного, серого, синего цветов [7, 164]. Под штанами в холодное время года мужчины носили подштанники [3].
Верхняя мужская одежда практически не отличалась от женской и имела различные названия: зипун, шабур, шуба тулуп и др. Мужские головные уборы без особых изменений сохранялись на протяжении длительного времени. Летом и в межсезонье головы покрывали валяными шляпами, а зимой носили треухи — меховые шапки с наушниками [7, 146]
В повседневные дни на ногах носили удобные и легкие лапти. С лаптями обычно носили онучи — длинные узкие полосы из ткани. В праздники надевали сапоги, зимой — валенки [4].
Детская одежда была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Рубашки для детей 6—8 лет шили из холста или ситца. Бывало и такое, что «взрослую» одежду дети получали только перед женитьбой или замужеством [6].
Обрядовую погребальную одежду шили заранее из белого домотканого холста вручную, суровыми нитками, без узлов, иголкой вперед. Для изготовления погребальной одежды использовали белую льняную ткань. Сейчас используют покупную бязь.
Женская погребальная одежда состоит из длинной рубахи, платка-повязухи, пояса-светильни и савана.
Мужская погребальная одежда состоит из рубахи, штанов и савана. Пояс, платок, светильную нитку на кресте завязывают иначе, чем при жизни — не прямым узлом, а косым. В левую руку обязательно кладут лестовку
Чем дальше идет время, тем труднее представить себе, какой была одежда раньше, тем сложнее её исследование и познание. Время неуклонно стирает, искажает и уничтожает её, а непрерывный процесс физического износа неотвратимо сужает круг уцелевших предметов одежды. А вслед за этим сужаются наши возможности глубокого и разностороннего познания традиционного наследства наших предков [3].
Изучив традиционную одежду старообрядцев села Камское, я выяснила следующее:
1. У старообрядцев села Камское до сих пор сохраняются элементы северорусского комплекса национальной одежды.
2. Под влиянием социально-экономических и политических изменений произошедших в обществе и стране многие виды традиционной одежды перестали бытовать в современной жизни.
3. Как символы принадлежности к старой вере, в настоящее время практически неизменными остаются моленная и похоронная одежда. Их используют по назначению, как и раньше.
4. Сохранению традиционной одежды способствуют религиозные воззрения старообрядцев, их стремление сохранить память о предках.
Хочется обратить внимание на то, что в ходе исследований, кроме особенностей бытования одежды, были выявлены термины, характерные для данной местности: «лягушка», «чехлушка», борчатник, перемена, поголешки, косоплетки, тапочки-тюни и др.
Источники:
http://rpsc.ru/info/v-hrame/odezhda-dlya-molitvyi/
http://vk.com/topic-16040023_23426208
http://sibac.info/shcoolconf/social/viii/32929