Музыкальное воспитание в семье консультация для родителей. Консультация для родителей«Музыкальное воспитание детей в семье

“Музыкальное воспитание в семье” Консультация для родителей

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

“Музыкальное воспитание дошкольников в семье”

консультация для родителей

Музыкальное воспитание – многогранный процесс, который, по определению профессора Н.А.Ветлугиной, представляет собой целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства.

Музыкальное воспитание не просто дает сумму знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире, помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и осознать его. Эмоциональное воздействие музыки намного больше, чем воздействие какого-либо другого вида искусства. Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса, редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем, давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. Так, маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.

Ребенку необходимо слушать классическую музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых, исполняя песни для своих родителей, в совместном исполнении танцев, игре на музыкальных инструментах.

В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это, очень важно, и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: ” Полет шмеля” Римского-Корсакова, “Детская полька ” М.Глинки, “Болезнь куклы”, «Новая кукла” П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка.

Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость. В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая. Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках. Только не подсказывайте что ему рисовать, – воображение у детей развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселой.

Как правило, дети, соотносят с весёлой музыкой теплые тона: красный, желтый; с грустной – холодные: синий, голубой, серый. И в дальнейшем, когда вы будете слушать с ребенком музыку, просите его выразить свои впечатления от нее с помощью красок.
Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать музыку.
Призовите на помощь игру. Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке. Вы поставили диск с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать. Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, – вот солирует скрипка, вот – труба, барабан. Обязательно покажите соответствующий инструмент на картинке или музыкальную игрушку-инструмент.

Обогащая духовный мир ребенка, музыка является составным компонентом всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее образование и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен. «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней»-говорил Д. Кабалевский.

• создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки.

• приобретать музыкальные игрушки (погремушки, бубны, дудки, ксилофоны и музыкальные колокольчики др.) или изготовлять их самостоятельно.
•поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и танцевать вместе с ним.

• искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
• посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его слушать, любить и понимать музыку! Учите его и учитесь вместе с ним!

Консультация для родителей “Музыкальное воспитание в семье”

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

«Музыкальное воспитание в семье»

(Консультация для родителей)

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в образовательном учреждении, а именно: Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность); · Способствовать общему развитию детей средствами музыки. ·

Читать еще:  Что одеть чтобы выглядеть стройнее. Секреты стройности. Как казаться стройнее? Юбки, стройнящие фигуру

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня.

Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. Для этого нужны определенные условия.

« Условия для музыкального развития ребенка в семье ».

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком.

Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность).

В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой – либо системы. Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье»

Ольга Корольская
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье»

Консультация для родителей

«Музыкальное воспитание в семье»

Музыкальное окружение в семье — особый мир, который может повлиять на формирование художественных интересов детей. Если взрослые вместе с ребенком заинтересованно слушают произведение и высказывают свое отношение к нему, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Читать еще:  Любовный стишок парню. Когда ты меня провожаешь домой. Я хочу быть твоею милой

Это связано с рядом факторов. Так, например, именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность к музыкальному развитию. Это в не малой степени связано с тем, что уже к концу третьего месяца внутриутробного развития эмбриона у него начинает функционировать слуховой анализатор, что позволяет ему воспринимать всю звуковую информацию. Только что родившийся ребенок уже способен выделять звуки, знакомые ему с внутриутробного периода: голос матери, стук ее сердца, голос отца, музыку, которую слушала будущая мама, сразу успокаиваясь при этом.

В связи с этим возникает вопрос о значимости музыкальной среды, слухового опыта: обилия музыкально-звуковых впечатлений, как во внутриутробный период развития, так и в раннем детстве, что позволяет говорить о большой роли семьи ребенка в его музыкальном развитии (М. С. Старчеус и др.).

Именно слуховой опыт, пребывание в насыщенной музыкальной среде и занятия музыкой способствуют, по мнению ученых, созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга. Музыкальное воздействие среды и опыта как бы «включает» те возможности ребенка, которые уже предопределены генетически или анатомически. Все эти факторы создают предпосылки для музыкального развития ребенка (в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями, оказывают воздействие на весь ход его психического развития. В частности, дети быстрее сосредоточиваются, становятся более внимательными, выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речью.

Это становится возможным, если родители и взрослые, окружающие ребенка с раннего детства, обладают достаточным уровнем общего культурного и музыкального развития, педагогическими знаниями. Но главным все же является желание увлечь ребенка музыкой, сформировать потребность в ней. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.

Формы организации музыкальной деятельности детей в

семейное посещение концертов, театров, музыкальных спектаклей и др. ;

просмотр музыкальных телепередач, слушание записей классической музыки, песен из мультфильмов и др. ;

домашнее музицирование (как самостоятельное, так и с участием взрослых членов семьи);

организацию музыкально-образовательной деятельности детей под руководством педагога-музыканта.

Музыкальное воспитание ребенка в семье начинается, как правило, с его рождения, когда родители начинают играть с ребенком, петь ему. А в настоящее время — в век «просвещенного материнства» — мамы часто начинают процесс музыкального воспитания ребенка значительно раньше, в период внутриутробного развития, слушая музыку, разговаривая с ним, напевая песенки и т. д.

Конечно, малыш в этом возрасте еще не умеет слушать музыку самостоятельно, но ее содержание он чувствует интуитивно. Поэтому рекомендуют включать в комнате новорожденного лирические, светлые мелодии. Так, например, изящная музыка Моцарта будет велико-лепным фоном в периоды бодрствования малыша. Можно использовать и песни из старых мультфильмов, на которых выросло не одно поколение. Вместе с тем следует избегать печальной музыки: какой бы красивой она не была, она может вызвать беспокойство у ребенка.

Но самой лучшей музыкой для малыша будут мамины песни и колыбельные, которые готовят ребенка к певческой деятельности с первых дней жизни, ведь уже совсем скоро ребенок начинает «отвечать» на пение гулением и агуканьем, считающимся предпосылкой пения.

Когда малыш немного подрастет (в 3—4 месяца, можно танцевать с ним под музыку. Важно двигаться в такт мелодии в соответствии с ее характером: бодро и энергично — под веселые мелодии, плавно — под лирические и т. д. А еще позже, можно начинать учить ребенка двигаться под музыку самостоятельно, придумывая для него различные движения: пружинящие движения ножками, ритмические покачивания головкой и т. д. Важно показать малышу простые движения, научить его танцевать с куклой или другой игрушкой.

Также рано необходимо начинать и знакомство с музыкальными инструментами, аккомпанируя себе при исполнении песенок. Знакомя малыша с новыми звуками, поощряя изобретательность ребенка, пробующего извлекать звуки из окружающих предметов, иллюстрируя сказки с помощью различных инструментов, можно привить ребенку любовь к этим занятиям, способствовать возникновению у него самостоятельного музицирования, импровизации.

Эти музыкальные забавы являются первыми уроками музыки для малыша. С их помощью начинает развиваться весь комплекс музыкальности. Двигаясь под песенки, гремя погремушкой, малыш начинает ощущать их ритм и тембровое своеобразие, пробуя подпевать за мамой, он улучшает музыкальный слух и память. Но главное — развивается одна из основных музыкальных способностей — эмоциональная отзывчивость на музыку, ее характер. Для таких музыкальных занятий не нужно специально выделять время или особыми приемами привлекать внимание малыша.

Подобные полевки, пестушки издавна на Руси напевали во время переодевания, купания, пробуждения ребенка, во время различных игр и т. д.

При этом, чтобы музыкальные способности малыша гармонично развивались, близким совсем не нужно иметь специальное музыкальное образование. Просто необходимо как можно больше играть и петь для своего малыша и делать это вместе с ним.

Для того чтобы заложить прочную основу для дальнейшего развития музыкальности ребенка, важно сделать музыку частью его повседневной жизни, частью общения ребенка с близкими, обыгрывать пением, пританцовыванием и звуковым сопровождением разные ситуации, и тогда пение станет для малыша таким же естественным, как речь, а музыка близкой и понятной.

Важно также с самого раннего возраста привлекать внимание детей к окружающей звуковой среде— к голосам домашних животных, птиц, звукам природы: шуму дождя, журчанию ручья и т. д.

После двух лет, используя музыкальные занятия с малышом, можно влиять на развитие его речи. Для этого рекомендуется включать в занятия музыкально-речевые игры, ритмичное пение и чтение стихов, скороговорок, различные формы движения под музыку, т. е. заниматься с ребенком логоритмикой. В этом случае у малыша будут развиваться артикуляционный аппарат, речевая и музыкальная память, выработается правильные ритм и темп дыхания. Все это способствует ритмизации организма ребенка, а значит, и развитию его речи (Е. В. Васько и др.).

Читать еще:  Статусы про чеченцев. Чеченские пословицы и поговорки

С этой же целью в музыкальные занятия с малышами можно включать и пальчиковые игры, сопровождая их различными песенками, так как развитая мелкая моторика также является залогом правильной речи ребенка.

В среднем и старшем возрасте должно осуществляться регулярное прослушивание музыки в записи даже в то время, когда ребенок сосредоточен на другой деятельности, что обеспечит ему непроизвольное запоминание текстов и мелодий, поможет быстро овладеть навыками пения (Г. А. Праслова и др.).

Ребенку можно предложить также:

выбрать из нескольких песенок одну для показа движений ее персонажей;

выбрать ударный инструмент для игры под фонограмму;

нарисовать после прослушивания одного из героев песни;

рассказать, о чем песенка, кто из ее героев больше нравится и

Родителям важно способствовать обогащению музыкально-слухового опыта ребенка, посещая для этого концерты, оперные и

другие музыкальные спектакли. Выбор репертуара во многом за-висит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее обще-культурного уровня. Родители должны подбирать для детских раз-влечений такой репертуар, который бы знакомил ребенка с музыкой различных стилей и жанров в исполнении на разнообразных музыкальных инструментах.

В музыкальные занятия с дошкольниками дома рекомендуют включать психогимнастические упражнения (Е. В. Васько и др.). Они объединяют различные психические функции, сводят воедино мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. Музыка на занятиях психогимнастикой играет важную роль: это — язык образов, эмоций и чувств.

Занятия целесообразно выстраивать в форме игр-драматизаций. При этом важно отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все события и предметы сюжета должны быть воображаемыми. Организуя подобные занятия с ребенком, необходимо помочь ему получить удовольствие от таких игр. Музыка же, подходящая по образному содержанию, станет ценным помощником в этом.

Научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, ребенок лучше поймет не только образный строй музыки, но и сформирует умение управлять своими психическими процессами, разовьет творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки.

Г. А. Праслова предлагает ряд педагогических условий, способствующих успешной организации музыкального воспитания ребенка в семье:

занятия с ребенком музыкой дома следует проводить регулярно;

создание у ребенка эмоционально положительного отношения к занятиям — залог успеха в формировании у него потребности в музыке;

* принцип индивидуального подхода является важнейшим в организации руководства музыкальной деятельностью детей в семье. Он основан на знании индивидуальных возможностей ребенка, его психологических особенностей (памяти, внимания, музыкальных способностей и т. д.);

не следует регламентировать время музыкальных занятий. Пускай они будут проводиться по 2—3 минуты, но несколько раз в день и обязательно с радостью, что позволит сохранить у детей положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности. При этом важно демонстрировать успехи малыша членам семьи и друзьям;

переходить к более сложным заданиям следует только тогда, когда ребенок легко справляется с предыдущим;

пробуждающееся стремление ребенка к самостоятельности требует от родителей тщательной подготовки к занятиям музыкой с ребенком;

при подборе игрового и учебного материала следует учитывать вкусы ребенка. Важно не нарушать собственные планы малыша, не отрывать его от детских дел для занятий музыкой, а ненавязчиво вплетать их в игру.

Особое внимание Г. А. Праслова уделяет условиям успешной организации музыкально-образовательной деятельности дошкольника под руководством педагога-музыканта, позволяющей ребенку уже в дошкольном возрасте овладеть навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте (обычно — фортепиано). При этом задача родителей видится автору в том, чтобы подготовить музыкально-слуховое восприятие ребенка к игре на музыкальном инструменте, обогатить музыкально-слуховые представления малыша.

Важную роль в организации музыкального воспитания ребенка в семье играет взаимосвязь семьи и дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. Воспитатели, музыкальные руководители, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания детей в семье, должны рассказать им о музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении; о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей; а также дать рекомендации по применению доступных методов и приемов и организации семейного музыкального воспитания ребенка. Это поможет родителям сохранять преемственность в организации музыкального воспитания детей между дошкольным образовательным учреждением и семьей.

Корольская. О. Н.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье» Консультация для родителей Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении.

Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье» Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которыевоспитываются.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей» “Музыкальное воспитание детей” Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье» «Патриотическое воспитание в семье». Консультация для родителей Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание» Консультация для родителей Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем.

Музыкальное воспитание в семье. Консультация для родителей Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Консультация для воспитателей «Музыкальное воспитание у ребёнка в семье» Как пробудить у ребёнка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? К сожалению многие родители.

Методическая рекомендация для родителей «Музыкальное воспитание детей в семье» «Музыкальное воспитание детей в семье» У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на.

Источники:

http://infourok.ru/muzykalnoe_vospitanie_v_semye_konsultaciya__dlya_roditeley-176695.htm
http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-muzikalnoe-vospitanie-v-seme-3882530.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-muzykalnoe-vospitanie-v-seme-914030.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: