Надо ли заставлять себя что-то делать? Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы Комаровского. Почему нужно заставлять себя бороться с ленью

Содержание

Совет 1: Как приучить ребенка не лениться

  • Как приучить ребенка не лениться
  • Почему ребенок бывает медлителен?
  • Как заставить сына учиться

Столкнувшись с детской ленью, очень важно не допустить грубых ошибок. Забудьте о попытках заставить малыша что-то делать силой, поскольку так вы только ухудшите ситуацию, подорвете доверие к себе и вызовете желание делать все назло. Сначала объясните сами себе, что именно раздражает вас в поведении ребенка и является ли это ленью. И не забудьте подумать над тем, что именно потеряет ваш малыш, если не будет делать то, что ему не нравится. Например, родителям может показаться, что ребенок ленится ходить в музыкальную школу, куда они его записали, но на самом деле ему это просто не интересно и не нужно. В некоторых случаях бывает уместнее уступить.

Если же вы оценили положение и поняли, что ребенок действительно ленится, притом не желает выполнять нужные вещи, постарайтесь понять, почему так произошло. Один из самых сложных, но в то же время весьма распространенных случаев – ограничение активности ребенка в раннем детстве и следующее за ним усиление требовательности со стороны родителей. Т.е. сначала близкие делают все за ребенка, либо жалея его, либо боясь, что он не справится с задачей, а когда он привыкает к такому положению дел, начинают заставлять делать все самостоятельно. В таких случаях лучше постепенно доверять малышу все больше и больше дел, хваля его за каждый, даже незначительный успех и ни в коем случае не упрекая в несамостоятельности.

Другой причиной «лени» может быть медлительность. Некоторые люди предпочитают делать все аккуратно и тщательно, в спокойной обстановке. Ребенок может по пять минут мыть и вытирать каждую тарелку, но это не значит, что он ленится мыть посуду. Ни в коем случае не отбивайте интерес, упрекая ребенка в медлительности. Родительские укоры в таких случаях дают малышу понять, что его не принимают таким, каков он есть на самом деле, не любят, отвергают.

Третьей причиной является отсутствие мотивации. Школьник может лениться делать уроки, поскольку он действительно не понимает, почему должен тратить на это свое время. Скандалы, угрозы и тем более попытки поставить кого-то в пример в таких случаях совершенно неуместны. Ребенок может даже согласиться с тем, что он лентяй, лишь бы от него отстали. Найдите подходящую мотивацию, которая поможет избавиться от лени именно вашему ребенку. Это может быть желание стать умным и популярным среди сверстников, добиться успехов в учебе или спорте, получить возможность заниматься любимым делом и пр.

«Не хочу учиться!» — как мотивировать ребёнка и почему не нужно его заставлять

Что делать, если у вашего ребёнка нет никакого интереса к учёбе? Он вновь и вновь приносит плохие оценки? Как заставить маленького «нехочуху» сесть за учебники, и нужно ли это делать вообще? Рассмотрим мнение психологов по этому поводу и попробуем ответить на этот вопрос.

Нужно ли заставлять ребёнка учиться

Все дети с малолетства усваивают, что школа — это место, где дают знания, где нельзя шуметь и веселиться. Поэтому зачастую ребёнку с первых минут становится скучно, а учёба становится настоящей пыткой.

Что при этом делают родители? Всеми способами пытаются заставить ребёнка учиться из-за своих страхов о его будущем: он не состоится как личность, не найдёт высокооплачиваемую работу и так далее. Эти опасения большей частью неоправданны — вспомните истории о состоявшихся в жизни людях, которые в школе учились совсем не блестяще. И всё-таки детям необходима правильная мотивация, чтобы понять: зачем они учатся. Если этого понимания не будет, никакое давление со стороны родителей не заставит ребёнка тянуться к знаниям.

Почему у детей нет желания учиться

Если родители выяснят причину, по которой ребёнок плохо относится к учёбе — они наполовину решат проблему. Взрослым всегда кажется, что ребёнку в школе должно быть интересно, он узнаёт много нового, общается с одноклассниками. Однако для ребёнка школьный процесс часто выглядит не так занимательно.

Психологи выделяют несколько причин нежелания учиться.

«Зато он с шести в школу пошёл!»

Ребёнка отправили учиться в слишком раннем возрасте. Обычно в первый класс дети идут с охотой, но если ребёнок идёт в школу раньше своих сверстников, ему труднее проявлять усидчивость, внимание.

Дочь моей коллеги, учителя математики, пошла в школу в 6 лет. По словам матери, ей трудно было привыкнуть к учебной системе, а в средней школе начались затруднения с постижением школьной программы. В этой ситуации нежелание ребёнка учиться вполне естественно.

«Хорошо учиться в школе — наша главная задача»

Родительский контроль и сравнение с другими детьми. Если родители не дают ребёнку отдохнуть после школы, заставляя делать уроки, постоянно ведут разговоры об оценках, это начинает угнетать его. Само понятие «заставить» означает проявление насилия, морального или физического. Ребёнок обязательно будет сопротивляться.

Читать еще:  Простудила грудь надо ли кормить грудничка. Симптомы и лечение простуженной груди

Учёба может стать неприятна, если родители постоянно сравнивают успехи своего сына или дочери с успеваемостью одноклассников. Это приводит к заниженной самооценке, злости на родителей, но никак не мотивирует.

Моего племянника в переходном возрасте невозможно было уговорить сесть за уроки. Когда родители становились в авторитарную позицию, он отказывался учиться наотрез.

«Когда ты уже успокоишься?»

Гиперактивность ребёнка. Многим детям трудно сконцентрировать своё внимание на уроках из-за избытка энергии, поэтому интерес к учёбе у них поверхностный. Дети же с выраженным дефицитом внимания и рады бы сосредоточиться, но не могут, в итоге не учатся сами и отвлекают других. Заставлять тут бессмысленно, нужно корректировать состояние ребёнка вместе с неврологом и педиатром.

Гиперактивным детям сложнее сосредоточиться на учебном процессе

Мне, как учителю, часто приходилось встречать таких детей на уроках. Привлечь их внимание к учёбе крайне сложно, так как они постоянно отвлекаются.

«Школьные годы чудесные»

Стрессовые ситуации. Здесь речь идёт о таких обстоятельствах, как развод родителей, смерть кого-нибудь из близких родственников. Ребёнок переживает, замыкается в себе, а учёба отходит на второй план. Иногда стресс создают напряжённые отношения с одноклассниками или с учителями.

Сложные отношения со сверстниками могут отбить желание учиться

В школьные годы у меня почти не было друзей среди одноклассников, не находилось общих интересов. Все воспринимали меня как «ботаника», погружённого в учёбу, и отношение было соответствующим. Посещение школы само по себе превратилось в стресс, поэтому интереса учёба не вызывала.

«Твоя учёба — твоё дело»

Родительское равнодушие. Ситуация обратна предыдущей. Родители заняты личными делами или зарабатыванием денег и мало внимания уделяют ребёнку. С их точки зрения, если ребёнок сыт, одет и обут, не о чём больше беспокоиться. Когда родители никак не реагируют на успехи детей в школе, это снижает их мотивацию к учёбе.

Бо́льшая часть родителей, по моим педагогическим наблюдениям, ведёт себя именно так. Они подменяют заботу о ребёнке внешней обеспеченностью, а потом искренне удивляются: почему он не хочет учиться. Казалось бы, учебный процесс — это норма, а контроль и проверка знаний старшими — лишнее. При встрече с такими родителями мне приходится объяснять им, что нужно уделять время ребёнку, разговаривать с ним, интересоваться его успехами в школе. Иначе школьник думает, что он не нужен родителям, а заброшенная учёба — это повод для привлечения родительского внимания.

Видео: мнение психолога о нежелании детей учиться

Правильная мотивация

Итак, мы пришли к выводу, что от давления и контроля нужно отказаться, принять участие в жизни ребёнка и мотивировать его на учёбу. Рассмотрим ниже возможные способы решения проблемы:

  • Выясните причину, по которой ребёнок не хочет учиться, пересмотрите его учебную нагрузку (загруженность помимо школьных занятий).
  • Помогите в случае непонимания материала.
  • Спокойно реагируйте на плохую отметку и не забудьте похвалить за хорошую (ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с одноклассниками или знакомыми детьми).
  • Не обещайте материальных благ за успехи в учёбе (пользы это не принесёт, только создаст неправильную мотивацию).
  • Сотрудничайте с ребёнком, но дайте ему самостоятельность (вы не должны делать за него домашнее задание, но можете объяснить, как его сделать; подростку нужно помочь с определением будущей профессии, поговорить о предметах, которые будут важны для него).
  • Разговаривайте с ребёнком «по душам», как с другом, и у вас в семье не будет недомолвок по поводу учёбы.

Помогите ребёнку разобраться со сложными заданиями

А вот что предлагает в качестве решения проблемы доктор Комаровский:

Главное не школа, а здоровье. Родители должны сделать всё возможное и невозможное, но обеспечить развитие здоровой личности. Начинать посещение школы лучше с 7- летнего возраста, когда ребёнок физически готов к длительным высиживаниям за партой и не менее длительному процессу выполнения домашних заданий. Когда же ребёнок уже ходит в школу, то зачастую родителей его здоровье интересует меньше успеваемости, это приводит к тому, что некоторые болезни «запускаются» или даже «пропускаются». Причин, по которым дети не хотят делать уроки, с точки зрения педиатрии всего одна — у ребёнка плохое самочувствие. Все остальные относятся к области психологии и развития интеллекта.

Комаровский Е. О.

http://ivona.bigmir.net/deti/vospitanie/464385-Nuzhno-li-zastavljat—rebenka-uchit-sja—sovety-Komarovskogo

Не стоит перегружать ребёнка занятиями из страха, что он познакомится с нехорошей компанией. В школе XXI века занятость ребёнка порой не оставляет ему времени на отдых. Поэтому станьте прежде всего союзником своего ребёнка, чтобы мотивировать его к учёбе, а не заставлять учиться.

Надо ли заставлять себя что-то делать? Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы Комаровского. Почему нужно заставлять себя бороться с ленью

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Ведмеш Н.А к записи Эвтаназия
    • Нинель Павловна к записи Эвтаназия
    • Эльвира к записи Панические атаки
    • валерия к записи Как ласково называть девушку
    • Сергей к записи Что делать если муж изменяет
  • Пройдите наш опрос

    Как заставить себя учиться

    Приемов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюбленностью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.

    Читать еще:  Миссия ателье по пошиву одежды. Необходимость бизнес-плана швейной мастерской. Какое оборудование выбрать для работы ателье

    Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.

    Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную мотивацию и искать причины в окружающем пространстве.

    Советы психолога

    Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.

    Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.

    Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.

    Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.

    Правильная постановка цели

    Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.

    Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.

    Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.

    Нахождение мотивации

    Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.

    Разберитесь для себя, что важнее в учебе – процесс или результат. В случае важности результата, будет актуально искать учебные пособия, где есть вся программа в сжатом виде, договариваться с преподавателями, искать обходные пути. Найти кайф, и суметь обойти систему, пока все остальные зубрят ненужную информации. Если же главным для личности является сам процесс обучения, то стоит заботиться о его психологической стороне – искать информацию в различных источниках, а не только слушать преподавателя, готовить самостоятельно доклады и участвовать в конференциях, приносить новые темы для обсуждения. Личная активность и понимание направления своего индивидуального движения мотивирует на дополнительные достижения.

    Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.

    Обустройство рабочего места

    Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.

    Читать еще:  Как отвадить мужа от свекрови: советы психолога. Свекровь настраивает мужа против меня: что делать? Атака, контратака, мир: если свекровь лезет в семью

    Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.

    Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.

    Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.

    Управление временем

    В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).

    Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.

    График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.

    Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.

    Развитие силы воли

    Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.

    Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и развитие силы воли, и экономию времени для учебы.

    В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.

    Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни. Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.

    Поощрение себя за успехи

    Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.

    Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.

    В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.

    Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.

    Источники:

    http://www.kakprosto.ru/kak-248328-kak-priuchit-rebenka-ne-lenitsya
    http://babyzzz.ru/parents/kids/28937.html
    http://psihomed.com/kak-zastavit-sebya-uchitsya/

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: