“Наказание в семье”. Семейный час с прот. Александром Никольским и психологом, педагогом Татьяной Воробьевой (25.02.2017). Татьяна Воробьева, православный психолог и педагог: факты из биографии, основные принципы воспитания детей

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка
методическая разработка на тему

Методические рекомендации для педагогов.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» города Белово комбинированного вида»

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка

I квалификационной категории

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. На современном этапе развития педагогической науки идет поиск новых направлений в работе по нравственному воспитанию дошкольников, т.к. нравственные качества личности, прежде всего, влияют на самоопределении человека в мире.

Взаимодействие, работа с семьей является одним из важных направлений работы дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание дошкольника. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Процесс нравственного развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, прежде всего родителями.

Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, ее роли в формировании нравственных качеств ребенка, сегодня, особенно актуальна. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка, состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем, никакой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Значит, семье требуется квалифицированная помощь со стороны педагогов.

Основные направления работы с семьей по нравственному воспитанию дошкольников

Нравственность – это система ценностей личности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Однако детей дошкольного возраста нельзя убеждать поступать, так или иначе, в соответствии с нравственными нормами. Ребенок должен понять, прочувствовать необходимость нравственного поступка, а это возможно только в результате подражания действиям близкого взрослого, прежде всего в семье.

Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Семья – это динамическая, интерактивная система, состоящая из родителей и детей, которые влияют друг на друга в процессе общения. В семейной группе устанавливаются определенные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, которые оказывают существенное влияние на ее микроклимат, эмоциональное самочувствие каждого члена семьи и устоявшуюся систему воспитания ребенка в семье.

Семья – это важнейший институт общения для человека, в процессе которого происходит взаимовлияние членов семьи друг на друга, а также усвоения нравственных норм ребенком.

Составляя программу работы с родителями, я исходила из того, что сущность нравственного воспитания в семье – воспитание в каждом ребенке личности, которой свойственны нравственные черты: бескорыстие, сочувствие, доброта, терпимость, уважение, честность, самоконтроль и другие.

Основной целью работы с родителями является:

– утверждение собственно семейных ценностей таких, как: уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка,

– утверждение общечеловеческих ценностей, в числе которых – здоровье, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие и творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода, трансляция через семью культурных традиций своего народа.

Работая с родителями, я придерживаюсь следующих принципов: социальной активности и ответственности семьи, сотрудничества и партнерства, открытости, доверия, приоритетности интересов ребенка, сохранение и укрепление духовных и культурных ценностей семей воспитанников.

Эффективность работы с родителями обеспечивается так же опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, массовый характер, диагностика (изучение потребностей и интересов родителей в психолого-педагогических знаниях), выбор оптимальных форм и средств и методов взаимодействия.

Основные направления работы с родителями.

– Использование оптимальных форм и методов в индивидуальной, групповой работе с родителями.

– Организация психолого-педагогического просвещения.

– Создание системы массовых мероприятий с родителями.

– Вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и воспитанниками творческую, трудовую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность

– Выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания

– Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.

Формы работы с родителями.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями, собрание проводится 1 раз в 2-3 месяца, исключение составляют летний период.

Тематика проведенных в 2009-2010 году собраний:

– «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

– «Поощрение и наказание в семье»

– «В каждом доме свои традиции».

Консультации для родителей – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании. Консультации проводят как педагоги ДОУ, так и приглашенные специалисты (психологи, медики, социальный педагог). Тематика может определяется с помощью анкет для родителей (Приложение 1).

Читать еще:  Статусы про весну красивые веселые. Прикольные статусы о весне

В 200-9-2010году были проведены следующие консультации:

– «Воспитание ненасилием в семье».

– «Если ребенок «завис»»

(Примеры представлены в Приложении 2).

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родителей и педагогов. На конференции заслушиваются как педагоги, так и родители, это своего рода обмен мнениями на воспитание ребенка, направленный на построение общей концепции воспитания. Конференция требует большой подготовки как со стороны педагогического, так и со стороны родительского коллектива. Так, в текущем году была проведена конференция: «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

Презентация позитивного опыта семейного воспитания, вызывает живой интерес у родителей, способствует использованию воспитательного потенциала благополучных семей. Для участия в презентации приглашаются 3-4 семьи, которые делятся своим воспитательным опытом. Форма презентации определяется родителями. В текущем году была организована презентация: «Обычаи, традиции, праздники нашей семьи»

Вечера вопросов и ответов . Проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними, проводится в форме бесед и индивидуальных консультаций. Для ответа на вопросы приглашаются специалисты.

Для организации совместной деятельности родителей и детей проводятся:

Дни открытых дверей

Выставки «Мир наших увлечений»

Творческие мероприятия «День семьи», «Праздник мам и бабушек».

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

– консультации для родителей;

– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

– распределение ролей взрослых;

– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

– составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

– индивидуальные встречи и консультации;

– изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Не забываем мы и об использовании индивидуальных форм работы с родителями. Ежедневные беседы с родителями при приеме и уходе детей домой, консультации носят личностный, индивидуальный характер. Анкетирование родителей (приложение 3) помогает выявить наибольшие проблемы в воспитании в конкретной семье и дать необходимые рекомендации. Многое зависит от воспитателя, его педагогических знаний и умений налаживать контакт с родителями, заинтересовать в предстоящем событии, подчеркивать особенность и исключительность каждого ребенка; от его умений создать ситуацию активного взаимодействия, побуждать родителей к самостоятельному проявлению инициативы, творчества в процессе сотрудничества ДОУ и семьи.

Проводимая работа с родителями дает определенные результаты в повышении их педагогической культуры. Родители стали более активными во взаимодействии с педагогами детского сада и изменилась их педагогическая позиция к воспитанию детей,

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешен тогда, когда они станут союзниками. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентиров.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что в нашем ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Методика изучения и воспитательные возможности семьи

Именно в семье, основной социальной ячейке общества, происходит физический и, что немаловажно, духовный рост подрастающего поколения. В связи с этим изучение семьи как основного института общественной жизни проводится многими научными направлениями, в том числе педагогикой.

Основы изучения семьи

Специфика изучения семьи специалистами от педагогики определяется особенным взглядом на эту социальную ячейку. Прежде всего семья интересует педагогов как субъект воспитательной работы, так как здесь происходит формирование личности человека. Воспитательный потенциал семьи может быть с успехом использован в образовательных потребностях.

Учебно-воспитательный процесс идет гораздо успешнее в том случае, если школа активно взаимодействует с семьей.

Педагоги собирают сведения о семье в целях:

  • выработки индивидуальной стратегии взаимодействия учителя с родителями;
  • понимания первопричин поведения школьника, в том числе и девиантного;
  • познакомиться ближе с представителями одной семьи, их миовоззрением, обычаями и традициями;
  • оценить стиль взаимоотношений детей с родителями и узнать ценностные ориентиры представителей семьи.
Читать еще:  Вязание грелки на чайник спицами. Вязаная грелка на чайник «Свинка

Все это помогает педагогу или воспитателю сделать общение с подопечными более доверительным.

В школьном и дошкольном учреждениях в обязательном порядке должна быть следующая информация о членах семьи ребенка:

  • общие сведения о родителях или опекунах;
  • материальный достаток;
  • жилищные условия;
  • уровень образования членов семьи и педагогической культуры в целом;
  • ожидания родителей по отношению к школе;
  • значимость семьи для ребенка, авторитет родителей;
  • влияние воспитания на ребенка, степень значимости воспитательного влияния родителей для общей успеваемости и взаимодействия ребенка в детском коллективе;
  • воспитательные возможности семьи.

От того, удастся ли педагогу наладить доверительное общение с родителями, зависит многое. Для того, чтобы облегчить задачу учителю или воспитателю, мы рекомендуем:

  • относиться к мамам и папам своих подопечных с глубоким и искренним уважением;
  • не стоит строить общение с родителями в ущерб ребенку, семья будет защищать своего члена, что в дальнейшем может обернуться непониманием и конфликтами;
  • изучение материальных и жилищных условий семьи необходимо проводить максимально тактично;
  • изучение традиций и взглядов семьи необходимо делать объективно и беспристрастно;
  • выявив воспитательные противоречия, необходимо планомерно проводить разъяснительную и просветительскую работу.

Цели педагогов и родителей схожи. Каждый хочет видеть своего ребенка или подопечного воспитанным и одаренным. Каждый желает своим детям успешного будущего, что во многом определяется качеством образования. На этой почве наладить сотрудничество с родителями не представляет труда.

Активное взаимодействие семьи и учебного заведения позволяют создать благоприятную среду для воспитания и развития ребенка. Усилия учителя и родителей облегчают социализацию детей, способствуют развитию нравственных и умственных качеств учащихся, оказывают значительное влияние на физическое здоровье и эстетическое восприятие мира.

Методы изучения семьи

Существует несколько основных методов психолого-педагогической диагностики, которые педагог может применить для изучения семьи:

  • анкетирование;
  • диалог;
  • проведение тестов;
  • взаимодействие в форме деловой игры или тренинга.

Свои особенности имеют методы изучения семьи в ДОУ. Здесь на первый план выходит анализ рисунков и речевого общения ребенка со сверстниками и старшими.

Выбрать подходящую методику взаимодействия и изучения несложно, если следовать определенным правилам.

Принципы отбора диагностических методик для изучения семьи

На начальных этапах лучше обратиться к сбору сведений посредством анкетирования. Родители могут заполнить анкеты в спокойной обстановке и при наличии достаточного количества времени. Можно использовать:

  • анкету «Знакомство с родителями», в которой собраны вопросы, позволяющие получить основные сведения о родителям или опекунах, которые непосредственно занимаются воспитанием детей дома;
  • анкету «Ваш ребенок», ответы на вопросы которой дадут представление классному руководителю о том, насколько хорошо родители знают своих детей, понимают и принимают их.

Когда общение более-менее налажено, можно использовать методику «Тип семьи» или попросить родителей написать сочинение-рассуждение на определенные, значимые для диагностики семьи темы.

Давать такие задания можно после того, как родители начнут выказывать готовность активно взаимодействовать с классным руководителем и делать жизнь детей в учебном учреждении и дома более комфортной. Только на этом этапе можно ожидать искренности в ответах и высказывании собственных суждений.

Таблица словесных проявлений

Выбрать тему сочинения-рассуждения нетрудно, исходя из реальной ситуации в родительском коллективе. Проще всего выполнить такое задание как заполнение таблицы словесных проявлений по отношению к ребенку. На него не требуется много времени, а в результате можно достаточно объективно оценить психологическую атмосферу в семье, восприятие родителями своего ребенка, его роли вреди взрослых, чувства взрослых членов семьи к своим детям.

Наказание в семье

Проведение анкетирования на тему наказания в семье также позволяет получить достаточно объемный пласт информации о характере взаимоотношений внутри семьи. Формы наказаний, которые применяются к ребенку, накладывают отпечаток на формирование личности и особенностей поведения. Так, например, попустительство со стороны родителей может привести к развитию вседозволенности во взрослой жизни.

Исследуя тему наказаний, следует понимать, что попытки получить информацию должны быть максимально корректными. Не всегда можно получить объективную или правдивую информацию от родителей.

Список индивидуальных особенностей

Универсальная методика, которая может с успехом применяться как в начальной школе, так и в старших классах. Целесообразно использовать ее в школах любого профиля. Список индивидуальных особенностей можно составлять несколько раз с интервалом в несколько месяцев для оценки динамики развития отношений между родителями и детьми.

Составить список могут как родители, так и сами дети. Такая работа побуждает к самоанализу, стимулирует развитие ребенка.

Непосредственное наблюдение

Активное взаимодействие педагога и его подопечных позволяет наблюдать за отношениями в семьях учащихся что называется в режиме реального времени. Получать необходимую информацию помогают:

  • посещения ребенка педагогом на дому;
  • общение с родителями;
  • сведения, полученные от третьих лиц.

Как видите, методов изучения семьи в распоряжении классного руководителя более чем достаточно. Активное взаимодействие семьи и школы способно стимулировать интерес у родителей к воспитанию детей в тесном взаимодействии с учебным заведением.

Использование полученных данных

Полученный материал требует обработки и применения на практике. Собранные данные можно использовать для:

  • нахождения индивидуального подхода к учащемуся;
  • оценки динамики личностного роста, достижений учащегося или наоборот отклонений в его поведении и успеваемости;
  • оценки вклада родителей в воспитательный и образовательный процесс.

Кроме того, в результате взаимодействия учитель может выяснить, кто из родителей выказывает большую заинтересованность и может оказать влияние на успеваемость и поведение ребенка с тем, чтобы в дальнейшем сотрудничать именно с ним.

Программа работы с родителями в школе

В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.

Организация работы с родителями

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Читать еще:  Как понять пословицу нашла коса на камень. Что имеют в виду, когда говорят, что нашла коса на камень

Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.
6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).
8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

  1. Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
  2. Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
  3. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
  5. Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
  6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Приоритетные направления работы:

  1. Диагностика семей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  5. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
  6. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
  7. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
  1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  2. Родительское собрание, беседы.
  3. Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.
  4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.
  5. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  6. Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседанияродительских комитетов.
  7. Совет школы, классные советы, классные родительские комитеты.

Участники программы:

Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.

Практическая часть

  1. Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная внутренний мир своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/18/rol-semi-v-nravstvennom-vospitanii-rebenka
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metodika-izuchenija-semi/
http://shkola5sosva.ru/programma-raboty-s-roditelyami-v-shkole.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: