“Наказание в семье”. Семейный час с прот. Александром Никольским и психологом, педагогом Татьяной Воробьевой (25.02.2017). Увидеть человека рядом: о семье беседуют психолог Татьяна Воробьева и прот. Димитрий Смирнов

Сайт для воспитателей детских садов

Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё – и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому – что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • Родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу.

На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.

В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)

Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей – совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальныеформы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

– проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

– проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

– проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

– внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

– воспитание ребенка в неполной семье;

– нарушения речи у ребенка;

– консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.
Читать еще:  Детская артериальная гипертензия:признаки и лечение. Детская гипертония

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

– «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

– «Причины детской агрессии»;

– «Поиграем вместе с детьми»;

– «Игры и упражнения для развития памяти»;

– «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. Это гордость нашего ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 5 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, логопеды, педагог-психолог. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов), врачи (невролог, педиатр).

Вот некоторые темы наших гостиных:

  • «Помочь учиться»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Воскресные школы»
  • «Адаптация без слёз»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются Пригласительные, сделанные руками детей.
  • Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются Памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик педагога-психолога);
  • выступление по теме (учителя, медицинские работники, педагог-психолог);
  • диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.

Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. По нашим исследованиям, несмотря на то, что работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, в среднем лишь 42% родителей проявляли заинтересованность в жизни детского сада. Сейчас, после введения в практику проведения Родительских гостиных, заметно увеличилось (до 80%) число родителей регулярно посещающих родительские собрания, Родительские гостиные. Анализируя обратную связь (письменный опрос), можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:

1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.

2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).

3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

К работе прилагается презентация .

Родительское собрание на тему “Поощрение и наказание в семье”

Родительское собрание было проведено в форме обмена мнениями.

– Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.

– Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребёнка, чем его наказать; что наказание и поощрение не должны идти во вред ребёнку.

– Развивать педагогическое мышление и такт родителей; умение прислушиваться к мнению своих детей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему “Поощрение и наказание в семье”»

Тематическое родительское собрание:

«Поощрение и наказание в семье».

Учитель начальных классов:

Казмина Елена Ивановна

– Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.

– Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребёнка, чем его наказать; что наказание и поощрение не должны идти во вред ребёнку.

– Развивать педагогическое мышление и такт родителей; умение прислушиваться к мнению своих детей.

Провести анкетирование учащихся и их родителей; обработать итоги.

Составить «Памятку строгим родителям», напечатать для всех родителей.

Подготовить с учащимися инсценировку стихотворения О. В Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».

Всё начинается с семьи.

Призывный крик ребёнка в колыбели,

И мудрой старости докучливые стрелы-

Всё начинается с семьи.

Умение прощать любить и ненавидеть,

Умение страдать и сложность жизни видеть.

Всё начинается с семьи.

Опять вставать, идти и ошибаться,

И так всю жизнь и только не сдаваться.

Все начинается с семьи.

Учитель: Добрый вечер дорогие родители. Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на собрание.

Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается», – записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» всё ещё сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.

Вопрос о поощрениях и наказаниях ребёнка, представляется крайне важным, их можно рассматривать как контролирующую фразу в воспитательной стратегии семьи.

Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или ещё кто-то – попытается ударить вашего ребёнка или как-то обидеть его.

При этом многие родители способны поднять руку на своих детей.

В своих анкетах некоторые дети указывают, что их бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, что будто без ремня ничего хорошего из ребёнка выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют своих детей.

Многих из них в детстве били (25% родителей ответили положительно). Они рассуждают: « Нельзя спускать, разбалуется , совсем от рук отобьётся».

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать». Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

А ещё бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных.

Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть своё чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощён.

Читать еще:  Трикотажные платья – с чем носить и как создавать стильные образы

Но дело не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают чаще всего из небитых детей. Понимаю, что рискованное утверждение. И всё-таки лишь человек, который не ждёт удара, может быть смел не только с подчинёнными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый ребёнок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьёт. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное.

Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх.

Проведённые специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребёнка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребёнок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребёнка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму».

Многие родители не наказывают детей физически, но почему-то забывают, что грубое слово может ранить душу ребёнка намного больше, чем ремень. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях. Это обстоятельство волнует не только нас, педагогов, но и врачей-психиатров. Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?

Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму.

Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношение взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованием старших, а значит, и новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей и взрослых, омрачают жизнь и тех и других.

Но что же делать?

Вот такие советы, мне кажется, будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.

Во-первых, попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу после поступка. У ребёнка будет возможность задуматься над своим поведением. У родителей пройдёт вспышка гнева, и разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий характер.

Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу и у порога.

В-третьих, замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.

В-четвёртых, никогда не давайте характеристику ребёнку, лучше дайте оценку его поступку. Вместо того, чтобы сказать : «ты плохой», лучше произнести: «ты поступил плохо».

И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта.

А теперь давайте послушаем, что говорят об этом на «лесной поляне»

Стихотворение О. В. Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».

Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:

На поляне ровно в 8 собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.

Ты не ведаешь, кума , чем встревожена сова?

Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого

Ой не говори Енот, он и дома сущий чёрт.

Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.

А скажи-ка мне, Медведь , твой сынок ведь любит петь?

-Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным» пеньем?

Не могу сказать соседка, я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос.

Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек папы?

Зашумела тут толпа:

– Что за глупости сова?

Я Лисёнка лишь вчера дома за уши драла.

Про Медведей говорят, он на ухо глуховат

Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.

Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,

Важно с пафосом изрёк:

Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону,

По дороге каждый день им внушаю строго:

Не ходите «на ушах» не грызите двери.

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.

Протрещала тут сорока.

Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день

Коль трещат они помногу-

Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова донести до них слова:

Сова: Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности – папы,

Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас учителей, ждут таких же вот вещей.

Как не бить!- сказал Енот.

Да, да, да!- тут вторил Крот.

Ну, а мне,- всплакнула Белка,-

Делать что с моей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведёт себе глаза

И порхает по поляне, где танцует до утра.

Тут родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти прекратить их голоса.

Сова: Нерешённая проблема о битье и не битье

Стать, должна, несовременной

Если мир царит в семье.

Получается, что детей наказывать нельзя. Или всё таки можно, а иногда даже и нужно?

1 Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел и мальчик выбросил осколки. Вечером мама обнаружила пропажу.

2 Ваш ребёнок пригласил в ваше отсутствие друзей. Играли они очень шумно и навели беспорядок. Вечером дети ушли домой, а ваш ребёнок не успел убрать в квартире до вашего прихода.

3 Два брата постоянно ссорятся между собой. Очередная разборка опять окончилась дракой. Вам это уже надоело, надо что-то делать.

4 Дочь постоянно приносит из школы плохие отметки и замечания. Как быть?

Родители делают выводы, как и за что можно наказывать детей.

-Подбирать наказания в соответствии с поведением ребёнка.

-Быть последовательными в своих наказаниях.

-Нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом.

-За один проступок достаточно одного наказания.

-Перед вынесением «приговора» не забывать о сроке давности. Запоздалое наказание возвращает ребёнка к прежним ошибкам, тем самым не позволяя ему стать лучше.

-Если ребёнок кроме своего проступка сделал что-то хорошее, то лучше отменить наказание.

-Нельзя наказывать за незнания и неумения, надо ребёнку помочь.

-Прежде чем наказать ребёнка за плохую отметку, надо разобраться за что он её получил, скорее всего, ребёнку нужна ваша помощь, а не наказание.

-Никогда не наказываете ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение.

– Нельзя наказывать и ругать ребёнка:

Читать еще:  Взрослый сын ничего не делает. О материнской привязанности. Татьяна Бедник, возрастной психолог, психотерапевт

когда он болен, плохо себя чувствует или ещё не набрался сил после перенесённой болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакция непредсказуемы;

-Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

– Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

-Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.

Очень часто родители забывают о том, что ребёнка надо ещё и поощрять. Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребёнке уверенность в себе, помогает проявляться всему самому лучшему, что только есть в нём!

Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепляет в их сознании представление о правильном действии.

Старайтесь похвалить ребёнка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно. Помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребёнка уверенности в себе.

Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс. Не даром русская пословица гласит «Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова».

Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребёнка лучше вас. Но помните:

Поощрения и наказания не должны идти во вред ребёнку.

Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

А теперь давайте проведем тест “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Программа воспитателя “Будущее начинается сейчас” 6-9 класс

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Программа воспитательной деятельности

для 6 – 9 класса

«Будущее начинается сейчас»

Воспитатель: Ефимова Ольга Дмитриевна

Современная ситуация характеризуется множеством изменений в сфере образования: меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности педагога.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса требует особого отношения к роли педагога в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности педагога вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия педагога и воспитанников, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый педагог формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности.

Средний школьный возраст (12 – 16 лет) – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Работа педагога должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, педагог обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации. Всё это осуществляется вместе с семьями детей и учителями, работающими в классе.

В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2019-2023г. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.

Цель и задачи программы воспитания

Приоритетом программы воспитания «Будущее начинается сейчас» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией .

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

развивать индивидуальные творческие способности воспитанников

формировать гражданско-патриотические качества личности

воспитывать желание и стремление воспитанников к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию

формировать культуру здоровья

воспитывать позитивное отношение к себе, развивать «Я-концепцию», нравственные качества личности

воспитывать чувство уважения к родителям, семье

воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству

воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности

формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых воспитанникам в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.

воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей

посещение театров и музеев, выставок

воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Источники:

http://dohcolonoc.ru/rabota-s-roditelyami/5801-formy-i-metody-raboty-pedagoga-psikhologa.html
http://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-pooshchrieniie-1.html
http://infourok.ru/programma-vospitatelya-buduschee-nachinaetsya-seychas-klass-3878488.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: