Нарушения поведения у детей. Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков. Инфантильность в поведении

Профилактика и предупреждение девиантного поведения. Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения.

Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками

Девиантное поведение — это поведение , отклоняющееся от общепринятых ,

социально одобряемых , наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе .

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:

– преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

– пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

– самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков , пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), а грессия у подростков , низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

Для диагностики девиантного поведения используют психологические тесты, личностные методики – опросник Айзенка, опросник Баса–Дарки, методики определения уровня тревожности и др.

Профилактика девиантного поведения.

Задачи профилактики девиантного поведения:
1) формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
2) формирование ценности здорового образа жизни;
3) развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;
4) повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;
5) включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;
6) развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, продуктивных стратегий совладания со стрессом;
7) своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:
• детско-подростковые коллективы;
• педагоги и специалисты образовательных учреждений;
• педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);
• волонтеры из числа подростков и молодых людей;
• социальные работники;
• организаторы молодежных объединений;
• чиновники и законодатели

К методам профилактики девиантного поведения относят:

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников.

Предварительный просмотр:

Бекетова Е.С., социальный педагог

МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В последние годы в России среди подростков значительно увеличились преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, антисоциальное поведение. Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

В условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, падение уровня жизни многих людей, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, сложная криминальная обстановка, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности.

Читать еще:  Даже семья с ребенком 4. Три правила тайм-менеджмента мамы четверых детей? Время для себя, то есть личная свобода

Отношения педагогов с трудными подростками нередко сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Имеют место факты самовольного прекращения подростками посещения школы, исключения их за грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения, совершение противоправных действий и пр. Вступая в самостоятельные трудовые и другие отношения при слабой, незавершенной общеобразовательной подготовке, подростки могут сталкиваться с непреодолимыми трудностями, порождающими все новые и новые проблемы. В качестве закономерного результата такого развития событий налицо интенсивный рост числа педагогически запущенных учащихся. Дети все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

Понятие «девиантное поведение» довольно широко используется в социологической, криминологической, психологической и педагогической литературе наравне с целым рядом аналогов: поведение «отклоняющееся», «паталогическое», «асоциальное», «деликвентное» и пр. При этом одни ученые считают приведенные термины синонимичными, другие вкладывают в них различный смысл. Данное обстоятельство требует уточнения терминологии и содержания вышеупомянутых понятий. На основе анализа существующих концепций феномен девиантного поведения понимается нами как система поступков или отдельные поступки психически здорового индивида, не соответствующие или противоречащие нормам и правилам, существующим в данном социуме на определенном этапе его развития.
Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций — ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение взаимосвязи девиантного поведения и условий обучения подростка в современной общеобразовательной школе актуальной и значимой проблемой.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно- обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение по своей природе — сложное социальное и психологическое явление. Соответственно меры по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних должны быть экономическими, идеологическими, социальными, психологическими и педагогическими, осуществляться государством и обществом в целом, решаться как комплекс воспитателных задач, учитывающих психологические механизмы его зарождения, проявления и коррекции. Среди социальных институтов, занимающихся коррекцией девиантного поведения детей и подростков, ведущее место занимает общеобразовательная школа.

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников. Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, социологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающие цинизм, жестокость, агрессивность, которые начинаются с недисциплинированного поведения вчера, казалось бы, еще послушного школьника.

В профилактической работе важное значение имеет выявление , исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних? Профилактика, изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания, изучение и коррекция нарушения материнско – детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений .

Наблюдения показывают, что использование различных форм исследования профилактики девиантного поведения детей и подростков в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Значительное место в работе нашей школы занимает воспитательная и профилактическая деятельность с детьми и подростками. Основная нагрузка по работе с «трудными» детьми и подростками, а также неблагополучными семьями возложена на «Совет профилактики».

Задачами его являются:

Читать еще:  Занятие с ребенком 2 лет семья. О вреде родительской уступчивости. Приучение малыша к самостоятельности

1.разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди учащихся школы.

2.разъяснение существующего законодательства РФ, прав и обязанностей родителей.

3.проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения.

4.проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

5.организация работы с социально опасными, неблагополучными семьями, защита прав детей из данной категории семей.

6.защита прав и представление интересов ребёнка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной Конвенции ООН по правам ребенка).

Целью всей работы является профилактика девиантного поведения школьников: прогулы занятий по неуважительным причинам, невыполнение домашнего задания, а также осуществление контроля над внеурочной деятельностью подростков, вовлечение их в группы, кружки, в проектную деятельность и внеклассную работу школы.

В рамках достижения поставленной цели школьным «Советом профилактики» проводятся заседания, где решаются вопросы по проблемным ситуациям (пропуски по неуважительным причинам, недобросовестное отношение к выполнению домашнего задания, поведение на уроках и переменах и т.д.). На «Совет» приглашаются также классные руководители, инспектор ОДН .

В каждом классе заведены социальные карты учащихся.

В начале года проводится работа по сбору информации о неблагоприятных семьях.

С данными учащимися ведется индивидуальная воспитательно-профилактическая работа:

– индивидуальные консультации с социальным педагогом, школьным

– осуществляется контроль за успеваемостью и посещаемостью

учащихся, стоящих на внутришкольном учёте (посещение уроков с целью

наблюдения за учебной активностью, поведением);

– консультации для учителей и самих подростков;

– беседы с родителями учащихся.

Классными руководителями заполняются индивидуальные карты, в которые вносится информация об интересах учащихся, отношении к учебе, взаимоотношениях с родителями, о занятости в свободное время. С этими учащимися также дополнительно занимаются учителя-предметники.

C учащимися, стоящими на внутришкольном учете, проводится диагностика уровня воспитанности, в которой классные руководители и социальный педагог оценивают уровень любознательности, гуманности, трудолюбия, целеустремленности.

Все учащиеся, стоящие на учёте, вовлечены в различные кружки и секции школы.

В целях профилактики вредных привычек показываются документальные видеофильмы о последствиях наркомании.

Классные руководители проводят классные часы, посвященные насущной проблеме профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма и других вредных привычек среди подростков. В доступной и увлекательной форме учат старшеклассников вести здоровый образ жизни, подкрепляя уроки примерами из исторических и современных нормативно-правовых документов.

Ведётся в школе и профилактика компьютерной зависимости, так как излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Проводится анкетирование «Компьютерная зависимость».

Семейное неблагополучие – комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

  1. деструктивная семья – автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
  2. неполная семья;
  3. ригидная, псевдосолидарная семья – безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
  4. распавшаяся семья – один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи психолога в данной ситуации – обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Ведется работа только с теми методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведетcя до окончания ребенка школы.

Читать еще:  С каким цветом сочетается золотой цвет? Золотой цвет, его сочетание в одежде. Фото

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы – совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма

Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.

Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром.

Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения

Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.

Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков. Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения. Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

  • Профилактика сексуальных отклонений;
  • Профилактика психологических зависимостей;
  • Формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе.

3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждой школе практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста, который более подробно и четко объясняет все недостатки и негативные последствия, которые влечет за собой девиантное поведение. Данный метод объясняет о законных и дозволенных путях решения собственных проблем.

Девиантное поведение делится на несколько видов, прямо пропорционально зависящих от уровня вреда, который наносится обществу:

  • Нарушение моральных и правовых норм социума, а именно: воровство, хулиганство, изнасилование, убийство является противоправным видом;
  • Наркомания, алкоголизм наносят вред близким людям и знакомым (соседи, друзья, семья) и относится к асоциальному виду;
  • Мазохизм и все что способно наносить вред только подростку носит название деструктивного варианта поведения.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

  1. Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.
  4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением. Заключенные, умирающие от незаживающих и зараженных ран наркоманы, болеющие раком легких куряги, грязные ночующие на улице алкоголики и все то, что способно вызвать отвращения от курения, наркотиков и алкоголизма.

Источники:

http://infourok.ru/profilaktika-i-preduprezhdenie-deviantnogo-povedeniya-rekomendacii-pedagogam-po-rabote-s-deviantnimi-podrostkami-1439712.html
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/04/11/formy-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-detey-i
http://psychologyc.ru/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: