Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Взаимодействие доу с семьей

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Ольга Черенкова
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Понятие “нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ“.

В настоящее время в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. Цель его – свободное развитие личности. В основу новой концепции семьи и дошкольного учреждения заложена идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольные образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Более того, в обязательную часть общеобразовательной программы каждого детского сада должно быть включено взаимодействие с семьями детей.

Таким образом, признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, и потому меняются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия. Уникальность этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие“.

Достоинства новой философии взаимодействия педагогов с родителями не подвергаются сомнениям. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей это установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду. Важно помочь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Воспитатель, поддерживающий контакт с семьей, знает привычки и особенности каждого своего воспитанника и может учитывать их в работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Но как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме воспитания и обучения детей можно и нужно использовать нетрадиционные формы общения с родителями, задача которых обогатить их педагогическими знаниями.

В настоящее время такие формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они построены в виде игр, по типу телевизионных передач и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

2. Охарактеризовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.

К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ относятся – досуговые; познавательные; наглядно-информационные и информационно-аналитические.

Информационно-аналитические формы взаимодействия ориентированы на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины.

Досуговые формы взаимодействия – для установления теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Формы проведения общения: совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.

Познавательные формы взаимодействия направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это – семинары-практикумы и педагогический брифинг, педагогическая гостиная и устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, в виде популярных телепередач “Это мой ребенок”, “Что? Где? Когда?” и др.

Наглядно-информационные подразделяются на информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую формы.

Цель их донести до родителей информацию по ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, спецификой его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, а также на обогащение знаний родителей о своеобразиях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Формы проведения – информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, организация мини-библиотек. Здесь хорошо помогут информационные стенды, папки-передвижки, минигазеты, библиотеки по основным проблемам семейной педагогики.

3. Охарактеризовать досуговые формы работы с родителями.

Досуговое направление в работе с родителями это самое интересное, востребованное, полезное, но несколько затруднительное в плане организации. Плюсы в том, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, осознать трудности

во взаимоотношениях; понаблюдать за другими родителями. При досуговой форме организации общения создается уютная неформальная атмосфера между педагогами и родителями, и на основе этого отношения между родителями и детьми становятся более доверительными.

Во многих семьях дети предоставлены сами себе, поэтому возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует тому, чтобы родители пересмотрели свои методы и приемы воспитания, позволяет родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в других семьях.

Хорошо когда родители активно принимают участие в соревнованиях, развлечениях, утренниках. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Причем особо значимо то, что некоторые номера родители готовят вместе с детьми. Дети и родители наблюдают друг за другом, гордятся и сопереживают. Такие совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, улучшаются отношения в семье.

Воспитатель должен творчески подойти к организации работы с родителями. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Благодаря позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Чтобы определить эффект от усилий, потраченных на взаимодействие с родителями, можно задействовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, а также книги отзывов. Желательно сразу после проведения того или иного мероприятия. Также важен самоанализ педагога.

К досуговым формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся праздники, утренники, различные концерты и спортивные соревнования. Это и традиционные совместные праздники и досуги, такие как “Встреча Нового года”, “Рождественские забавы”, “Масленица”, “Праздник мам”, “Папа, мама, я — дружная семья“, “Праздник урожая” и др. Они создают атмосферу единства и дружбы в группе.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии тоже укрепляют детско-родительские отношения. Как результат в детях воспитывается трудолюбие, внимание к близким, уважение к труду. А это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Проектная деятельность очень эффективная форма взаимодействия с родителями. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. А темы проектов рождаются из интересов детей. Так можно разработать и реализовать детско-родительские проекты, целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

Но нужно осознавать, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов сразу возникает крайне редко. Это длительный процесс, со множеством внезапных непредвиденных ситуаций, это долгий и кропотливый труд и педагогов, и родителей. Главное не останавливаться на этом пути, а продолжать находить новые грани сотрудничества.

4. Этапы проведения “педагогической лаборатории” с родителями.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все чаще пользуются успехом новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.

Например, “Педагогическая лаборатория” В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др. В конце года “педагогическая лаборатория” подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.

Читать еще:  Стоит ли выходить замуж: советы и мысли по этому поводу. Стоит ли выходить замуж, если есть сомнения

1. Предварительная работа.

Определение темы, целей собрания, изучение литературы. За неделю до собрания проводится анкетирование. Приглашение родителей может происходить с помощью пригласительных билетов, выпуска газеты к собранию.

2. Проведение собрания.

I. Вводная часть – организация родителей, создание атмосферы доброжелательности и доверия, концентрация их внимание, мотивация на совместное решение проблем. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знакомы между собой. И это очень мешает общению.

Здесь поможет упражнение – приветствие “Связующая нить”. Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники —единое целое. Вывод: закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.

II. Основная часть – можно разделить на несколько этапов:

1. Дискуссия. Важно не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций. Здесь главное – вовлечь родителей, но необязательно, чтобы в дискуссии приняли участие все родители. Использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий, игр, прогулок и т. д. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

2. Обмен опытом. Во время обсуждения темы родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

3. Деловая игра “О чём бы вы поговорили?”Решение различных ситуаций.

4. Окно – очень короткие новости. Включить ответы специалистов на вопросы родителей.

5. Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. Это лишь немногое, чем можно наполнить основную часть.

III. В третьей части родительского собрания –”разное”– обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Подведение итогов собрания – рефлексия, обмен мнениями.

Например, “Чудесная сумка”. Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.

В конце собрания можно напомнить: “У Вас есть ребенок, и Вы его очень любите! Поспешите домой, обнимите крепко и в стомиллионный раз скажите ему: я люблю тебя, я скучал (скучала! Давай поиграем”.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках формирования у дошкольников основ экологической культуры Большое значение в решении поставленных мною задач имеет взаимодействие между родителями и педагогами всего коллектива. Я думаю, вы со.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Тема «Формы взаимодействия с семьями ОВЗ» (обмен опытом с педагогами на опорной площадке в МБДОУ № 21 г. Балахна) Ход мероприятия: Приветствие.

Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. БЛОК 1. Рекламный Задачи: Повышение социального статуса дошкольного образования, повышения.

Нетрадиционные формы работы с семьями в ДОУ Нетрадиционные формы работы с семьями в ДОУ Яковлева Ольга Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ». В современных дошкольных образовательных учреждениях всё чаще используются новые, нетрадиционные.

Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

План взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» План взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников Пояснительная записка. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания современного дошкольника
материал на тему

В статье представлены формы взаимодействия ДОУ с семьей. К ним относятся:

Предварительный просмотр:

взаимодействия ДОУ и семьи

в процессе воспитания

Воспитатель МБДОУ «Детский сад№436»

Лукьянова Наталия Николаевна

г. Нижний Новгород

«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи

в процессе воспитания современного дошкольника»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

В последние годы практически в каждом нормативно- правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно , если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Изменения в сфере образования:

-Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»-необходимо организовать деятельность образовательных учреждений в соответствии с данным законом и новыми подзаконными актами («родитель- первый педагог»).

-Обновляется содержание и технологии дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста, идет подготовка дошкольных учреждений к внедрению ФГОС.

В новом законе «Об образовании» говорится:

Семья и дошкольные учреждения- два важных института социализации детей.

Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Во время работы с родителями необходимо руководствоваться следующими принципами:

-Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

-Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

-Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

-Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

-Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

Читать еще:  Идеи елок своими руками или как сделать елочку своими руками (20 фото). Идеи изготовления елочек из салфеток и ватных дисков. Креативная елка своими руками

-С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

-Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

-Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, повышение родительской культуры.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Пример информационно-аналитических форм

-Различные анкеты. («Ваши отношения с детьми», «Какой Вы родитель?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Особенности эмоционального развития Вашего ребенка», «Родитель-ребенок-детский сад»).

-Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

В нашей группе был сделан почтовый ящик «Ваши вопросы-наши ответы»

Наглядно- информационные формы.

* открытые занятия для родителей,

* дни открытых дверей;

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Примеры наглядно-информационных форм

1. Информационные стенды

Требования к оформлению информации:

-постоянная обновляемость (не реже 1 раза в месяц);

-информация должна носить рекомендательный характер.

2.Различные папки –передвижки («Азбука дорожного движения», «Речевое развитие современного ребенка», «Готовность ребенка к школе»).

3.Библиотека-передвижка (Например, мы подобрали произведения художественной литературы, направленные на воспитание эмоционально-волевых качеств, чувств, эмоций:В. Осеева «Три сына», «Волшебное слово»; Л. Толстой «рассказы о детях»; А. Пантелеев «Честное слово»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»).

Родители могут взять домой книгу, прочитать вместе с родителями, обсудить.

4.«Игротека» (игры на эмоциональное развитие, на развитие памяти, внимания, логики, мелкой моторики и т. д.)

5. Выставки семейных альбомов. «Наш отдых», «Самый счастливый день», «Наша дружная семья».

6.Фотомонтажи: («Кем я хочу стать», «Супер- папа»);

7.Фотовыставки, стенгазеты: «Мама, мамочка, мамуля», «Лето-праздник солнца и света»).

* нетрадиционные родительские собрания,

Познавательные формы работы с родителями– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Родительские собрания нетрадиционной формы.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы .

• «Педагогическая лаборатория» – рекомендуется проводить в начале или в конце года. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

• «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевают какие-либо трудности. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

• «Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты.

• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы . Родителям даются рекомендации по особенностям развития таких детей.

• «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка, например, убирать за собой игрушки, умываться. Родители дают практические советы. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

• «Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

В своей группе мы практикуем:

«Душевный разговор» (с мамой ребенка- левшой);

Тема: «Как сохранить психоэмоциональное здоровье детей старшего дошкольного возраста»

«Влияние родительских установок на развитие детей»

«Цвет внутреннего мира вашего ребенка»

* участие родителей в конкурсах, выставках.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Примеры досуговых форм

-Спортивный досуг «Мама, папа, я-спортивная семья»

-родители видят отличия мира детей от мира взрослых, преодолевают авторитарное отношение к ребенку, как равному себе;

-понимают, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

-открывают сильные и слабые стороны ребенка и учитывают их в решении задач воспитания;

-проявляют искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и всегда готовы к эмоциональной поддержке;

-осознают, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

Читать еще:  Разлюбила парня что делать. Что делать, если разлюбила

-родители- не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий;

-папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей;

-большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников;

-изменяется позиция «Родитель-партнер ДОУ».

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

В современном обществе родители зачастую забывают о важности семьи в воспитании ребенка, большее внимание они уделяют своей работе, а ответственность за воспитание и обучение детей перекладывают на государственные учреждения: сначала детский сад, затем школу. Приведя ребенка в детский сад, они считают, что сделали все необходимое для развития своего чада, и зачастую совершенно не желают устанавливать контакт с образовательным учреждением. Вовлечение родителей в образовательный процесс является одной из главных проблем на данном этапе развития образования, для решения которой традиционные методы взаимодействия ДОУ с семьей утратили свою актуальность.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, значение которых трудно переоценить: семейное и общественное. Каждая, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка [7, с. 114] .

Семейное воспитание играет главенствующую роль в развитии ребенка. Уклад семьи, семейные традиции, стиль общения в семье и т.д. – все это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи [5, с. 4] .

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка и коррекции негативных воспитательных воздействий. Кроме того, усилия детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов. Качество взаимодействия детского сада с семьей определяет эффективность образовательного и воспитательного процесса. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно [8, с. 10] .

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное [1, с. 66] .

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Успех сотрудничества во многом зависит от установления доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединения их в одну команду, воспитания потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

– приобщение родителей к педагогическому процессу;

– расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

– пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

– создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

– разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

– объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

– проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

– уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [3, с. 60-68] .

В связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, установления приоритета семейного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей [1, с. 66-70] .

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы − динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, − все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.

Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование нетрадиционных форм, нетрадиционных методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, а так же повышению качества образовательного процесса.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. − 1998. − N 6. − С. 66 – 70.

2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания − родителям // Дошкольное воспитание. − 2003. − N 1. − С. 82 – 92.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. − 2004. − N 1. − С. 60 – 68.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. − М.: Сфера, 2004 − 112с.

5. Метенова Н.М. Взрослым о детях. – Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. – 32с.

6. Метенова Н.М. Родительские собрания. – Ярославль: ООО «ИПК «Индиго», 2011. – 64с.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. − М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.

8. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. − 2002. − N 8. − С. 8 – 13.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-formy-vzaimodeistvija-s-semjami-vospitanikov.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/14/netraditsionnye-formy-vzaimodeystviya-dou-i-semi-v-protsesse
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/netraditcionnie_formi_vzaimodejstviya_dou_s_semej_202238.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: