Плюсы и минусы разных педагогических систем. Система форм и методов воспитания. Традиционные и нетрадиционные методы

Система форм и методов воспитания. Традиционные и нетрадиционные методы

Страницы работы

Содержание работы

14. Система форм и методов воспитания

Методы воспитания – это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

1- я группа – меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение – разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа – методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной):

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа . Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

1. Метод выдвижения воспит.целей , задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я ( формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка ).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания – это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания – это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы – это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие – организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

Читать еще:  Ребенок постоянно болеет простудными. Что делать, если ребенок очень часто болеет простудами

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Традиционные формы и методы в воспитании: плюсы и минусы в современном обществе

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Традиционные формы и методы в воспитании:

плюсы и минусы в современном обществе

Воспитание в педагогике является одним из базовых понятий и основным предметом изучения. В широком смысле оно включает в себя подготовку подрастающего поколения к современной жизни.

В узком понимании воспитание – это процесс, при котором младшее поколение должно усвоить тот материал, который уже накоплен обществом за долгие годы его существования: теоретические знания; определенные трудовые умения; опыт и нормы поведения в социуме.

Методы воспитания в педагогике школы и семьи должны быть нацелены на то, чтобы дети и подростки смогли выработать определенную, свою систему взглядов и мнений на жизнь. Помимо этого, значительное внимание нужно уделить формированию качеств, необходимых для того, чтобы решать новые, актуальные задачи.

Благодаря правильному воспитанию, подрастающее поколение должно приобрести систему навыков, которые помогут приспособиться к изменяющимся условиям труда и жизни, а также заниматься творчеством.

В настоящее время в педагогике смог накопиться богатый фонд, который раскрывает закономерности и сущность методов воспитания. Имеется традиционная их классификация, которая поможет понять значение и основные признаки, присущие каждой группе.

Исходя из этого, можно выделить методы воспитания в педагогике. Рассмотрим их более подробно.

Методы, которые формируют сознание личности.

К ним можно отнести метод примера, диспут, лекцию, беседу, рассказ. Они способствуют нравственному и моральному воспитанию.

Плюсы и минусы дискуссии

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в “к обмену глупостями”. Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Методы, которые развивают организацию деятельности и формируют общественный опыт.

Они будут определять поведение личности. К этой группе относятся следующие методы воспитания в педагогике: демонстрация, иллюстрация, инструктаж, требование и приучение. Самым оптимальным будет их использование в коллективной деятельности.

обеспечение всестороннее, образное восприятие, служить опорой для мышления.

(Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.)

Требует значительных временных затрат

( применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе

демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве )

Методы стимулирования мотивации поведения и деятельности личности.

Речь идет о соревновании, познавательной игре, дискуссии и эмоциональном воздействии. Благодаря им, будет формироваться стремление к тому, чтобы соответствовать принятым общественным правилам и нормам.

максимальная активность обучаемых.

Все учащиеся принимают участие в , тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые партнеры определяются не только по желанию преподавателя, но и произвольно;

Читать еще:  Какие аргументы заставят родителей выполнить любое твое желание, даже завести животное. Как попросить у родителей денег на крупную покупку

3) учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;

4) царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.

1) до сих пор не существует разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:

– целевое назначение игр;

– их количество и качество;

2) игра используется в основном как развлекательный момент на уроке.

Но все эти недостатки можно преодолеть, если разумно сочетать игры с обычным учебным процессом.

Методы оценки и самооценки, контроля и самоконтроля в воспитании.

Они могут быть различными. Правильно организованное воспитание будет построено таким образом, чтобы внешняя оценка постепенно “переросла” в самооценку, а контроль – в самоконтроль. Ребенок должен быть не объектом, а субъектом этого процесса. Но методы воспитания в педагогике должны выступать в противоречивом и сложном единстве.

Самоконтроль даёт возможности – управлять своими действиями и эмоциями.

Самоконтроль даёт свободу – от внешних ограничений.

Самоконтроль даёт спокойствие – основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме.

Самоконтроль даёт уважение – как самоуважение, так и уважение окружающих.

Самоконтроль даёт умение – управлять не только собой, но и людьми.

Самоконтроль даёт терпение – для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.

Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого ученика, т.к. в классах большое количество учеников.

Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.

Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения учителя, характера и темпа ответа ученика, от уровня подготовленности класса.

Исходя из этого, трудно говорить об объективности оценивания ученика.

Решающая же роль будет отводиться не отдельным, “уединенным” средствам, а гармонично организованной системе. Естественно, на любом этапе воспитательного процесса какой-то способ может быть применен изолированно. Но он должен подкрепляться другими, поскольку без их взаимодействия он утратит свое значение, а также замедлит движение этого процесса к конкретной цели.

В этом качестве обычно выступают виды воспитания в педагогике:

умственное, которое ориентируется на развитие и формирование интеллектуальных способностей человека, а также познавательных интересов к миру и себе;

нравственное, определяемое этическими требованиями общества и направленное на развитие личности;

трудовое воспитание нацелено на развитие и подготовку к деятельности, добросовестному, ответственному и творческому отношению к труду, накоплению опыта;

эстетическое должно формировать чувство красоты;

физическое воспитание способствует правильному физическому развитию, развитию характера, воли.

Но нужно иметь в виду, что методы воспитания в педагогике должны быть нацелены на то, чтобы естественным образом побуждать ребенка к самовоспитанию и саморазвитию

Традиционные и инновационные подходы к воспитанию

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.
Читать еще:  Морской стиль одежды. Морской стиль в одежде: тенденции и особенности образа

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность

Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.

Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.

Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.

Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.

К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:

  1. Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
  2. Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
  3. Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
  4. Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
  5. Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания. На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей. Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
  6. Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными. Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://vunivere.ru/work63086
http://infourok.ru/tradicionnie-formi-i-metodi-v-vospitanii-plyusi-i-minusi-v-sovremennom-obschestve-2822366.html
http://spravochnick.ru/pedagogika/tradicionnye_i_innovacionnye_podhody_k_vospitaniyu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: