Почему дети не дружат. Травля ребенка: что делать, если с ребенком не дружат в школе
Содержание
- 1 Почему дети не дружат. Травля ребенка: что делать, если с ребенком не дружат в школе
Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!
Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
- Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
- Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
- Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
- Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
- Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
- День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Причины детской нелюдимости
- Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
- Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
- Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
- Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
- Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
- Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
- Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
- В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.
Малыш ни с кем не дружит: что делать
- Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
- Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
- Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
- Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
- Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
- Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
- Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
- Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
- Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.
Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.
Читаем также:
Детский психолог и специалист по семейным отношениям Ольга Гаврилова рассказала о том как помочь ребёнку завести друзей:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
С ребенком не дружат в школе – как ему помочь?
Обучение детей — важная часть жизни. Когда ребенок идет в первый класс, условия, в которых он привык находиться, меняются. Он знакомится с большим количеством людей — детей и взрослых — и, на этом этапе, важно, чтобы ученик умел использовать свои коммуникативные навыки. Способность общаться будет отвечать за количество друзей и эффективность взаимодействия. Бывает так, что ребенок жалуется на отсутствие дружеских отношений в школе. Кроме того, он может подвергаться обидам со стороны одноклассников. В каких случаях отсутствие друзей у ребенка говорит о том, что он не умеет строить дружеские отношения? По каким признакам родители могут понять, что у него нарушены навыки взаимодействия?
Родителям полезно пообщаться с педагогом
Некоторым взрослым знакома ситуация, когда ребенок приходит домой из школы и, каждый раз, жалуется на то, что у него совсем нет друзей, с ним не хотят общаться или обижают. Реакция родителей в данном случае определяет дальнейшее поведение ребенка. Чем он младше, тем выше вероятность того, что школьник будет поступать так, как посоветует ему мать и отец. Если они станут осуждать одноклассников, учителя, который не может создать условия для дружеского общения детей, ребенок, скорее всего, замкнется в себе. Тогда, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно, он будет сторониться других ребят, думать о них плохо. Такое поведение не станет способствовать развитию близости между детьми.
Взрослые также, могут отреагировать равнодушно, сказать ребенку, чтобы он не обращал внимания на то, что с ним никто не дружит. Тогда ученик, также, не сделает ничего для того чтобы найти друзей, а будет держаться в классе особняком. Эта реакция отдалит его от одноклассников, и позже ему будет все сложнее примкнуть к какой-нибудь группе по интересам, из которых состоит детский коллектив.
Родителям нужно внимательно отнестись к детским жалобам. Если они являются продолжительными, ребенок приходит домой, каждый раз, расстроенный и грустный, не хочет ходить в школу, потому что его там никто не любит — взрослые должны подключиться к этому процессу и помочь ученику наладить контакт со сверстниками. Прежде всего, следует понять — как он привык строить отношения и общаться с ребятами из класса, а также, поговорить по этому поводу с учителем. Педагог, классный руководитель является наставником и авторитетом в детской среде. Ему больше, чем родителям известно то, каким образом складываются у детей отношения. Он знает, кто является лидером, а кто стесняется демонстрировать себя. Учитель знает и понимает особенности детской коммуникации, и то, какими привычками в общении пользуется каждый ребенок. Нужно рассказать педагогу о детской проблеме, о том, что ученик, возможно, испытывает сложности с установлением контакта, чувствах ребенка, переживаниях. Если педагог объективно отнесется к просьбе родителей, он станет внимательно наблюдать за поведением ученика на уроках, на перемене, возможно, увидит проблему и объяснит, в чем она заключается.
Что делать, если с вашим ребёнком не дружат в классе?
Ребёнок — изгой в классе!
Педагог М.М. Кравцова в своей книге “Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой” пишет: “Именно семья обеспечивает ребёнку определённый уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребёнку не комфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу”.
Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.
Родители понимают, что у ребёнка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребёнка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
Постарайтесь обеспечить ребёнку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребёнка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребёнка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребёнка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребёнок так и будет чужим в классе.
Не следует приходить в школу, лично разбираться с обидчиками своего ребёнка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребёнка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребёнку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребёнка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребёнок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребёнка со стороны сверстников.
Самый простой способ, на мой взгляд, — поднять авторитет ребёнку в компании — устроить вечеринку!!!
Пригласите детей, а возможно, и их родителей на своё семейное мероприятие!
Лето — это пора пикников, шашлыков, игр на свежем воздухе!
Совместные игры, взаимодействия с ребятами на территории хозяина торжества — принесут хорошие плоды!
Вы, конечно, можете пригласить профессионального аниматора, и вопрос будет решен.
Но если вы вместе со всей семьёй примите участие в организации — это сплотит вас ещё больше!
А ребёнок будет гордиться вами.
Шаги для создания мероприятия своими руками:
- Позаботьтесь о сценарии заранее.
- Выберите площадку.
- Реквизит.
- Оформление.
- Музыкальное оформление.
- Чем кормить гостей.
Есть ещё один бонус к вашему совместному творчеству — вы экономите на работе аниматора!
Источники:
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/esli-rebenok-ni-s-kem-ne-druzhit-borba-s-detskim-odinochestvom.html
http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/s_rebenkom_ne_druzhat_v_shkole_kak_emu_pomoch/
http://samopoznanie.ru/articles/chto_delat_esli_s_vashim_rebjonkom_ne_druzhat_v_klasse/