Почему ребенок плохо себя ведет? Что делать с неуправляемым ребенком? Почему мой ребёнок плохо себя ведёт? Что такое хорошо и что такое плохо
Содержание
- 1 Почему ребенок плохо себя ведет? Что делать с неуправляемым ребенком? Почему мой ребёнок плохо себя ведёт? Что такое хорошо и что такое плохо
- 1.1 10 ошибок родителей, из-за которых ребенок может вести себя «плохо»
- 1.2 Почему ребенок плохо себя ведет? Что делать с неуправляемым ребенком?
- 1.3 Почему дети ведут себя плохо и что с этим делать?
- 1.4 Плохое поведение детей: как реагировать взрослым
- 1.5 10 причин плохого поведения
- 1.6 Как взрослые реагируют на поведение детей
- 1.7 Какому взрослому под силу изменить поведение детей
10 ошибок родителей, из-за которых ребенок может вести себя «плохо»
Спасибо Юлии Лазаренко за заметку. Размещаю для своих читателей с некоторыми изменениями.
Чтобы был ангел, нужно изменить к нему отношение.
Вы часто сталкиваетесь с невыносимыми истериками и плохим поведением вашего ребенка?
Вы ломаете себе голову над тем, как изменить ситуацию и где искать причину таких истерик?
Возможно, искать далеко не придется: причиной можете оказаться вы сами.
Вот 10 стратегий поведения родителей, которые портят характер детей и приводят к ужасным последствиям в будущем.
Бывало ли такое, что ваш ребенок требовал мороженое после того, как съел кусок шоколадного пирога? Вам бы и хотелось ему отказать, но он мог бы закатить истерику прямо посреди кафе.
Вам не оставалось ничего другого, как дать ему то, чего он хочет. Иначе вы окажетесь в центре всеобщего внимания.
ЭТО ОШИБКА. ВОТ ПОЧЕМУ: таким образом, вы только подкрепляете его плохое поведение. Ребенок будет знать, что ему достаточно «попсиховать» или покричать некоторое время, чтобы получить желаемое.
Ваша обязанность как родителей оберегать ребенка и заботиться о нем. Но не путайте заботу с гиперопекой, которая приносит больше вреда, чем пользы, ведь она выражается в стремлении защитить детей от несуществующих опасностей, привязать их к себе, подавить их индивидуальность, подчинить их жизнь своим требованиям.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ? Такой стиль воспитания мешает ребенку стать независимым, учиться на своих ошибках и самостоятельно решать проблемы. Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам. Более того, не нужно делать и то, что он может пробовать делать сам под Вашим наблюдением и с Вашей помощью. Это называется «зона ближайшего развития».
Знакомая ситуация? Ваш ребенок вместо того, чтобы рисовать в альбоме, начинает разрисовывать обои. Вы пригрозили, что заберете у него краски, если он продолжит это делать.
Он игнорирует ваши слова, а вы слишком устали, чтобы воплотить свою угрозу в жизнь. Таким образом, вы даете молчаливое согласие на его недопустимое поведение.
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Он, вероятно, не воспримет вас всерьез, когда вы попытаетесь запретить ему что-то в будущем, потому что знает: вы не слишком добросовестно выполняете свои обещания.
В конце концов, вы навсегда можете потерять авторитет в глазах ребенка, он перестанет уважать ваше мнение.
Она так же опасна, как и ее недостаток. Вы хвалите ребенка за любую сделанную им мелочь? За выброшенный фантик, помытую чашку, хорошее поведение в магазине? Иногда это идет не на пользу детям.
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Потому что дети начнут в будущем искать одобрение своим поступкам и действиям. Лучшей наградой за их труд будет не глубокое удовлетворение от сделанного, а похвала других людей.
Вы называете своего ребенка не иначе, как «ваше королевское высочество», выполняете любую его прихоть, удовлетворяя все потребности по первому щелчку?
Конечно, вы просто хотите, чтобы он был счастлив. Но этот путь не приведет к счастью
ГДЕ ВАША ОШИБКА? Не будьте рабом желаний вашего ребенка. Ему не нужно поклонение, он нуждается в надежной опоре и авторитетном человеке, который подскажет ему, как избежать многих жизненных ошибок.
Когда ваш ребенок расстроен, то кричит на вас, бросается вещами, обзывается? Это говорит о том, что вы многое ему позволяете.
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Такую модель поведения ваш ребенок может в будущем использовать не только с вами, но и с другими людьми, перенесет ее во взрослую жизнь.
Учитель жалуется вам на поведение вашего ребенка, но в ответ от слышит, что просто не нашел к нему подход?
Ваш ребенок ведет себя, как хулиган на детской площадке, но вы оправдываете его тем, что все дети себя так ведут?
Не идеализируйте своего ребенка! Дайте ему право на ошибку! Вы просто освобождаете его от ответственности за совершенные действия.
Когда он вырастет, то будет продолжать обвинять окружающих в своих неудачах и никогда не признает, что на самом деле проблема в нем.
- ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ БОЛЬШЕ ДРУГОМ, ЧЕМ РОДИТЕЛЕМ.
Никто не любит строгих тиранов, зато все дети обожают веселых и прикольных родителей, похожих больше на взрослых детей.
Выбор такой роли может принести огромные проблемы в поведении детей.
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. У вашего ребенка достаточно друзей для игр и развлечений. Он нуждается в ответственных взрослых родителях, которые помогут ему усвоить правила хорошего поведения и стать воспитанным.
- ПОИСК ОПРАВДАНИЙ, А НЕ ПРИЧИН ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Когда вашему ребенку 3 года, его капризы еще можно объяснить возрастом, недостатком социальных навыков, кризисным периодом, голодом и т.д.
Но не нужно оправдывать поведение детей в сознательном возрасте, которые могут закатить грандиозную истерику на людях.
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Оправдывая ребенка, вы ему не помогаете. Попытайтесь найти причину такого поведения, чтобы устранить ее.
10.ИГНОРИРОВАНИЕ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Это ошибка, которая может стоить очень дорого. Вы думаете, что с возрастом капризы вашего ребенка прекратятся? Плохое поведение исчезнет само собой? Подумаешь – он бьёт брата, все дети так делают!
ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Недопустимое поведение нужно пресекать в зародыше, не допускать его повторения в дальнейшем. Иначе это приведет к отсутствию эмоциональной зрелости у ребенка, несформированности навыков решения проблем, к тому, что он станет несчастным одиночкой.
Почему ребенок плохо себя ведет? Что делать с неуправляемым ребенком?
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, помогает во всем, любит и поддерживает. В дошкольный период больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.
Плохое поведение служит одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления недовольства видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Таким образом он старается обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно гиперопекающие, тревожные мамы и бабушки), а могут и вообще не обращать на него внимания. Важно то, что обе эти дороги приведут к одному результату – ребенок вырастет неуправляемым.
Первый вариант воспитания: чрезмерно предупредительные родители.
Постоянно добиваясь нужного результата с помощью упрямства, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения.
При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами, дерется, толкается, кусается. Подобное развитие событий особенно вероятно когда ребенок холерик или он копирует агрессивного отца. Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду – детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего ребенка обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, нетерпимость к чужому мнению.
Второй вариант воспитания: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).
Это рождает страх, влекущий за собой плохое поведение. Многочисленные примеры показывают, что большинство неуправляемых детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Когда ребенок плохо себя ведет, он получает возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее – замкнутый, тревожный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
Однако это крайние варианты развития, встречающиеся относительно не часто: большая часть детей развивается где-то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и его личных особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два способа:
– взять управление ситуацией в свои руки и изменить происходящее в нужном ему направлении;
– загнать негативные эмоции вглубь и сдерживать себя, несмотря на неблагоприятную ситуацию. В этом случае невысказанные, и поэтому не потерявшие своей болезненности чувства уходят в личное бессознательное, где и накапливаются до поры до времени.
Между тем прямое управление ситуацией малышу пока недоступно, поэтому обычно он стремится изменить происходящее окольными путями, и нередко – с помощью непослушания. Но рано или поздно проявление упрямства перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс – вина, совесть и мораль – будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.
Для того чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою импульсивность, гнев, агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека в виде самоконтроля, самоуправления, по 3. Фрейду – это формирование супер-Эго, когда контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления недовольства, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.
У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется недостаточно, и внешний контроль остается решающим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда влияние родителей отходит на второй план, а внутреннего контроля – совести – нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит.
Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет через копирование поведения значимого для него человека. В раннем возрасте это подражание родительскому поведению. Ведь копируя поведение родителей, он добивается одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения, он получает вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают противоречивые формы своего поведения, зато, когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В своих детях больше всего не нравятся те черты, которые не нравятся самим родителям. Страдают же, как водится, малыши, которые старательно подражают родительскому поведению, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо выйдут истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.
Следующая игра тренирует умение правильно направлять свое недовольство на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не «сделать больно в отместку», а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике,но не ожидайте всего и сразу, а начинайте постепенную работу в этом направлении.
Заранее заготовьте набор фраз, которыми ваш ребенок или его сверстники склонны пользоваться при оценке поведения другого человека. В этой копилке у вас окажутся предложения типа: «Ты дурак!», «Смотри, куда прешься, корова!», «С тобой со скуки помрешь!» и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого. Можно записать эти грубости и «клички» на отдельных листочках.
Теперь введите законы правильной критики. К ним относятся:
– критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
– говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
– покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
– избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
– не приказывай, а предлагай человеку выбор.
Если теория ребенком усвоена, начинайте практиковаться. Возьмите любой листок с обидной фразой. Пусть ребенок предложит, как ее изменить таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза «С тобой со скуки помрешь!» может перетечь в предложение типа: «Знаешь, мне уже надоело собирать мозаику. Давай лучше погуляем или построим замок из конструктора» или «Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?». Каким именно будет предложение вашего ребенка, зависит от его возраста и от того, какую ситуацию он себе представил.
Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, нужно, прежде всего, научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения сдерживать сиюминутные импульсы можно использовать следующий игровой прием.
«Гнев на сцене». Он основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.
Когда ребенок злится (или только что испытывал злость), предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, – монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь – горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене?
При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше – войти в роль этого актера и изобразить гнев «от первого лица», выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным.
Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль.
Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев. Получая возможность выплеснуть гнев, ребенок имеет и возможность руководить им и, в конце концов, «убрать» его со сцены.
Для ребят постарше задание можно усложнить, попросив их придумать, как вел бы себя гнев на сцене, если бы он был гневом человека из первобытного общества, из рыцарского ордена, из современного цивилизованного мира. Тем самым ребенка поймет, что чувство гнева существовало всегда, но нормы его выражения в разные исторические времена и в разных обществах существенно отличаются.
Почему дети ведут себя плохо и что с этим делать?
Плохое поведение детей: как реагировать взрослым
Алина Бикеева педагог, автор блога о воспитании детей
Указав ребенку на его плохое поведение — капризы у малыша, непослушание у дошкольника, грубость у подростка, — родители надеются, что ребенок вдруг перестанет вести себя плохо, исправится, причем изменит свое поведение сам. Это вряд ли, считает педагог Алина Бикеева: ведь плохое поведение часто ребенку выгодно! Это родителям придется разобраться в причинах нежелательного поведения ребенка и попытаться их устранить. Вот как можно это сделать.
10 причин плохого поведения
Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.
- Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно. А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
- Детям скучно. Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
- Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
- Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
- Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
- Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
- Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими “играющими” гормонами и т.п.).
- За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
- Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
- Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.
Как взрослые реагируют на поведение детей
Взрослые реагируют на плохое поведение детей разными способами: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.
Агрессивное реагирование — это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такого агрессивного поведения, кстати, не всегда являются дети. Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни — работой, зарплатой, отношениями с начальством или коллегами, собственной личной жизнью и т.п. Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.
Попустительское реагирование — это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.
Демократичное, но твёрдое реагирование. Взрослый ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддается. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда следует двигаться, при этом не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка.
Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя. Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации. Таких взрослых больше всего интересует, что делать.
Какому взрослому под силу изменить поведение детей
Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. С ребёнком что-то не так.
Итак, представим себе врача-практика. Агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им “все нервы измотали”. Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей?
Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи?
А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях и нюансах, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.
У какого врача вы хотели бы лечиться? Вот с таким же взрослым хотели бы общаться наши дети.
Источники:
http://www.b17.ru/blog/71417/
http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/211-pochemu-rebenok-plokho-sebya-vedet-chto-delat-s-neupravlyaemym-rebenkom
http://www.7ya.ru/article/Pochemu-deti-vedut-sebya-ploho-i-chto-s-jetim-delat/