Почему роль отца в воспитании подростка так важна? Сын-подросток: хватит контролировать, но не оставляйте его одного. Несколько советов, которые помогут вам выстроить правильную линию общения
Содержание
- 1 Почему роль отца в воспитании подростка так важна? Сын-подросток: хватит контролировать, но не оставляйте его одного. Несколько советов, которые помогут вам выстроить правильную линию общения
- 1.1 Сын-подросток: хватит контролировать, но не оставляйте его одного
- 1.2 Воспитание ребенка: как научиться отпускать
- 1.3 Контролировать его жизнь — или отпускать?
- 1.4 Что это значит: отпустить сына
- 1.5 Как не отпустить сына слишком рано
- 1.6 История Эдди: если в гости придут друзья
- 1.7 Сложности воспитания: 11 шагов навстречу подростку
- 1.8 Шаг 1. Разговаривайте не очень громко.
- 1.9 Шаг 2. Научитесь внимательно выслушивать.
- 1.10 Шаг 3. Будьте в поле зрения ребенка.
- 1.11 Шаг 4. Не «наскакивайте» со своими просьбами и распоряжениями.
- 1.12 Шаг 5. Не раздражайтесь.
- 1.13 Шаг 6. Будьте мудрее и сдержаннее.
- 1.14 Шаг 7. Говорите с ребенком на равных.
- 1.15 Шаг 8. Не вступайте в пререкания.
- 1.16 Шаг 9. Не критикуйте прилюдно.
- 1.17 Шаг 10. Замечайте положительные черты.
- 1.18 Шаг 11. Адекватно реагируйте на обман.
- 1.19 РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
Сын-подросток: хватит контролировать, но не оставляйте его одного
Воспитание ребенка: как научиться отпускать
Все слышали увещевания психологов «надо научиться отпускать своих детей», но мало кто понимает, как это осуществить на практике. Дать больше самостоятельности? А если они не хотят стирать свою одежду и готовить еду? Перестать контролировать учебу? А если скатятся на двойки? Подробно о процессе отпускания — в новой книге «Мама и сын. Как вырастить из мальчика мужчину».
Исследования в области нейропсихологии говорят, что мозг мужчины завершает свое развитие только после двадцати лет, когнитивные и эмоциональные изменения происходят примерно до 25 лет. Для мамы это и хорошая, и плохая новость. Хорошая, потому что у вас есть еще около десяти лет, чтобы привести в чувство пятнадцатилетнего подростка с ужасным характером. Но плохо то, что в эти годы вам предстоит немало потрудиться.
Вне зависимости от того, насколько сейчас вам трудно, еще есть время, чтобы наладить хорошие отношения с сыном. Если вы научитесь видеть себя так, как он видит вас, научитесь воспитывать ребенка, исходя из его потребностей (а не из собственных представлений, что следует делать), и научитесь доверять своему инстинкту, вы прекрасно справитесь.
Но есть еще один, последний штрих, который вы должны добавить к процессу воспитания: вы должны отпустить своего сына.
Контролировать его жизнь — или отпускать?
Одно из самых правильных представлений, которое может сложиться у мамы, заключается в том, что она, в конце концов, не отвечает за своего сына. Назовите это провидением, роком, удачей, или Богом, как это делаю я; но существует нечто, что управляет жизнью вашего мальчика. Не мы выбираем время его рождения и смерти, и только частично контролируем его жизнь между этими двумя событиями. Большинство людей живут с иллюзией большего контроля над многими аспектами своей жизни, чем есть на самом деле.
Вы отпускаете ребенка в «свободное плавание», и этот процесс начинается в момент его рождения. Именно тогда вы понимаете, что бессильны, и не можете исполнить самое горячее свое желание — полностью оградить его от боли и наполнить его жизнь только приятными вещами.
Его нужно выпустить в мир, где его, возможно, ждут неприятности. И вы начинаете отпускать. Вы разрешаете его отцу, братьям и сестрам возиться с ним. Соседи возят сына в школу, а няня присматривает за ним в ваше отсутствие. Вы позволяете сыну выбирать друзей и девушек. Вот он уже учится водить машину, и незнакомый человек объясняет ему правила парковки. Как он справляется? Вы не знаете. Только надеетесь, что хорошо.
Считается, что хорошая мама должна вникать во все аспекты жизни сына — контролировать учебу, спорт, свидания, дружбу — и все решения, которые сын принимает. Безусловно, нужно «держать руку на пульсе», но не следует при этом всегда и во всем принимать активное участие. Воспитание детей — это 10% контроля и 90% «свободного плавания».
Очень важно своевременно ослабить контроль над сыном. Для этого существует три причины. Первая: без этого он не станет мужчиной. Он вырастет, но останется вечным подростком, если вы не отпустите его. Вторая причина состоит в том, что вы не сможете сформировать нормальные отношения со взрослым сыном, если не создадите определенную дистанцию. И, наконец, вы оба станете более уравновешенными эмоционально, если сохраните эту дистанцию.
Я уверена, что у вас есть перед глазами пример друзей, которые постоянно вмешиваются в жизнь своих детей так, словно те еще живут с ними вместе. Может быть, родители тоже принимали в вашей жизни чрезмерное участие, и вы прекрасно знаете, что это такое. Этого не произойдет, если вы отпустите своего сына.
Что это значит: отпустить сына
Отпустить сына — не значит отнять у него материнскую любовь. Но это означает, что вы перекладываете ответственность на его плечи.
Вы отпускаете сына на двух уровнях.
В первую очередь, с точки зрения психологии, вы позволяете сыну обрести самостоятельность. Я думаю, что это самая сложная часть для мамы, ведь она должна удерживать себя от чрезмерной опеки и участия во всех событиях его жизни.
Сепарация матери и сына происходит в различное время, и на протяжении всей жизни мальчика. Кто-то особенно страдает, когда ребенок идет в первый класс, другие — когда он покидает дом, чтобы учиться в колледже, и третьи страдают, когда двадцатитрехлетний сын переезжает в собственную квартиру.
Но большинство мам переживают эмоциональный разрыв в определенные, значимые моменты жизни сына. Я понимаю, как это трудно, но отделение — неотъемлемая часть всего нашего воспитательного плана; если вы не испытали эмоциональный разрыв, это может означать, что вы слишком сильно зависите от своего сына. В первый момент вы можете почувствовать огорчение, потому что пришла пора отпустить его. Но со временем вы научитесь жить более свободно. Не только вы почувствуете это потрясающее ощущение свободы — ваш сын почувствует то же самое, и отношения с ним станут более прочными.
Вторая особенность процесса отделения более конкретна. Это просто передача полномочий; ваш сын учится надеяться на себя больше, чем на вас.
В три года вы учите его кататься на велосипеде; в пять он идет в подготовительную группу детского сада, а в 18 поступает в колледж. Год за годом вы находите возможность показать сыну, что он может справиться сам, без вашей помощи.
Большинство родителей с радостью встречают возможность передать полномочия — это значит, что им остается меньше работы. Но и в этот момент родители борются с желанием оставаться нужными детям, и, возможно подсознательно, отказываются отдавать власть.
Например, многие мамы приветствуют желание работать у своих сыновей-старшеклассников, но не разрешают им встречаться с девушками. Каждая мама отпускает сына по-своему, и поэтому совершает весьма своеобразные поступки.
Одна моя знакомая содействовала тому, чтобы ее сын заработал деньги и купил собственную машину. Она оплатила ему страховку, но при этом никогда не заставляла убирать за собой в доме или застилать собственную кровать. Женщина все время жаловалась, что мальчик безответственный и неаккуратный. В этом заключался парадокс: мама признавала, что сын усердно работает, но дома не просила его ни о чем. Она хотела, чтобы он нуждался в ней, и поэтому убирала за ним.
Умение отпускать — тонкое искусство. Чтобы отпустить правильно, нужно действовать сознательно. Мама обязана все время спрашивать себя: «Я это делаю для себя или для сына?». Если ваши действия направлены на то, чтобы сын стал сильным и здоровым, продолжайте. С другой стороны, если в ваших действиях есть скрытый мотив, и вы хотите почувствовать себя лучшей в мире мамой, остановитесь. Я обещаю, что в этом случае и вы, и ваш сын станете гораздо счастливее.
Как не отпустить сына слишком рано
Отпустить сына — значит научить его не просто самостоятельности, но и ответственности за свои поступки. Но чтобы он этому научился, нельзя давать слишком много свободы и слишком рано. Мальчик будет страдать от того, что на него свалилось слишком много ответственности.
По ряду причин это часто происходит в подростковом возрасте. Мы наблюдаем, как у наших мальчиков меняется голос, пробивается щетина, и нам кажется, что они должны рассуждать, как мужчины, потому что выглядят, как мужчины.
Но эти очевидные признаки не всегда отражают изменения, которые происходят в мозге мальчика. Вы должны всегда согласовывать свои методы воспитания с развитием разума сына, а не его тела.
Мы обычно больше переживаем за подростков-девочек, чем за мальчиков. Мальчик не может забеременеть, его не изнасилуют, как девочку, и поэтому мальчикам предоставляется больше свободы. Им разрешается позже приходить домой. Нам кажется, что мальчики выглядят сильными, ответственными и выносливыми, и мы обращаемся с ними так, словно они действительно обладают всеми этими качествами.
Однако, отпустить сына правильно и своевременно не значит «отпустить вожжи» и разрешить ем делать все, что ему вздумается. К сожалению, я наблюдаю слишком часто, как из лучших побуждений мамы доверяют сыновьям просто потому, что те «хорошие ребята». Мы забываем, что у нашего «хорошего мальчика» есть пара-тройка «плохих» приятелей.
История Эдди: если в гости придут друзья
Лена была одинокой матерью троих сыновей. Все ее мальчики играли в футбол. Со старшим, Эдди, Лена всегда была очень близка. Отец мальчиков умер от рака, и с 8 лет Эдди чувствовал себя главой семьи. Иногда Лена даже говорила ему об этом.
Эдди уже исполнилось 17 лет, и он учился в старших классах школы, когда его братьям понадобилось ехать на футбольный матч в другой город. Эдди должен был оставаться дома. Лена и Эдди обсудили ситуацию. Она не хотела оставлять сына одного дома, как она потом мне рассказывала. Но не потому, что не доверяла ему — просто он мог попасть в неловкое положение перед друзьями. Те захотели бы воспользоваться отсутствием матери и организовать вечеринку с употреблением алкоголя. Но Эдди обещал, что все будет в порядке.
Мама с братьями уехали, и в пятницу Эдди пригласил друга ночевать. Они смотрели кино. В субботу Эдди играл за свою футбольную команду и страшно радовался, что они выиграли. Вечером Эдди пришел домой, сунул в микроволновую печь замороженную пиццу и пригласил другого приятеля. В 9 вечера они смотрели кино, когда раздался звонок в дверь. На пороге стояли две девушки, одна из которых была сильно влюблена в приятеля Эдди. Эта девушка услышала, что мальчики будут одни дома, и решила присоединиться к ним.
Через полчаса на пороге дома уже стояли пять ребят, старше и младше Эдди — девушка отправила им смс и пригласила прийти. Она знала, что Эдди не будет возражать; хорошие парни никогда не возражают. Через час в доме собрались уже сорок ребят, они пили пиво, играли в бильярд и парковались на лужайке перед домом. В полночь приехала полиция, которую вызвали соседи.
К моменту возвращения матери в воскресенье утром Эдди вычистил дом, но на диване и ковре в гостиной еще оставались пятна. Покрытие бильярдного стола было порвано, а на лужайке можно было заметить следы от машин.
Так кто виноват в случившемся? Эдди? Лена? Влюбленная девушка, или родители, которые отказались признать ущерб, причиненный их детьми? Все они. Даже хорошего, умного и сознательного ребенка нужно защищать. Поэтому Лена виновата в первую очередь: она не оставила Эдди защиты, и возложила на него слишком большую ответственность.
Как и многие мамы, Лена рассуждала так: раз ее сын «хороший мальчик», то ей не о чем волноваться. Подростков никогда нельзя оставлять одних дома на выходные — не важно, в какой части страны вы живете, или в какой школе учится ваш сын — в отрочестве окружающий мир полон соблазнов, и в любой момент ребята могут повести себя неподобающим, безответственным образом.
Не потому, что подростку нельзя доверять; причина в том, что вокруг слишком много других ребят, которые только и ищут возможности для «тусовки». И есть еще одна причина. Мальчики, которых часто оставляют одних, чувствуют себя заброшенными. Нам кажется, что они сильные и выносливые; но эти подростки переживают, когда остаются одни. Не допускайте, чтобы ваш сын испытывал подобные чувства.
Сложности воспитания: 11 шагов навстречу подростку
Подростковый возраст труден и для самого ребенка, и для его родителей. Тут и непонимание, и дерзость, и ссоры. Но взрослые по определению должны быть мудрее, умнее детей. Поэтому на них лежит ответственность за установление правильного контакта с ребенком, а особенно за аккуратное воспитание подростка.
Как же отыскать точки соприкосновения? Предлагаем 11 практических шагов на пути к этой цели.
Шаг 1. Разговаривайте не очень громко.
Постоянные диалоги (или монологи старших) на повышенных тонах ведут к тому, что вас перестают вообще слышать и воспринимать. Исключите критические и недовольные интонации. Хватит читать нотации.
Шаг 2. Научитесь внимательно выслушивать.
Демонстрируйте постоянную готовность к диалогу. При необходимости отложите свои нескончаемые дела, поговорите по душам с подростком. И ребенок сделает шаг вам навстречу. Не включайте психолога, просто научитесь слушать.
Шаг 3. Будьте в поле зрения ребенка.
Если вы постоянно что-то орете или бубните из кухни, ваше чадо станет воспринимать вас как «белый шум». И не более. Общаясь, смотрите друг другу в глаза. К тому же это поможет установить более доверительные отношения. Воспитание подростка заключается не конкретно во взаимодействии, а в максимально личном и близком общении.
Шаг 4. Не «наскакивайте» со своими просьбами и распоряжениями.
Дайте ребенку возможность завершить дело, которым он занимается. Этим вы продемонстрируете уважение к его интересам и занятиям. И только потом попросите сделать то, что изначально хотели ему поручить. Особенно если эти дела могут подождать.
Шаг 5. Не раздражайтесь.
Многим знакома ситуация, когда нам приходится по нескольку раз повторять одно и то же (просьбы, уговоры). Не стоит из-за пустяков накалять атмосферу в доме. Часто решить проблему помогает предельная краткость: «посуда!», «физика!», «уборка!». Ясно без лишних слов.
Шаг 6. Будьте мудрее и сдержаннее.
Обычно подростки, желая выглядеть независимыми и взрослыми, начинают грубить, дерзить и хамить родителям и окружающим. Причиной могут быть пробелы в воспитании. Но не всегда. Просто в этот период ребенок не понимает, как проявить свою «взрослость». Не надо каждый раз срываться и начинать орать. Будьте мудрее. Реагируйте на это спокойнее. Но сразу указывайте ребенку на то, что он перешел черту.
Шаг 7. Говорите с ребенком на равных.
Давайте понять, что вы видите в ребенке равноправного и взрослого собеседника. Не сюсюкайте и не давите собственным авторитетом. Спрашивайте почаще у него совета. Дети, как ни странно, умеют рассуждать зрело и разумно. Правильное и успешное воспитание во многом зависит от того, как вы воспринимаете подростка.
Шаг 8. Не вступайте в пререкания.
Не демонстрируйте свое недовольство и раздражение. Подросток перестанет грубить, если увидит, что вы не «ведётесь» на его провокации, не реагируете. Уходите всеми способами от скандала.
Шаг 9. Не критикуйте прилюдно.
Не одергивайте и не критикуйте ребенка в присутствии третьих лиц (не важно, взрослых или его ровесников). Это уязвляет его самолюбие, которое и без того чрезмерно обостренное у подростков.
Шаг 10. Замечайте положительные черты.
Воспитание подростка — это не только бесконечные нравоучения и трудности. Акцентируйте внимание на хороших чертах в поведении своего ребенка, поощряйте его. Будьте доброжелательными. Он постепенно возьмет за правило точно так же относиться к окружающим.
Шаг 11. Адекватно реагируйте на обман.
Если вы столкнулись с враньем со стороны своего ребенка, дайте понять, что вы очень огорчены этим фактом. Не казните его, а объясните, насколько важно не потерять доверие своих близких. Дети в этом возрасте чаще обманывают, потому что у них в подростковом возрасте появляется больше личных секретов. Нужно это понимать. Но и быть в курсе того, что происходит в личной жизни подростка, тоже не лишнее.
Вы как никто другой знаете собственного ребенка, его слабости, недостатки и достоинства. Не зацикливайтесь на плохом, умейте видеть хорошее, старайтесь сообща решать трудные жизненный вопросы.
Только неравнодушие, дружеская поддержка и тепло с вашей стороны помогут пережить непростой период становления подростка. И позже ребенок будет вспоминать с благодарностью ваши отношения на этом этапе своего взросления.
РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
2.3. РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
Юноши должны расти и развиваться, чтобы впоследствии прийти на смену своим отцам.
. нет и не может быть более жизненно важного и актуального дела, чем обучение детей; ни при каких обстоятельствах вы не должны забывать о воспитании ваших детей, так как обязанности по отношению к ним так же святы, как и обязанности по отношению к Делу.
«Как у таких замечательных родителей могли вырасти такие ужасные дети?» — часто в недоумении спрашивают друзья и родственники родителей, которые являются воплощением высокой морали и примерного поведения. Поскольку для каждого следствия имеется своя причина, то мы попытаемся объяснить, почему так происходит.
1. Родители, а в первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, только с одной целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывает большое влияние на детей (особенно сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге.
Например, отец возвращается домой после трудного рабочего дня. Он проводит некоторое время за чтением, затем идет на прогулку, ужинает вместе с семьей и опять уходит из дома, чтобы выполнить какие-то общественные поручения. Приходит домой довольно поздно и, прежде чем идти спать, читает или немного пишет.
Будет ли эта семья, а особенно дети, ощущать действительное присутствие отца? Будет ли отец оказывать влияние на их воспитание и обучение? Скорее всего, нет. Такой отец с трудом находит время, чтобы поговорить с детьми, редко справляется о том, как они живут, у него нет и минуты, чтобы помочь им советом, узнать их радости, тревоги и заботы. Его можно сравнить с хозяином, который слишком занят, чтобы поговорить с гостями. Как может при таких условиях отец предостеречь детей от многочисленных отклонений в физическом и умственном развитии, правильно воспитывать? Он, конечно, приносит значительную пользу обществу своей работой, лекциями, научными статьями, но в одном его вклад будет слишком мал — это вклад в свою собственную семью, в воспитание детей.
Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда воспитали, в нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не приносит семье ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем воспитанного, образованного человека, хорошего работника, то его собственные дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними.
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
2. Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома. Ребенок по своей природе не является совершенным существом, ему еще предстоит многое узнать и многому научиться, но если он лишен родительского руководства и присмотра, то поведение его будет отклоняться от верного пути и приведет к нежелательным последствиям.
У меня нет намерений отговаривать отцов от того, чтобы они занимались важными делами, вносили свой вклад в улучшение общественной жизни. Но на первом месте у них всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это гораздо большая ответственность.
Как же сформировать мужественность у мальчиков старшего дошкольного возраста?
2.3.1. ФОРМИРОВАНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мужественный человек обязательно добрый человек. Сила без добра – слепая, разрушающая стихия, приносящая несчастье окружающим. У настоящего мужчины не только сильные мышцы, но и сильный характер, непоколебимая сила воли, нравственное совершенство, сила накопленных знаний, сила самоуважения. Сильный тот, кто умеет владеть собой, кто в любых обстоятельствах борется со злом и несправедливостью, кто способен дать отпор подлецу и врагу, кто всегда приходит на помощь слабому.
Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. Мужественность – это главное качество настоящего мужчины.
Мужественность формируется на основе подражания и не может быть сформировано без учета психологической специфики пола. Становление психологического пола, основано на половом самосознании и ценностных ориентациях поло-ролевой позиции личности реализуемой в общении и деятельности.
При формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка. Мужественность – это фундамент характера мальчика.
Мальчик неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является ли он настоящим «мужчиной». То, что в наше время принято считать «мужественностью», является, прежде всего, удовлетворением своего самолюбия и внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. Все это совершается при помощи таких на первый взгляд позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу и одержание всяческих побед.
Формирование и развитие мужественности происходит в семье через образ мужского поведения. Между пятью и восьмью годами психологическая сила толкает мальчика к переходу. Приоритеты идентификации смещаются от матери к отцу. Этот выбор ребёнок делает не осознано.
В семье ребенок ориентируется на родителе причем, как правило, мальчик – на отца. Свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуют в подсознании модель того, каким он должен стать.
Мальчикам чаще не хватает ролевой модели целостного и цельного отца, доступного эмоционально и уверенного в себе, сильного и нежного, настойчивого и жизнеутверждающего.
Формирование представлений и установок мужественности является закономерностями усвоения и присвоения, существующих в культуре половых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей. Половые стереотипы и связанные с ним социальные установки влияют на него, как наиболее стабильные, уходящими корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества.
Сколько ни говори о «единстве воспитания и обучения», о «всестороннем развитии личности ребенка», факт остается фактом: для большинства из нас первая (хорошо, если не единственная) характеристика школьника — его успеваемость. Успеваемость же, как правило, зависит от ряда параметров, среди которых главными являются способности ребенка и его желание учиться.
Для развития интеллекта ребенка необходимо, по-видимому, чтобы в его окружении были оба типа мышления — и мужской, и женский. Неизвестно, как действует на детей отсутствие «женского ума»: детей, выросших с рождения в исключительно мужской среде, так мало, что их просто не успели изучить. А вот недостаток общения с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на две группы в зависимости от того. кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку, — это тип способностей, вообще говоря, наиболее характерный для мальчиков. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу».
Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных авторов, способности к математике, особенно к геометрии, — качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Таким детям позарез нужен мужчина-учитель, особенно преподаватель точных наук, в диалоге с которым мог бы формироваться их аналитический интеллект.
Нет ничего страшнее, чем когда человек говорит себе «я плохой» или «я ничтожество». Отсутствие самоуважения, неспособность принять себя таким, каков я есть, ощущение своей неполноценности, серости, бездарности — источник страданий не только самого человека, но и окружающих. В трагедиях Шекспира злодеи, подобные Яго или Ричарду III, описаны людьми с глубочайшим чувством внутренней ущербности, которое и формирует их жестокость.
«Высокое самоуважение, — пишет И. С. Кон, — не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки». И. С. Кон приводит данные о разнообразных отрицательных результатах сниженного самоуважения. Такие люди болезненно чувствительны и ранимы, склонны к депрессиям и болезням. Низкое самоуважение может вести к наркоманиям и алкоголизму, правонарушениям и психическим расстройствам.
Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Твердая мужская рука, готовая то сжаться в кулак, то выбросить вперед указующий перст, поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали. Многие считают, что в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Если это так, то можно ожидать, что нравственный уровень ребенка (и взрослого) должен быть прямо пропорционален суровости и жесткости, с которой его воспитывал отец.
Научные исследования, равно как и повседневные наблюдения, показывают, что это не совсем так, а может быть, и совсем не так. Данные, собранные в разных странах Европы и Америки, говорят об отсутствии связи между строгостью отца. его склонностью к наказаниям, с одной стороны, и уровнем развития нравственных качеств сына — с другой. Если же такую связь и находят, она скорее носит противоположный характер: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию и состраданию, агрессивны, а иногда и асоциальны. Их самоуважение снижено, страх наказания становится основной движущей силой их поведения. По мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, автора известной книги «Два мира детства» (M., 1976), жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств девочек, но только в раннем (дошкольном и младшем школьном) возрасте. У девочек-подростков результат отцовской строгости обратный: частое применение физических наказаний напрямую связано с низким уровнем морального развития.
Еще менее существенной оказывается роль отца в качестве морального эталона. Собственные нравственные качества отца гораздо менее важны для развития нравственности ребенка, чем подобные качества матери. Многочисленные данные указывают на то, что мать вполне Способна своим поведением компенсировать поступки недостаточно примерного отца. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показывает, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, считают их более мягкими и добрыми, чем вторые. На вопрос: «Похож ли ты на своего отца?» – первые чаще отвечают положительно, вторые — отрицательно.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Дети разведённых матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. Но, посмотрев вокруг себя, мы можем убедиться, что все еще сложнее: в полных семьях при наличии отца сплошь и рядом вырастают дисгармоничные, тревожные, плохо социализированные дети, тогда как одинокие матери нередко воспитывают прекрасных, личностно зрелых, заботливых сыновей и дочерей.
Оказывается, что в некоторых случаях лучше для ребенка совсем не иметь отца, чем иметь. но какого? Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков — все это чаще встречается в семьях с властной, доминантной матерью и забитым, вытесненным с мужских позиций отцом, нежели там, где отца вообще нет и где ребенка воспитывает мать-одиночка или вдова. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец, как это бывает в подавляющем большинстве полных семей, сохраняет хоть крохи сыновьей привязанности, то потеря уважения к отцу почти с неизбежностью ведет к потере самоуважения, а это, как мы уже знаем, — основа всех болезней личностного роста. Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать (и, может быть, найдет) другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. В сохраняющихся же семьях с матерью во главе мальчик, как правило, испытывает к «второстепенному» отцу чувства любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.
Девочки несколько менее ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр с ними. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтны отношения родителей. Грубое доминирование матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери, может быть источником многих бед. Психологи, прослеживающие переживания девочек-преступниц в колониях для несовершеннолетних, пишут, что по мере взросления девочки начинают все лучше относиться к отцу и все хуже — к матери. Как пишут исследователи, у этих девочек развиваются чувство жалости к отвергнутому семьей отцу и ненависть к матери ва ее неспособность любить.
Таким образом, развитие личности как мальчика, так и девочки испытывает значительное влияние отцовской фигуры. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы,— представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской.
Источники:
http://www.7ya.ru/article/Syn-podrostok-hvatit-kontrolirovat-no-ne-ostavlyajte-ego-odnogo/
http://flytothesky.ru/vospitanie-podrostka/
http://www.kazedu.kz/referat/48494/4