Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период? Изучением психологической характеристики подросткового возраста занимается сразу несколько взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено множество работ ученых. При эт

Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 лет до 14-15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

– половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

– изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

– смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

– открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

– познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

– появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).

Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

– целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

– неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

– повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

– развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

– романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

– нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

– потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Читать еще:  Как на востоке называют работающих женщин. Восточные традиции в семейной жизни. Женщины сильно ограничены в правах

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общая психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – это период перехода от детства к взрослости, жизненный этап, в течение которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют также переходным.

В разных литературных источниках указывают различные границы подросткового возраста: если в отношении нижней границы этого возраста мнения авторов почти совпадают и началом его считается возраст 10-11 лет, то в качестве верхней границы подросткового периода указывают от 15-16 [20; 40] до 19 лет [29]. Границы подросткового возраста различны у мальчиков и у девочек: начало и окончание переходного периода у девочек наступают в среднем на один-два года раньше, чем у мальчиков [32].

Главная особенность подросткового возраста – глубокие качественные преобразования, затрагивающие все стороны развития ребенка.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделял в структуре развития подростка два ряда процессов: натуральный и социальный. «Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны» [20]. Темпы биологического и социального развития подростка не совпадают, а так же не совпадают темпы развития различных аспектов одного и того же ряда: например, отдельные системы организма подростка созревают в разное время. «Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Детские капризы и отношение к окружающим причудливо уживаются в нем со взрослостью суждений» [20].

В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает крайне сложная задача: адаптироваться к огромному количеству глубоких и всесторонних изменений, происходящих с его организмом, психикой и социальным статусом. Решить такую задачу было бы нелегко даже взрослому человеку, опытному и зрелому. Еще сложнее приходится вчерашнему ребенку. Именно поэтому подростковый возраст справедливо называется трудным, критическим [5].

И без того непростое положение подростков усугубляется тем, что в современном обществе существует большой разрыв между требованиями, предъявляемыми к взрослым и детям: «От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов» [20].

Кроме того, условия современности способствуют и усугублению неравномерности перехода подростка от детства к взрослости: «Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей)» [5].

Читать еще:  Статусы про сыночка красивые короткие. Статусы про сына

Поэтому многим современным подросткам не удается полноценно справиться с трудностями переходного периода. Как следствие, в подростковом возрасте нередко возникают различные поведенческие отклонения (девиантное поведение), такие как агрессивные проявления, конфликты с взрослыми и сверстниками, драки, курение, алкоголизация и наркотизация, суицидальные попытки и т.д. [39]. Во внутреннем плане у подростков часто появляются эмоциональная неуравновешенность, тревожность, неуверенность, недоверие к людям, склонность к депрессиям и др. [18].

Основным новообразованием переходного возраста является характерное для подростков чувство взрослости [4]. Подросток понимает, что он уже не совсем ребенок, и стремится скорее стать взрослым. Он хочет быть самостоятельным и независимым, и еще в большей степени хочет, чтобы окружающие воспринимали его как личность. Если родители, учителя и другие взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, он протестует, и этот протест может принимать самые различные формы.

Чувство взрослости подростков имеет множество внешних проявлений. Наиболее часто подростки в своем поведении, общении и внешнем виде начинают подражать взрослым. Он может подражать как отрицательным особенностям взрослых (курение, ругань и т.п.), так и положительным (забота о ближних, участие в различных делах наравне с взрослыми и др.). Меняя различные образцы для подражания, подросток «примеряет» на себя разные социальные роли, и в результате, как правило, рано или поздно находит наиболее подходящие именно для него [4; 24; 40].

Рассмотрим типичные изменения, происходящие в психологической сфере подростка, более подробно. В этот период развиваются и достигают взрослого уровня все познавательные процессы: «период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памяти и теоретического мышления» [42]. Вместе с развитием познавательных процессов происходит становление и способностей подростков: в переходном возрасте максимального уровня достигают обучаемость, интеллект и креативность (творческие способности) [20].

Значительным преобразованиям подвергается эмоционально-волевая сфера подростков: «Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. … Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности» [20].

Изменяется мотивационная сфера подростков. Познавательная потребность становится максимально ярко выраженной, причем как в отношении окружающей действительности, так и в отношении самого себя. Стремясь познать окружающий мир, подросток испытывает интерес то к одним, то к другим явлениям и видам деятельности, и в итоге формируются его личностные и профессиональные интересы. Будучи эмоционально вовлеченным в процесс познания окружающей действительности, подросток проявляет нравственное отношение ко всем явлениям, находящимся в фокусе его внимания. В результате у него формируются жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение [3] и, к концу подросткового возраста, характер и направленность личности.

Вместе с тем подросток испытывает глубочайший интерес к собственной личности: «Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями» [34]. Представления подростка о самом себе формируются через сравнение себя с другими, восприятия оценок, данных ему сверстниками и взрослыми, и путем рефлексии (самоанализа) [20; 40]. В итоге в течение переходного периода полностью формируется Я-концепция личности, что считается еще одним главным новообразованием подросткового возраста.

В связи с этим стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – главные мотивационные линии подросткового возраста [24]. Все перечисленные мотивы реализуются у подростков в общении со сверстниками, и поэтому ведущей деятельностью подростков является общение со сверстниками [4].

Читать еще:  Камни по гороскопу розовый кварц. Розовый кварц — камень душевного успокоения и прощения. При ношении украшений с ним можно

Таким образом, подростковый возраст – один из самых трудных и в то же время ответственных этапов в жизни человека: именно в этот период в условиях повышенной сложности происходит становление основ личности человека.

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Возрастной период в целом можно определить четко выраженными особенностями изменения морфофункциональных показателей не только за период в целом, но и от возраста к возрасту. Подростковый период в целом характеризуется нарастанием длины и массы тела, существенным ростовым пубертатным скачком, выраженным увеличением окружности грудной клетки, жизненной емкости легких.

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С некоторой чертой условности можно считать, что “подростковый возраст” как переходный возраст лежит в указанных границах, а за ним следует уже новый этап развития – юность.

Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переходным, переломным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода характеризуется не готовностью ответить на вопрос “Кто я?”. Ответ нужно найти, и тогда подросток пробует себя, а также пробует границы своих возможностей. Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст – это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое “Я”, определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. Именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего “Я”, а сами ситуации сопряжены с риском, иногда с агрессивным поведением.

Мощные сдвиги, резкие колебания происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют “переходным” от детства к взрослой и серьезной жизни, однако путь к зрелости для подростка только начинается, но он богат многими драматическими переживаниями, проблемами, трудностями и кризисами. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.

Актуальность изучения проблем подросткового возраста обусловливается, как правило, не только сугубо индивидуальной ситуацией психического развития 10–16-летнего ребенка, но, также новым уровнем требований современного общества к формированию активной жизненной позиции растущего человека.

Для решения проблем, связанных с подростковым возрастом, необходим комплексный подход к изучению особенностей подростковой фазы психического развития и к раскрытию содержания процесса развития ребенка на этой ключевой фазе перехода от детства к зрелости.

Изучением психологической характеристики подросткового возраста занимается сразу несколько взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено множество работ ученых. При этом, однако, предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данной работы.

Целью курсовой работы является изучение подросткового возраста, обозначение психологических особенностей данного периода, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков.

Источники:

http://studopedia.ru/7_157627_psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta.html
http://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/sistema-socialnyh-svyazey-podrostka/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta/
http://studbooks.net/901685/psihologiya/vvedenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: