Понятие социальной среды. Небогатая семья: шанс или приговор

Понятие социальной среды

Современный человек окружен самыми разнообразными явлениями, многие из которых оказывают на него значительное влияние. Но самое главное, что стоит выделить из окружения человека – это социальная среда.

Социальная среда

Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Важно понимать, что социальная среда обусловлена национальной и классовой принадлежностью, общественными экономическими процессами.

Между людьми существуют внутриклассовые различия, многие из нас находятся в разных социальных слоях, также выделяют профессиональные и бытовые различия в социальной жизни каждого отдельного индивида.

Например, можно выделить «артистическую среду» и «деревенскую среду», распространенным является понятие «городской среды» и «производственной среды».

В зависимости от исторической, географической, национальной и демографической ситуации образуется конкретная социальная среда. А определенная социальная среда порождает конкретный образ жизни, поведения и мышления.

Совокупность экономических, политических, материальных, социальных и духовных условий жизни человека, его деятельности и формирования личности – все это и определяет социальную среду для человека.

Социальная микросреда и макросреда

Также различают социальную микросреду и макросреду. Социальная микросреда – это близкое окружение человека, например, семья, группа друзей или трудовой коллектив. Социальная макросреда охватывает большие социальные группы и общественные явления – это общественные институты, экономика, общественная культура и сознание.

Бедные и богатые семьи

Чем взрослее становится ребенок, тем больше он осознает, что его сверстники и их родители отличаются друг от друга материальным положением и социальным статусом. Тогда приходит понимание того, что есть бедные и богатые семьи.

Бедные семьи – это те семьи, которые неспособны поддерживать приемлемый уровень жизни и доходы которой небольшие. Члены такой семьи вынуждены постоянно экономить, ограничивать свои потребности.

Порой такие семьи экономят даже на жизненно важных расходах – на питании и проживании, на одежде и расходах на лечение. Бедным семьям приходится отказываться от некоторых услуг, предметов и видов деятельности.

Очевидно, что богатые семьи могут позволить себе множество материальных благ и не экономят на многих услугах и предметах. Такие семьи могут обеспечить и родителей, и детей всеми необходимыми жизненными благами.

Если члены такой семьи добрые и духовно развитие люди, зачастую они помогают тем, кто вынужден постоянно экономить и от чего-то отказываться.
Но то, что у бедной семьи нет материальных средств на определенные вещи и блага, это не значит, что такая семья чем-то хуже богатой семьи. Необходимо понять с детства, что большинство людей отличаются друг от друга материальным статусом, но это не мешает им уважать друг друга и относится к друг другу с добротой и любовью.

Есть дети из богатых семей, которые могут надсмехаться над детьми из бедной, но это не только невоспитанно, но и не справедливо. Человек, независимо от доходов своей семьи, должен вести себя культурно и тактично, и не показывать свое превосходство над теми, у кого по какой причине нет материальных благ.

Понятие социальной среды. Небогатая семья: шанс или приговор

В социальной работе произошёл резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является [10,ст.345]. Овчарова Р.В. в “Справочной книге социального педагога” говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи “здесь и теперь”, членом которой он является и семью, из которой он произошёл [10,ст.345]. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания “семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь даёт для всей человеческой жизни самое важное – развитие и образование доброго сердца”. По мнению Эллен Кей, лишь “в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребёнка” [11,ст.62].

Читать еще:  Советы специалистов. Причины преждевременного климакса. Методы профилактики и лечения

Понятие “социально-неблагополучная семья” появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Неблагополучные семьи имеют низкий социальный статус, как правило в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями. Это понятие позволяло выделить категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Проблемы неблагополучной семьи могут быть поняты и решены в их социокультурном контексте, так как сама семья есть порождение и отражение конкретной исторической и социокультурной ситуации.

Поколениям 90-х годов ХХ столетия довелось жить в особое время. Переход страны на иной путь развития экономики сильно отразился на российской семье, что в последние десятилетия повлекло значительные ее изменения. Уменьшилась роль государства в области социальных гарантий и поддержки, это привело к ослаблению общественной ценности семьи и снизило ее социальный статус. В результате стремительного расслоения российского населения по экономическому показателю в лексиконе появились новые, ранее не употребляемые термины: “грань выживания”, “новые русские”.

Ученые и практики стали выделять особую категорию семей “социального риска”. Смысл данного определения связан с понятием социального здоровья семьи, антипод которого выделяется социальное напряжение[2,ст.135].

Вряд ли сегодня можно “лечить” семейную дезорганизацию только педагогическими “лекарствами”. Чтобы члены семьи пошли на контакт и сами могли поведать о своей семейной “болезни”, важно занять искреннюю позицию сочувствия боли и страдания. Дети и родители в дезорганизованных семьях связаны любовью и заботой друг о друге так же, как страданием, горем печалью. Выбросы гнева друг на друга придают отношениям мрачный, мучительный оттенок. На примере близкого взрослого ребенок узнает, что кто-то в этой жизни предстает “жертвой”, а кто-то становится “палачом”, усваивает роли “насильника” и “жертвы”, причем порой одновременно[2,ст.139].

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

Хорошо, если в детском саду в этот момент рядом с ребенком окажется чуткий педагог или психолог, который познакомит его со всем спектром чувств, тогда истинное “Я” ребенка может быть сохранено. В противном случае ребенок будет вынужден расти и взрослеть, играя чужие роли. В литературе описаны роли, которые играют дети в семьях, где кто-то болеет алкоголизмом или наркоманией. Например, “семейный герой” – ребенок, на которого “вся надежда”, как правило, послушный и исполнительный, с пяти лет бегает в булочную, мать им гордится; в этой ситуации дети прячут за “героизмом” эмоциональную и душевную боль, чтобы не чувствовать ущербность, они вырастают с привычкой “быть героями”. Или роль “шута” – дети играют эту роль, чтобы сглаживать в семье напряжение, переводить его в шутку, за маской веселости прячется все та же душевная боль. “Козел отпущения” – на ребенка сыплются все невзгоды семьи, что “папа снова напился”, “что денег не хватает”, “что сломался холодильник, а на ремонт нет денег”, разбилась посуда и т.д. Но сам ребенок не имеет в семье права ответить, он выражает свой протест иначе, нередко, следуя образу хулигана со всеми вытекающими последствиями. “Потерянный ребенок” – живет в своем мире. Никто не знает и не интересуется, что у него происходит внутри, он даже по квартире ходит тихо и незаметно. Можно с грустью констатировать, что у всех детей, играющих подобные роли в семьях, попросту потеряно детство[2,ст.139-140].

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов ДОУ по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

Читать еще:  Испытание любовью. О любви в паре

Виктор Зикратов делит детей из неблагополучных семей на две группы [15,ст.45]. К первой он относит детей, нуждающихся в защите от семьи. Технологии работы с ними обусловлены характером семейных проблем, в зависимости от которого разрабатывается план реабилитации, включающий комплекс мер от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до помещения его в центр реабилитации на основании решения органа местного самоуправления. Ко второй группе относятся дети, нуждающиеся в восстановлении утраченных контактов с семьей. Работа с ними нацелена на восстановление их контактов с семьёй. Её проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, сами дети.

Дети приобретают столь “неприглядный” социальный облик не потому,

что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Мардахаев и Галагузова выделяют следующие группы факторов риска [9,ст.90]:

Беличева С.А. предлагает свою классификацию факторов социального риска, которые отрицательно сказываются на семью, к ним относятся следующие [6,ст.24]:

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социального отклонения в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска. Медицинские исследования показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растёт заболеваемость детей в семье [5,ст.22].

Таким образом, неблагополучные семьи – это семьи, имеющие трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.

Личность и социальная среда. Характеристика социальной среды

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и социальная среда не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекса социально-экономических дисциплин: истории, экономики, психологии, философии и социологии.

Как взаимодействуют личность и общество?

Кто является субъектом и объектом этого взаимного влияния? Каковы закономерности интеграции личности в социуме? Постараемся ответить на вопросы и обозначить современные подходы к природе отношений человека и окружающего его мира.

Человек как индивид

Рождение человека отражается посредством совокупности метрических показателей, которые в комплексе дают информацию об индивидууме. Рост, вес, состояние здоровья, национальность, место и дата рождения – это базовые характеристики, с которыми человек приходит в мир.

В процессе развития человек как индивид вступает во взаимодействие с внешним миром. И путь его развития так же индивидуален и неповторим, как его антропометрический портрет.

В процессе становления в обществе индивид приобретает психологическую характеристику, привычки, взгляды, особенности манеры поведения. Он становится индивидуальностью в обществе. И только полное право на свободу выбора, которое официально регламентировано совершеннолетием, превращает индивидуальность в личность.

Этапы социализации

Социализация – процесс интеграции индивида в обществе, в результате которого на каждом из этапов он приобретает качества полноправного его члена. Личность и социальная среда – динамические единицы. На всех этапах их взаимодействия либо отказа от взаимодействия происходит смена субъект-объектных ролей.

Можно выделить три этапа социализации личности:

  • Период вхождения в общество: освоение норм и требований, формирование коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром.
  • Период самоактуализации в обществе: определение личностных характеристик, своей позиции, статуса, социальных предпочтений.
  • Период интеграции: становление личности и активное взаимодействие социальной среды и личности.

Все три периода не имеют жесткой привязки к возрастным этапам и могут осуществляться синхронно в каждом возрастном периоде.

Вхождение в общество

Условно начало социализации можно отнести к возрастным этапам младенчества и детства. В этот период характерно приобретение начального опыта взаимодействия индивидуальности и общества. Факторы социальной среды прямо влияют на формирование отношения человека к миру.

Если это социально неблагополучная среда, то она может сформировать негативный сценарий поведения индивида и привести в дальнейшем к асоциальному образу жизни. Есть и иные примеры: если в период становления личности человек делает выбор не в пользу окружающей его негативной среды, он имеет все шансы изменить свое окружение.

В любом случае характеристика социальной среды налагает отпечаток на первоначальный опыт. Показатель уровня личности – свобода выбора. Каждый человек вправе следовать нормам общества в той мере, которая соответствует его личной природе.

Самоактуализация в обществе

В этот период происходит оформление позиции человека в обществе.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка окружающего мира и своего места в нем, идет активный процесс социальной самоидентификации, человек заявляет о себе и своем месте в обществе.

Читать еще:  Что делать, если в тебя влюбился друг. Как понять, что друг влюблен в вас? Как отличить любовь от дружбы

Умение договориться, найти общий интерес требуется и человеку, и обществу, заинтересованному в успешной адаптации и получении общественной пользы от нового члена сообщества.

Интеграция в социум

Самый важный период для общества и человека – этап интеграции, когда реализует себя уже состоявшийся человек. Личность и социальная среда заинтересованы друг в друге. Если на первом и втором этапах процесса вхождения в общество человек как индивид чаще выступал в роли объекта отношений, общество учило его быть своим членом, то в период интеграции выступает уже личность, с активной позицией субъекта социальных взаимодействий.

Что это означает?

  • Человек включен в производство, распределение и потребление общественного продукта.
  • Он реализует в полной мере права и несет ответственность за последствия своей деятельности перед обществом.
  • Определяет свою гражданскую позицию в государстве.

Таким образом, личность, не прекращая быть объектом социума, выступает в роли субъекта управления сообществом, в котором он социализировался, и оказывает на него влияние.

Условности этапов социализации

Все эти этапы социализации условны в своей горизонтальной исторической направленности. На каждом из этапов роль и статус личности могут изменяться, в разных условиях один и тот же человек может выполнять разные социальные роли и статусы.

Этап вхождения в общество может повторяться в любой период социальной зрелости индивида, при изменении социального статуса либо социальной общности, профессионального сообщества и в иных подобных вариантах.

Не последнюю роль играет социально-культурная среда. Если человек сменил место работы либо вступил в брак, то он вынужден заново пройти процесс социализации. Определить, в какой степени его удовлетворяет либо нет новая социально-культурная среда, и сделать выбор в качестве свободной личности.

Отношения личности и общества

Индивид при рождении становится индивидуальностью в процессе взаимодействия с другими людьми и формируется как социально значимый человек. Личность – это результат социальной эволюции, ограниченной опытом одного человека от индивидуума до полноправного члена общества.

Качество социальной среды является важной характеристикой для становления личности.

Свобода личности вынуждает изменять границы возможностей общества по обеспечению этого права. В этом и состоит назначение личности – совершенствование окружающего мира за счет активного участия как в способе производства благ, так и в архитектуре знания.

Роль и статус личности

Личность в обществе имеет определенный социальный статус – комплекс социальных характеристик, определяющих место в социальной иерархии.

В обществе каждый его член выполняет социальные роли. Это модель поведения личности, характерная для социального круга общества. Бывает, что индивидуальные достоинства человека становятся неприемлемыми чертами для общества. Например, гениальный человек – личность, крайне не удобная для ближнего окружения, его талант нивелирует интересы семьи, и он часто сложно выписывается в нормы ближнего окружения.

Социальная парадигма и свобода

Личность – это результат социализации индивида в общество. Зададим вопрос о том, всегда ли общество соответствует уровню свободы личности. И где критерии, насколько общество отвечает её интересам, и она должна ли следовать заданным этим обществом стандартам? Личность и социальная среда – где грань свободы в этом пересечении?

Общество – это живой организм. И, равно как и человек, имеет разную направленность – гуманную и антигуманную по отношению к её членам. История приводит для этого массу примеров.

Общество по отношению к конкретному человеку выступает как социальная парадигма, модель с заданными историей и временем величинами. Характеристика социальной среды значительно отличается в пределах социальной парадигмы.

Модель поведения

Модель советского общества в качестве социальной парадигмы задавала вектор строгого соответствия каждого члена общества государственным стандартам. Свобода была ограничена нормами коммунистической морали – быть как все. Собственно, это была заданная несвобода, в которую попадал при рождении человек. Личность, как в прокрустовом ложе, рисковала потерять либо голову, либо иные важные органы.

Судьба одиноких героев, которые не отказываются от права свободы выбора, увы, печальна. Но только они по праву и могут считаться личностями, поскольку главная характеристика этих людей – свобода выбора.

Об обществе и человеке

Человек – существо социальное, он не может осуществить свое предназначение вне общества.

Важный мотив прогресса – это личность и социальная среда, в которой смогла она осуществиться. Одна из известных форм признания обществом заслуг человека – присвоение звания лауреата Нобелевской премии. Это люди, чей личный вклад признан как социально значимый для прогресса общества. Это люди, не только достигшие грандиозных целей, но духовно богатые, независимые в своей способности быть свободными, достойные члены человеческого общества.

Альберт Эйнштейн, физик, автор теории относительности, сказал слова достойные: важнее, чем достижение успеха в жизни, постижение ее смысла. Очень актуальные на сегодня слова, если учесть, что Интернет замусорен способами «как стать успешным», и эта успешность измеряется величиной кошелька.

Источники:

http://www.nado5.ru/e-book/ponjatie-sotsialnoj-sredy-ee-sostavljajushchie
http://studbooks.net/2048515/pedagogika/suschnost_ponyatiya_sotsialno_neblagopoluchnaya_semya
http://fb.ru/article/163967/lichnost-i-sotsialnaya-sreda-harakteristika-sotsialnoy-sredyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: