Православие яблочный спас. Почему Спас именуют Яблочным? Приметы и поверья, связанные со Спасом

Содержание

Яблочный Спас: народные традиции, обычаи и приметы

Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого празднества переплелись и в наши дни представляют собой единое целое.

Яблочный Спас приходится на 19 августа, соответствуя одному из великих церковных праздников — дню Преображения Господня. Это второй по счету Спас, следующий за Медовым, или Маковым, Спасом, который повсеместно отмечается 14 августа, и предшествующий Ореховому. Все три праздника являются неотъемлемой частью Успенского поста.

История праздника

Официальное церковное название празднества звучит так — Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В народе известны и иные наименования: Второй Спас, Празднество первых плодов и Яблочный Спас. Начиная с 19 августа люди усиленно собирали первый урожай. В последние летние деньки дозревали яблоки, поэтому название торжества имеет указательный характер. В период святого воздержания растительная пища преобладает, в ход идут любые постные пирожки, сдобренные медом и яблоками. За это Успенский пост очень любят православные люди, ведь практически весь урожай созрел, а значит, можно побаловать себя вкусными угощениями.

История празднества отходит в далекие времена, олицетворяя собой явление божественной сущности Христа ученикам. Задолго до своих мытарств и распятия Иисус готовил своих приближенных к неминуемым событиям, чтобы те узрели истину пребывания его на Земле. Люди, ревностно полюбившие Спасителя, свято верили, что Мессии полагается занимать Израильский трон. Христос же старался объяснить, что он не освободитель еврейских жителей, а Сын Господа, спустившийся на землю, дабы избавить всех живущих от грехопадения и дьявольского плена.

Преображение Господне — это торжество, прославляющее Иисуса Христа, ставшего Спасителем всего рода человеческого. Мессия и его ученики явились на гору Фавор, где с небес снизошли пророк Моисей и Илия. В глазах своих учеников Иисус преобразился, став истинным Богом и светом, озаряющем их слепость и безверье. Апостолы слышали Божественный глас, изрекающий, что пред ними Сын Господа, спустившийся для спасения человечества от скверности и пороков.

Яблочный Спас: традиции, обычаи и приметы

Празднество во многом схоже с торжеством Макового Спаса, только в отличие от меда и мака в церквях освещают яблоки, груши и сливы. В теплых областях России в это время созревал виноград, который также необходимо было освятить в церкви.

Принято молиться и благодарить Господа за хороший урожай. По традиции люди угощают друг друга яблоками и медом, а также жертвуют часть собственного сбора на нужды церкви. В храме каждый нуждающийся может воспользоваться пожертвованиями людей и взять для себя часть сладких яств.

В этот день нужно ходить в гости или приглашать к себе близких людей. У каждой хозяйки должен быть свой личный рецепт яблочного пирога, которым она может удивить гостей.

Доедая освещенное в церкви яблоко, следует загадывать желания. Считается, что оно обязательно исполнится.

Народное поверье гласит, что вслед за Яблочным Спасом приходят холода. Погода резко меняется. Ночь наступает намного раньше. В русских деревнях в этот день отмечали не только православный праздник, но и устраивали пышное торжество, посвященное встрече осени.

Наши предки внимательно следили за погодой. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ждали теплой зимы. А вот если был ливень, готовились к суровой зиме.

В этот день принято также поминать усопших, оставляя на их могилах яблоки. Существует примета, говорящая о том, что если родственники покойных вкушали плоды яблок до начала Великого Спаса, то упокоенные души не смогут насладиться торжеством и разделить между собой радость.

Девушки проводили обряд на привлечение любви. Необходимо было съесть яблоко, думая об избраннике и скором замужестве. Таким образом молодые барышни заманивали в сладкий плен возлюбленного, привораживая его к себе.

Священнослужители на Яблочный Спас кропили землю святой водой. Таким образом почву готовили к зимнему посеву.

Яблочный Спас празднуют до сих пор, а традиции этого радостного дня учат нас доверять народной мудрости. Обряды и обычаи в настоящее время вновь набирают популярность. Это праздник святости, веры и покаяния. Искренние молитвы помогут вам приблизиться к Богу и очистить свою душу в Успенский пост. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Читать еще:  Ценность семейных ритуалов для ребенка. Семейные праздники и традиции в семье: советы и опыт

Яблочный спас, Второй, Великий – традиции, приметы

Многие христианские праздники берут свое начало из язычества. Не является исключением и Яблочный спас. Древние славянские традиции, сочетаясь с религиозными обрядами, рождают веселое торжество урожая.

Праздник Яблочный спас христианский

Согласно Евангелию от Матвея, Иисус Христос позвал с собой на гору Фавор троих учеников – Иоанна, Петра и Иакова. Там с телом Спасителя произошла метаморфоза, оно начало источать сияние, а рядом с ним появились пророки Илия и Моисей. Устрашась лика Господнего, ученики пали ничком на землю, а когда позволили себе поднять голову, то их учитель уже обрел свой привычный вид. Это событие произошло примерно за 40 дней до распятия.

На 19 августа Яблочный спас был перенесен позже. Церковь решила, что время строго поста не самый удачный период для празднования, но чтобы сохранить символизм момента, назначила дату за 40 дней до Воздвижения. В тот день все христиане поклоняются кресту. Яблочный спас, как католическое торжество, впервые начали отмечать в Армении. Он имел плавающую дату: от Пятидесятницы отсчитывали семь недель.

Языческие корни празднования Второго спаса

Еще до крещения Руси в 988 году, наши предки отмечали праздник урожая. Он получил свое название в честь одноименного бога, которому жертвовали овощи, фрукты и зерно. Таких торжественных подношений было несколько – хлебный, ягодный, грибной спас, но до наших дней сохранились только три.

С приходом христианства плоды перестали оставлять на древних капищах, а носили в храм для освящения. Считалось, что так они приобретают магические свойства.

Символика яблока

У многих народов есть истории, где яблоку приписываются волшебные свойства. Это и «плод раздора» греческих богинь, а также символ молодости, здоровья и бессмертия, который Геракл украл из сада Гесперид. Аналогичные свойства имели эти фрукты в русском и скандинавском фольклоре. У некоторых народов, яблоко – символ государственное власти, протопит «державы», олицетворение солнца.

Красный цвет плода означает физическую силу, выносливость женскую привлекательность. Это символ любви, преданности. Так, например, в День Всех Святых девушки угадывали имя суженого по кожуре.

Несмотря на это, имеются и мрачные ассоциации с данным фруктом. Так, в переводе с латинского, «маллум» означает зло. Кроме того, яблоко является знаком богини Цереры, которая славилась любовью к страшным, безумных деяниям. У славян, плоды яблоневого дерева кладут на могилы.

Яблочный Спас — традиции

До праздника люди старались вообще не есть сладких плодов, зато потом поглощали их с большой охотой. Хозяйки обязательно делали варенье и джемы, пекли пироги. Угощение раздавали соседям, друзьям, относили на кладбище. Вечером собирались все вместе и пели песни, провожая лето.

День начинался с похода в церковь, где освящались не только фрукты, но и мед, хлеб и зерно. Колосья хранили как оберег целый год, он защищал жильцов дома от болезней. После службы, часть принесенных даров оставляли батюшке или оставляли на могилах родственников.

На юге с этого дня начинался сбор винограда. Владельцы садов совершали ритуалы, обеспечивающие хороший урожай. А в Македонии считают, что 19 августа улетают ласточки, а вместе с ними и тепло.

Обряды, гадания, приметы

Наиболее популярными на Яблочный спас были обряды привлечения удачи, любви, денег или молодости. Имели также ритуалы для очищения жилища. Рано утром, хозяин обходил все комнаты в доме с восковой свечкой в руках и половинкой яблока без сердцевины. Он должен был постоять возле каждого угла, окна и дверного проема, описывая по три круга пламенем от свечи. Растопленный воск сливали в яблоко. Затем накрывали плод другой половинкой, обвязывали их крепко ниткой и закапывали далеко от двора.

Чтобы привлечь возлюбленного, на празднование яблочного Спаса нужно было вложить в середину плода записку с его именем. Затем положить фрукт на солнце и ждать. Когда яблоко усохнет, объект любви воспылает к девушке чувствами.

На Яблочный спас, 19 августа, раньше определяли какую погоду ожидать предстоящей осенью и зимой. До сих пор есть приметы:

  • Каков яблочный Спас, таким и январь будет.
  • Сухая погода – солнечная теплая осень, мокро – жди с сентября дождей, а если ясно – то сильные морозы зимой.

Чтобы узнать, исполнится ли заветное желание, достаточно в коробку положить три яблока – красного, желтого и зеленого цвета. Проговорить свою просьбу, втащите вслепую фрукт и посмотрите на его цвет. Если красный – значит мечта осуществится, желтое – на пути будут препятствия, зеленое – стоит повременить с вопросами к судьбе.

Есть много поклонников, но невозможно понять, кто из них тот самый? На яблоках вырежете инициалы претендентов, а затем попробуйте каждое. То имя, которое окажется на самом вкусном является ответом.

Что нельзя делать и нужно

Помимо запрета на употребление фруктов, существовало еще несколько ограничений на время торжества:

  • Считалось, что если мать погибшего ребенка съест яблоко раньше времени, но в раю ее дитя не получит угощения.
  • Нельзя было ссориться, желать зла даже мысленно, так как все горести могли вернуться сторицей. Слова в этот день имели большую силу.
  • Рекомендовалось повременить с уборкой, но зато разрешалось готовить блюда с освещенными плодами или работать в саду.
  • Приходилось терпеть насекомых, так как убивать или сгонять их, было запрещено.
  • Уборочная кампания должна быть закончена до Яблочного Спаса, чтобы зерно не сгнило из-за дождливой погоды.
  • Нельзя было пить алкогольные напитки, в том числе пиво и сидр. На Яблочный спас голова должна была оставаться ясной.

Людям разрешалось веселиться, ходить в гости, обязательно раздавать милостыню, дарить подарки и баловать детей сладостями.

После 19 августа природа и люди начинают готовиться к смене времени года. Яблочный спас завершает лето, но он дарит умиротворение, спокойную радость и принятие ухода тепла.

Мокрый Спас, бабьи грехи и молодильные яблочки. Правда, суеверия и полный сумбур

Содержимое

Наступил август. Время сбора урожая, Успенского поста и «трех Спасов», празднование которых окутано огромным количеством суеверий, обычаев и народных примет, вносящих сумбур даже в жизнь верующих. Как не запутаться, каких традиций придерживаться, а от чего категорически отказаться? Верные и вредные приметы и мифы подтверждает или развеивает секретарь Можгинского благочиния Удмуртской епархии, клирик храма в честь Архистратига Божия Михаила иеромонах Леонтий (Лазарев).

Читать еще:  Как померить девушку с парнем по переписке. Как помириться с девушкой после расставания: пошаговая инструкция

Все три августовских праздника установлены Церковью в честь Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, приходятся они на Успенский пост, а их «продуктовые» названия имеют народные корни.

Что это за «Спасы» такие, до которых нельзя вкушать меда и яблок?

14 августа – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста (Медовый Спас);
19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас);
29 августа – праздник Образа Господа Иисуса Христа (Ореховый, или Хлебный Спас).
Какие же приметы и народные традиции о Спасах верны и имеют духовное обоснование, а чему доверять не следует? Давайте разбираться.

№1 Первый Спас – мокрый, или «Спас на воде» – в этот день следует запастись святой водой.

Ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней. В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях. Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.

Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю). И сегодня в этот день в православных храмах совершается чин освящения воды.

Побывать на молебне и принести домой святую воду – «правильная» традиция. Хотя название «Спас на воде» является народным выражением, а не названием церковного праздника.

№2 14 августа на первый (Медовый) Спас следует освятить мед. Он получит целительную силу.

14 августа православным, во-первых, следует вспомнить Того, кто орудие позорной казни сделал древом жизни, во-вторых, вступить на поприще Успенского поста. Празднество этого дня связано не с продуктами пчеловодства, а с утвердившейся традицией износить часть Животворящего Креста для общенародного поклонения.

А Медовым праздник назван в народе, потому что в это время наступает срок сбора нового меда. Наши верующие предки во всех делах уповали на Господа, любое, даже самое малое, начинали и завершали молитвой, а в знак благодарности за дары и милости несли в церковь Богу всё самое лучшее, что у них было. А так как в этот день совершалось освящение воды, то появилась благочестивая традиция заодно освящать именно мед. Но это никак не связано с истинным значением праздника.

№3 Происхождение Честных Древ Животворящего Креста, Праздник Всемилостивого Спаса и Медовый Спас – это один церковный праздник, установленный в честь нового урожая.

Это утверждение – заблуждение. Два церковных праздника установлены в один день, но по разным поводам (и это не сбор урожая). Первый установлен в IX веке в честь победы над моровой эпидемией. Поводом для второго послужили чудесные знамения от иконы Спаса Нерукотворного и Владимирской иконы Богородицы в XII веке. Литературный исторический памятник “Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году” повествует нам о том, что в сражении 1 августа 1164 года русское войско под предводительством князя Андрея Боголюбского одержало решительную победу над волжскими болгарами, которые многие годы представляли угрозу государству. Иконы, перед которыми молился князь с дружиной перед сражением, неземным сиянием озарили всё вокруг.

Из переписки с греческим императором Мануилом стало известно, что в тот же самый день подобное чудо от Честного Креста и иконы Богоматери наблюдали и греческие воины. Греки тоже выиграли решающее сражение над превосходящими силами сарацинского войска. День чествования этого чудесного события и принято считать первым из трех праздников, посвященных Всемилостивому Спасу. А народный «Медовый Спас» яркой лентой так крепко переплел два значимых, но исторически совершенно разных события, что за суевериями сложно разглядеть истинную суть празднеств.

№4 Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов.

14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак».

Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики.

Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана.

Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами.

Читать еще:  Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни. Как делать массаж ребенку? Полезные советы для мам

№5 В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство.

На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).
Таким образом, традиция ставить на свой стол мед – пустая, бессмысленная, к счастью и богатству она точно не приведет. А вот та же баночка с медом на столе многодетной вдовы, живущей неподалеку, обязательно наполнит сердце дарителя радостью.

№6 Второй Спас называется Яблочным. 19 августа положено освящать яблоки.

19 августа Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование имеет большой духовный смысл. Прежде суеты вокруг фруктов, в этот день христианам положено исповедоваться и причаститься, чтобы посредством этих таинств и самим хоть чуть-чуть преобразиться. Евангельское событие повествует о том, как Спаситель на горе Фавор приоткрыл трем ученикам Свою Божественную сущность, показав тот свет, которым преобразится каждый, кто последует за Ним в Царствие Небесное.

А домашнее название «Яблочный Спас» связано с перешедшей от греков традицией благословлять в этот день плоды нового урожая винограда. В России виноград заменили яблоками, которые благочестивые христиане приносили в храм, испрашивая у Бога благословения на весь урожай. При этом благословляется не сам урожай, а человек, приносящий дары. Об этом читается в молитвословии: «молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними».

Итак, освящение яблок является доброй традицией.

№7 На Второй Спас все бабьи грехи прощаются.

О втором празднике в честь Спасителя информации намного больше, чем о первом и третьем, а предрассудков не меньше. Данное утверждение носит весьма вредный характер. Установленный праздник Преображения Господня побуждает к духовному совершенствованию, к работе над своим внутренним состоянием, а языческая вера в «счастливый день» лишь ненадолго усыпляет совесть. Бог прощает любые грехи, но только при искреннем покаянии во время таинства исповеди.

№8 Для зрелой женщины такое яблочко непременно станет «молодильным». А молодежь при помощи «спасского» яблока может погадать на судьбу.

Тот, кто наделяет магическими свойствами освященные плоды, глубоко заблуждается. А любые формы гадания Церковь строго запрещает.

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Священное Писание, Второзаконие. Глава 18, стихи 9-13).

№9 В народе говорят: нельзя есть яблоки от Пасхи до Яблочного Спаса.

Воздержание от яблок нового урожая является доброй православной традицией. Суть воздержания не в наложении поста на эти плоды, а в том, что созревший урожай следует сначала освятить (благословить), а потом уже вкушать. Если строить свою жизнь по принципу: «сначала – Богу, потом себе», то смысл воздержания становится понятным. В некоторых монастырях есть традиция благословлять урожай, как только созреет, а не ждать определенный день. При этом прошлогодние яблоки можно употреблять в любое время, так как они уже были освящены.

№10 Третий Спас дает «разрешение» на сбор орехов и торговлю холстами.

Третьим Спасом, «Спасом на холсте» называют торжества в честь Нерукотворного Образа, совершаемые на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы – 29 августа. В народе его называют «Ореховым», а еще «Хлебным».

Православные в этот день вспоминают Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным образ был назван потому, что не был написан. Божественный лик отпечатался на плате (убрусе), которым Господь во время земной жизни вытер лицо. Предание говорит: больной проказой сирийский правитель Авгарь получил исцеление, приняв с благоговением святыню. Он уверовал в Христа как в Сына Божия, хотя лично с Ним не встречался, за веру и получил дорогой подарок. 16 августа 944 года (ст. стиль) император Константин Багрянородный выкупил холст с Образом у правителя Едессы (арабского эмира) и с почестями доставил его в Константинополь. Впоследствии святыня была утеряна, но остались нерукотворные отпечатки. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых почитаемых и распространенных икон. После литургии в храмах освящают хлебные колосья и орехи, и это является доброй традицией.

№11 Освящение меда и плодов – это бессмысленные обряды и пережитки прошлого.

Неверное утверждение. Обрядами простые люди отмечали из череды будних дней значимый церковный праздник. Выделяя этот день определенными традициями, они приносили свой незамысловатый дар Богу. Как знать, может, мы и никогда не узнали бы о подвиге братьев Маккавеев, если бы не обычай нести для благословения в храм головки мака в день их памяти. Православие – религия не только для мудрецов. Пока мудрецы прошлого столетия с рвением исповедовали атеизм, малограмотные сельские труженицы бережно хранили традиции, эти маленькие лучики веры.

В наши дни нет препятствий для изучения духовного наследия, но в церковной жизни найдется место и корзинке с яблоками, и баночке с медом. Пусть они останутся приятным дополнением к духовной радости от понимания истинного смысла праздников:

ТРИ СПАСА – ЭТО ТРИ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ.

Источники:

http://dailyhoro.ru/article/yablochnyij-spas-narodnyie-traditsii-obyichai-i-primetyi/
http://suever.ru/yablochnyj-spas-vtoroj.html
http://pravlife.org/ru/content/mokryy-spas-babi-grehi-i-molodilnye-yablochki-pravda-sueveriya-i-polnyy-sumbur

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector