Православные Святки: традиции, обряды, религиозный смысл. Ртбчпумбчоще упвщфйс тпцдеуфчеоулйе учсфлй

Святки (Святочная неделя)

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества — она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники — это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.

Святки: история и традиции, о которых стоит знать

Стиль жизни Развлечения

Содержание

Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.

Зимняя череда праздников не оставляет скуке и унынию ни малейшего шанса, весь декабрь проходит в круговерти подготовки и покупок подарков, затем с бокалом шампанского мы весело встречаем смену года, дальше — Рождество, потом — Старый новый год, далее — Крещение, а там и до весны вроде уже не так далеко.

Читать еще:  Масленица: традиции и обычаи праздника. Почему Масленица называется Масленицей? История праздника Масленица

У наших предков существовала целая традиция отмечания особого зимнего периода — Святок. В это время было очень важно чтить память ушедших и узнавать будущее с помощью гадания. Самое интересное и важное о Святках.

Русская традиция Святок

В русской традиции было принято называть словом “Святки” целый месяц — с 19 декабря, когда отмечался Николин день, или празднование Николы зимнего, до 19 января — Крещения. Само значение слова связано в первую очередь с культом Солнца (солнечный день начинает снова прибывать) и культом предков. Борьба холода и тепла, тьмы и света обязательно заканчивалась победой добра и жизни — этому сюжету и посвящались большинство действий периода.

Существует мнение, что в дохристианской Руси Святки были посвящены торжеству Святовита — одной из испостасей верховного бога неба, Белбога. Некоторые исследователи считают, что слово происходит от старославянского “святки” — “души предков”.

Неделя от Рождества до Васильева дня — Старого Нового года — это “святые вечера”, наполненные добром и светом, а вторая половина вплоть до Крещения — “страшные вечера”, когда миром правят разгулявшиеся силы зла.

Церковная традиция праздников

По православным обычаям этот период ощутимо короче — Святкам отводится всего 12 дней между Рождеством и Крещением. В церковном календаре эти дни посвящены евангельским событиям: рождению Христа и его последующему крещению в реке Иордан. В эти дни нельзя венчаться. Праздничными эти дни были официально признаны еще на Втором Туронском Соборе 567 года.

Обычаи Святок

В эти дни было принято совершать множество действий — и веселого, шутливого и даже хулиганского характера, и вполне серьезного, наподобие магических обрядов на благополучие семьи и рода в новом году. Предки знали и как правильно поминать ушедших, и как гадать на богатство, любовь и процветание. Все действия проводились в темное время суток — хотя, учитывая долготу дня, это вполне логично.

Посещение с подарками друзей и нуждающихся

В первые дни праздников всегда было принято посещать друзей и близких, дарить подарки — в память о тех дарах, что принесли Младенцу волхвы. Традиционно считалось правильным проявлять милосердие: вспоминать о бедных и больных, помогать детским домам или приютам, пациентам больниц и заключенным. Даже цари практически во всех христианских странах, переодевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, больницы и раздавали милостыню и подарки.

Угощение на Святки

Один из основных и обязательных моментов святочных торжеств — общесемейная трапеза, для которой непременно готовилось нечетное количество блюд. На стол было принято ставить кутью — сладкую кашу из риса или замоченных зерен пшеницы, сбитень, ореховое печенье, блины и овсяный кисель с травами и пряностями. Обязательно ставили и дополнительные приборы для тех членов семьи, которые ушли в мир иной в прошедшем году.

Ряженые и колядки

С древних времен славяне практиковали обычай рядиться, оборачиваться в кого-либо, надевать на себя личины кого-то другого — “окруты”, “скураты”. Распространение христианства не слишком повлияло на эту традицию, несмотря на официальный запрет церкви.

Колядующие в костюмах — “славящие” — пели песни и гимны, переходя в Сочельник — канун Рождества — от дома к дому, а хозяева угощали их обрядовой пищей и сладостями, после чего все обменивались пожеланиями добра. Особенно любили эту замечательную традицию дети и подростки.

Ритуальные песни и игры Святок

Помимо колядок, пелись щедровки — песни с пожеланиями щедрости Бога к хозяевам дома и христославы — из названия понятно, что это религиозные песнопения. Эти песни можно было исполнять только в период Святок. Это светлая сторона праздников.

Темная, оборотническая, заключалась в играх и песнях другого характера. Для этих обрядов использовались совершенно другие костюмы, маски и образы — ряжение считалось делом опасным и греховным, переодетый человек словно бы одалживал свое тело и голос духам предков и древним богам. Поэтому в Крещение нужно было обязательно смыть с себя следы празднования в крещенской воде, которая считается святой.

Молодежь устраивала шумные сборища — часто не самого безобидного характера, порой случались весьма фривольные и во многом циничные игры и шутки, нередкими были и драки по ничтожному поводу, в том числе известные кулачные бои и “стенка на стенку”.

Гадание на Святки

К гаданию можно относиться как угодно — церковная традиция жестко порицает подобные вещи, но наши предки очень охотно использовали некоторые способы заглянуть в будущее. Особенно популярным гадание было среди девушек — узнавали, удастся ли выйти замуж в течение года, будет ли муж богатым и ласковым, каким будет здоровье всех членов семьи.

Гадание на зеркале

Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.

В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.

В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.

Читать еще:  Что делать с парнем который стесняется

Гадание на воске

Подходит для всей семьи. Зажечь несколько свечей на столе, по очереди брать одну из них и капать расплавленный воск в тазик с водой. Затем смотреть, что за фигура получается на тени — она-то и предскажет будущее. При трактовании включить фантазию — как правило, лучше всего “дар предсказательства” работает у детей.

Гадание на пепле

Разрезать бумагу на небольшие квадраты. Сжигать над пламенем свечи и разглядывать пепел точно так же, как в предыдущем случае, — что за фигурка будет получаться на тени.

Гадание по словам

В полночь девушки большой компанией выходят на улицу и подслушивают слова прохожих по очереди. Именно они и помогут узнать будущее. Лучше всего проводить обряд, соблюдая молчание, — если вовсю веселиться и разговаривать между собой, можно прослушать что-то важное. Пожелание на эти дни — если вдруг вам встретится стайка молчаливых девушек, скажите что-нибудь приятное и хорошее. Вам ничего не стоит, а у кого-то, возможно, сбудется одно из самых заветных желаний.

Гадание на вещах

Очень популярный способ гадания. Все собравшиеся отдают по одной какой-то вещи — лучше продумать этот вопрос заранее и выбрать предметы с внятной и позитивной символикой. Кольца, серьги, браслеты, маленьких куколок, ленты, пишущие ручки, монеты, маленькие пирожные, бумажки с хорошими пожеланиями — все это складывается под полотенце. Затем наугад вынимают каждый себе по предмету — и по нему определяют свою ближайшую судьбу.

Православные Святки: традиции, обряды, религиозный смысл

Празднование 12 святых дней между Рождеством и Крещением имеет религиозную основу и много давних светских традиций. Например, на Руси в это время было принято ходить в гости, преподносить подарки, угощать детей сладостями. Особо предписывалось заботиться о бедных, подавать милостыню нуждающимся. Важное значение во время святочных торжеств имели семейная трапеза и такие угощения, как выпечка, сбитни, кисели, – Рождественский пост заканчивался как раз в ночь на 7 января. Еще одним распространенным обрядом на Руси было колядование.

Нарядные колядующие ходили по домам, пели хозяевам колядки, поздравляли с Рождеством и получали в благодарность сладости или деньги. С удовольствием в этих забавах участвовали дети, которые учили колядки. Говорили: чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее будет год.

Любили на Руси святочные дни и за гадания – наиболее благоприятными днями для того, чтобы узнать свое будущее, у незамужних девушек считались рождественский, васильевский (под старый Новый год) и крещенский вечера.

О религиозном смысле каждого дня православных Святок для «Волгоградской правды.ру» рассказал протоиерей Олег КИРИЧЕНКО.

6 января. Рождественский сочельник . Сочельник – последний и самый строгий день Рождественского поста. Благочестивые русские традиции рекомендуют отказаться в этот день от приема пищи до первой звезды – символа звезды Вифлеемской и вестницы рождения Христа. Есть разрешено только сочиво – кашу из пшеницы с медом, орехами и фруктами и взвар – компот из сухофруктов.

7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ночь на 7 января заканчивается 40-дневный Рождественский пост и наступает праздник Светлого Рождества Христова. Согласно Евангелию, Иисус родился во времена правления римского императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме в семье престарелого плотника Иосифа Обручника из Назарета и девы Марии.

Святое семейство прибыло в Вифлеем для участия в переписи населения, но из-за отсутствия места в гостинице ночевало в пещере, которая использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа взошла Вифлеемская звезда, которая указала путь волхвам (мудрецам, царям) с востока. Первыми пришли поклониться Христу пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение детей в возрасте до двух лет, но Христос был чудом спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.

12 последующих дней после Рождества называются святыми днями, или Святками. Пост в эти дни отменяется. Святки – это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на Святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,36).

8 января. Собор Пресвятой Богородицы. На следующий день после праздника Рождества Христова православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием промысла, родившей Спасителя.

К первому воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена также память Давида-пророка, Иосифа Обручника и св. апостола Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Богоотцами. Это воскресенье получило название «неделя Богоотцов».

9 января. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Святой Стефан – первый христианский мученик. Он был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33–36 года. На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. Тело святого Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали в Христа и приняли святое крещение. Савл покаялся в содеянном, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа – апостолом Павлом.

10 января. Мучеников 20 000 , в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших.

11 января. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных . Когда волхвы, поклонившись родившемуся, не вернулись к Ироду, но ушли в свою страну, тогда царь понял, что замысел его найти младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что будет погублен и Богомладенец, в котором Ирод видел соперника. Убитые младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Читать еще:  Как вязать пятку на носке спицами. Вязание пятки носка

Гнев царя обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о родившемся мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

12 января. Прп. Феодоры Цареградской . Преподобная жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством прп. Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединенной келии. Скончалась Феодора в преклонном возрасте в 940 году.

Григорий, ученик прп. Василия, очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил подвижника открыть ему это. По молитвам Василия Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогли молитвы блаженного Василия.

Порядок мытарств: 1. Празднословие. 2. Ложь. 3. Осуждение и клевета. 4. Чревоугодие. 5. Леность. 6. Воровство. 7. Сребролюбие и скупость. 8. Лихоимство. 9. Неправда. 10. Зависть. 11. Гордость. 12. Гнев и ярость. 13. Злопомнение. 14. Убийство. 15. Чародейство, обаяние, призывание бесов. 16. Блуд. 17. Прелюбодеяние. 18. Содомские грехи. 19. Ересь. 20. Немилосердие и жестокосердие.

13 января. Отдание праздника Рождества Христова.

14 января. Обрезание Господне . На 8-й день после рождения младенец Иисус по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак завета Бога с еврейским народом. Господь, творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

15 января. Прп. Серафима, Саровского чудотворца . В миру Прохор Исидорович Мошнин (1754–1833) – великий подвижник русской церкви, один из наиболее почитаемых православных святых, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека: стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

16 января. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

17 января. Собор 70 апостолов.

18 января. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Этот день предваряет великий двунадесятый праздник святого Богоявления, установленный в воспоминание крещения, в котором Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос погружался в воды Иордана. В сочельник после Божественной литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Православная церковь издревле совершает такое освящение дважды: в навечерие, 18 января, и в сам праздник Богоявления, 19 января.

Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился 30-й год его земной жизни и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления его народу израильскому.

В это время Иоанн Предтеча, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи.

Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к крещению покаянием, так и в день навечерия, Крещенский сочельник, надо подготовить себя к великому празднику Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и призвать на помощь Духа Святого, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления.

Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же – как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления. В Крещенский сочельник соблюдается строгий пост. В русской церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды. По русской традиции в пищу разрешается только сочиво, вареная пшеница или рис с орехами и медом.

19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богоявлением называется праздник потому, что при крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Источники:

http://schci.ru/svyatki.html
http://kto-chto-gde.ru/story/svyatki-istoriya-i-tradicii-o-kotoryx-stoit-znat/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a5cdc4a5f4967b50dee876a/5c36d25f26ab5500aa27aa7c

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector