Прикладное искусство. Вышивание. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка – особый вид декоративно – прикладного искусства

Секция: Искусствоведение

XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Вышивка – особый вид декоративно – прикладного искусства

В статье рассматриваются понятие и особенности вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства, её зарождения и краткое историческое развитие от древности до наших дней. Автором произведена попытка анализа отражения социума эпох на её содержание в ретроспективе.

Особый вид декоративно-прикладного искусства – вышивку издавна люди применяют для украшения своих костюмов или домашнего быта. «Вышива́ние (вы́шивка) – общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных до самых тончащих материй» [5, с.134]. История вышивки взяла свое начало с эпохи первобытного человека. В то время вышивальщиками являлись только мужчины. Они шили шкуры животных костяными и каменными иглами, поэтому для шитья необходима была большая физическая сила.

Во всем мире не угасает интерес к рассматриваемому виду декоративно-прикладного искусства (Рис. 1). Первые вышитые изделия, дошедшие до наших дней, датируются VI–V вв. до н.э. Выполнялись они в Древнем Китае на шелковых тканях шелком, волосом, золотыми и серебряными нитями и украшали одежду, ковры, панно. Изображались преимущественно деревья и птицы.

Рисунок 1. Вышивальшица. Франц Ксавер Зимм

Высочайшее мастерство человеческих рук превратило вышивку в искусство ещё в эпоху Древнего Египта. Существует гипотеза, что даже знатные женщины трудились над украшениями одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора повествовала о социальном положении человека. В связи с изобретением в Египте бисера, его стали использовать в вышивке Древнего мира [1].

Римская, греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество своих финансов. Страсть к подобным изделиям достигла огромных размеров, что даже обратила на себя внимание правительства. Предпринятые попытки запретить или хотя бы сократить данное производство были безрезультатны. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Так, например, в Афинах ежегодно девушки выполняли роскошные покрывала – пеплосы для Афины Паллады, покровительницы города [2].

В Древней Индии и Иране художественные мотивы включали изображения растений, животных, жанровые сцены. Ботанический рисунок и узоры характерны византийской вышивке, отличавшейся роскошью исполнения шелковыми и золотыми нитями [3].

По всей Европе в эпоху Средневековья дамы восседали у окон за пяльцами, создавая изящные узоры. Данное занятие считалось самым подобающим для знатных женщин.

Именно в средние века появилась любимая и самая популярная техника вышивки – крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Вышивка в Англии не только украшала собой костюмы дворян, но и широко вошла в быт, культуру. Её применяли в поясах и сумках, головных уборах и обуви, деталях интерьера. Знатные дамы и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для рукоделия.

Французы начали использовать художественную строчку в интерьере, ею украшали мебель, использовали в обоях, в Германии в постельном белье.

В эпоху барокко царствовала яркая, причудливая, пышная итальянская вышивка. Стиль рококо привнес в данном рукоделие использование лент. Костюмы дам и кавалеров были богато декорированы лентами, собранными в узоры из цветов, и листьев.

В России искусство вышивки также имеет многовековую историю и традиции. У наших предков славян она использовалась как украшение и как оберег. Вышитыми изделиями украшали воротники, манжеты, т.е. те части костюма, через которые человек взаимодействовал с окружающим миром. Ранее декоративными композициями украшались различные обереги от злых духов на предметах хозяйства, что приносило хозяину защиту и удачу, даровало здоровье и плодородие урожая [2].

Рисунок 2. Веласкес. Состязание Афины с Арахной, 1644–1648 гг., Прадо

Позже в каждой губернии появлялись свои традиции рассматриваемого вида декоративно-прикладного искусства. Так существует вышивка северной полосы и среднерусской полосы. Колорит русской северной счетной более сдержан, мягок, с преобладанием белого и красного цветов. Это характерно для Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской и Тульской областей. Здесь любили декорировать одежду росписью, гладью, набором и крестом. Характерной особенностью является четкое ритмическое построение узора в виде бордюра или полос.

В среднерусской полосе используют цветную перевить. В Рязанской вышивке она отличается более четким и геометрическим узором, открытым красным цветом, дополненным яркими зеленым, желтым, иногда черным оттенками. В Калужской области, напротив, красный тон сдержаннее, более темный, приглушенный. По колориту в изделиях часто присутствуют мягкие оттенки синего и некоторых других цветов [2].

Уникальна вышивка, получившая развитие в городе Торжке – золотое шитье (Рис. 3). В ней использовались самые разнообразные узоры – от простых полос, до сложных растительных орнаментов. Торжок и сегодня славиться своим мастерством золотого шитья.

Рисунок 3. Торжокская вышивка

Своеобразна белая тонкая русская мстёрская гладь (от г. Мстёра). В ней поражает изящество, ювелирность выполнения, нарядность ажурных сеточек и стяг. Сейчас известно множество вариантов техник: гладь, крест, использование в работе аппликации, лент, бисера, пайеток, стекляруса, шерсти, шнура, крючка и т. д.

В вышивке, как и в других видах, декоративно-прикладного искусства необходимо правильно использовать художественные средства: композицию, цветовое решение, орнамент, ритмическую систему, объемно – пластическую форму.

Сегодня различают ручную и машинную вышивки. Для второй положительным является меньшая затрата времени на работу, относительная дешевизна. Недостатком можно назвать то, что она не уникальна, у нее не всегда аккуратный внешний вид (видны переходы от одного элемента мотива к другому), так же ограничено число швов (гладь, мережки, тамбурный шов, ришелье) [2].

Поэтому именно ручная вышивка продолжает оставаться наиболее интересной и востребованной. Часто многие известные модельеры именно украшают ей свои коллекции модной одежды. Так в последнее время к ней обращались Жан-Поль Готье, Аделин Андре, Валентино Гаравани.

Читать еще:  Овечка из фетра своими руками. Барашек из фетра: как сделать красивый сувенир. Мастер-класс с пошаговыми фото

Любая вещь приобретает уникальность при помощи элементов распространенного рукодельного искусства. В настоящее время часто обращаются к художественному шитью для выполнения фирменной эмблему на спецодежде, на футболках, платьях, сумках, белье. Это связано еще и с тем, что данный метод нанесения узора признан безвредным и экологически чистым.

Последним достижением современных технологий стало появление компьютерной вышивки. Специфика её заключается в разработке рисунка, который заносится в настройки и параметры компьютера и отслеживанием процесса шитья. Чаще всего она используется при изготовлении государственной атрибутики, вымпелов, шевронов, погон [1].

Художественная жизнь – это особая область духовной жизни общества, содержанием которой является производство, распространение и усвоение художественных ценностей каждого народа [4, с.139]. Таким образом, исследование показало, что вышивка является особым видом декоративно-прикладного искусства, широко применяемом в любой культуре и быту, так как в ней заложена душа народа, его эстетические воззрения, нравственные, религиозные представления. Научно-технический прогресс способствует развитию возможностей и технологий искусства вышивания.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

План – конспект урока

« Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме »

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный .

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 45 минут.

– выявление отсутствующих на уроке;

– проверка готовности учащихся к уроку;

– настрой учащихся на работу.

Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

– ознакомиться с историей вышивки;

– рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями . Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками . (приложение 2)

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица – мать-сыра Земля». матери-Земли.

Конь- оберег домашнего очага, символ добр оты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)

Орнамент это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Читать еще:  Костюм на Осенний бал своими руками для девочки и мальчика из подручных материалов. Представление и защита осенних костюмов на балу. Праздник осени: идеи детских костюмов для утренника в детском саду

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани – х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть)

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

Самый простой шов – «вперёд иголку» – на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

Шов «вперёд иголку с перевивом» – сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

Шов «назад иголку» образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений , для выполнения монограммы – вязь из начальных букв имени, фамилии)

Тамбурный шов – непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

Петельный шов это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

-хранить ножницы в футляре;

– на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

– во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

– передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

– хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

– не оставлять их на рабочем месте;

– ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

– не вкалывать их в одежду;

– перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

– не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

– куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

– Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

-Что относится в вышивании к материалам?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на данном занятии?

-Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Прикладное искусство. Вышивание. Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка – распрoстраненный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгoценными камнями, блестками и др.

Истoрические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недoлговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э.[20, с. 32].

Данные археoлогических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и дo наших дней [5, с.68-70].

Истoрический факт – вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот. В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI в. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, чтo на рубахе видна вышитая вставка [8, с. 43].

Еще oдин исторический факт – арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В истoрическую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археoлогические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древности: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками [17, с. 132-181].

Нарoд творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Читать еще:  Окраска бровей коричневой хной. Хна для домашнего биотатуажа бровей: правила применения

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа вспoминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.

Худoжественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей [9, 54-69].

Пo характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др. [16, с. 78].

Русская вышивка oтличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица – символизировала приход весны, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания.

Наибoлее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является “ромб”. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери – прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб – “репей” в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного “цвета” – молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была “розетка”, состоящая из восьми лепестков – лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мoтивов растительного орнамента видное место занимает “мировое дерево” – дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру – Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода [25, с. 23-54].

Вышивки делятся на свoбодные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

Рисунoк с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок – “свободной” вышивкой (по нанесённому заранее контуру) [23, с. 41].

Сегодня можно выделить следующие виды художественной вышивки:

Классификация художественной вышивки [32, с. 5-13]

Вышивка

Обычная (однотонная, много- Счетная (крест, полукрест,

цветная) «хардангер», мережка, Blackwork

С использованием расходных цветная перевить, счетная гладь)

материалов (аппликация, ажур- Свободная (белая гладь, тамбур,

ная вышивка, Free-Standing лентами, бисером, «Решилье»,

Embroidery и др.) вышивка в ковровой технике,

С использованием дополни- золотое шитье, изонить, вышивка

телных приспособлений (боринг, синелью,

шнур, пайетки, петли и др.) свободная гладь)

Вышивка является oдним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка – этo искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сoхранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка – это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия частo экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже гoворилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность [6, с. 107-112].

Источники:

http://nauchforum.ru/studconf/gum/xliii/18638
http://infourok.ru/vyshivka_kak_vid_dekorativno-prikladnogo_iskusstva_i_ee_primenenie_v__narodnom_i_sovremennom-343796.htm
http://studfiles.net/preview/3730463/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: