Пример генограммы. Генеалогическое древо как основное средство психологического анализа семьи. Генограмма

Генограмма в семейной психотерапии

Генограмма – схематическое представление расширенной семьи (включает три поколения муж и жена, дети, родители). Метод генограммы широко используется в семейной терапии. Он позволяет выделить определенные важные структурные семейные элементы, семейные поведенческие шаблоны и стереотипы, которые определяют семейное поведение и жизнь семьи.

Для создания генограммы используется специальный язык символов, которыми отображаются люди, их семейные связи и отношения между ними. Приведу условные обозначения (я использовал программу GenoPro для рисования, вообще говоря, цвет совершенно не обязателен, можно все делать черным, рисуя на бумаге):

Рисуется генограмма для расширенной семьи (3 поколения). Допустим, обратились семья с поведением ребенка или с семейным конфликтом. Рисуются муж и жена, все дети от всех браков, все бывшие супруги и бабушки дедушки. Например: Обратилась Елена с плохим поведением дочери Виктории. Девочка плохо учится, не слушается, гуляет с мальчиками. Вот генограмма расширенной семьи:

На генограмме можно прочитать следующее: У Елены было два брака, сейчас она находится в отношения с еще одним мужчиной. Елена рождена вне брака. Отношений между отцом и матерью нет. С отцом Елена не общается. Она единственный ребенок у своей матери. Отношения с матерью сверхблизкие и конфликтные. Первый раз Елена, как и ее мать, стала строить отношения довольно рано. Муж был старше. Он вырос в полноценной семье, которая существует и здравствует до сих пор. У него есть младшая сестра, у сестры – своя семья, дети (на генограмме чтобы не перегружать не показано). Во втором браке Елена выбрала в мужья Александра, который, так же как и она, выросла в неполной семье со слитно-конфликтными отношениями с матерью. Отец неизвестен. Александр имел и имеет конфликтные отношения с Викторией, но хорошо относится к своему сыну. Виктория общается со своим папой, но более близка с бабушкой и дедушкой, родителями папы. Елена строит новые отношения с Виталием. Виталий снова единственный сын. Его родители, хоть и в браке, но конфликтуют. Виталий, как и предыдущий муж Елены, как и она сама, находится в слитно-конфликтных отношениях с матерью. Елена близка с детьми. С дочерью у нее слитно-конфликтные отношения, с сыном слияние. При этом новый мужчина Елены дистанцирован от ее детей.

Мюррей Боуэн автор метода генограммы и один из основоположников системной семейное психотерапии особо выделял в семейных системах две характеристики: уровень тревоги и уровень дифференциации. Уровень тревоги всегда присутствует в семейной системе и «передается» по наследству, как и уровень дифференциации, способность разделять интеллект и эмоции. Уровень дифференциации определяет психологическое здоровье семьи. Требуется повышать индивидуальный и семейный уровень дифференциации понимая и прорабатывая свои автоматические эмоциональные реакции, подчинение их интеллекту. Для снижения тревоги люди используют множество шаблонов и приемов поведения, которые так же проявляясь в родительских семьях, используются детьми. На примере генограммы виден низкий уровень дифференциазии (много слитных отношений). Для снижения уровня тревоги создаются «треугольники», т.е. в отношения включается третий, снижающий уровень тревоги. Часты такие шаблоны снижения тревоги, как разрывы отношений, дистанциирование.

В родительской семейной системе Елена не получала отцовского воспитания, отца не было совсем. Первый ее ранний брак можно трактовать как попытку, во-первых, триангулироваться (создать треугольник) с мужем, снимая тревогу слитно-конфликтных отношений с матерью, во-вторых, получить от него отцовскую заботу. Далее она выбирает мужчин по принципу подобия семейных систем. Они, как и Елена, выросли либо в неполных, либо в конфликтных семьях, единственные дети в семье. Свои отношения с ними она строит на слиянии, в котором легко развивается конфликт. Отношения Елены с Викторией напоминают ее отношения с матерью, но у Елены больше инструментов сделать их менее напряженными: она снимает тревогу конфликта с Викторией в отношениях с младшим сыном и Виталием. Тем не менее, происходит своеобразное выдавливание Виктории из семьи матери. Поведение Виктории вполне объясняется сложившимися эмоциональными отношениями, и шаблонами поведения семьи Елены и ее Матери. Можно сказать, что существует риск подобного поведения и для младшего ребенка, Ивана. Когда его слитные отношения с Еленой станут конфликтными (вероятность этого очень высока), так же начнется его выдавливание из семьи. Новые отношения Елены с Виталием, как видно на генограмме, не улучшают ее отношение с детьми.

Елене надо работать над уменьшением слияния и снижением конфликта со всеми окружающими ее близкими. Для изменения поведения Виктории нужно прекратить конфликт с ней, можно больше использовать ее отцовскую семью, учитывать ее при строительстве новой семьи.

При помощи генограммы можно прояснять очень многие моменты, в настоящем примере приведено далеко не все. Не затронуты вопросы порядка рождения детей, повторения одних и тех же болезней и травматических ситуаций, психологических проблем из поколения в поколение. Все это можно рассматривать используя такой инструмент как генограмму. Обращайтесь за семейной консультацией. Используя генограмму вашей семьи, мы сможем многое прояснить.

Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений

Составлять генограмму — увлекательное занятие и в то же время полезное для понимания своей жизни

Человек — лишь звено в цепочке поколений. Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт и силу рода.

Но если материальные ценности и опыт человек может заработать сам в течение своей жизни, то сила рода (составляющая личной силы человека) – это то, что получить невозможно больше нигде, кроме как в своей семье, помня и безоценочно принимая каждого своего предка.

Почитать и уважать предков, хранить память о них — раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. «Человек без роду и племени», «безродный» — так говорили в недалеком прошлом о людях, которые не знали своих предков, и определения эти содержали в себе скорее отрицательный оттенок. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания — генеалогия.

Генеалогия — наука о родственных связях

Генеалогия — это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Более того, на основе генеалогических исследований могут проводиться генетические исследования, выявляться генотипы. Тем самым, появляется возможность определить, от кого унаследована та или иная черта характера, творческий потенциал либо талант к чему-либо.

Для этого составляется родовое дерево или генограмма – это графическая запись информации о семье. Графическая схема может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам) и нисходящей (от Вас к предкам).

Можно составить генограмму хотя бы для того, чтобы определить, как звали ваших предков, кто они были и уже это будет очень полезно, но я предлагаю вам пойти дальше. Дело в том, что в генограмме, таятся огромные возможности познания себя. Да, именно так. Узнавая больше о своих предках, вы начнете лучше понимать себя, есть возможность увидеть источники своих проблем и, более того, скорректировать негативные послания и установки прошлого, которые, оказывается, влияют на нашу жизнь и судьбу. При таком подходе генограмма, ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Как составить генограмму.

Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами.

Читать еще:  Что делать если отчим пристает ко мне. Отчим пристает

У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод.

Дети изображаются по порядку рождения слева направо.

В системе семьи имеет значение каждый, принадлежащий к ней, даже мертворожденные дети или умершие в младенчестве, на генограмме они обозначаются перечеркнутым кругом или квадратом (в зависимости от пола). Располагаются на схеме они также в хронологическом порядке.

Разрывы, разводы, повторные браки и прочие условные обозначения отображаются на схеме так:

Во время составления генограммы вы будете узнавать много новой информации. Для удобства ее отображения и хранения полезно заводить на каждого члена семьи генеалогическую карточку. В нее можно занести следующую информацию:

  1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
  2. Имя отчество (если менялись, указать, какие были).
  3. Дата и место рождения.
  4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать также местонахождение могилы).
  5. Национальность.
  6. ФИО отца.
  7. ФИО матери.
  8. Место или места жительства (с указанием дат).
  9. Имена и даты рождения братьев и сестер.
  10. Образование, что закончил.
  11. Место (места) работы, службы, должности.
  12. Участие в войнах (где, каких).
  13. Награды, звания.
  14. ФИО жены/мужа.
  15. ФИО детей, их даты рождения.
  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917г).
  17. Хобби.
  18. Дополнительная информация: как описывали человека, характер, поступки, отношения.
  19. Источники информации: документы, письма, фотографии, воспоминания, интервьюирование.
  20. Дата заполнения.

Эту карточку можно постоянно дополнять новой информацией, которая будет появляться. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.

Семь измерений генограммы.

Анализ генограммы можно провести по семи разным направлениям, каждое из которых будет полезно по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное дерево (кто от кого произошел).

Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

2. Медицинские сведения.

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны.

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: “Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений (как члены вашей семьи относятся друг к другу)

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи.

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом

6. Семейные верования, ценности.

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований — начало выравнивания их с вашим потенциалом.

7. Общество и ваша семья.

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Какими источниками информации вы можете пользоваться в своей работе.

1. Родственники. Одно важное предупреждение. Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю.

2. Архивные данные: фотографии, метрики, дипломы, письма, грамоты и т.д.

Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.

Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни — это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.

Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца. Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье? Чем вызвана такая ситуация?

Все это — примеры вопросов, они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.

Что можно выяснить из генограммы.

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности — допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин — «патриархов». Хороший материал для изучения и введения в генограмму — семейные традиции.

Читать еще:  Ребенку 1 месяц не можем купаться спокойно. Малыш не любит купаться, что делать? Что делать, если ребенок не любит купаться

Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Поминовение наших родных о здравии, об упокоении.

Полезно составить Календарь памятных семейных дат. В Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события. Постоянное поминовение наших родных о здравии, об упокоении – самым положительном образом повлияет на нашу жизнь, на нашу судьбу. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой.

Генограмму нужно дополнить до седьмого колена. Всего в вашем родовом дереве будет 126 человек (ваших прямых предков). Нарисовав свое родовое дерево, вы имеете возможность коснуться своей мыслью каждого из 126 ваших предков, помолиться за них, обратиться за наставлениями, помощью и поддержкой.

Пример генограммы. Генеалогическое древо как основное средство психологического анализа семьи. Генограмма

Генограмма – история твоего Рода

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе – один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода».

Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным. Если он не получает любовь и силу Рода в достаточной степени, то он не может передать эту силу дальше – своим детям. Именно поэтому, в семьях аристократов почитается за честь глубокое знание своей семейной истории – родословной. Знание своих корней, знание и почитание каждого предка придает потомкам особый ресурс – жизненную силу – любовь рода.

Ребенок рождается на свет благодаря своим родителям – маме и папе. В нем соединяются два огромных рода – род матери и род отца. И в случае, если ребенок принимает и уважает своих родителей, он получает сто процентов силы своего рода. Если же кто-то из родителей по каким то причинам оказывается не принят ребенком, то ребенок тем самым лишается половины жизненной силы – силы своего Рода. Если ребенок не принимает отца, то он лишен 50% мужской силы, а если не принимает мать – то 50% женской силы. И, вследствие этого, прерывается поток любви, и у человека могут возникать те или иные жизненные проблемы и затруднения.

Родители дают ребенку самое ценное – его жизнь. Свою жизнь этот конкретный реьенок не мог бы получить никаким иным образом при других обстоятельствах ни от кого другого. Даже если бы кто-то из родителей был немного другой, то родился бы кто то очень похожий на него, но это был бы уже не он, а совсем другой ребенок! Глубинное осознание этого факта обычно помогает человеку принять своих родителей.

Для того, чтобы восстановить прерванный поток любви рода и обрести радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему Роду, своему «родовому дереву» эффективно используется метод семейной расстановки по Хеллингеру.

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается. Эти законы одинаковы для всех семейных систем. Берт Хеллингер назвал их «порядками любви».

Один из законов семейной системы – «порядок принадлежности». Каждый член системы имеет право на принадлежность к ней. Никто не должен быть исключен, независимо от его поступков, жизненных принципов и т.п. Никто не забыт. Система одинаково помнит всех, кто к ней принадлежит (или принадлежал), и четко определяет место каждого. Каждый важен для системы – без него не родились бы его дети и все в роду было бы по-другому.

Если кто-то из членов системы по каким-то причинам был исключен из нее – забыт, очернён или сознательно вычеркнут, то кто-либо из потомков этой семейной системы может повторять его судьбу, нести его чувства, жить его жизнью – замешать исключенного человека, даже если это произойдёт спустя несколько поколений. Это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу. Любая система стремится к равновесию и выживанию.

В семейной системе незавершенные процессы прошлого неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Это работает закон уравновешивания системы, подчиняясь которому потомки должны завершить дела, незавершенные их предками: «доделать», «догоревать», «прожить» что-то и за кого-то. Если в семье кто-либо был забыт и лишен своего права принадлежности системе (пропавший без вести дедушка, абортированный ребенок, репрессированный или убитый родственник), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет «переплетение», проекция или замещение судеб – т.е. кто-то из ныне живущих потомков исключенного будет связан («переплетен») с ним и его судьбой. При этом, он сам может иметь тяжелую судьбу, с трудом осознавать свое «Я», свои действия, свои потребности и желания (следствие – неадекватное поведение), жить за другого, есть за другого (следствие – избыточный вес), работать за другого (следствие – гиперактивность, трудоголизм).

Таким образом, ничего не подозревающий потомок оказывается в переплетении с судьбами своих предков, о которых он скорее всего ничего не знает. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает чужие жизненные задачи.

Для решения этой проблемы необходимо восстановить право принадлежности к семье исключенных из нее членов – т.е. снова принять их в систему, восстановив, тем самым, целостность, порядок, гармонию и поток любви.

Работать с семейной историей позволяет генограмма – графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи в нескольких поколениях. Иногда генограмму называют «геносоциограмма». Ее составление и исследование является одним из методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений (семейной психотерапии).

Генограмма является увлекательным методом познания себя через историю своей семьи. Она позволяет наладить контакт со своими предками, увидеть и осознать свою позицию в системе. При составлении генограммы может обнаружиться какой-либо исключенный из системы или забытый предок. Построение контакта с ним позволит избежать переплетений для потомков.

Составление генограммы основано на знании клиентом семейной системы – своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками.

Читать еще:  Семейное дерево шаблон для фотошопа сделать онлайн. Как составить генеалогическое древо семьи. Сервисы и программы, помогающие составить родословное древо семьи

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты. К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы – например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

(* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды. Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты). Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги – у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания. К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы. Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец – предок.

Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках – поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок.

Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.

С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:

Семейное (генеалогическое) дерево.

Генеалогическое древо показывает, кто от кого произошел.

Возможно, вас удивит тот факт, что если взять от вас 7 поколений вверх, беря в расчет только прямых предков – родителей и их родителей, без учета их братьев и сестер, то на генограмме получится 127 человек.

Не волнуйтесь, если вы по какой-то причине не знаете кого-то из них. Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей – круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии – например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны.

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие – страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.

Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди.

Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.»

Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений.

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу.

Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.»

Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.
Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи.

Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается.

Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности.

Хотите Вы того, или нет – члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество.
Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.


Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода – близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкоректировать.

Что делать с полученной генограммой?

Можно пригласить профессионального художника, который красиво изобразит ваше родословное дерево на бумаге, или холсте. Получившаяся картина должна занять достойное почетное место в вашем жилище.

Встречайтесь со своими родственниками, беседуйте о своих предках, обсуждайте историю своей семьи. И, со временем, Вы составите собственную генограмму. И это особое знание придаст Вам гордость, уверенность в себе и силу своего Рода.

Источники:

http://www.b17.ru/article/70680/
http://1vc0.ru/nauka/psyhology/genogramma-kak-metod-analiza-korrekcii-i-profilaktiki-semejnyx-otnoshenij.html
http://www.therapy.by/therapy/genogramma

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: