Проект по духовно-нравственному воспитанию моя семья”. Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию”

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

п. Шумный Вяземского района

по духовно-нравственному воспитанию в номинации

«Времен связующая нить»

Место и год разработки:

МБОУ ООШ п. Шумный

«Юные чада нашего народа должны стать подлинными

наследниками лучших традиций своих предков»

Московский и всея Руси Алексий II

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей «Наше наследие», направленное на восстановление семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

Основания для разработки

Основанием для разработки Проекта являются Приоритетный национальный проект в сфере образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2годы» в котором объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей.

– учитель математики МБОУ ООШ п. Шумный

Целевая группа проекта

Учащиеся, родители, педагоги МБОУ ООШ п. Шумный

Сроки реализации проекта

Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в социализации, передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению. Современные процессы развития общества привели к переходу от многопоколенной семьи к семье однопоколенной. В результате в семье, а значит и в обществе, разрушается преемственность поколений, утрачиваются семейные традиции, а новые в силу различных причин либо не создаются, либо поддерживаются только в рамках одного поколения. С каждым новым поколением утрачиваются ценности семьи, снижается авторитет старшего поколения, забываются семейные традиции, обычаи, обряды. А между тем, семейные традиции – это одно из оптимальных решений, способствующих духовно – нравственному развитию общества. В современном обществе развивается стремление передать ответственность за воспитание детей другим социальным институтам (особенно школам), снижается роль мужчины в семье. В современной семье педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Отсутствие знания истории родной семьи, семейных традиций ведут к отсутствию интереса к истории русской культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно – какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности – семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Оглянувшись на опыт прошлых поколений, можно увидеть большие дружные семьи, где люди вместе работают, отдыхают, обедают за одним столом, отмечают праздники, уважают друг друга и чтят старших. В то время было много традиций и не было тех проблем, которые гнетут современные семьи сегодня. Семья – это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Идея проекта «Времен связующая нить» нашла свое отражение в концепции программы духовно-нравственного воспитания учащихся, что подтверждает значимость планируемых мероприятий

Способствовать созданию условий по укреплению семей на основе взаимопонимания, уважения и помощи, преемственности семейных традиций.

Создать условия для возрастания интереса у подрастающего поколения к истории своей семьи, помочь ощутить общность со старшими поколениями, познать истоки своего характера, темперамента, интеллекта, профессиональных пристрастий, развить свои творческие способности.

Читать еще:  Как влюбить в себя друга, или дружба фундамент для любви. Как выйти из френдзоны и влюбить в себя друга

1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.

3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителями и родителями.

4) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

5) Формировать потребность детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

6) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Проблемы, на решение которых направлен проект

    Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций. Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории. Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.

Деятельность по разработке, планированию, реализации проекта предполагает следующие этапы:
1 этап – организационный

1. Проведение диагностики, направленной на выявление отношения учащихся, родителей, педагогов к семейным традициям и ценностям.

2. Оформление концепции проекта и поиск партнеров, заинтересованных в реализации проекта.

3. Информирование целевой аудитории о проекте.

4. Проведение инструктивных встреч с заявившимися участниками проекта

Реализация основных мероприятий проекта.

Подготовка отчета о реализации проекта, планирование дальнейших перспектив развития проекта

Новизна: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно – нравственному воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

    Формирование положительных взаимоотношений между ребенком и близкими ему людьми, проявление интереса к своей семье, ее прошлому и настоящему. Проявление детьми желания быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции. Проявление эмоционально – положительного отношения к своей семье, гордости за свою семью, бережного отношения к семейным реликвиям. Возникновение желания реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, экспонатов для семейного музея).

Проект состоит из трех блоков (по желанию разработчиков проекта количество блоков может изменяться)

Блок 1. « Мои корни».

Воспитание чувства любви гордости за свою семью.

Развитие интереса к истории семьи.

Формирование положительного интереса и уважения к семьям одноклассников.

Поиск, составление родословной, создание и защита герба своей семьи. Определение своего места в цепочке жизни и истории семьи. На поисковую работу отводится некоторый промежуток времени, за который учащиеся должны опросить своих родителей, дедушек и бабушек о своих предках.

Защита проекта родословной назначается на свободный выходной день с приглашением своих родителей. Дети демонстрируют свои «Древа жизни», которые представлены разнообразием форм и видов. Главное отметить, какое место отведено тебе и какая ответственность ложится на твои плечи, чтобы это древо не погибло, и ветвь не оборвалась. Выявляется традиционный уклад, любимые имена, интересные факты жизни,

Блок 2. « Загляни в семейный альбом». История семьи в документах и фотографиях.

Оформите в виде мультимедийного альбома MS Power Point результаты своих исследований.

развитие навыков поисковой деятельности

формирование интереса к семейным традициям.

поисковая и архивная деятельность. Работа с семейными и архивными документами.

опрос и беседы со своими старшими родственниками.

Читать еще:  Ребенок постоянно сосет грудь. Ребенок постоянно просит грудь

Блок 3. «Семейный сундук». История вещи – это история семьи.

Оформите в виде мультимедийного альбома MS Power Point результаты своих исследований.

формирование положительного интереса к увлечению родителей и близких людей.

привитие интереса к здоровому образу жизни. Досуг в семье и семейные увлечения.

конкурс семейных рецептов.

смотр семейных реликвий.

конкурс рассказов о семейных увлечениях и хобби.

презентация семейных реликвий.

конкурс рассказ о семейных увлечениях и хобби. Увлечения совершенно разные, но интересы могут объединять членов семьи. Интересы помогают разным поколениям лучше понимать друг друга. Фото, марки, дача, чтение и прочее интересы призваны сблизить членов семьи и утвердить традиции здорового образа жизни.

Методы реализации проекта.

ü анкетирование, диагностика;

ü беседы, интервью;

ü практические занятия, тренинги;

ü коллективные творческие вечера;

ü конкурсы и игровые программы;

Мероприятия по реализации проекта:

Проект по духовно нравственному воспитанию азбука добра. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

Согласовано Утверждено старший воспитатель МДОУ №12» Радуга» заведующий МДОУ №12 » Радуга» __________________Устинова Л.А ____________________ Кожина Е.С.

по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

2018-2018 учебный год

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

Актуальность проекта. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – также в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека. В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость синтеза государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России. Элементы православной культуры стали особенно популярным направлением в современном образовании в силу своего огромного воспитывающего и развиваю­щего потенциала, высоких духовно-нравственных и гражданских ориентиров, пер­спективных и созидательных для развития отечественной культуры. Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Но для педагогических работников важным вопросом является определение цели и содержания духовно-нравственного воспитания современных дошкольников. Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; система базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе. Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан важным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения).Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не использованием педагогического потенциала театрализованной деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и потребностям дошкольников.

Читать еще:  Тетрациклиновая мазь для тату. Особенности ухода за татуировкой и выбора одежды. Видео как ухаживать за татуировкой после нанесения

Формировать духовно-нравственного качества дошкольников, которые будут способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника, формирование у воспитанников высокого нравственного и патриотического сознания.

Образовательные задачи: 1.Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей. 2. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края, через театр, игру, сказку. 3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения. 4. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи. 5. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). 6. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

Развивающие задачи: 1. Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств. 2. Развивать у детей чувства: стыда, совести, прощения, примирения, милосердия, честности, доброты, любви.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, природе, святыням, фольклору, традициям русского народа. 3. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым. 4. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различию добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Работа с родителями: Беседы по основам духовности народа и традиции уклада жизни, а также с особенностях подготовки и проведения праздничных дней. – Участие родителей в православных праздниках: ” Святки”, ” Зимние посиделки” – Консультация для родителей: ” Гендерный подход в воспитании нравственной личности дошкольника” -Консультация для родителей: « Духовно-нравственное развитие личности ребенка» -Анкетирование родителей по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – Участие в акции: ” Покормите птиц зимой” (изготовление кормушек)

Подготовительный этап: – изучить педагогическую литературу по данному направлению; – изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта; – разработать основные методические материалы и изготовление пособий, развивающей среды группы;

Основной этап: – тематические беседы, консультации для родителей, – интегрированные НОД, развлечения, игры, акции, экскурсии.

Ожидаемый результат: Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах нравственно- духовного воспитания дошкольников. – Возрастет уровень знаний у детей, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств); интерес родителей к духовной жизни. – Дети постараются быть отзывчивыми, применяя свои знания о нравственных нормах в жизни, в окружающем мире, природе. – Повысится их духовно-нравственный потенциал.

Источники:

http://pandia.ru/text/78/270/77156.php
http://minikar.ru/zdorove/proekt-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-azbuka-dobra-proekt/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: