Процесс социализации ребенка в семье. Семейная социализация

Процесс социализации ребенка в семье. Семейная социализация

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей – потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности.

Стадии социализации можно разделить:

  • 1. собственносемейная (от рождения до 1 года) – включает два подуровня: субъект-объектный (первые полгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке), субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастную активность по освоению окружающего мира);
  • 2. смешанная или полиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) – когда идет сочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов. Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Содержанием семейной социализации выступает социальный опыт, в который выделяют такие компоненты как: отношение к миру живой природы, отношение к миру неживой природы, отношение к миру людей, отношение к себе.

Факторы семейной социализации:

  • 1. Внешние (государство, религия, образование, производства, природно-климатические условия, национально-территориальные и нравственные условия);
  • 2. Внутренние (культурный, образовательный и материальный уровни семьи, техника, жилищные условия, внутрисемейные отношения).

Средства семейной социализации:

  • 1. Природные (наличие домашних животных, растений, приусадебного участка или дачи);
  • 2. Технические (интерьер дома, его техническая оснащенность, наличие библиотеки, оснащенность и обустроенность детской игровой площадки во дворе или на приусадебном участке, детского уголка в доме);
  • 3. Символические (традиции, обычаи, обряды).

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии.

Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

  • 1. элементарная или первичная социализация ребенка;
  • 2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;
  • 3. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

  • 1. в качестве трудоспособного члена общества;
  • 2. в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Здесь можно сказать, что если в семье не совсем благоприятный климат (постоянные ссоры родителей, занятость родителей и т.д.), то ребенку сложно находиться в такой семье, а, следовательно, он хочет быстрее вырасти, не воспринимает родителей как идеал семьи, делает вывод, что и в его будущей семье будет тоже также. Социализация ребенка принимает отрицательный характер.

Из всего вышесказанного можно отметить, что родительство выступает как социокультурный феномен. Родители – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода.

Каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Оценивание потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать следующие факторы.

  • 1. Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.
  • 2. Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
  • 3. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.
  • 4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данном историческом периоде.
  • 5. Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторские механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект, встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.

Ценный источник о родительской социализации – опыт так называемых неполных семей (семей с одним родителем), число которых быстро растет.

То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка.

Более негативно влияют на развитие ребенка разводы. Разрыв родителей сильно влияет на детскую психику, особенно в раннем детстве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все, что происходит в семье, ребенок принимает на свой счет, на свою жизнь. От семьи, от мамы и папы зависит то, каким будет их чадо.

Ребенок как губка впитывает все то, что происходит вокруг и необходимо ответственно подходить к работе с ним как дома, так и вне его стен. Родители, при возникновении первых же проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанности на воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действовать совместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместная работа может привести к положительным результатам.

Важно также не оставлять ребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть свои способности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал, что он не один, что он нужен.

Семейная социализация – первый и важный вид социализации в жизни ребенка. Поэтому важно, чтоб семья была благополучной, полной, бесконфликтной и состоялась в обществе.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

1) социализация – очень нужный для человека процесс, без нее ни один человек не может существовать, вернее, существовать он сможет, а вот жить и нормально развиваться он не сможет.

Человек рождается как существо биологическое (с первичными рефлексами привычками животных) и он таким бы и остался не появись на свете такого величайшего и могущественного феномена как общество. Общество или социум помогло человеку стать существом социальным, именно в обществе человек приобретал новые качества, привычка, новые рефлексы и т.д. Именно этот процесс (становление личности в общество, приобретение новых качеств, форм поведения) вскоре назовут «социализацией» человека.

2) немало важно вхождение человека в общество, а когда, как не в младшем школьном возрасте, говорить об этом настолько серьезно, чтоб это дошло до детского разума?! Младший школьник уже в большей мере осознает свою принадлежность к обществу, в котором находиться, нежели дошкольники, хотя и многому ему предстоит научиться. И вот здесь (в первых классах школы) и будет видно, как ребенка подготовили к этой, уже можно сказать взрослой жизни его родители.

Читать еще:  Что делать, если ушла жена. Что делать, если жена ушла к другому мужчине

Семья в социализации ребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовит ребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какое время – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь».

Своеобразие социализации детей в разных типах семей.

Тема 3: «Сущность и своеобразие процесса социализации ребенка в семье»

Сущность процесса социализации ребенка в семье.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. И в дошкольном возрасте, на стадии ранней социализации, все исследователи указывают на ведущую роль семьи. Первичную информацию об окружающем мире ребенок получает именно в семье. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения.

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания, например, у детей – сирот и детей, воспитывающихся в интернатах, приводит к значительным затруднениям в их социализации.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Семейная гармония и взаимопонимание между супругами напрямую влияет на восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей, где образцом будут семейные отношения отца и матери.

Самую первую информацию об окружающем мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать и являются первыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и тот факт, насколько она будет успешной, зависит только от самих родителей, от их чуткости, терпения, грамотности, нравственности и образованности.

Своеобразие социализации детей в разных типах семей.

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Напомним, что под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В целом проблема отца, его влияния – одна из ключевых в семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения с отцом, либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком, лишают детей, особенно мальчиков, необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек. Отсутствие в семье отца, как мужчины является важной предпосылкой отклонений в личностного развития ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

▪ демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

▪ обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,

▪ замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;

▪ быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.

Дети из неблагополучных и неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем в виде нарушений отношений с окружающими. У детей из таких семей наблюдается эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила собственного Я, пассивность, робость, пугливость, нерешительность или агрессивность, конфликтность. Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога – содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Процесс социализации ребенка в семье

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, получить качественное правовое воспитание, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами [Бабенко, 2005, с. 104]. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.

Читать еще:  Вязаные игрушки амигуруми новинки. Амигуруми для начинающих. Вязание крючком игрушек со схемами и описанием работы

Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов. В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально – психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала – бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Семья – естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению [Реан, 2000, с. 31].

  • 1. Методы вскармливания младенцев и ухода за ними;
  • 2. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций;
  • 3. Последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [Реан, 2000, c.4].

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Читать еще:  Самые необычные платья мира. Необычные платья из подручных материалов. Платье из банок. Наряд из заданий по математике

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию “полная – неполная семья”. В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция-недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция-чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция-недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание “в культе болезни” – болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений – срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности-на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей – по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно, как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности – отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек- на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” – и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек – друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А. Реан, М.Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Источники:

http://studwood.ru/615623/psihologiya/semeynaya_sotsializatsiya
http://studopedia.ru/19_292626_svoeobrazie-sotsializatsii-detey-v-raznih-tipah-semey.html
http://m.studwood.ru/620622/sotsiologiya/protsess_sotsializatsii_rebenka_seme

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: