Пустая грудь мать давала психология. Длительность грудного вскармливания с точки зрения психологии детского развития. Как психология оценивает значение кормления грудью для ребенка

5 фактов о бонусах лактации

Рассказываем, какую роль играет кормление грудью в профилактике смертельных болезней, и развеиваем несколько мифов об ограничениях во время лактации.

Итак, с помощью ГВ можно.

. уменьшить вероятность в будущем заболеть потенциально смертельными болезням

Грудное вскармливание снижает риски развития у мамы сердечно-сосудистых болезней.

Женщины, которые кормили грудью около 12 месяцев и больше (суммарно после всех беременностей), имеют меньший риск артериальной гипертензии, гиперлипидемии в дальнейшей жизни, чем женщины, которые не кормили.

Каждые дополнительные полгода грудного вскармливания после 24 месяцев лактации уменьшают риск болезней сердца на 3-4%.

Причины таких «бонусов» ГВ до конца не ясны. Уменьшение риска может быть связано с тем, что кормящие грудью женщины в целом ведут более здоровый образ жизни.

Кроме того, грудное вскармливание довольно энергозатратно — требует примерно на 500 ккал в день больше. ГВ как бы перенастраивает метаболизм женского организма, помогая сбросить накопленные килограммы, улучшает чувствительность к инсулину и липидный обмен.

Эти причины, возможно, ответственны и за другое важное преимущество грудного вскармливания — снижение риска диабета 2 типа.

Так, исследование с участием 1238 женщин показало, что грудное вскармливание в течение полугода уменьшает риск на 25%, года и более — на 47%.

Во время беременности у будущей матери может развиться гестационный сахарный диабет, после которого шансы заболеть диабетом 2 типа увеличиваются. Грудное вскармливание способно снижать эту неприятную вероятность.

Лактация также уменьшает вероятность развития рака молочной железы и яичников.

Каждый новый год грудного вскармливания снижает риск рака груди на 4%. У носительниц мутации BRCA1, ответственной за наследственную предрасположенность к раку молочной железы и яичников, 12 месяцев лактации сокращают риск рака груди на 37%. У женщин, которые не кормили грудью, вероятность развития рака яичников выше на 32%.

Есть несколько объяснений — почему так происходит. Во-первых, во время лактации в тканях молочных желез происходят значительные перестройки, которые остаются и после завершения ГВ и повышают сопротивляемость клеток предраковым изменениям. Во-вторых, во время лактации снижается уровень гормонов, ассоциированных с риском развития рака молочной железы, например, эстрогена.

Во время ГВ можно.

. принимать лекарства, если есть реальная необходимость, и лечение грамотно подобрано

Грудное вскармливание совместимо с большим количеством лекарств. Прекращение ГВ на фоне приема медикаментов нужно только в некоторых случаях. Например, при химио или радиотерапии, лечении ретиноидами, приеме некоторых психотропных препаратов.

Прежде, чем назначить лекарство кормящей женщине, врач оценивает баланс пользы и вреда: потребность матери в этом средстве, его влияние на выработку молока, количество препарата, выделяемого с грудным молоком, потенциальное воздействие на ребенка, возраст малыша. Совместимость медикаментов и лактации можно посмотреть, например, здесь или здесь.

Лекарства лучше принимать сразу после кормления или перед самым длительным сном ребенка — в этих случаях в грудном молоке будет меньшее количество лекарственного средства, остальное организм уже успеет вывести.

В любом случае, перед тем, как применять любые медикаменты, нужно проконсультироваться с врачом.

… есть все (почти)

Универсальной диеты для кормящей матери не существует.

Женщине во время лактации, как и всем остальным людям, полезен разнообразный и сбалансированный рацион: 5 порций овощей и фруктов в день, включая свежие, замороженные, консервированные и сушеные, медленные углеводы — хлеб и макароны из цельнозерновой муки, картошка, рис бобовые, источники белка — нежирное мясо, мясо птицы, рыба, яйца, орехи, молоко и сыр.

Из напитков стоит отдавать предпочтение воде, но нет запрета на напитки, содержащие кофеин, такие как кофе и чай. Однако кофеин проникает в грудное молоко, что в некоторых случаях может вызывать беспокойство ребенка, нарушения сна. Из-за этого большинство источников рекомендуют ограничить потребление кофеинсодержащих напитков 200 мг в день.

Нет доказательств, что пищевые ограничения во время лактации уберегут малыша от пищевой аллергии, астмы, атопического дерматита в будущем. Напротив, есть данные, что 3-4 месяца грудного вскармливания снижают частоту возникновения экземы в первые 2 года жизни.

То есть заранее «выбрасывать» целые пищевые группы из своего рациона не стоит. Бывает, что какой-то съеденный продукт может вызвать негативную реакцию, вроде сыпи, прожилок крови в стуле.

Вычислить «виновника» помогут ведение пищевого дневника, временное исключение «подозреваемых» продуктов из рациона и консультация с педиатром.

Keep calm and breastfeed!

Благодарим за помощь в подготовке текста Полину Лыкову, специалиста по грудному вскармливанию с международным сертификатом (IBCLC), консультанта-наставника АКЕВ.

Психологические аспекты грудного вскармливания

«Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. — М.: Агар, 2000 — с.183

Авторы: Фатеева Е.М., Коваленко Н.П.

Психологические аспекты грудного вскармливания

ГУ НИИ Питания РАМН (Москва) Ассоциация перинатальной психологии и медицины (Санкт-Петербург)

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли неблагоприятные демографические сдвиги, характеризующиеся сокращением количества населения, в том числе детского и ухудшением их здоровья. Снижается распространенность и продолжительность грудного вскармливания. В этих условиях особое значение приобретает здоровье новорожденных, прямо зависящего от соматического, психического, репродуктивного здоровья родителей и полноценного естественного вскармливания младенца на 1-ом году жизни. Становится очевидным, что для акушерства, неонатологии в XXI веке необходим выход на новый методический уровень, использующий в профилактических программах достижения смежных дисциплин: физиологии, нутрициологии, психологии, в частности, перинатальной психологии.

В отечественной литературе серьезных работ о значении перинатальной психологии пока недостаточно. В то же время еще в 1971 году в Вене ученик 3. Фрейда — Д. Грабен организовал общество по перинатальной психологии.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

Известно, что во время беременности психика женщины весьма изменчива и нередко с негативными проявлениями, что отрицательно сказывается на состоянии самой женщины и ее развивающегося плода, процесса родов и лактационной функции (Фатеева Е.М., Чокырла Л.Ф., Шищепко В.М., Нарцисов Р.П. и др., 1990).

Читать еще:  Сложные снежинки крючком схемы с описанием. Вязание крючком снежинок

Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, удалось снять на кинопленку (Нельсон Л., цитировано по Брусиловскому А.И., 1994). Зафиксирована необычайно «насыщенная» жизнь плода в утробе матери. Кадры фильма отразили реакцию пятимесячного плода на изменения, происходящие в организме беременной. Плод совершает судорожные движения, у него учащается сердцебиение, если она волнуется или испытывает эмоциональный стресс. Стресс нередко сопровождается токсикозом первой половины беременности (42,26%) (Меерсон Ф.З., 1981), ранним развитием гестозов (45,45%). На этом фоне формируется хроническая плацентарная недостаточность. В результате в 76% случаев младенцы рождаются в состоянии гипоксии различной степени тяжести, в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия.

Беременность у женщины с маркерами эмоционального стресса в 73,43% заканчивается срочными родами, в 16,63% случаев преждевременными родами и 10,86% выкидышами, что свидетельствует о нарушении родовой доминанты.

Следует отметить также, что в обществе в современных условиях стремительно меняются взгляды на «модель материнства», сложившиеся в течение десятков тысяч лет. Обеспечение материнских функций, начиная с беременности, родов, ухода за новорожденным, его вскармливания и далее, требует пребывания в особо напряженном состоянии не всегда приемлемым для современной женщины, стремящейся к независимости, профессиональной карьере, свободе. Нередко в воспитании ребенка мать не имеет достойных помощников. Со­временная статистика констатирует увеличение процента незарегистрированных браков; увеличение числа разводов. Реалии настоящего времени — это неполная семья.

Ситуация в современном европейско-американском обществе может быть квалифицированакак потеря пути к «модели материнства». Настоящее время характеризуется нали­чием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства» (Филиппова Г.Г., 2002). Положение усугубляется разрывом связей между поколениями, потерей традиционных форм опыта материнско-детского взаимодействия. Кроме того, уменьшение количества детей в семье способствует тому же. Возникает потребность в повышении матерями родительской компетенции. Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи. В 1992 году А. Бертин выделила фактор качества эмоциональной связи, существующей между плодом и беременной. Эта связь начинается с появления тактильной чувствительности. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки матери. Установление связи с плодом на чувствительно-эмоциональном уровне — гаптономия (контакт через прикосновение) очень важны стимуляции развития плода.

В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992).Это направление еще не внедрено в государственную систему ЛПУ родовспоможения и детства, однако уже имеются некоторые предварительные положительные результаты использования программ перинатальной психологии в дородовой подготовке (Коваленко Н.П., 2001). Успешность течения беременности, родов, благополучная ситуация с грудным вскармливанием достигает в этих случаях 80–90% (Девятых И.Л., 2002), что намного превышает средние показатели (Филиппова Г.Г., 2002).

В программы перинатальной психологии для беременных женщин включены тренинговые занятия и сеансы релаксации с использованием музыки, цветотерапии, различных типов дыхания, визуализации и других методов. При этом оценивается ситуативная и личная тревожность по шкале Ч.Д. Спилбергера, психофизическое состояние по методике САН (самочувствие, активность, настроение), уровень самооценкитревожности. Проводится анализ медицинских карт, медико-психологических опросников (Чичерина Н.А., 2002).

Работа психолога направлена на позитивное подкрепление эмоционального настроя и мыслительной деятельности беременной женщины, что оказывает воздействие и на плод. Занятия групповые или индивидуальные проводятся, начиная с 2-х — 3-х месяцев беременности в течение 2-х месяцев с повторением ближе к родам, начиная с 6–7 месяцев. Акцентируется положительное отношение к беременности. Выясняются индивидуальные проблемы: тревожность, страх, боль, печаль, эмоциональные расстройства, депрессия.

Применяются следующие методы: телесноориентированная, дыхательная терапия, голосение, пение (включающие грудной резонатор, исполнение колыбельной, родовой песен), спонтанные движения, пластика под определенную музыку; индивидуальная релаксация под музыку; арттерапия (проводится два раза — в середине цикла и ближе к родам); голосотерапия (прозвучивание тела до получения обезболивающего эффекта), музыкотерапия, эргонатика; навыки разрядки напряжения (Чичерина Н.А., 2002). Телесноориентированная терапия, способствует адаптации к изменению тела во время беременности, обучает воспринимать это изменение не как «тяжесть», а как увеличение «силы».

Телесноориентированные подходы используются и для развития «доминанты лактации»: стимулируется культура прикосновений к груди в сочетании с взаимодействием мысленно с внутриутробным ребенком.

Таким образом, задачами перинатальной психологии являются помощь в формировании благоприятных эмоциональных условий для развития плода, в создании устойчивых позитивных установок по отношению к родам. Также важной задачей перинатальной психологии является поддержка женщины в процессе реализации роли матери (акцентирование на функции кормления для подкрепления доминанты вскармливания). Это является залогом формирования ресурсной связи в диаде мать-дитя (Фатеева Е.М., Царьгородская Т.В.,2000).

Преемственная работа психолога, акушера, неонатолога, педиатра на уровне ЛПУ родовспоможения и детства должна способствовать оздоровлению младенца и его матери. (Елкина Ю.П., Фатеева Е.М., Конь И.Я. и др., 1999).

В 1930 году академик А.А. Ухтомский сформулировал «принцип доминанты» как господствующий очаг возбуждения в ЦНС, тормозящий другие. В 1960 году профессор И.А. Аршавский, изучая изменения, которые происходят в сознании женщины во время беременности и при рождении младенца, высказал мнение, что эффект этих этапов развития зависит от сформированности у женщины доминанты, обеспечивающей способность сосредоточить в нужном направлении физиологические и нервно-психиатрические процессы. Именно И.А. Аршавский предложил термин «материнская доминанта». Она включает в себя последова­тельно сменяющиеся «доминанты»: беременности, родов и вскармливания. Это состояние, когда женщина в данный период своей жизни всецело сосредоточена на благополучном выполнении своего высокого предназначения — материнства (Баженова О.В., Баз Л.Л., Копылов О.Л.,1993).

В 2001 году в Санкт-Петербурге впервые проведены исследования, которые подтверждают коррелятивную зависимость между показателями «доминанты беременности»: положительной эмоциональной настроенности на вынашивание, роды; запланированностью беременности, психологическим настроем на материнство — и «реальным вскармливанием грудью» (Коваленко Н.П., 2001). Фактически проведенное исследование позволило отметить, что чем выраженнее настрой беременной на кормление ребенка грудью — «доминанта лактации», тем больше она кормит ребенка в реальности. Нормальные роды увеличивают желание матери кормить грудью (Коваленко-Маджуга Н.П., 1999). Были использованы специально разработанные методы исследования: сбор информации из анамнезов, анкет, бесед. Полное исследование имело характер лонгитюда. Под наблюдением было 138 женщин в возрасте от 19 до 35 лет во время беременности, родов, по выписке из роддома. Для углубления понимания психических и психологических особенностей беременных и рожениц было проведено детальное изучение формирования доминант беременности, родов, вскармливания и взаимосвязи между ними.

Читать еще:  Лунный камень: главное свойство – таинственная красота! Какому знаку зодиака подходят украшения с лунным камнем

Анализ анкетных данных беременных женщин выявил, что 72% женщин данной выборки планировали рождение ребенка. Примерно 52% имели сформированную доминанту беременности. Доминанта родов — большинство обследуемых женщин (75%) выражали направленность на успешное родоразрешение, рождение здорового ребенка. Доминанта вскармливания была выражена больше, чем у половины женщин.

Таким образом, основные доминанты материнства, последовательно сменяющие одна другую, у женщин данной выборки в среднем были сформированы.

Анализ показал, что корреляционная плеяда параметров «доминанта беременности» коррелирует с параметрами — «реальное вскармливание грудью», «возраст», запланированность беременности», «эмоции на беременность».

На «доминанту беременности» оказывает прямое влияние эмоциональное отношение к беременности, психологический настрой женщины на материнство, которое начинается с запланированности беременности. При таких обстоятельствах грудное вскармливание родившихся детей нередко превышает 12 мес.

Также выявлена положительная взаимосвязь параметров «доминанта родов» и «доминанта вскармливания». Кроме этого, параметр «доминанта родов» положительно коррелирует с параметром «данные ребенка», «реальное вскармливание грудью», «настрой на кормление», «положительные эмоции на появление ребенка».

Становится очевидным, что полноценное грудное вскармливание младенца формируется из положительного, осознанного отношения женщины к своему святому долгу — материнству. Причем особую роль в этом отношении играет ее эмоциональное состояние.

Эти результаты совпадают с данными исследований, проведенных в Москве в 1999–2000 годах в родильном доме № 6 им. Абрикосова, которому первому в Москве присвоено звание ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница улыбается ребенку». Программа включала в себя задачи по психологической оптимизации течения беременности, подготовки к родам, по выработке «доминанты лактации» с участием квалифицированного психолога (Коваленко Н.П., 2005). В родильном доме стремились выработать доброжелательное отношение к поступившим женщинам, к физиологическим родам, к соблюдению современной технологии грудного вскармливания, соответствующим декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989), существенно отличающимся от инструкций, существующих в России до 1995 года (см. табл. 1).

Длительность грудного вскармливания с точки зрения психологии детского развития

Есть много разных точек зрения по поводу грудного вскармливания и «правильной» длительности этого важного в жизни каждого человека периода.

В своей практической психотерапевтической работе – как со взрослыми, так и с детьми я как правило стараюсь достаточно подробно узнать о том, как происходил процесс грудного вскармливания. Ведь само по себе грудное вскармливание – это очень важные первичные взаимоотношения, в которых новорожденный знакомится с самым первым и на начальном этапе своей жизни самым важным внешним объектом своей психологической жизни. Я говорю о внешнем объекте – ведь до своего появления «на белый свет» ребёнок находился в чреве матери и его «потребности» «удовлетворялись» на биологическом и физиологическом уровне. И как правило потенциальные проблемы возникают как при недостаточном по времени, так и излишне длительном по месяцам процессе грудного вскармливания.

Женское молоко само по себе так же уникально сбалансировано по питательным веществам и минералам и приспособлено исключительно для ребёнка, как коровье – для телёнка, а молоко слонихи – для маленького слонёнка. И я не просто двумя руками «голосую за полезность и важность грудного вскармливания», а практически соглашаюсь со многими врачами по поводу крайней важности грудного вскармливания до полугода с минимальным возможным лишь по мере необходимости использованием других продуктов (хотя по некоторым современным рекомендациям ввод прикорма может осуществляться с 4-5 месяцев).

Сразу же должен уточнить, что все ситуации безусловно разные, и всегда необходимо учитывать и принимать во внимание различные факторы. И в каждом случае может быть логичным и обоснованным как сокращение срока грудного вскармливания, так и его увеличения.

С точки зрения многих подходов в норме грудное вскармливание должно постепенно сворачиваться к тому времени, когда ребёнок может постепенно научаться есть другую пищу, то есть примерно после года, до этого времени грудное вскармливание играет очень значимую роль в формировании связи в диаде (паре) мать-дитя. Хотя не надо забывать и о том, что молоко матери — не единственный эквивалент «любви», который может предложить своему ребёнку любящий родитель.

Излишне длительное грудное вскармливание приводит к тому, что нарушается нормальное течение процесса сепарации-индивидуации младенца, излишне «привязывая» его к маме. Причём хочется обратить внимание, что не «может приводить», а именно «приводит» — из-за нарушений на этом пути постепенного в рамках современной культуры отделения. И здесь свою роль очень часто играют бессознательные конфликта самой матери ребёнка, формирующие её чувства в отношении своего малыши, которые могут подталкивать женщину к выбору «наиболее правильной» (с её точки зрения) стратегии вскармливания.

Есть в психологии развития такое понятие, как «сензитивные периоды» (времени, развития).
Например речь — если в определённом возрасте ребёнок слушает человеческую речь, пробует говорить сам — это активизирует определённые участки головного мозга, приводя к росту и развитию конкретных «полей» (областей). Если такой стимуляции не происходит — не происходит «развития нейрометаболического субстрата психики» — то есть «не вырастают и не развиваются должным образом зоны головного мозга».

В частности именно по этой причине – «пропущенных сензитивных периодов» — дети-маугли практически не могут овладеть человеческой речью, в лучшем случае они могут «механически копировать», и такая «речь» ближе к «речи» например попугая, чем к человеческой речи — ведь человек при помощи «слов» («словесных понятий», «символических обозначений») не только «говорит», но и «структурирует собственную психику» — думает, рассуждает, «снит себе сны и придумывает фантазии».

Чего лишают ребёнка, который до 2 лет считает, что «грудь, полная молока, всегда будет появляться по его первому требованию», насколько он будет адекватно контактировать с реальностью (ведь в психологической норме процесс сепарации-индивидуации должен начинаться в 6-8 месяцев и к 2 годам уже заканчиваться) — с таким «особым образом воспитываемым ребёнком» — сказать сложно.

Ребёнку ОЧЕНЬ важна материнская поддержка и любовь, и конечно же ни в коем случае не стОит использовать «садистические метода дрессуры» (например горчицей грудь мазать), но тем не менее постепенно ребёнка надо «подводить» к тому, что не всю жизнь у него будет возможность «всегда в случае тревоги, проблем, переживаний подбежать к маминой груди и пару раз к ней приложиться для успокоения». Ведь говоря с психологической точки зрения – неизвестно, как будут сформированы зоны мозга у такого ребёнка и как это отразится на его психике и на его способностях к установлению и поддержанию здоровых взаимоотношений с другими людьми.

Читать еще:  Самый лучший подарок любимому мужчине. Подарок любимому на день рождения: идеи. Подарок любимому на день рождения своими руками. Что подарить мужчине на день рождения, полезное и с намёком на чувства

Кстати важно также понимать психологическую концепциею «достаточно хорошей матери». Ведь мать, которая излишне длительно удовлетворяет уже не «потребности», а скорее «пожелания» ребёнка, из «достаточно хорошей матери» — превращается в мать «избыточно хорошую»; а сама по себе польза любой «избыточности» всегда находится под большим вопросом. Хотя конечно это и вопрос границы, где – «достаточно», а где уже – «избыточно».

Зачастую на внутренние конфликты человека оказывает его собственное развитие, детство, воспитание, полученное им в родительской семье. И если по каким-то причинам получилось так, что человек сам в собственном детстве не отделился от своей мамы, наример потому что собственная мама когда-то «бессознательно использовала» своего ребёнка для удовлетворения своих опять же бессознательных потребности в «близости»), то совершенно естественным образом и в своих собственных детей такой родитель будет «вкладывать» идею о том, что «самое главное счастье в жизни — это когда мама рядом».

Существует одна очень психологически правдоподобных гипотез – «с чем может быть связано появление активного движения «матерей, доказывающих пользу и необходимость длительного грудного вскармливания» в развитых странах западной Европы и Америки. Дело в том, что в «странах развитого капитализма» как правило послеродовый период нахождения матери с ребёнком дома работадателем и/или государством оплачивался и оплачивается в минимальном количестве. А «женская эмансипация», желание женщин активно участвовать общественной, экономической и производственной сфере жизни общества подталкивали женщин к раннему переводу на исскуственное вскармливание. И таким образом выросло целое поколение родившихся в 50-60-70 годах прошлого века женщин, которые были в силу вышеуказанных причин отлучены своими своими матерями от грудного вскармливания в достаточно раннем возрасте. И далее – отчасти это чувство вины «родительниц» этого «недокормленного поколения», движимые чувством вины, стали убеждать своих дочерей «кормить их внуков как можно дольше», отчасти это сами женщины, живущие с такой психологической травмой собственной «ненакормленности» стали пытаться не просто компенсировать, а – «гипер(сверх)компенсировать» это в процессе ухода за собственными малышами. И хорошая в своей основе идея – идея о том, что нельзя просто так слишком рано и/или слишком резко прерывать грудное вскармливание, превратилась в «идею» о том, что «надо дать ребёнку возможность использовать материнскую грудь без каких-либо границ, пусть он сам скажет, когда ему надоест молоко».

Возникло много идей по поводу проведения исследований, которые могли бы подкрепить идею необходимости и важности грудного вскармливания. Ну а если люди чего-то хотят доказать – они конечно же будут находить максимум подтверждений и доказательств, а собственные чувства будут приводить к полному отрицанию какой-либо разумной критики. Появились целые ассоциации, пропагандирущие грудное вскармливание. Это конечно же дело хорошее – но фанатизм как минимум бессмысленен, а иногда и опасен во многих сферах жизни.

Также мировое сообщество всё чаще обращалось к проблемам развивающихся стран, где детская смертность как правило чрезвычайно высока, и где порой грудное молоко матери является единственной адекватной пищей для младенцев и малышей.

Как результат в 2003 году Всемирной Организацией Здравоохранения и ЮНИСЕФ была опубликовали совместную Глобальную стратегию по кормлению детей грудного и раннего возраста

Все остальные последующие ВОЗовские документы по своей сути являются лишь перепиской этого документа с теми или иными вариациями. Но дело в том, что ориентирована эта стратегия в основном на развивающиеся страны, которые отстают по своим социально-экономическомим показателям и развитию даже от России. Об этом говорится практически с первых строк:

С самого начала цель заключалась в том, чтобы сформулировать обоснованный подход к облегчению трагического бремени, лежащего на детях мира, а именно тех 50-70 процентов диарейных болезней, кори, малярии и инфекций нижних дыхательных путей в детстве, которые тем или иным образом связаны с недостаточным питанием, и содействовать устойчивому уменьшению нищеты и лишений.

Так что речь в документах ВОЗ, на которые часто любят ссылаться приверженцы максимально длительного грудного вскармливания, идёт в первую очередь о питании, обеспечивающем хоть какую-то часть защиты от детских инфекций. То есть – «да, для голодающих детей бедных африканских стран» — эта концепция действительно весьма актуальна.

Поэтому на самом деле рекомендация Европейского бюро ВОЗ на самом деле звучит так:

Все дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании с момента рождения до возраста примерно 6 месяцев, но, во всяком случае, в течение первых 4 месяцев жизни.
Предпочтительно продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, а в группах населения с высокой распространенностью инфекций пользу ребенку может принести продолжение грудного вскармливания в течение всего второго года жизни и даже дольше.

То есть «почему-то» многие женщины, агитирующие максимально продолжительное грудное вскармливание, забывают – и о нижней границе, и о том, что продолжение грудного вскармливания после первого года жизни как-то оправдано лишь в «группах населения с высокой распростанённостью инфекций», к которым Россию всё-таки я бы никак не стал относить.

Поэтому как некоторое резюме можно сказать следующие слова. Грудное вскармливание – дело нужное и замечательно. Для грудничка грудное молоко — своего биологического вида, состав которого стабилизировался в процессе эволюции — полезно, да и сам процесс в норме приятен матери и ребенку, он действительно помогает установить устойчивую психологическую связь в диаде мать-дитя. И эта нормальная психологическая связь благотворно влияет практически на все последующие стадии развития ребёнка. Соответственно точно также это положительно влияет в норме на установление нормальных взаимоотношений в общей семейной системе/структуре, которая меняется с появлением малыша.

Но вот в том случае, если эта жизнь не превращается в фанатичную «борьбу за грудное вскармливание любой ценой» с максимальным сроком вскармливания, который порой измеряется в годах – это уже наверное всё-таки как-то выходит за рамки как минимум «среднестатистической нормы». И очень важно понимать, что даже отсутствие молока никоим образом не является каким-либо поводом наполнять женщину, мать – огромной кучей комплексов и приклеивать к ребёнку «лейбл» «неправильно вскормленного» и поэтому «какого-то неполноценного». Ведь это не есть какая-то «трагедия» а является лишь один из вариантов нормы.

Если вам понравился этот материал — дайте возможность ознакомиться с ним другим людям, например — поделитесь ссылкой на него со знакомыми, в социальных сетях или на других сайтах / форумах.
Таким образом вы сможете выразить вашу благодарность и помочь этому проекту.
Прямой перепост, особенно без указания активной ссслки на источник — запрещён.

Источники:

http://yandex.ru/turbo?text=https://talk.yandex.ru/user/yamd.nenaprasno/5-faktov-o-bonusakh-laktacii
http://www.psymama.ru/biblioteka/stati/psihologiya-beremennosti-i-rodov/psihologicheskie-aspekty-grudnogo-vskarmlivaniya/
http://psy-therapist.ru/content.php?r=236

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×