«Путь во взрослую жизнь» программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни
Образовательная программа “Путь во взрослую жизнь”
рабочая программа на тему
Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Назаровский детский дом»
Принято на заседании методического совета
№ 1 от 10 октября 2017 года
«Назаровский детский дом»
по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни:
«Путь во взрослую жизнь»
воспитатель Иванова Н.С.
Срок реализации: 2 года.
Актуальность. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Система государственного попечения создает материальные предпосылки для полноценного развития воспитанников детского дома и подготовки их к взрослой жизни. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.
Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.
Программа представляет собой комплексную программу, состоящую из трех теоретико-практических блока:
- блок – «Школа будущего семьянина». В первом разделе программы воспитанники знакомятся с понятием «семья», значением семьи в жизни человека, расширяют представления о семейных взаимоотношениях, традициях семьи, получают навыки ведения домашнего хозяйства.
- блок – «Основы семейной экономики». Во втором разделе воспитанники знакомятся с основами семейной экономики, учатся рационально распределять семейный бюджет.
- блок – «Я и социум». Третий раздел направлен на получение знаний о предприятиях и учреждениях города и района, которые призваны помочь в успешной адаптации выпускника детского дома в социуме. Здесь рассматривается проблема развития навыков ориентировочного поведения, знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях.
Кроме основной части в программе предусмотрены дополнительные курсы:
- Творческая мастерская «Самоделкины».
- Трудовой практикум «Мужчина в доме».
- Кулинарный практикум «Поваренок».
Цель этих занятий – дать более подробные, глубокие знания и сформировать навыки, необходимые для ведения домашнего хозяйства.
Цель программы : формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни, семьи.
- Формировать основы знаний о семейно-брачных отношениях, семейном законодательстве, потребности в создании собственной семьи, умений правильно строить внутрисемейные отношения.
- Обучать основам семейной экономики, практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.
- Прививать нормы и правила общежития и социального взаимодействия.
- Вовлекать воспитанников в коммуникативную, трудовую, творческую и исследовательскую деятельность как фактор личностного развития.
Формы организации занятий :
- конкурсы, викторины;
- экскурсии;
- виртуальные экскурсии;
- образовательные экспедиции;
- мастер-классы;
- акции;
- практикумы;
- ролевые игры;
- работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
- ситуативные задания;
- просмотр учебных фильмов;
- встречи с сотрудниками организаций социальной направленности.
- знают понятия «семья», «состав семьи», «наличие родственных связей», «значимость семьи в жизни человека»;
- имеют представление о семейном очаге, о составляющих благополучной семьи;
- умеют различать виды семей, стремиться к созданию благополучной семьи;
- знают, какими путями можно избежать семейный конфликт;
- имеют представления об обязанностях и ответственности родителей в воспитании и содержании детей;
- умеют проявлять заботу об окружающих, близких людях;
- имеют представления о составляющих семейного бюджета, его доходов и расходов;
- имеют представления о бережливости семейного бюджета;
- имеют знания и навыки ведения домашнего хозяйства;
- умеют заполнять квитанции по оплате услуг.
- имеют представления о кредитах, страховании.
Мониторинг освоения воспитанниками образовательной программы:
- Диагностический этап:
- анкетирование (прил. 1);
- тестирование (прил. 2);
- наблюдение;
- опрос.
- Мониторинговая программа «Портрет воспитанника».
- Практический этап:
- квест – игра «Путешествие в город Мастеров»;
- турнир «Знатоки житейских премудростей».
Продолжительность реализации программы, объем программы.
Программа рассчитана на 2 года (64ч.) и разработана для воспитанников детского дома в возрасте от 12 до 18 лет. Календарно–тематическое планирование на каждый год обучения включает в себя 32 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения:
«Путь во взрослую жизнь».
Транскрипт
1 Занятие в рамках программы: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни «Путь во взрослую жизнь». Тема занятия: Основные категории в профессиональной деятельности Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от воспитанников знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора воспитанников в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности. Основой для формирования у воспитанников умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия: Профессиограмма как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Психограмма как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий. Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются: Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.
2 Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии. Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности. Таким образом, для того, чтобы в результате освоения программы Путь во взрослую жизнь воспитанники смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу тема в теме позволяет не только решать задачи программы, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия воспитанниками важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала. Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий. Задачи урока: Познакомить воспитанников с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий. Развивать у воспитанников способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению. Формировать у воспитанников устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Обучающиесядолжнызнать: Понятия профессия, специальность, специализация, должность, профессиональный путь. Классификациюпрофессий.
3 Критериианализапрофессий. Обучающиесядолжныуметь: Оперировать понятиями по теме урока. Проводить анализ профессии на основе классификации профессий. Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа. Оборудование: таблица Классификацияпрофессий ; раздаточный материал План анализа профессии (структура профессиограммы) ; иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий; бланкиопросникадляобучающихся; эпиграфынадоске Начало более чем половина всего. Аристотель; Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого. Дж. Каннинг. Межпредметныесвязи: история, обществоведение. 1. Организационныйэтап. Вступительноесловопедагога Ходзанятия Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: А кто твои папа и мама?. Ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы,
4 максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье. Выбор профессии – твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий. Формулировка темы и целей и задач урока Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с воспитанниками. 2. Этап изучения нового материала На прошлом занятии, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как профессиограмма. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего. Воспитанникиформулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику: Профессиограмма это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья. План анализа профессии. Название профессии, специальности. История профессии.
5 Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). 4. Специальности. 5. Уровень базовых знаний. 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Медицинские противопоказания. Родственные профессии. Область применения. Пути получения профессии. Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы. Основные понятия фиксируются воспитанниками в тетради. Слово профессия (от лат. pгоfеssio – объявляю своим делом, говорить публично, заявлять ) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Профессия – это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд. Профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие профессия обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации. Специальность (от лат. species род, вид) вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др. Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
6 Специализация – это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию. Например: профессия – врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.; профессия – машинист, специальность – машинист-крановщик, специализация – машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д. Должность – это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке. Например: должность главный врач имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности. Практическое задание. Воспитанникам предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности. Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц Классификация профессий ): Классификацияпрофессий: по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
7 по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.; по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные. Или другая классификация типов профессий: по предмету труда: Человек – Природа, Человек – Техника, Человек – Человек, Человек – Знаковая система, Человек – Художественный образ ; по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические; по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия; по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем; по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа; по ответственности в труде: моральная, материальная. В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать – цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам. Воспитанникиработают с раздаточным материалом (таблица Классификация профессий ) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий водитель, менеджер, следователь. Классификацияпрофессий Группы профессий по условиям труда Б – бытовые условия труда. О – труд на открытом воздухе.
8 Н – необычные условия труда. М – морально-ответственные условия труда. Отделы профессий по орудиям труда Р – ручные орудия труда. М – машинно-ручные орудия труда. А – автоматизированные орудия труда. Ф – функциональные орудия труда. Классы профессий по цели труда Г – гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать). П – преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И – изыскательские (изобрести, придумать, найтиновыйвариант, результат). Типы профессий по предмету труда Ч-П – Человек – Природа, Ч-Т – Человек – Техника, Ч-Ч – Человек – Человек, Ч-ЗС – Человек – Знаковая система, Ч-ХО – Человек – Художественный образ Эту схему можно рассматривать и как лестницу, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда). 3. Этапзакрепленияновогоматериала Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест. Практическое задание 1: Тест Готов ли ты к выбору профессии?. Воспитанникам предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы да или нет. После выполнения теста результаты обрабатываются воспитанникамипод руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов. Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.
9 1). Воспитанникам предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка. Соц.педагог диктует слова вразбивку, воспитанники самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение. Профессии Специальности Специализации Должности врач педиатр семейный доктор главврач преподавател ь медсестра агроном бухгалтер учитель начальных классов слесарь по ремонту автослесарь радиоаппаратуры продавец бакалейного отдела продавец непродовольственных товаров инженер-конструктор вахтер директор фирмы сторож завуч дворник 2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда. Преобладает умственный Преобладает физический труд труд Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке. 4. Этап подведения итогов Подведение итогов и формулирование выводов по занятию: Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний? Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать? Заключительное слово педагога На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме Мир профессий и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.
10 Домашнее задание Подготовить анализ не менее трех профессий знакомых или соседей по типу задания Соотнесение понятий и категорий. Социальный педагог Гурная М.В.
Профильное обучение – путь во взрослую жизнь…
Как выбрать профессию и не ошибиться с выбором? Все ли дети станут теми, о чем мечтают сейчас? Конечно же, нет. В детстве часто меняются желания по поводу будущей работы: то археолог, то парикмахер, то бизнесмен. Впрочем, учителя убеждены: если сущность ребенка не задавлена воспитанием, он выберет ту деятельность, в которой в будущем сможет реализоваться. А поможет ему в этом – школа, а если быть более точным – учителя, неравнодушные, ищущие, заинтересованные в том, чтобы их ученики стали успешными. Учителя, в совершенстве владеющие всем многообразием форм и методов работы в рамках профильного обучения.
Именно по такому пути пошел педагогический коллектив тридцать второй нижневартовской школы (МОСШ №32), где профильным обучением начали заниматься еще в 2002 году, когда учебное заведение стало экспериментальной площадкой для федерального эксперимента «Модернизация содержания и структуры общего образования». Сегодня в школе накоплен огромный опыт профориентационной работы, и коллективу есть, чем гордиться: «Моделей профильного обучения сегодня множество, каждое учебное заведение выбирает свое, с учетом возможностей и желаний обучающихся. Мы апробирует модель многопрофильной школы». – Рассказывает заместитель директора Надежда Сосновских. – «В центре нашего внимания всегда находится УЧЕНИК, который активно вовлекается в профориентационную работу. В нашей школе существуют три этапа профильного обучения: допредпрофильный, предпрофильный и профильный. Все они включены в школьную программу развития «Самоопределение личности в профильной школе». Данная программа разработана нашим педагогическим коллективом под руководством директора Лидии Алексеевны Мурашко и научного руководителя, кандидата педагогических наук Сургутского государственного университета Пшенцовой Ирины Леонидовны.
Из школьных сочинений : «Найти себя в жизни, на мой взгляд, даже труднее, чем жить достойно. Поэтому я не совсем согласна с мнением многих людей, считающих, что человек должен посвятить себя только одному делу, став в нем профессионалом. Во-первых, это может сделать отнюдь не каждый. Чтобы стать хорошим специалистом, надо иметь хоть какой-то талант и очень много работать. И обязательно надо любить свою работу и верить в ее полезность и надобность. А чтобы найти это единственное дело, надо сначала основательно поискать. Замкнутый круг».
Анна С.(10 класс )
Профильное обучение начинается ещё в дошкольном возрасте
В этой школе учителя начинают заниматься профориентационной работой с детьми еще до того, как ребята начнут у них учиться. И не подумайте, что я оговорился. Дело в том, что ежегодно в учебном заведении распахивает двери «Школа будущего первоклассника». И те подготовишки, которые еще только знакомятся со школой и учителем, с нетерпением ждут момента, когда станут настоящими учениками. Именно в это время они наиболее старательны и с удовольствием посещают занятия, где выполняют интересные задания, познают новое и, возможно, впервые пробуют свои силы в различных видах деятельности. В это время малыши еще не осознают, что их деятельность пусть отдаленно, но связана со взрослым миром. Они просто играют, а учителя уже направляют их на путь самоопределения.
Первичное знакомство с миром профессий учащиеся начальной школы получают через содержание предметов учебного плана. Затем эти представления расширяются во внеурочное время через серию классных часов. Например, в 1-ом классе, ребята узнают, что такое профессия и как она появилась. Во 2-ом – знакомятся с технологией трудовой деятельности и результатами труда. А в 3-4 классах – начинают задумываться, кем они будут работать. На этом этапе дети готовы познакомиться с профессиями своих родителей, а также совершить ряд экскурсий на предприятия. Там они своими глазами видят современное производство, технику, механизмы; труд людей, владеющих различными специальностями.
Здесь уж кому как повезет. Например, папа Димы из 1А трудится на таможне, это значит, что весь класс пробует себя в роли диспетчера службы, осуществляя таможенный контроль. Теперь первоклашки точно знают, «кому таможня дает добро». А папа Диминой одноклассницы Наташи – кинолог. Пользуясь служебным положением, он провел ребятишек в питомник служебного собаководства при УВД, где показал, что умеют делать служебные собаки. Детвора в восторге: экскурсия получилась не только полезной, но и познавательной. В третьем классе повзрослевшие ученики учились набирать текст в типографии «Приобье», где трудится мама Анюты. Но самой вкусной» оказалась работа у мамы Алеши. В этом ребята убедились, когда побывали в кондитерском цехе, где не только увидели процесс производства хлебобулочных изделий, но и попробовали свежеиспеченных плюшек. Вот так постепенно, шаг за шагом, ученики школы расширяют свои представления о мире профессий, к концу начального обучения они не только имеют представление о 40 специальностях, но и могут классифицировать их по типам деятельности. Заместитель директора МОСШ №32 Тамара Рябцева пояснила: «Это далеко не все наши наработки. Обо всех рассказать просто невозможно. Я лишь уточню, что мы стараемся максимально широко охватить мир профессий и показать нашим воспитанникам не только распространенные специальности, но и необычные, например: синоптик или флорист. Но самое главное, мы даем детям возможность соприкоснуться с будущей деятельностью, разрабатывая собственные проекты. Так наши второклассники вместе с классным руководителем побывали в детском саду № 86, где попробовали себя в роли психологов, а затем они посетили ателье, где примерили на себя роль дизайнеров одежды. Кстати, свои костюмы они представили на суд родителей и учителей школы. Это было по-настоящему здорово!»
Еще одним важным направлением допредпрофильной подготовки учащихся начального звена стала система дополнительного образования. В рамках сотрудничества со школой искусств (ДШИ №2 г. Нижневартовска) в прошлом (2008) году здесь создано художественно-эстетическое направление. Рассмотрим это новшество на примере одного класса.
Во втором «Б» – 23 ученика. Все они на протяжении двух лет не только грызут гранит наук по программе Занкова, но и развивают свои творческие способности. Общеобразовательные дисциплины изучаются в первой половине дня, эстетические – во второй. В рамках художественно-эстетического направления ребята занимаются в студии изобразительного искусства, слушают музыку, танцуют, обучаются игре на пианино и баяне. Классный руководитель Насима Колбаева учительствует около 30 лет, и уже оценила преимущества такого обучения: «Несомненно, данная внеурочная работа направлена на достижение определённых результатов и они у нас есть. Эти малыши еще только во втором классе, но уже способны организовать свой трудовой процесс и умеют учиться. Они увлекающиеся, они творческие, с ними интересно работать. Нагрузка у ребят, конечно, максимальная, но и результат того стоит. Кстати сказать, не смотря на напряженный ритм работы, ни один из них заниматься музыкой не бросил. Я думаю, что это главный показатель нашей деятельности».
Вместе с Насимой Имашевной плюсы нововведения оценили и родители учеников, и администрация учебного заведения. Как результат – в 2009 году в школе создан оркестровый класс. Те, кто в него попал, учатся играть на флейте, скрипке и виолончели.
А в свободное от учебы время воспитанники начальной школы посещают всевозможные секции, которые работают в стенах учебного заведения. По словам Тамары Рябцевой, из 250 учеников 1-4 классов – 130 человек (что составляет 47%) посещают различные кружки, где приобретают конкретные знания, умения, пробуют себя в различных видах деятельности, что является фундаментом выбора будущей профессии.
Из школьных сочинений: «Что же я могу написать в этом сочинении? Кем я хочу стать? Hе буду скрывать, я уже решил, что выбрать для себя. А вдруг я ошибся? Вдруг это профессия не для меня? Я буду скучать сначала в институте, потом на работе. Мне и сейчас иногда становится скучно учиться в школе, а что же будет потом, если я ошибусь? Кажется, это никого, кроме меня, не волнует».
Константин Р.(11 класс)
Посеешь привычку – пожнешь характер
Семена, посеянные учителями начальной школы, вскоре начинают давать первые всходы. В этот момент и наступает следующая ступень в программе профильного обучения – предпрофильная подготовка учеников. Ее задача – соединить такие понятия, как «хочу», «могу» и «надо». Ребенок чего-то хочет, учителя должны помочь ему соизмерить желания с возможностями.
К примеру, ребята среднего звена не только способны самостоятельно добывать знания, но и готовы передавать их другим людям. Педагоги 32-ой школы убеждены: их стремления обязательно нужно напрвлять. В полной мере это реализовалось в проекте экологического просвещения «Зеленый автобус». Этот автобус уже два года подряд курсирует по нижневартовским улицам в течение всего летнего сезона. Ученики рассказывают пассажирам об особенностях акции «Спасти и сохранить». Ребята убеждены: «Каждый человек должен чувствовать себя не властелином природы, а охранять, защищать ее. К сожалению, не все это понимают, поэтому по весне из-под снега вытаивают кучи мусора. А нам хотелось бы больше цветников. Наш город стал бы красивее, если бы было больше зелени. Экологи установили, что 50% города должен занимать лесной массив. Мы должны к этому стремиться. Все это мы пытаемся донести до жителей Нижневартовска».
Проект «Зеленый автобус» разработали сами ученики под руководством опытного наставника Гут Татьяны Михайловны. Прежде чем проект заработал, пришлось немало потрудиться и освоить некоторые профессии. Подбирая материал к сценариям, учащимся приходится поработать с большим количеством научной и художественной литературы и попробовать себя в роли сценариста. А группы волонтёров освоили профессию экскурсовода, познакомились ораторским и актёрским мастерством. Среди ребят есть и юные редакторы, которые составляют буклеты и листовки. Для этого им пришлось повысить уровень своих знаний и умений при работе с компьютером.
Кстати, деятельность юных экологов из 32-ой школы нельзя назвать однобокой. Они не только ведут просветительскую работу, но и родной город озеленяют. К примеру, несколько лет назад на городскую набережную переехали березки из Восточного микрорайона. Благодаря ребятам эти 20-летние деревья не пропали, а продолжили свою жизнь на новом месте. Чтобы период их адаптации прошел успешно, ребятам пришлось ухаживать за деревьями все лето. Вместе с преподавателями они ежедневно поливали деревья, рыхлили почву, следили за ветвями и листьями, покрывали стволы известью. Такой уход за березками продолжался до тех пор, пока их корни не привыкли к новому месту.
Учителя школы убеждены, подобные методы работы с учащимися имеют не только педагогическую, но и практическую ценность. В процессе реализации проекта школьники знакомятся с различными профессиями и приобщаются к ним, как бы пробуя свои силы, углубляя свой интерес, утверждаются в выборе профессии. Юным экологам это удалось, а значит -главная цель предпрофильной подготовки в данном случае достигнута.
Из школьных сочинений : «Совсем недавно в одном фильме я услышала такую фразу: «Мы не захотим смотреть, пока не увидим, не захотим съесть снова, не попробовав». Да, надо искать себя постоянно, не стоя на месте ни секунды. Но как я, рядовая ученица десятого класса, ходящая каждый день в школу и обратно и видящая только стены своей комнаты, могу что-то определить для себя? Как?!» Юлия В.(10 класс)
На перекрестках судьбы
К пятнадцатилетнему возрасту подросток уже ориентируется в мире профессий и способен выбрать то, что ему действительно подходит, с учетом собственных интересов. Впрочем, ошибки в самоопределении все же возможны. Хотя бы потому, что личность еще до конца не сформировалась, а значит, симпатии могут измениться. Задача педагогов на данном этапе – развить у старшеклассников наклонности к определённым видам деятельности. Это главная задача на пути профильного обучения. Заместитель директора МОСШ №32 Надежда Сосновских пояснила: «В нашей школе (в старших классах) созданы профильные группы социально-экономической, социально-гуманитарной и химико-биологической направленности. Для усиления профилей учителями школы разработано порядка 30 элективных курсов самой разнообразной тематики. Ученик выбирает то, что ему нравится, но за время обучения он должен прослушать не менее шести. За счёт этих курсов удалось углубить преподавание профильных предметов и расширить знания по сопутствующим дисциплинам».
Также большое внимание в старшем звене отводится научно-исследовательской работе и созданию проектов социальной значимости. К примеру, в учебном заведении уже два года работает пресс-центр, который занимается созданием школьной газеты «ШиК», что означает «Школа и компания». Газета выходит один раз в месяц, ее объём – 8 полос. На страницах школьного издания можно найти самые разнообразные рубрики. Здесь – и творчество детей, и идеи здорового образа жизни, и размышления о нравственности, и рассказы о различных профессиях. Верстку, печать газеты, а также распространение тиража осуществляет редакционная коллегия под руководством учителя Литвиновой Ларисы Валентиновны. В редакцию газеты вошли 5-10 старшеклассников, которые выполняют основную рутинную работу. Ещё два десятка человек периодически приносят в редакцию свои статьи. Есть и такие, которые могут прийти только один раз, чтобы выразить свои взгляды и тем самым повлиять на развитие проблемной ситуации.
Другие подробности рассказала Надежда Сосновских: «Школьная газета предназначена для воспитания творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Члены пресс-центра учатся работать в команде, приобретают навыки свободного владения письменной и устной речью, учатся уважать чужое мнение и грамотно высказывать своё. Работая в пресс-центре, ребята не только постигают азы журналистики, но и пробуют свои силы в различных профессиях. Среди них: корреспондент, корректор, наборщик компьютерного текста, верстальщик, курьер, специалист по рекламе, экономист-бухгалтер, продавец, маркетолог, менеджер. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры».
Как видите, в школе построена такая образовательная модель, в которой главенствует деятельность ученика, а ученик переходит на уровень саморазвития. Потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью жизни ребенка. Учителя убеждены: эта потребность переходит и в его взрослую жизнь.
Сегодня коллектив школы может говорить не только о накопленном опыте, но и о впечатляющих результатах. За период с 2005 года из 46 человек, окончивших химико-биологический профиль, 31 выпускник обучается в учебных заведениях медицинского и сельскохозяйственного профиля. Из 76 человек, окончивших социально-гуманитарный профиль, 56 выпускников продолжают обучение и получают профессиональную подготовку по гуманитарной направленности. Из 51 выпускника физико-математического профиля 40 человек обучается в вузах технической и прикладной направленности. Эти цифры свидетельствуют о результативности работы школы по формированию профессионального самоопределения у выпускников школы.
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/28/obrazovatelnaya-programma-put-vo-vzrosluyu-zhizn
http://docplayer.ru/140226560-Put-vo-vzrosluyu-zhizn.html
http://www.mngz.ru/russia-world-sensation/16370-profilnoe-obuchenie-put-vo-vzrosluyu-zhizn.html