Пути и формы воспитания в семье. Функции семейного воспитания, современные формы и методы семейного воспитания. Оценка может быть

Методы семейного воспитания

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов.

Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

– метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

– метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

– метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

– метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

– знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

– личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

– в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

– учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания.

Ошибки в семейном воспитании «Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что влияние семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

– неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

– неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие: – На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период). – Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери). – Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери). – Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. – У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким. – Нетребовательность родителей к сыну (дочери). И др.

Читать еще:  Одежда после 50 лет на зиму

Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили:

– перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу;

– отстранение детей от посильного домашнего труда;

– неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний;

– отсутствие такта в отношениях с ребенком;

– ссоры родителей в присутствии детей;

– неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов);

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует на успеваемость и общественную активность школьников, на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тема актуальна для Вас как будущих социальных педагогов и будущих молодых родителей. Рассматривая эту тему, нужно уделить внимание влиянию семьи на развитие личности ребенка, охарактеризовать основные условия эффективного семейного воспитания. К таким условиям относятся: родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие к ребенку, частота и интенсивность общения родителей с детьми, семейная дисциплина, методы воспитания, которые используются родителями.

Целесообразно раскрыть задачи, содержание и методику воспитания детей в семье. Особое внимание стоит обратить на оптимальный выбор методов семейного воспитания.

Изучение этой темы следует осуществлять по следующему плану.

1. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Условия эффективного семейного воспитания.

2. Задачи, содержание и методика воспитания детей в семье.

3. Методы семейного воспитания.

Влияние семьи на развитие личности ребенка Условия эффективного семейного воспитания

Семья является незаменимым, глубоко специфическим социальным институтом развития личности. В течение всей жизни семья является важнейшим компонентом микросреды, а для ребенка, особенно в первые годы его жизни, влияние семьи доминирует над всеми другими воздействиями, в значительной степени определяя ее жизненный путь в будущем. Именно в семье закладываются основы ценностно-мотивационной сферы личности, формируется его характер. Влияние семьи на развитие личности зависит от ее состава, морально-психологического климата, социальной ориентации, общей и педагогической культуры родителей, времени и характера общения каждого из них с ребенком, единства или противоречивости требований к ней, круга семейных интересов и тому подобное. Особое значение для развития личности ребенка имеют такие условия.

Родительское тепло, взаимное уважение в семье% доверие к ребенку. Нравственное развитие ребенка возможно только в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, которые эмоционально зависят от родителей и испытывают к ним большую привязанность, вырастают более совестливыми сравнению с теми, кто не знал таких отношений. Доверчивые, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся быть похожими на них, что в конечном счете формирует у них положительные нравственные качества. Дети, которые чувствуют заботу, любовь и доверие родителей, учатся так же относиться к другим. Подростки, которые живут в атмосфере враждебности и непонимания, хотя и боятся своих родителей, но принимают их черты.

Частота и интенсивность общения родителей с детьми. То, в какой степени ребенок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, интенсивности и близости их общения. Для сына, который проводит больше времени с отцом, влияние последнего будет решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократическое) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Односторонний авторитарный влияние родителей приводит к слабым эмоциональных связей с детьми и снижает эффективность воспитания.

Семейная дисциплина, методы воспитания, которые используются родителями. Семейная дисциплина влияет на моральное развитие детей, когда проводится в жизни не хаотично, а последовательно; когда поддерживается с помощью доверительного общения и убеждения, а не внешнего контроля; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм. Одним из важнейших аспектов дисциплины является последовательность действий родителей и их взаимная согласованность. Непоследовательность требований создает в семье нестабильной, нервную обстановку, что, естественно, не способствует нравственному развитию детей, а иногда приводит к их враждебности и даже противоправных поступков.

Родители, которые предпочитают метода убеждения и советам, производят более положительное влияние, чем те, кто строго контролирует детей. Используя методы, направленные на понимание и внутреннее принятие определенных ценностей, родители добиваются их усвоения детьми. Помощь и поощрения с целью направить или исправить поведение ребенка способствуют нравственному развитию, в то время как физические наказания и постоянные нарекания приводят нередко к антисоциального поведения и правонарушений.

Читать еще:  Переходный возраст у девочек — советы психолога. Переходный возраст у девочек. Советы родителям

Родители, которые полагаются на “карательные” методы, не достигают истинной цели: формирование у детей совестливости, умение плодотворно общаться и взаимодействовать с окружающими. Жестокие наказания, особенно на фоне негативных в целом отношений, приводят к тому, что ребенок вырастает черствым, равнодушным, недисциплинированным. Вместо того, чтобы воспитать отзывчивость, такие методы ослабляют чувствительность, дети привыкают бояться и ненавидеть, они не хотят заботиться о других, не стремятся заслужить одобрение. Подростка можно заставить подчиниться, но как только угроза наказания извне исчезает, его поведение становится потенциально антисоциальной.

Излишняя снисходительность со стороны родителей также ведет к отставанию в социализации и нравственному развитию ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Детям необходимо родительское руководство. Без него они могут вырасти “испорченными” и скорее всего будут подвергаться репрессиям со стороны сверстников за отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, выдержки, внутреннего стержня.

Пример родителей. Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они хотят привить своим детям нравственные нормы и ценности. Многолетние исследования взрослых, в подростковом возрасте были осуждены за антиобщественное поведение, свидетельствуют, что в период становления на них сильно повлияла антисоциальное поведение.

К сожалению, есть семьи, где складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка. К ним относятся семьи, пораженные алкоголизмом, с аморальным поведением родителей, низким культурным и образовательным уровнем, плохими жилищными условиями и недостаточным материальным обеспечением, конфликтностью в отношениях между членами семьи. К неблагополучным причисляют и внешне благополучные семьи, в которых систематически допускают серьезных ошибок в семейном воспитании вследствие неблагоприятных взаимоотношений между членами семьи, педагогической необразованности, низкого уровня педагогической культуры. Дети из таких семей, несмотря на материальный достаток, вырастают озлобленными, замкнутыми, с нарушенной волевой активностью.

В некоторых семьях родители интересуются только успеваемостью детей в школе. Вопрос нравственного воспитания, поведения детей, взаимоотношений с товарищами, статуса их ребенка в классном коллективе таких родителей не волнуют. Ни о каких контакты в отношениях родителей и детей не может быть и речи в семьях, где преобладает чрезмерная строгость в отношении к ребенку, применяются антипедагогические средства воздействия. Некоторые родители не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, способностей. Особенно остро это ощущается, когда дети достигают подросткового возраста. В таких семьях ребенок чувствует себя чужой, страдает от недостатка взаимопонимания с родителями.

Наиболее распространенными ошибками семейного воспитания является неумение родителей находить адекватные возрасту ребенка приемы и методы воспитания, несогласованность воспитательного воздействия взрослых членов семьи, а также влияния семьи и школы, учителя. Эти ошибки часто осознаются родителями, и поэтому исправление их требует от классного руководителя высокого профессионального мастерства, такта и терпения.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

20. Охарактеризуйте основные стили семейного воспитания

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Читать еще:  Комплекс любви к матери. Комплекс Электры в психологии. Как избавиться от комплекса Электры? Самостоятельные действия при комплексе Электры

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:
– Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.
– Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
– Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
– Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Источники:

http://studopedia.ru/11_54159_metodi-semeynogo-vospitaniya.html
http://studbooks.net/81732/pedagogika/metodika_semeynogo_vospitaniya
http://megaobuchalka.ru/8/21663.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: