Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества

П Пятидесятница. Почему это ключевое событие в истории человечества?

Пятидесятница – день, в который спасение, дарованное через Жертву Христа, стало доступно благодаря Святому Духу для всего человеческого рода.

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деяния святых апостолов 2:3-4)

Пятидесятницу отмечают на 50-й день после Пасхи, то есть спустя семь недель. Отправляясь на Свой крест, Иисус Христос сказал ученикам:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (От Иоанна святое благовествование 16:7 ).

С Пятидесятницы начинается другой период существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковь, в которой живет Святой Дух.

Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества. С пришествием Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещением, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог – Дух Святой. Апостол Павел пишет:

«Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (Первое послание Коринфянам 3:16).

Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них. Христос стал тем, кто освободил человечество от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях стало возможным действование Господа.
Действование Бога в людях осуществлялось ещё в ветхозаветные времена. В то время Бог обращался к Своему народу устами пророков. До Распятия и Воскресения Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал через пророков, почему? Ответ прост: таково было строение Божьего мира, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Иисуса.
В Новом Завете Святой Дух сходит на всех уверовавших во Христа. Он может действовать по-разному: кому-то Он благословляет даром пророчества, кому-то – учительства, кому-то – чудотворения (Первое послание Коринфянам 12), но действует Он в каждом из нас.

При этом, особое значение имеет дар исповедания христианами своей веры. Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам:

«Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (От Матфея святое богословие 10:19-20).

Читать еще:  Можно ли сочетать серебро золотом. Носят ли золото с серебром. Почему нельзя носить золото с серебром

Не зря важнейшим знаком сошествия Святого Духа на апостолов стало то, что они внезапно начали разговаривать на иных языках, различных от всех народов.

Почему Пятидесятница? Новые вехи старого праздника

Содержимое

Существуют праздники Святой Церкви, названия которых говорят сами за себя или отображают смысл праздника и Богослужения. Почему Пятидесятница? – разъясняет протоиерей Константин Пилипчук.

Само слово «Пятидесятница» не раскрывает идейного содержания. Этот праздник ещё именуется как день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на Апостолов. Почему именно «Пятидесятница»? Потому, что этот Праздник находится в тесной связи с Праздником Пасхи. Праздник сошествия Святого Духа празднуется на 50-й день после Пасхи. Таким образом в годичном кругу Богослужебных праздников его можно отнести к праздникам «подвижным», т.е. к тем праздникам, которые не имеют фиксированной даты, но — фиксированный день недели. Это всегда — воскресный день, как и Пасха.

От Ветхозаветной к Новозаветной Пятидесятнице

Пятидесятница напрямую связана с Ветхозаветной традицией и праздниками Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет является прообразом или предзнаменованием к Новозаветному восприятию Евангельского благовестия.
Множество прообразов и пророчеств в Ветхом Завете параллелью отпечатываются на Новозаветной истории и тех событиях, которые мы отмечаем и прославляем в песнопениях на Богослужении. Если мы говорим, что Ветхозаветная Пасха была, прежде всего, событием освобождения еврейского народа от египетского рабства, то Новозаветная Пасха – это освобождение всего человечества от греховного рабства.
Пятидесятница в Ветхом Завете — это знак и напоминание человеку о даровании ему Ветхозаветного законодательства, как пути, которым должно идти к Богу. И дарование этого законодательства являлось днём рождения Ветхозаветной Церкви. А нынешний праздник Пятидесятницы – день рождения Церкви Нового Завета.
Праздник Сошествия Святого Духа даёт нам возможность направлять свои стопы на праведный путь к совершенствованию и приобретению того рая, который был утрачен в Ветхом Завете первым человеком.
Поэтому песнопения, молитвословия перекликаются с Ветхозаветной историей. Само Богослужение отмечается большой торжественностью и особым чином. Этот праздник совершается непременно в Воскресенье, и песнопения Пятидесятницы отменяют песнопения воскресные. Таким образом показывая нам, что событие Пятидесятницы имеет приоритетное значение, венчая всё домостроительство Божие о человеке.

Крещение – Пятидесятница

Крещением начинается, а Пятидесятницей завершается служение Иисуса Христа на земле. В день Крещения Господь открылся человеку в Троичности Лиц. Бог Отец взывал Своим гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5). Сын стоял в водах, принимая благословение и благодать Крещения по человеческой природе. Дух Святой в виде голубя сходил на Спасителя.
Каждый, кто приходит в Церковь и принимает крещение — спогребается со Христом, сострадает со Христом, сораспинается со Христом и вместе с Ним совоскресает.
И если Таинство Крещения является начальной ступеней, то Таинство Миропомазания олицетворяет собой печать, завершение домостроительства Божьего, которое Господь предусмотрел в Своём предвечном Совете, совете Святой Троицы.
Благодать Божия в Таинстве Миропомазания олицетворяет собой личную Пятидесятницу, когда на каждого человека сходит Божественная благодать Святого Духа. Человек, получивший благодать, навсегда остаётся с Богом. И именно эта идея, эта мысль и это прославление Святой Троицы отображается в песнопениях.

Читать еще:  Какие бывают бюстгальтеры и как узнать размер. Как подобрать бюстгальтер: советы эксперта

Не один, а два

Как и в другие великие праздники – Пасху, Рождество Христово — второй день посвящают тем лицам, без которых не состоялось бы само торжество. На второй день после Рождества Христова мы прославляем Божию Матерь, после Крещения – Иоанна Крестителя, после Пятидесятницы — Духа Святого, без Которого не было бы сошествия благодати на апостолов.
Господь предлагает всем нам качественно новую жизнь. В празднике Святой Троицы, Бог троичный в Лицах, открывается нам, прежде всего, как Бог Любви. И предлагает нам Свою Любовь.

Праздник Пятидесятницы, воспоминаемые события

В праздник Пятидесятницы Св. Церковь воспоминает и прославляет сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в пятидесятый день после спасительного Воскресения Христова.Праздник Пятидесятницы отмечался и в ветхозаветной церкви, но связан он был с воспоминанием дарования Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта.

В современной церковной практике этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – исполнишася вси Духа Свята”. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов. Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие.

Читать еще:  Что делать если твоя девушка болеет. Смс выздоравливай любимой девушке

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому, Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые “насмехаясь, говорили”, что апостолы “напились сладкого вина” (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, “они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?” “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа”, – отвечал им Петр. После сего “охотно принявшие слово” немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой “присоединилось в тот день душ около трех тысяч” (Деян.2,37-41). Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16).

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией. День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

Источники:

http://vk.com/@wolsev-pyatidesyatnica-pochemu-eto-kluchevoe-sobytie-v-istorii-che
http://pravlife.org/ru/content/pochemu-pyatidesyatnica-novye-vehi-starogo-prazdnika
http://studopedia.ru/7_177376_prazdnik-pyatidesyatnitsi-vospominaemie-sobitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: