Ребенок испугался и заикается что делать. Причины развития заикания у ребенка и методы лечения

Содержание

Заикание у детей

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Лечение заикания у детей

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Читать еще:  У парня друзей девушек больше чем парней. Общительная особа: что делать с ее друзьями-мужчинами? Девушка гуляет с друзьями

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Заикание у детей: причины, лечение, обследование ребенка

Заикание – это нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, в основе которых лежит судорога мышц речевого аппарата. В последние годы этот дефект встречается все чаще, корректируется хуже и вносит много проблем в жизнь маленького человека. Поэтому специалисты стараются внедрять новые, более совершенные методики выяснения причин и лечения заикания у детей.

Наиболее часто первые симптомы появляются у малышей 2-5 лет. Именно в этом возрасте активно формируется речь, а в головном мозге происходят сложнейшие процессы. Любая травмирующая ситуация, излишняя нагрузка, тяжелая болезнь или травма способны нарушить этот еще не до конца отлаженный механизм.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Голосовая локализация встречаются гораздо реже. При ней появляется резкий срыв голоса, то есть на середине слова возникает попытка издать звук, но она является безуспешной.

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания
  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями. Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • нервные тики, энурез
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Дополнительные обследования

При первых симптомах неблагополучия стоит посетить невролога. Он исключит болезни головного мозга и тяжелые дефекты нервной системы.

Читать еще:  Красивые фразы о подруге. Фразы, высказывания и статусы про лучшую подругу

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как увеличение аденоидов способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией – на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Что делать родителям заикающихся детей

Главное, что нужно помнить – речевые судороги являются болезнью. Нельзя закрывать на них глаза, но и слишком акцентировать внимание и винить малыша также недопустимо.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Основные этапы лечения

Главный принцип лечения заикания у детей– раннее обращение к специалисту. Попытки родителей изобрести свои методы и программы помощи часто терпят фиаско, так как дефект носит комплексный характер.

Работа с логопедом

Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения

Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

  1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.

Эти и некоторые другие задания входят в дыхательную гимнастику Стрельниковой, часто используемую для лечения нарушений речи.

Аппаратные методы лечения заикания

Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение

Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики. Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект.

Заикание у детей:
причины и лечение

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.

Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.
Читать еще:  Как удалить неприятный запах из обуви. Как избавиться от запаха пота в обуви: несколько простых советов

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.

Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма. шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики.
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания – главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга. С данными этих методов диагностики картина будет более полной.

Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.

Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.

Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

Источники:

http://www.neboleem.net/zaikanie-u-detej.php
http://zdravotvet.ru/zaikanie-u-detej-prichiny-lechenie-obsledovanie-rebenka/
http://o-krohe.ru/psihologiya/zaikanie-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: