Ребенок плохо себя ведет: что делать. Почему дети себя плохо ведут? Выделенная линия общения с каждым взрослым

10 ошибок родителей, из-за которых ребенок может вести себя «плохо»

Спасибо Юлии Лазаренко за заметку. Размещаю для своих читателей с некоторыми изменениями.

Чтобы был ангел, нужно изменить к нему отношение.

Вы часто сталкиваетесь с невыносимыми истериками и плохим поведением вашего ребенка?

Вы ломаете себе голову над тем, как изменить ситуацию и где искать причину таких истерик?

Возможно, искать далеко не придется: причиной можете оказаться вы сами.

Вот 10 стратегий поведения родителей, которые портят характер детей и приводят к ужасным последствиям в будущем.

Бывало ли такое, что ваш ребенок требовал мороженое после того, как съел кусок шоколадного пирога? Вам бы и хотелось ему отказать, но он мог бы закатить истерику прямо посреди кафе.
Вам не оставалось ничего другого, как дать ему то, чего он хочет. Иначе вы окажетесь в центре всеобщего внимания.

ЭТО ОШИБКА. ВОТ ПОЧЕМУ: таким образом, вы только подкрепляете его плохое поведение. Ребенок будет знать, что ему достаточно «попсиховать» или покричать некоторое время, чтобы получить желаемое.

Ваша обязанность как родителей оберегать ребенка и заботиться о нем. Но не путайте заботу с гиперопекой, которая приносит больше вреда, чем пользы, ведь она выражается в стремлении защитить детей от несуществующих опасностей, привязать их к себе, подавить их индивидуальность, подчинить их жизнь своим требованиям.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ? Такой стиль воспитания мешает ребенку стать независимым, учиться на своих ошибках и самостоятельно решать проблемы. Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам. Более того, не нужно делать и то, что он может пробовать делать сам под Вашим наблюдением и с Вашей помощью. Это называется «зона ближайшего развития».

Знакомая ситуация? Ваш ребенок вместо того, чтобы рисовать в альбоме, начинает разрисовывать обои. Вы пригрозили, что заберете у него краски, если он продолжит это делать.

Он игнорирует ваши слова, а вы слишком устали, чтобы воплотить свою угрозу в жизнь. Таким образом, вы даете молчаливое согласие на его недопустимое поведение.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Он, вероятно, не воспримет вас всерьез, когда вы попытаетесь запретить ему что-то в будущем, потому что знает: вы не слишком добросовестно выполняете свои обещания.

В конце концов, вы навсегда можете потерять авторитет в глазах ребенка, он перестанет уважать ваше мнение.

Она так же опасна, как и ее недостаток. Вы хвалите ребенка за любую сделанную им мелочь? За выброшенный фантик, помытую чашку, хорошее поведение в магазине? Иногда это идет не на пользу детям.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Потому что дети начнут в будущем искать одобрение своим поступкам и действиям. Лучшей наградой за их труд будет не глубокое удовлетворение от сделанного, а похвала других людей.

Вы называете своего ребенка не иначе, как «ваше королевское высочество», выполняете любую его прихоть, удовлетворяя все потребности по первому щелчку?

Конечно, вы просто хотите, чтобы он был счастлив. Но этот путь не приведет к счастью

ГДЕ ВАША ОШИБКА? Не будьте рабом желаний вашего ребенка. Ему не нужно поклонение, он нуждается в надежной опоре и авторитетном человеке, который подскажет ему, как избежать многих жизненных ошибок.

Когда ваш ребенок расстроен, то кричит на вас, бросается вещами, обзывается? Это говорит о том, что вы многое ему позволяете.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Такую модель поведения ваш ребенок может в будущем использовать не только с вами, но и с другими людьми, перенесет ее во взрослую жизнь.

Учитель жалуется вам на поведение вашего ребенка, но в ответ от слышит, что просто не нашел к нему подход?

Ваш ребенок ведет себя, как хулиган на детской площадке, но вы оправдываете его тем, что все дети себя так ведут?

Не идеализируйте своего ребенка! Дайте ему право на ошибку! Вы просто освобождаете его от ответственности за совершенные действия.

Когда он вырастет, то будет продолжать обвинять окружающих в своих неудачах и никогда не признает, что на самом деле проблема в нем.

  • ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ БОЛЬШЕ ДРУГОМ, ЧЕМ РОДИТЕЛЕМ.

Никто не любит строгих тиранов, зато все дети обожают веселых и прикольных родителей, похожих больше на взрослых детей.

Выбор такой роли может принести огромные проблемы в поведении детей.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. У вашего ребенка достаточно друзей для игр и развлечений. Он нуждается в ответственных взрослых родителях, которые помогут ему усвоить правила хорошего поведения и стать воспитанным.

  • ПОИСК ОПРАВДАНИЙ, А НЕ ПРИЧИН ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Когда вашему ребенку 3 года, его капризы еще можно объяснить возрастом, недостатком социальных навыков, кризисным периодом, голодом и т.д.

Читать еще:  Причины расторжения брака. Когда пора разводиться с мужем и как решиться на этот шаг — советы психологов

Но не нужно оправдывать поведение детей в сознательном возрасте, которые могут закатить грандиозную истерику на людях.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Оправдывая ребенка, вы ему не помогаете. Попытайтесь найти причину такого поведения, чтобы устранить ее.

10.ИГНОРИРОВАНИЕ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Это ошибка, которая может стоить очень дорого. Вы думаете, что с возрастом капризы вашего ребенка прекратятся? Плохое поведение исчезнет само собой? Подумаешь – он бьёт брата, все дети так делают!

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Недопустимое поведение нужно пресекать в зародыше, не допускать его повторения в дальнейшем. Иначе это приведет к отсутствию эмоциональной зрелости у ребенка, несформированности навыков решения проблем, к тому, что он станет несчастным одиночкой.

Почему дети ведут себя плохо и что с этим делать?

Плохое поведение детей: как реагировать взрослым

Алина Бикеева педагог, автор блога о воспитании детей

Указав ребенку на его плохое поведение — капризы у малыша, непослушание у дошкольника, грубость у подростка, — родители надеются, что ребенок вдруг перестанет вести себя плохо, исправится, причем изменит свое поведение сам. Это вряд ли, считает педагог Алина Бикеева: ведь плохое поведение часто ребенку выгодно! Это родителям придется разобраться в причинах нежелательного поведения ребенка и попытаться их устранить. Вот как можно это сделать.

10 причин плохого поведения

Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.

  1. Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно. А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
  2. Детям скучно. Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
  3. Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
  4. Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
  5. Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
  6. Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
  7. Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими “играющими” гормонами и т.п.).
  8. За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
  9. Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
  10. Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.

Как взрослые реагируют на поведение детей

Взрослые реагируют на плохое поведение детей разными способами: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.

Агрессивное реагирование — это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такого агрессивного поведения, кстати, не всегда являются дети. Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни — работой, зарплатой, отношениями с начальством или коллегами, собственной личной жизнью и т.п. Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.

Попустительское реагирование — это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.

Демократичное, но твёрдое реагирование. Взрослый ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддается. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда следует двигаться, при этом не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка.

Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя. Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации. Таких взрослых больше всего интересует, что делать.

Читать еще:  Все несчастные семьи несчастны по толстой. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему""

Какому взрослому под силу изменить поведение детей

Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. С ребёнком что-то не так.

Итак, представим себе врача-практика. Агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им “все нервы измотали”. Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей?

Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи?

А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях и нюансах, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.

У какого врача вы хотели бы лечиться? Вот с таким же взрослым хотели бы общаться наши дети.

Почему дети ведут себя плохо, и что с этим делать? Часть вторая

Я снова пишу о детях и взрослых. Детях любого возраста и взрослых разной степени мудрости. Дети и взрослые – это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста – это реакция на что-то. На что? Плохому поведению детей есть причины. Вот некоторые из них:

Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно. А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания взрослых, сколько он получает при плохом поведении. Выход: Взрослые! Уделяйте детям больше внимания!

  • Детям скучно. Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.

Выход: Научите детей заниматься самыми разными видами конструктивной деятельности, вернее сказать, учите этому постоянно. Всегда учите ребёнка (любого возраста) самого себя занимать.

  • Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.

Выход: Взрослые, любите, поддерживайте, одобряйте, проявляйте искренний интерес к детям!

  • Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя особым и особенным, единственным и неповторимым, хотя бы иногда.

Выход: Взрослые, найдите что-то для каждого ребёнка, что будет выделять его из толпы. Помогите ребёнку в чём-то преуспеть. Преуспеть в хорошем деле. Найдите для него его хорошее дело.

  • Ребёнок проверяет взрослого (взрослых) на прочность – справятся ли он (они) с ним. Смогут ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддадутся ли на провокации?

Выход: Пройти проверку на прочность, справиться. Построить, найти. Не поддаться.

  • Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что – нельзя?!

Выход: Взрослый, спокойно и мудро проводи границы и ставь рамки. Не позволяй детям выходить из чётко обозначенных рамок и переходить все начертанные тобой и обществом границы.

  • Дети не могут по каким-либо причинам выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими «играющими» гормонами и т.п.).

Выход: Что именно ребёнок не может и почему как раз и должен разобраться взрослый и, по возможности, научить справляться.

  • За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение – это агрессивная защита от чего-то. От чего именно – это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.

Выход: Взрослый, пойми и убери!

  • Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка.

Выход: Дать ребёнку возможность отдохнуть, выздороветь, поправиться.

  • Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого другими методами.

Выход: Взрослый, не перегружай! Разгрузи и научи!

  • Одиночество ребёнка в детском коллективе, когда он «не принят стаей».

Выход: Взрослый, избавь ребёнка от одиночества, помоги ему влиться в коллектив.

  • Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.

Выход: Осознайте и скорректируйте, уважаемые взрослые!

  • Далее список причин плохого поведения учеников каждый педагог-практик продолжает самостоятельно.

Учителя и взрослые вообще реагируют на плохое поведение детей: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.

Читать еще:  Платиновый химический. Что такое платина. Платина. Истории и легенды

Агрессивное реагирование. Это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такой агрессивной реакции, кстати сказать, не всегда является поведение детей. Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни – работой, зарплатой, отношениями с начальством и / или коллегами, собственной личной жизнью и т.п. Агрессией вряд ли можно добиться нормальных отношений с детьми и рабочей, деловой обстановки в классе, а уж тем более агрессия не поможет решению собственных проблем. Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.

Попустительское реагирование. Это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.

Демократичное, но твёрдое реагирование. Это когда взрослые ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддаются. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда детям следует двигаться, при этом, не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка. Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя. Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации. Таких взрослых больше всего интересует, что делать.

Просто вопрос: Уважаемые коллеги, каким способом реагирования на плохое поведение своих учеников реагируете вы?

Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому, что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. Или у него недомогание. Ясно одно – с ребёнком что-то не так. А теперь представим себе, уважаемые коллеги врача – практика. Уверена, учителя и врачи – профессии, имеющие много общего. Итак, агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, они будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им «все нервы измотали». Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей? Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи? А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.

Уважаемые педагоги, у какого врача вы хотели бы лечиться? Вот у такого же педагога наши дети хотели бы учиться.

Как правило, «трудные» дети с плохим поведением – это дети с высокой степенью эмоциональности и с повышенной чувствительностью. Так работает их нервная система. Такой у них психотип. Таким образом они реагируют на всё, происходящее вокруг. Ребёнок НЕ выбирает плохое поведение. Он просто не знает, как ещё можно жить в том мире, в котором он живёт; жить по-другому и справляться со всеми свалившимися на него проблемами. Он не умеет делать этого.

Два главных метода коррекции плохого поведения детей:

  1. Понять причины плохого поведения.
  2. Устранить их.

Уважаемые коллеги, разумеется, мы с вами не всегда можем полностью устранить причины плохого поведения детей. Не всё в наших силах. Но я убеждена, мы можем быть внимательнее к детям, мы можем разобраться в причинах плохого поведения и понять наших детей. Мы можем постоянно работать над тем, чтобы, если уж не получается устранить совсем, хотя бы нейтрализовать, уменьшить и сгладить то, что провоцирует плохое поведение детей. Мы это точно можем, по той простой причине, что мы – взрослые, а они – дети, и их детство мы должны неустанно охранять и оберегать. Ещё мы должны детей понимать. А дети нам, взрослым, ничего такого не должны. Такая уж у нас, взрослых, работа. Это у нас с вами – работа, а у них – детство. И давайте станем гарантами здорового, жизнерадостного и счастливого детства наших детей.

Уважаемые коллеги, первые две книги из приведённого ниже списка я рассылаю по электронке бесплатно. Пришлите заявку на адрес: alicebkf@mail.ru

Книги Алины Сергеевны Бикеевой для учителей и родителей:

А. С. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.
А. С. Бикеева. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
А. С. Бикеева. Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
А. С. Бикеева. Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
А.С. Бикеева. Взрослый + ребёнок. Что посеешь, то и пожнёшь.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/71417/
http://www.7ya.ru/article/Pochemu-deti-vedut-sebya-ploho-i-chto-s-jetim-delat/
http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3624

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: