Ребёнок плохо себя ведёт. Что делать? Почему мой ребёнок плохо себя ведёт

Содержание

10 ошибок родителей, из-за которых ребенок может вести себя «плохо»

Спасибо Юлии Лазаренко за заметку. Размещаю для своих читателей с некоторыми изменениями.

Чтобы был ангел, нужно изменить к нему отношение.

Вы часто сталкиваетесь с невыносимыми истериками и плохим поведением вашего ребенка?

Вы ломаете себе голову над тем, как изменить ситуацию и где искать причину таких истерик?

Возможно, искать далеко не придется: причиной можете оказаться вы сами.

Вот 10 стратегий поведения родителей, которые портят характер детей и приводят к ужасным последствиям в будущем.

Бывало ли такое, что ваш ребенок требовал мороженое после того, как съел кусок шоколадного пирога? Вам бы и хотелось ему отказать, но он мог бы закатить истерику прямо посреди кафе.
Вам не оставалось ничего другого, как дать ему то, чего он хочет. Иначе вы окажетесь в центре всеобщего внимания.

ЭТО ОШИБКА. ВОТ ПОЧЕМУ: таким образом, вы только подкрепляете его плохое поведение. Ребенок будет знать, что ему достаточно «попсиховать» или покричать некоторое время, чтобы получить желаемое.

Ваша обязанность как родителей оберегать ребенка и заботиться о нем. Но не путайте заботу с гиперопекой, которая приносит больше вреда, чем пользы, ведь она выражается в стремлении защитить детей от несуществующих опасностей, привязать их к себе, подавить их индивидуальность, подчинить их жизнь своим требованиям.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ? Такой стиль воспитания мешает ребенку стать независимым, учиться на своих ошибках и самостоятельно решать проблемы. Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам. Более того, не нужно делать и то, что он может пробовать делать сам под Вашим наблюдением и с Вашей помощью. Это называется «зона ближайшего развития».

Знакомая ситуация? Ваш ребенок вместо того, чтобы рисовать в альбоме, начинает разрисовывать обои. Вы пригрозили, что заберете у него краски, если он продолжит это делать.

Он игнорирует ваши слова, а вы слишком устали, чтобы воплотить свою угрозу в жизнь. Таким образом, вы даете молчаливое согласие на его недопустимое поведение.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Он, вероятно, не воспримет вас всерьез, когда вы попытаетесь запретить ему что-то в будущем, потому что знает: вы не слишком добросовестно выполняете свои обещания.

В конце концов, вы навсегда можете потерять авторитет в глазах ребенка, он перестанет уважать ваше мнение.

Она так же опасна, как и ее недостаток. Вы хвалите ребенка за любую сделанную им мелочь? За выброшенный фантик, помытую чашку, хорошее поведение в магазине? Иногда это идет не на пользу детям.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Потому что дети начнут в будущем искать одобрение своим поступкам и действиям. Лучшей наградой за их труд будет не глубокое удовлетворение от сделанного, а похвала других людей.

Вы называете своего ребенка не иначе, как «ваше королевское высочество», выполняете любую его прихоть, удовлетворяя все потребности по первому щелчку?

Конечно, вы просто хотите, чтобы он был счастлив. Но этот путь не приведет к счастью

ГДЕ ВАША ОШИБКА? Не будьте рабом желаний вашего ребенка. Ему не нужно поклонение, он нуждается в надежной опоре и авторитетном человеке, который подскажет ему, как избежать многих жизненных ошибок.

Когда ваш ребенок расстроен, то кричит на вас, бросается вещами, обзывается? Это говорит о том, что вы многое ему позволяете.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА? Такую модель поведения ваш ребенок может в будущем использовать не только с вами, но и с другими людьми, перенесет ее во взрослую жизнь.

Учитель жалуется вам на поведение вашего ребенка, но в ответ от слышит, что просто не нашел к нему подход?

Ваш ребенок ведет себя, как хулиган на детской площадке, но вы оправдываете его тем, что все дети себя так ведут?

Не идеализируйте своего ребенка! Дайте ему право на ошибку! Вы просто освобождаете его от ответственности за совершенные действия.

Когда он вырастет, то будет продолжать обвинять окружающих в своих неудачах и никогда не признает, что на самом деле проблема в нем.

  • ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ БОЛЬШЕ ДРУГОМ, ЧЕМ РОДИТЕЛЕМ.

Никто не любит строгих тиранов, зато все дети обожают веселых и прикольных родителей, похожих больше на взрослых детей.

Выбор такой роли может принести огромные проблемы в поведении детей.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. У вашего ребенка достаточно друзей для игр и развлечений. Он нуждается в ответственных взрослых родителях, которые помогут ему усвоить правила хорошего поведения и стать воспитанным.

  • ПОИСК ОПРАВДАНИЙ, А НЕ ПРИЧИН ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Когда вашему ребенку 3 года, его капризы еще можно объяснить возрастом, недостатком социальных навыков, кризисным периодом, голодом и т.д.

Но не нужно оправдывать поведение детей в сознательном возрасте, которые могут закатить грандиозную истерику на людях.

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Оправдывая ребенка, вы ему не помогаете. Попытайтесь найти причину такого поведения, чтобы устранить ее.

10.ИГНОРИРОВАНИЕ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Это ошибка, которая может стоить очень дорого. Вы думаете, что с возрастом капризы вашего ребенка прекратятся? Плохое поведение исчезнет само собой? Подумаешь – он бьёт брата, все дети так делают!

ПОЧЕМУ ЭТО ОШИБКА. Недопустимое поведение нужно пресекать в зародыше, не допускать его повторения в дальнейшем. Иначе это приведет к отсутствию эмоциональной зрелости у ребенка, несформированности навыков решения проблем, к тому, что он станет несчастным одиночкой.

Если ребенок плохо себя ведет.

Причины плохого поведения ребенка: потребность в защите, жажда внимания, подтверждение собственной значимости, стремление побыть в одиночестве.

Иногда наши дети плохо себя ведут. Почему? В силу своего дурного характера или пытаясь сказать нам что-то? Что именно они хотят нам поведать? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Причины плохого поведения ребенка

Для начала вам необходимо самим себе честно ответить на некоторые вопросы. Вы наказываете ребенка? Обвиняете, стыдите? Даете ему прозвища (например, гениальный или бессердечный)? Слишком балуете? Делаете за него то, что он может сделать сам? Принимаете за него решения? Отвечаете за своего малыша тогда, когда кто-то обращается непосредственно к нему? Фиксируете внимание ребенка на ошибках, а не на достижениях? Ожидаете великих побед и совершенства? Не позволяете сыну или дочке побыть ребенком, объясняя: “Ты ведь уже взрослый (взрослая)!” У вас не хватает времени заняться детьми? Вы не советуетесь с ними, не спрашиваете их мнения? Не обращаетесь к ним за помощью? Отрицаете их чувства и желания (мало ли что ты хочешь – нос не дорос!)? Уступаете их бесконечным требованиям?

Читать еще:  Если грудничок много срыгивает. Что делать, чтобы ребенок меньше срыгивал. Массаж перед кормлением

Если даже на некоторые вопросы вы ответили “да”, то присмотритесь повнимательнее к своему ребенку, возможно, он подавлен, а, следовательно, часто отступает и не проявляет инициативу; легко сдается, испугавшись первых трудностей; выполняя доступную для него задачу, неожиданно объявляет: “Я не могу этого сделать, я не знаю, как”; вдруг становится инициатором конфликтов; обвиняет в своих проблемах родителей, друзей, одноклассников, учителей; жалуется на то, что у него мало или совсем нет друзей. Вероятно также, он перестает прикладывать усилия, часто выглядит жалким и беззащитным, не знает, чего он хочет в тот или иной момент; выбирает в друзья малышей-“плохишей” или просто становится обжорой и готов бесконечно сидеть у телевизора.

Виноваты родители?

Возможно, я вас удивлю, но все эти негативные черты, которых вы не наблюдали раньше в своем ребенке, появились благодаря взаимодействию с вами, благодаря вашему родительскому поведению и вашему отношению к жизни и к ребенку непосредственно. Не спешите себя ругать! Вы любите своего малыша, вы помогаете ему как можете защищаете от жизненных неурядиц, именно поэтому вы и читаете эти строки, но, вероятно, настало время что-то изменить в себе и помочь ребенку почувствовать себя влиятельным и сильным, свободным и ответственным за свою жизнь. Теперь поговорим о том, как это сделать. Я буду опираться на опыт со своим собственным ребенком, потому что я не только профессиональный психолог с соответствующим дипломом и определенным опытом работы, но я еще и мама. Так же, как и вы, я подчас совершаю ошибки, исправляю их, думаю о своих чадах и мечтаю о том, чтобы они были счастливы. Поэтому, вопреки поговорке о сапожнике без сапог, я начала психологическую помощь с себя.

Впервые я задумалась о том, какая я мама, когда моей дочке Анжелике было примерно два года, а старшему сыну Саше исполнилось семь лет, и он пошел в школу. Совершенно неожиданно я увидела себя в своем старшем ребенке, как в зеркале, в котором отражалась моя любовь к детям, мой стиль общения с ними, мои ценности, интонации и прочее – Саша копировал меня в общении с Анжеликой. Не могу сказать, что это открытие меня испугало, нет. Я увидела, как мой сын научился любить, как он переживает за сестру, как он ей помогает и уступает. Но кое-что меня насторожило, а именно, тон его голоса, повелительные интонации, безапелляционные суждения. С этой стороны я себе не понравилась.

Взглянув повнимательнее на Сашу, я вдруг обнаружила в нем те последствия моего родительского поведения, которые уже описывала ранее, характеризуя подавленного ребенка, и задумалась над тем, как это изменить.

Очень помогли мне книги по трансактному анализу и тренеры этой парадигмы, а также школа индивидуальной психологии А. Адлера. Книга Кэтрин Кволс “Переориентация детского поведения” и связанные с ней практические курсы для родителей, дали мне некоторые эффективные схемы действия.

Родительский практикум

Оказывается, подавленные дети, пытаясь добиться от нас безусловной поддержки и участия, выбирают ошибочные цели поведения, и именно тогда ребенок начинает выводить родителей из себя. Этих целей, по мнению К. Кволс, четыре, причем, они сменяют друг друга: признание, власть, месть, уклонение. За ними стоят реальные цели: жажда родительского внимания, чувство собственной значимости, потребность в защите и желание побыть в одиночестве. Определить, какую цель преследует ребенок, несложно, главное, отследить ваше чувство, которое возникает в ответ на его действие.

  1. Если ребенок вас раздражает, всеми возможными способами пытаясь отвлечь вас от важных дел (например, отрывает вас несколько раз от телефонного разговора, мешает вам пообщаться с подругой, слишком хорошо или, наоборот, плохо учится и проч.), это означает, что его цель – получить ваше внимание. Причем ребенку все равно, ругает его мама или хвалит, главное, что она обращает на него внимание. Таким образом, отвлекаясь от своих серьезных дел, вы признаете его существование, его роль в вашей жизни. Замечания, наказания, обращения к его совести ничего не дадут! Здесь нужны ваши быстрые и очень несложные действия: молча дайте понять ребенку, что вы его любите – погладьте, обнимите, поцелуйте.
  2. Когда ребенок не получает от вас признания, он начинает бороться за свою зону влияния, а вы в этот момент чувствуете злость, желание заставить ребенка что-то сделать. Его цель – стать хозяином положения, избавиться от контроля и влияния. В таком случае ничего не говорите, смотрите ребенку в глаза и дайте понять ему, что вы его любите. Пожалуйста, не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте!

Мой сын после появления младшей сестренки стал каким-то бесконечно медлительным, раньше за ним такого не замечалось! А главное – мои “подгонялки” полностью игнорировались! Ничего не помогало. Почти два года у меня ушло на то, чтобы понять, что своими постоянными подталкиваниями – “Скорее!”, “Опоздаешь!”, “Давай перестанем опаздывать!” – я не только не достигаю ускорения, я укрепляю у сына уверенность, что у него не все в порядке, что он никуда и никогда не может попасть вовремя.

Надо выяснить причину медлительности и перестать фиксировать его на неудачах – это решение я приняла в результате многодневной борьбы с Сашиной нерасторопностью. Обратив внимание на свои чувства, возникающие в ответ на действия сына, я сообразила, что он своей медлительностью требует от меня внимания или борется со мной за свое право на самостоятельность! Чего ему в данный момент не хватает, я определяю по тому, что рождается внутри моей души- раздражение или злость. Бывает, что за одно утро я испытываю оба этих чувства, но в разные моменты.

Если в какой-то момент ребенок недополучил от меня законного внимания, через некоторое время он начинает бороться за него своей медлительностью. Ведь когда он в черепашьем темпе собирается в школу, я не имею права отвлечься, я должна все время ему напоминать, что делать, и быть в процессе! Возможно, ему не хватает моего внимания именно после рождения сестры! Однако, будучи подавленным ребенком, сын не может сказать мне об этом прямо. Вместо этого он продолжает бороться за право быть услышанным.

С тех пор как я это поняла, как поймала в себе чувство раздражения в ответ на его действия, я стала показывать ему, как я его люблю, приобнимать в процессе утренних дел, поглаживать, когда он умывается! А если во мне кипит злость, я заглядываю ему в глаза, причем молча, чтобы не ввязываться в спор-борьбу, взгляд мой выражает любовь, я обязательно обнимаю его, глажу по спине или по руке, и мой сын вдруг волшебным образом вспоминает, что ему нужно делать дальше! Удивительное дело, но в школу мы собираемся гораздо спокойнее, да и опаздывать перестали!

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге “Общаться с ребенком. Как?” предлагает, на мой взгляд, очень эффективный метод решения такой проблемы: нарисовать с ребенком список дел, которые он должен сделать утром – почистить зубы, надеть форму, почистить ботинки и проч. – и дать этот рисунок в руки ребенку как руководство к действию. В результате ребенок справляется со всеми делами сам и очень быстро, что воспитывает в нем ответственность за свои действия, а мама свободна от напоминаний и нервотрепки! Утром мы этот метод не применяем, зато используем его в дневное время, когда я занята, а у Саши накапливается несколько заданий. Тогда мы вместе пишем список дел, кладем его перед глазами, а дальше. все задачи через некоторое время оказываются выполненными.

И еще одна важная вещь: ребенок не будет бороться за власть, если он чувствует себя сильным и значимым! Сделайте все для этого! Мы с Сашей каждый вечер перед сном обязательно обсуждаем то, что в этот день произошло хорошего, чем он может в этот день гордиться. Что нового он узнал, в чем преуспел, за что может себя похвалить, кому помог! Оказалось, это невероятно трудно, и в первые дни мой сын вообще не мог сказать о себе ничего хорошего. Постепенно он начал учиться этому важному умению, необходимому для развития самоуважения и самоценности! Он сможет чувствовать себя сильным и значимым!

  • Если в результате действий ребенка вы почувствовали обиду или боль, желание свести счеты, то знайте, что ваш ребенок стремится к защите, он хочет, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и он. Ошибочная цель подавленного ребенка в этом случае – месть, а родителю неплохо было бы задуматься, в какой момент и как он сделал своему малышу больно. Воздержитесь от наказания, не отвечайте на оскорбление оскорблением, помогите ребенку выразить злость и ненависть без оскорблений (дайте ему побить подушку или разорвать пачку газет в мелкую крошку). Скажите себе, за что вы любите своего ребенка и, учитывая его чувства и желания, начинайте восстанавливать ваши отношения, несмотря на то, что этот процесс очень долгий. Помните, что ребенок так себя ведет в ответ на ваши действия! В ответ на ту боль, которую вы ему причинили!
  • Если вы чувствуете внутри себя отчаяние, желание пожалеть или уговорить, то знайте, что ребенок на сей момент хочет побыть в одиночестве, ошибочная цель которого – уклонение. Такие дети всем своим видом просят оставить их в покое, демонстрируют беспомощность, сдаются, ставят для себя цели, которые заведомо невыполнимы. Что делать? Показать ребенку его ценность в каком-то деле (только он может это сделать!), разделить задачу, которая кажется ему непосильной, на мелкие задания (Ты не может решить все примеры по математике? А один можешь? Реши один. ), научить его не сдаваться и прислушиваться к своим мудрым мыслям. Спрашивайте ребенка, чему он научился, отмечайте малейшие достижения. И все неожиданно получится!
  • В заключение хочу сказать, что любой из нас, начавший путь изменений, будет двигаться по долгой и ответственной дороге, которая не всегда освещена. На ней, без сомнения, встречаются препятствия. Конечно, не все получится сразу, и каждому нужно научиться самому и научить своего ребенка не расстраиваться из-за своих ошибок, потому что это не ведет к прогрессу. Для начала можно сказать себе спасибо за признание своих ошибок, а потом сконцентрироваться именно на том, что в этот раз получилось лучше, чем раньше. Самобичевание и концентрация на промахах приводят к тому, что человек перестает делать что-либо с удовольствием, часто совсем отказываясь от затеи.

    Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, рассказывайте ему как можно подробнее о том, какой он замечательный, причем делайте это как можно чаще, отрываясь от своих бесконечных дел! Хвалите себя и ребенка за каждый успешный шаг, за каждую маленькую победу! И продвигайтесь вперед. Ведь теперь вы знаете, что ребенок хочет сказать вам своим плохим поведением. И вы знаете, как действовать!

    Ребенок плохо себя ведет: что делать

    Как воспитать послушного ребенка?

    Дети часто капризничают и закатывают истерики, причем делают это в самый неподходящий момент. Родители вначале просят свое чадо успокоиться, но вскоре многие из них теряют терпение и переходят к подзатыльникам. В итоге детские крики только усиливаются, а жизнь взрослых превращается в настоящее испытание. Почему ребенок становится неуправляемым, и как скорректировать его поведение?

    Причины детской истерики

    Все дети периодически испытывают терпение родителей и вытворяют такие вещи, которые ставят их в неловкое положение. По словам специалистов, этому есть рациональное обоснование. Крики и истерики — всего лишь естественные этапы развития.

    По словам биолога-антрополога Университетского колледжа Лондона Эмили Эммотт, основная проблема заключается во времени, которое родители проводят с собственными детьми. Взрослому человеку может казаться, что ребенок получает достаточно внимания. Малышу же необходимо, чтобы мама и папа были рядом постоянно и принадлежали только ему. Дети еще не понимают, что у взрослых есть работа, друзья и личные дела, на которые им тоже требуются силы.

    Маленький человек не умеет грамотно объяснять родителям, что ему не хватает их любви и заботы. Самый простой для ребенка способ обратить на себя внимание — громко закричать и затопать ногами. То, что желания и потребности окружающих важно учитывать, очевидно для взрослых, но не для детей. Понимание этих вещей не дается человеку от рождения, а приходит только с опытом. Ребенок искренне считает, что он должен всегда получать то, что хочет. Если его прихоть не исполняют, малыш пытается добиться желаемого доступным ему методом, то есть истерикой.

    Плохое поведение ребенка — норма или отклонение?

    Все малыши глубоко индивидуальны, и у каждого могут быть свои мотивы для непослушания. Именно детальный разбор причин плохого поведения ребенка является ключом к его «исправлению». Чтобы понять, откуда растут корни капризов и истерик, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

    1. Учитывайте «функциональный возраст» ребенка

    Родители часто бросают в адрес своих детей фразы наподобие «хватит вести себя как младенец!». Они уверены, что по мере взросления ребенок должен становиться серьезнее. Однако все дети развиваются разными темпами, под влиянием определенных факторов. Поэтому при оценке их поведения не всегда стоит ориентироваться на дату, указанную в свидетельстве о рождении.

    Психологи советуют родителям понять, какому возрасту соответствует уровень развития их чада. В одной области ребенок может опережать сверстников, в другой — немного отставать. Это абсолютно нормально. Особенно часто такие противоречия в поведении встречаются среди подростков. 11-летний ребенок может разговаривать как взрослый, качать свои права, а в следующий момент — просить поправить ему одеяло перед сном, приготовить что-нибудь вкусненькое.

    2. Ведите дневник поведения

    Взрослым бывает сложно поставить себя на место ребенка и посмотреть на происходящее его глазами. Поэтому им часто кажется, что для плохого поведения нет причин, но так не бывает.

    Родителям стоит завести дневник, описывая в нем изменения в поведении малыша, а именно:

    • все, что предшествовало скандалу;
    • события, после которых малыш успокоился;
    • как протекали дни, когда ребенок был послушным и спокойным.

    Такой метод поможет выстроить цепочку событий и выявить факторы, провоцирующие вспышки гнева.

    3. Не бойтесь обращаться к врачам

    Проблемы с поведением детей часто обуславливаются особенностями возраста и проходят сами собой, когда ребенок подрастает. Однако есть одно но: если родители не разберутся в точных причинах истерик их чада, они так и будут неправильно реагировать. Упреки, подзатыльники, ответная агрессия никак не способствуют хорошему воспитанию.

    Вы сильно встревожены поведением ребенка? Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться к терапевту. Если у вашего малыша есть проблемы со здоровьем, важно как можно раньше поставить диагноз и провести лечение. Однако, скорее всего, врач посоветует вам хорошего детского психолога. Он пообщается с малышом и определит, почему он закатывает истерики. Узнав, что вызывает у ребенка негативные реакции, вы сможете их устранить.

    4. Обсуждайте проблемы с другими родителями

    Психологи призывают родителей исследовать опыт других людей, имеющих детей того же возраста, — друзей, родственников, хороших знакомых. Воспитывать ребенка по-настоящему трудно. У всех родителей возникают проблемы с поведением их чад, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы их обсуждать.

    Возможно, кто-то начнет строить из себя самого опытного воспитателя и настаивать, что точно знает, в чем ваша проблема. Однако в целом разговоры с другими родителями позволят вам лучше понять, когда и почему поведение детей выходит из-под контроля. Вы сможете обнаружить факторы, на которые раньше не обращали внимание.

    Пособие по воспитанию послушного ребенка

    Воспитание ребенка — сложный и ответственный процесс. Родители хорошо знают своих детей, но часто оказываются беспомощными перед их истериками. Поэтому нерационально полагаться только на свои силы. Неоценимую помощь в воспитании могут оказать рекомендации опытных специалистов, которые успели пообщаться с большим количеством семей и провести немало исследований на предмет того, как разные факторы влияют на поведение ребенка.

    Контроль режима сна — ключ к хорошему поведению

    В 2013 г. английские ученые провели масштабное исследование среди 10 000 детей в возрасте 3-7 лет. Результаты показали, что существует объективная связь между ненормированным режимом ночного сна и плохим поведением ребенка днем.

    По словам профессора кафедры эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона Ивонн Келли, нефиксированный режим дня влияет не только на тело, но и на разум ребенка. В таких условиях он испытывает нечто подобное ощущениям при смене часовых поясов. Это препятствует здоровому развитию и вызывает поведенческие отклонения. Нарушения режима сна в дошкольном возрасте могут спровоцировать также серьезные проблемы со здоровьем, которые останутся на всю жизнь.

    Чем дольше ребенок не высыпается, тем сильнее проявляются нарушения в его поведении, а именно:

    • гиперактивность;
    • эмоциональная нестабильность;
    • трудности в общении с ровесниками.

    Хорошая новость заключается в том, что все негативные последствия являются обратимыми. Если родители начнут контролировать режим сна ребенка, вскоре его поведение начнет улучшаться.

    Что такое хорошо и что такое плохо

    По мнению профессора Массачусетского университета Рейчел Келем, задача родителей — научить ребенка вести себя правильно. Взрослые должны установить границы дозволенного и постоянно объяснять, что нарушать их нельзя. Даже младенцы хорошо поддаются обучению. Когда малышу уже исполнилось 3 года, ему можно прямо говорить: «Если ты не перестанешь безобразничать, тебе придется уйти в свою комнату и посидеть там немного одному, пока не успокоишься».

    Начинать воспитательный процесс важно как можно раньше, ведь внушить что-либо подростку уже не получится. Когда ребенок хорошо себя ведет, вместе с похвалой ему нужно объяснить, что именно он сделал правильно. Малыш должен запомнить, как следует поступать. Он сложил игрушки в коробку? Недостаточно простого слова «молодец». Скажите ему, что вы благодарны ему за помощь в уборке, или обратите его внимание на то, как уютно и красиво стало в комнате. В следующий раз он сам захочет помочь маме.

    Похвала для выработки модели поведения

    Детям важно ощущать заботу и одобрение со стороны родителей — именно этого они зачастую и добиваются своими истериками. Хвалите их не только за примерное поведение, но даже за попытки сделать что-то хорошо.

    Родителям важно понять, что они сами часто совершают ошибки, поэтому неправильно требовать идеальных поступков от детей. Мозг малыша будет формироваться вплоть до подросткового возраста. Он пока не способен рационально оценивать действия и принимать верные решения. Требуется много времени и сил родителей, чтобы научить ребенка вести себя хорошо и разучиться вести себя плохо.

    Одобрение со стороны близких людей поможет малышу запомнить, как нужно поступать. Оно станет отличной мотивацией для того, чтобы вести себя хорошо. Ребенок нуждается в родительской ласке и не хочет их огорчать, но просто еще не понимает, чего от него ожидают взрослые.

    «Нет» войне интересов

    Профессор Массачусетского университета Рейчел Келем советует родителям проявлять стойкость и не прогибаться под ребенка. Малыш устроил скандал, потому что ему не купили игрушку? Определите, как вы будете действовать, и придерживайтесь своего решения до победного конца.

    Ребенок быстро вычисляет, что, если подольше и погромче поорать, родители в определенный момент не выдержат и пойдут на уступки. В результате он начинает манипулировать взрослыми и кричать каждый раз, когда не получает желаемого. Если вы чувствуете, что в этот раз не выдержите долго, уступайте еще до начала истерики. Так вы побережете свои нервы и спокойную атмосферу в доме. Если же решили не уступать, стойте на своем до конца, как бы сильно малыш ни плакал. В итоге он поймет, что манипуляция не сработала, и сам успокоится.

    Чего делать не стоит?

    Иногда родители, сами того не ведая, могут провоцировать малыша на скандалы и истерики. Если хотите воспитать послушного и спокойного ребенка, не совершайте следующих ошибок:

    1. Не показывайте детям свою злость

    Подобно губкам, дети впитывают все, что «подсматривают» у родителей. Если вы проявите в их адрес свой гнев, они отзеркалят ваше поведение и станут чаще закатывать вам истерики.

    Конечно, все родители периодически сердятся на своего ребенка. Однако объяснить малышу, что он поступает плохо, можно и без ругани, настаивает детский психотерапевт из Ланкашира Дэвид Спеллман. Специалист объясняет, что родители даже не осознают, как сильно ранят свое чадо, разговаривая с ним раздраженно. Воспитывая детей, нужно проявлять недюжинное терпение и найти баланс между строгостью и добротой.

    Если ребенок ведет себя плохо, ему нужно четко сказать, что он делает не так. Если будете кричать, малыш просто не услышит вас. Произнесенное гневным голосом покажется ему непонятным. В итоге ребенок лишь затаит обиду и станет безобразничать назло родителям.

    2. Не читайте нотации

    При воспитании ребенка пряник работает более эффективно, чем кнут. Человек, которого наказывали в детстве, помнит об этом во взрослом возрасте и хранит скрытую обиду. Родители всегда объясняют своему повзрослевшему ребенку, что ругали его ради его же блага. Однако специалисты уверены: наказания вызывают только негативные последствия.

    По словам профессора Келем, родителям лучше заострять внимание детей на моментах, когда они делают что-то правильно, и меньше порицать их за плохие поступки. В таком случае в сознании маленького человека отложится то, что такое хорошо. Он будет стараться вести себя, как надо, чтобы заслужить родительское одобрение. Продолжайте хвалить и поощрять его за усилия, чтобы ребенок продолжал в том же духе.

    3. Не снимайте «золотые звездочки» за нарушение правил

    Популярный метод контроля за поведением детей — таблички. Они помогают родителям добиваться от ребенка выполнения своих просьб. Если он делает хороший поступок (убирает игрушки, застеливает постель), на табличку крепят звезду, но за проступки ее снимают. Делать так — огромная ошибка, говорит профессор Келем.

    Специалист объясняет, что таблички со звездами — прекрасный способ договориться с ребенком. Он видит свои достижения и рассчитывает на то, что его будут и дальше поощрять. Каждую звездочку малыш заслужил. Это результат, который не подлежит пересмотру. Если ребенок ведет себя плохо, акцентируйте его внимание на том, что он остался без новой звезды, но не отнимайте уже заслуженные.

    4. Не ставьте малышей в угол

    Профессор Келем объясняет, что смена деятельности — очень эффективный метод воздействия на непослушных детей. Однако «выдергивать» ребенка из ситуации, в которой он плохо себя ведет, нужно резко, без ругани и насилия. Отправляя малыша в угол, родители буквально навешивают на свое чадо ярлык «ты плохой». Как же он исправит свое поведение, если вы сами внушаете ему, что по-другому он не может?

    Нельзя произносить вслух фразы наподобие «ты ужасный ребенок», «мне стыдно за твое поведение». Лучше мягко сказать малышу, что он слишком разошелся, и попросить его пойти посидеть у себя в комнате пару минут, чтобы прийти в себя.

    Родители должны запомнить одну вещь: плохим поведением ребенок часто пытается заставить их проводить с ним больше времени. Да, в таком случае он вызывает недовольство взрослых и рискует быть наказанным. Однако ребенка устраивает любое внимание со стороны родителей. Постарайтесь проводить со своим карапузом больше времени, когда он ведет себя хорошо. Это станет для малыша лучшим поощрением, которое он будет стараться получить всеми силами.

    Читаем также:

    Что делать, если ребенок ведет себя плохо — советы детского психолога Юлии Милованов

    Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского

    Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

    Источники:

    http://www.b17.ru/blog/71417/
    http://www.7ya.ru/article/Esli-rebenok-ploho-sebya-vedet/
    http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/rebenok-ploho-sebya-vedet-chto-delat.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: