Семейный и родительский клубы в детском саду. Семейный клуб «Островок любви» (конспект мероприятия). Примерные правила общения в группе

Содержание

Семейные клубы по интересам в доу. Семейный клуб «Островок любви» (конспект мероприятия)

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад – семья», решая при этом приоритетные задачи :

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.

Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
  • участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
  • совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.

Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.

Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб – это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб – это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших – подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной – ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Читать еще:  Как восстановить вязаную вещь. Восстановление размера севшей одежды из шерсти

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).
Читать еще:  Современные проблемы науки и образования. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок – определённая эмоция

Моя семья-мой островок любви

Презентация “Моя семья-мой островок любви” для урока знаний 1 сентября 3-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Моя семья-мой островок любви»

Презентация урока знаний

Учитель: Шмакова Г.Н.

  • Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье

  • Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам
  • Создавать условия для осознания значимости семьи как для ребенка, так и для родителей
  • Продолжить работу по формированию субкультуры классного коллектива

Сегодня все мы снова

Встречаемся со школой.

  • РОДИТЕЛИ
  • Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата.

А узнать вам деда с бабой-

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна…

Что такое в вашем понимании СЕМЬЯ?

  • Семья – это…
  • Выслушиваются высказывания детей
  • Толкование
  • значения слова семья по ОЖЕГОВУ :

1.Это группа живущих вместе близких родственников

2. Объединение людей, сплоченных общими интересами

Значение по Ушакову: Семья – это группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе

  • Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно их выслушал и сказал; «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась семья на совет и решили они , что надо относиться друг к другу с любовью, уважением, доверием, добротой, заботой. Помогать друг другу.

Презентация семьи Пузыревых

Моя семья состоит из четырёх человек

Привет всем! Это я, меня зовут Даша

А это мои мама Женя и папа Валера

Ещё у меня есть братик Алёша. Он у нас любит шалить

Моя мама повар в детском саду

Мой папа водитель

Он возит бензин

Я учусь в школе №4 в 3 «а» классе

Моё хобби «бисероплетение»

Зимой мы любим кататься с горок, а летом ездить на природу

У меня есть две бабушки и одна прабабушка

С нами живёт кошка Зося

Вот такая у меня дружная семья

Работа в группах

  • «Ссора матери и дочери»
  • «Планирование семейного бюджета»
  • «Планирование совместного отдыха»
  • «Семейный праздник»
  • Разыграть сценку «Отправляла мама в школу малыша – сыночка»

  • Почему важно в семье любить друг друга?
  • Как выразить любовь к родным?
  • Как научиться понимать настроение родителей?
  • Как должен поступать папа, чтобы сделать маму более счастливой?
  • Как можно помирить родителей?
  • Какие семейные праздники сплотят семью?

Игра «Доскажи словечко»

  • Класс наш в школе самый умный, есть отличники всегда! Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»

  • Класс наш в школе самый шумный,

идет кругом голова! Мы вам скажем честно-честно:

  • Класс наш в школе всех активней и при деле он всегда! Мы вам скажем откровенно:
  • Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда! Мы вам скажем без сомненья:

  • А какой веселый самый? Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

  • Класс наш в школе самый лучший, мы – надежные друзья! Вам секрет откроем дружно:
  • Потому что мы – семья!

  • Семья – это счастье, любовь и удача,
  • Семья – это летом поездки на дачу.
  • Семья – это праздник. Семейные даты,
  • Подарки, покупки, приятные траты.
  • Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
  • Мечты о хорошем, волненье и трепет, Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.

Воспитательный час на тему: «Дом, в котором я живу»

Воспитательный час носит празднично-торжественный характер: дети читают стихи, исполняют песню. Круговые тренинги «Лучик доброты», «Нить любви», тёплые стихи под лирическую музыку, песня о доме, выставка детских рисунков «Моя семья» вызывают у всех присутствующих самые положительные чувства. На классном часе дети рассуждают о семейных ценностях, о роли семьи в жизни человека. Итог мероприятия – построение на доске дома «СЕМЬЯ» из карточек, где написаны те качества и принципы, на которых должны строиться отношения в семье и семейных фотографий.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час на тему: «Дом, в котором я живу»»

на тему: «Дом, в котором я живу»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что семья строится на любви и уважении друг к другу; обобщить знания о семейных ценностях;

обозначить роль семьи для каждого человека.

Использованы различные методы и приёмы: беседа, тренинг, просмотр презентации, обсуждение, элементы дискуссии, решение проектных задач. Воспитательный час носит празднично-торжественный характер: дети читают стихи, исполняют песню. Круговые тренинги «Лучик доброты», «Нить любви», тёплые стихи под лирическую музыку, песня о доме, выставка детских рисунков «Моя семья» вызывают у всех присутствующих самые положительные чувства. На классном часе дети рассуждают о семейных ценностях, о роли семьи в жизни человека. Итог мероприятия – построение на доске дома «СЕМЬЯ» из карточек, где написаны те качества и принципы, на которых должны строиться отношения в семье и семейных фотографий.

Читать еще:  Как достать любовницу мужа по телефону. Вердикт: виновен, должен быть наказан. Как проучить любовника

1.Вступительное слово воспитателя

(звучит красивая лирическая музыка):

Мы разговор наш начинаем

О ценностях своей души.

Сегодня мы поразмышляем,

О том, что важно для семьи.

Семья для каждого ребёнка-

Есть островок любви и дома.

Где утром слышит он спросонку-

Вставай, доброе утро!

В семье поддержат и поймут,

Помогут, если что случится.

В семье есть отдых, есть и труд.

Семьёй своей должны гордиться!

2. Цель мероприятия

– Ребята и уважаемые гости, мы поговорим о семье, о человеческих качествах, которые помогают сохранить в семье теплоту, любовь и гармонию.

– Ребята и уважаемые родители, на столе лежат таблички со словами:

уважение, лень, терпение, трудолюбие, предательство, вежливость, грубость, взаимопомощь, зависть, доброта, жадность, честность, преданность, взаимопонимание, забота, искренность, лживость, хвастовство, справедливость, щедрость, сопереживание, дружба.

Перед вами таблички – смотрите!

Слова на них тихо прочтите,

И каждый для себя возьмите

Лишь то, чем в жизни дорожите.

Каждый воспитанник выбирает для себя табличку со словом.

Теперь табличку покажите,

И выбор свой нам объясните

Дети читают слово, написанное на табличке, и объясняют, почему выбрали именно это слово, какое значение имеет для семьи.

На том, про что вы рассказали

И строится семья любая.

А мы построим с вами дом,

Семьёй в нём дружно заживём.

Дети подходят к доске. При помощи магнитов, из табличек выстраивают дом. (Схема прикрепления табличек уже нарисована на доске)

Наш дом семьи готов,

Нет крыши только в нём.

Я выбрала любовь,

Свет будет, точно днём.

(воспитатель прикрепляет крышу «ЛЮБОВЬ»)

4. Отношения в семье

Ребятам зачитывается отрывок из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».

Воспитатель – Почему Павлик на всех родных обиделся? (ответы детей)

– В чём он был не прав? (ответы детей)

– Как он должен был поступить? (ответы детей и родителей)

Обидят тебя – тянет тоже обидеть,

И хочется всё и везде ненавидеть.

А любят тебя – хочешь тоже любить!

И сразу светлее и радостней жить.

А может, кого-то не стоит нам ждать?

А лучше всего самому начинать?

Не множить обиды, а прямо с утра,

Идти в этот мир по дороге добра!

Забота о ближнем, добрые слова,

Как лучик света согревают нам сердца.

Прошу всех в круг наш дружный встать

И добрый лучик передать.

Тренинг « Лучик доброты»

Дети становятся в круг, и передают воздушный шар, с добрыми пожеланиями, принимающему: «Желаю тебе…»

Добро вернулось к тебе снова,

И в жизни будет так всегда,

Всё доброе, что отдал дому,

К тебе вернётся сквозь года!

5. Домашние обязанности

Только тот надёжный дом.

Где все заняты трудом.

Где работают, там «густо»,

А в ленивой семье пусто.

Дом построен. Дружно в нём

Мы порядок наведём.

Чтобы делом всех занять,

Нужно инвентарь раздать.

Кто загадку разгадает,

Приз тот час же получает.

Дети читают загадки друг другу. За правильный ответ- приз.

Чтоб тарелки заблистали,

Мы, рекламе свято веря,

Всю посуду моем с … («Ферри»).

Зимней свежести белья

Удивилась нынче я.

Кто же в этом нам помог?

По кастрюле погуляет,

Всё, что в ней перемешает.

Любит погонять картошку

Всех приласкать старается,

При этом раскаляется.

Для белья он – лучший друг-

Потрудились вы с охотой,

Не боитесь вы работы.

Без труда прожить нельзя.

Дружбою крепка семья.

6. Взаимосвязь в семье

Взаимопомощь и поддержка в нашей классной семье

Нужна как воздух, и мне, и вам!

Тренинг «Нить любви»

Участники игры садятся по кругу и передают клубочек. Обвязывая, поочередно палец на руке. Передавая клубок, нужно сказать фразу «А в нашей семье…» и закончить позитивно. В конце игры все участники оказываются связанными.

В семье все связаны нитью одной-

И радость, и горе разделим семьёй.

Семья – это взаимностей круг,

Где каждый – слуга и надёжный друг.

В семье без заботы прожить нам нельзя,

Вниманьем, заботой крепка семья.

Мы построили дом для семьи

Вот он наш счастливый дом!

Тепло, уютно будет в нём!

Но дом тогда лишь дом, друзья,

Когда в том доме есть … семья.

-Я предлагаю «поселить» ваши семьи в наш дом.

Дети прикрепляют к доске свои фотографии.

8. Заключительное слово воспитателя:

Синее небо как река,

Плыли куда-то облака.

Шёл человек. Была дорога нелегка.

Но человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья со столом,

Дом- это там куда готов.

Ты возвращаться вновь и вновь.

Яростным, добрым, нежным, злым,

Дом- это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом – это твой дом!

Пусть будет дружба и согласие в семье,

Пусть все невзгоды стороной пройдут,

Пусть солнце ярче светит на земле,

Любовь и мир пусть в каждый дом зайдут.

Жизнь в нашем доме будет интересной и комфортной, если мы не будем дружить, развивать свои способности, укреплять здоровье, приобретать новые знания и делиться ими с другими. Чтобы у нас всё получилось необходимо, что сказано выше выполнять: вы согласны? Надеюсь, что вы будете стараться, не лениться и жить дружно в нашем доме.

Источники:

http://sssspa.ru/semeinye-kluby-po-interesam-v-dou-semeinyi-klub-ostrovok-lyubvi-konspekt/
http://multiurok.ru/index.php/files/moia-siem-ia-moi-ostrovok-liubvi.html
http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vospitatielnyichasnatiemudomvkotoromiazhivu

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: