Семейный и родительский клубы в детском саду. Семейный клуб «Островок любви» (конспект мероприятия). Примерные правила общения в группе
Содержание
- 1 Семейный и родительский клубы в детском саду. Семейный клуб «Островок любви» (конспект мероприятия). Примерные правила общения в группе
Семейные клубы по интересам в доу. Семейный клуб «Островок любви» (конспект мероприятия)
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели – созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад – семья», решая при этом приоритетные задачи :
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.
Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :
- психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
- участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
- совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.
Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.
Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб – это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб – это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших – подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной – ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
Программа работы клуба
Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
- «Как подготовить ребёнка к школе»;
- «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
- «Развиваем память у дошкольников»;
- «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
- «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
- «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
- «Возрастные кризисы»;
- «Детские страхи»;
- «Капризы и упрямство»;
- «Ребёнок и компьютер»;
- «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
- «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
- письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
- устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок – определённая эмоция
Моя семья-мой островок любви
Презентация “Моя семья-мой островок любви” для урока знаний 1 сентября 3-4 классы
Просмотр содержимого документа
«Моя семья-мой островок любви»
Презентация урока знаний
Учитель: Шмакова Г.Н.
- Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье
- Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам
- Создавать условия для осознания значимости семьи как для ребенка, так и для родителей
- Продолжить работу по формированию субкультуры классного коллектива
Сегодня все мы снова
Встречаемся со школой.
- РОДИТЕЛИ
- Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата.
А узнать вам деда с бабой-
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна…
Что такое в вашем понимании СЕМЬЯ?
- Семья – это…
- Выслушиваются высказывания детей
- Толкование
- значения слова семья по ОЖЕГОВУ :
1.Это группа живущих вместе близких родственников
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами
Значение по Ушакову: Семья – это группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе
- Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно их выслушал и сказал; «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась семья на совет и решили они , что надо относиться друг к другу с любовью, уважением, доверием, добротой, заботой. Помогать друг другу.
Презентация семьи Пузыревых
Моя семья состоит из четырёх человек
Привет всем! Это я, меня зовут Даша
А это мои мама Женя и папа Валера
Ещё у меня есть братик Алёша. Он у нас любит шалить
Моя мама повар в детском саду
Мой папа водитель
Он возит бензин
Я учусь в школе №4 в 3 «а» классе
Моё хобби «бисероплетение»
Зимой мы любим кататься с горок, а летом ездить на природу
У меня есть две бабушки и одна прабабушка
С нами живёт кошка Зося
Вот такая у меня дружная семья
Работа в группах
- «Ссора матери и дочери»
- «Планирование семейного бюджета»
- «Планирование совместного отдыха»
- «Семейный праздник»
- Разыграть сценку «Отправляла мама в школу малыша – сыночка»
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как выразить любовь к родным?
- Как научиться понимать настроение родителей?
- Как должен поступать папа, чтобы сделать маму более счастливой?
- Как можно помирить родителей?
- Какие семейные праздники сплотят семью?
Игра «Доскажи словечко»
- Класс наш в школе самый умный, есть отличники всегда! Мы вам скажем честно-честно:
Это мы – четвертый «А»
- Класс наш в школе самый шумный,
идет кругом голова! Мы вам скажем честно-честно:
- Класс наш в школе всех активней и при деле он всегда! Мы вам скажем откровенно:
- Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда! Мы вам скажем без сомненья:
- А какой веселый самый? Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
- Класс наш в школе самый лучший, мы – надежные друзья! Вам секрет откроем дружно:
- Потому что мы – семья!
- Семья – это счастье, любовь и удача,
- Семья – это летом поездки на дачу.
- Семья – это праздник. Семейные даты,
- Подарки, покупки, приятные траты.
- Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
- Мечты о хорошем, волненье и трепет, Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.
Воспитательный час на тему: «Дом, в котором я живу»
Воспитательный час носит празднично-торжественный характер: дети читают стихи, исполняют песню. Круговые тренинги «Лучик доброты», «Нить любви», тёплые стихи под лирическую музыку, песня о доме, выставка детских рисунков «Моя семья» вызывают у всех присутствующих самые положительные чувства. На классном часе дети рассуждают о семейных ценностях, о роли семьи в жизни человека. Итог мероприятия – построение на доске дома «СЕМЬЯ» из карточек, где написаны те качества и принципы, на которых должны строиться отношения в семье и семейных фотографий.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час на тему: «Дом, в котором я живу»»
на тему: «Дом, в котором я живу»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что семья строится на любви и уважении друг к другу; обобщить знания о семейных ценностях;
обозначить роль семьи для каждого человека.
Использованы различные методы и приёмы: беседа, тренинг, просмотр презентации, обсуждение, элементы дискуссии, решение проектных задач. Воспитательный час носит празднично-торжественный характер: дети читают стихи, исполняют песню. Круговые тренинги «Лучик доброты», «Нить любви», тёплые стихи под лирическую музыку, песня о доме, выставка детских рисунков «Моя семья» вызывают у всех присутствующих самые положительные чувства. На классном часе дети рассуждают о семейных ценностях, о роли семьи в жизни человека. Итог мероприятия – построение на доске дома «СЕМЬЯ» из карточек, где написаны те качества и принципы, на которых должны строиться отношения в семье и семейных фотографий.
1.Вступительное слово воспитателя
(звучит красивая лирическая музыка):
Мы разговор наш начинаем
О ценностях своей души.
Сегодня мы поразмышляем,
О том, что важно для семьи.
Семья для каждого ребёнка-
Есть островок любви и дома.
Где утром слышит он спросонку-
Вставай, доброе утро!
В семье поддержат и поймут,
Помогут, если что случится.
В семье есть отдых, есть и труд.
Семьёй своей должны гордиться!
2. Цель мероприятия
– Ребята и уважаемые гости, мы поговорим о семье, о человеческих качествах, которые помогают сохранить в семье теплоту, любовь и гармонию.
– Ребята и уважаемые родители, на столе лежат таблички со словами:
уважение, лень, терпение, трудолюбие, предательство, вежливость, грубость, взаимопомощь, зависть, доброта, жадность, честность, преданность, взаимопонимание, забота, искренность, лживость, хвастовство, справедливость, щедрость, сопереживание, дружба.
Перед вами таблички – смотрите!
Слова на них тихо прочтите,
И каждый для себя возьмите
Лишь то, чем в жизни дорожите.
Каждый воспитанник выбирает для себя табличку со словом.
Теперь табличку покажите,
И выбор свой нам объясните
Дети читают слово, написанное на табличке, и объясняют, почему выбрали именно это слово, какое значение имеет для семьи.
На том, про что вы рассказали
И строится семья любая.
А мы построим с вами дом,
Семьёй в нём дружно заживём.
Дети подходят к доске. При помощи магнитов, из табличек выстраивают дом. (Схема прикрепления табличек уже нарисована на доске)
Наш дом семьи готов,
Нет крыши только в нём.
Я выбрала любовь,
Свет будет, точно днём.
(воспитатель прикрепляет крышу «ЛЮБОВЬ»)
4. Отношения в семье
Ребятам зачитывается отрывок из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».
Воспитатель – Почему Павлик на всех родных обиделся? (ответы детей)
– В чём он был не прав? (ответы детей)
– Как он должен был поступить? (ответы детей и родителей)
Обидят тебя – тянет тоже обидеть,
И хочется всё и везде ненавидеть.
А любят тебя – хочешь тоже любить!
И сразу светлее и радостней жить.
А может, кого-то не стоит нам ждать?
А лучше всего самому начинать?
Не множить обиды, а прямо с утра,
Идти в этот мир по дороге добра!
Забота о ближнем, добрые слова,
Как лучик света согревают нам сердца.
Прошу всех в круг наш дружный встать
И добрый лучик передать.
Тренинг « Лучик доброты»
Дети становятся в круг, и передают воздушный шар, с добрыми пожеланиями, принимающему: «Желаю тебе…»
Добро вернулось к тебе снова,
И в жизни будет так всегда,
Всё доброе, что отдал дому,
К тебе вернётся сквозь года!
5. Домашние обязанности
Только тот надёжный дом.
Где все заняты трудом.
Где работают, там «густо»,
А в ленивой семье пусто.
Дом построен. Дружно в нём
Мы порядок наведём.
Чтобы делом всех занять,
Нужно инвентарь раздать.
Кто загадку разгадает,
Приз тот час же получает.
Дети читают загадки друг другу. За правильный ответ- приз.
Чтоб тарелки заблистали,
Мы, рекламе свято веря,
Всю посуду моем с … («Ферри»).
Зимней свежести белья
Удивилась нынче я.
Кто же в этом нам помог?
По кастрюле погуляет,
Всё, что в ней перемешает.
Любит погонять картошку
Всех приласкать старается,
При этом раскаляется.
Для белья он – лучший друг-
Потрудились вы с охотой,
Не боитесь вы работы.
Без труда прожить нельзя.
Дружбою крепка семья.
6. Взаимосвязь в семье
Взаимопомощь и поддержка в нашей классной семье
Нужна как воздух, и мне, и вам!
Тренинг «Нить любви»
Участники игры садятся по кругу и передают клубочек. Обвязывая, поочередно палец на руке. Передавая клубок, нужно сказать фразу «А в нашей семье…» и закончить позитивно. В конце игры все участники оказываются связанными.
В семье все связаны нитью одной-
И радость, и горе разделим семьёй.
Семья – это взаимностей круг,
Где каждый – слуга и надёжный друг.
В семье без заботы прожить нам нельзя,
Вниманьем, заботой крепка семья.
Мы построили дом для семьи
Вот он наш счастливый дом!
Тепло, уютно будет в нём!
Но дом тогда лишь дом, друзья,
Когда в том доме есть … семья.
-Я предлагаю «поселить» ваши семьи в наш дом.
Дети прикрепляют к доске свои фотографии.
8. Заключительное слово воспитателя:
Синее небо как река,
Плыли куда-то облака.
Шёл человек. Была дорога нелегка.
Но человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья со столом,
Дом- это там куда готов.
Ты возвращаться вновь и вновь.
Яростным, добрым, нежным, злым,
Дом- это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом – это твой дом!
Пусть будет дружба и согласие в семье,
Пусть все невзгоды стороной пройдут,
Пусть солнце ярче светит на земле,
Любовь и мир пусть в каждый дом зайдут.
Жизнь в нашем доме будет интересной и комфортной, если мы не будем дружить, развивать свои способности, укреплять здоровье, приобретать новые знания и делиться ими с другими. Чтобы у нас всё получилось необходимо, что сказано выше выполнять: вы согласны? Надеюсь, что вы будете стараться, не лениться и жить дружно в нашем доме.
Источники:
http://sssspa.ru/semeinye-kluby-po-interesam-v-dou-semeinyi-klub-ostrovok-lyubvi-konspekt/
http://multiurok.ru/index.php/files/moia-siem-ia-moi-ostrovok-liubvi.html
http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vospitatielnyichasnatiemudomvkotoromiazhivu