Схема описания и сравнения одежды. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет – пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.

Скворец – перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса – дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса – хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Читать еще:  Как сделать большую золотую розу из бисера. Роза из бисера: пошаговые мастер-классы с фото

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко – это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду – шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

Валентина Акпашева
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

К этой теме меня привели следующие проблемы:

1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания,

• логики описания (соблюдения структуры описания, последовательности,

• его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использование различных способов межфразовой связи (местоименной к примеру “Это яблоко”, “оно сочное”, “этот фрукт очень полезный”, “я его люблю есть”, синонимической (плод, фрукт, яблоко, повтор).

Другими словами нарушения всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

2. Затруднения при составлении описательного рассказа. Детям трудно:

Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

Установить последовательность изложения выявленных признаков.

Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательный, бессвязный, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов – подсказок воспитателя ребенку.

Что бы помочь детям преодолеть трудности в составлении описательных рассказов,

я поставила цель: Создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.

1. Способствовать составлению описательных рассказов по опорным схемам.

2. Научить понимать язык символов.

3. Побуждать к созданию собственных символов, схем.

Для реализации задач использовала опорные схемы, модели, картинки – подсказки, предложенные Т. Ткаченко, В. К. Воробьёвой. Приняв за основу их рекомендации несколько изменив символику, разработала свои опорные схемы, таблицы, значки-символы.

Использовала следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровые методы и приемы, метод обследования, экспериментирования, метод одномоментности (восприятие одновременное произведений различных видов искусств). Построила занятие в игровой форме. Это игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие.

1. Обогащение словарного запаса.

2. Правильность речи.

3. Связность речи.

Этому способствуют словарные, грамматические, лексические, словесно-дидактические упражнения, речевые игры, предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами (Приложение № 3) эпитетами образными средствами языка: а так же на устранении недостатков в лексико-грамматичеком оформлении речи, особо отмечу чтение художественной литературы. Ни какая экранизация произведения не заменит чтения. Ребенок слышит, чувствует все прелести, описательные речи, полную эпитетов, сравнений, образных выражений. Слышит, чувствует, запоминает, конструирует в своей речи.

В работе с детьми я использую следующие типы опорных схем:

Читать еще:  Что делать если парень жмот советы. Жадный мужчина

5. Человек, животное

Дети наглядно видят, на какие признаки, свойства надо обратить внимание при описании предмета. Дети учатся составлять описательный рассказ по наглядному плану, предложенному самим воспитателем.

Затем дети экспериментируют, изменяют предложенный наглядный план воспитателя, т. е. меняют местами символы. И составляют по ним рассказ- описание. После чего сравниваем последовательность описания в первом и в последующих вариантах. Дети благодаря наглядному плану, замечают изменения: смысловое, драматическое. Последовательность, связность. Понимают важность – последовательного плана описания. С появлением опыта дети сами создают свои собственные символы, составляют по ним описательные рассказы. Работают с индивидуальными карточками (приложение № 1, в которых отражают ассоциативные признаки, качества, свойства предмета – описания.

Сенсорно-графическая схема (приложение № 2) помогла детям увидеть наглядно, понять с помощью каких анализаторов, ощущений, можно узнать о признаках. Свойствах качестве предметов описания, проследить конструкцию сложных, распространенных предложений; межфразовую связь.

Итог. Описание достижений: Анализируя результаты проведения работы (диагностика речевого развития приложение № 7) можно сделать вывод, что использование опорных схем значительно активизирует детей, привлекают их внимание к объяснению воспитателя. Наличие зрительного плана сделали рассказы детей более четкими, связными. Позволили детям последовательно излагать мысль, употребляя в речи сложноподчиненные предложения. Улучшилось качество описания текста. Полученный опыт дает возможность детям составлять описательный рассказ, даже без опоры на схемы. Дети научились понимать язык символов, охотно создают собственные символы. С удовольствием используют описательный рассказ в дидактических играх, речевых играх, пример, “Отгадай загадку по описанию“; в играх – перевоплощениях “Я – мячик”; в сюжетно-ролевых играх “Магазин – при условии: ребенок – покупатель описывает предмет и только тогда этот предмет считается проданным. Заметно улучшился грамматический строй речи, но оставляет желать лучшего. Определение проблем и перспектив в работе.

Речевая среда в которой растет ребёнок чаще оставляет желание лучшего.

Недостаточное чтение художественной литературы вне детского сада. Предпочтение экранизации произведений.

Рекомендую использовать опорные схемы педагогам дошкольного образования и учителям начальной школы.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова “Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта”.

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе. Приятен в общении.

Тема моего Мастер – класса

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов. “

Качество описательного текста определяются полнотой характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания.

• Логикой описания (соблюдение структуры описания, последовательности)

• Его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использовании различных способов межфразовой связи (местоимённой – оно яблоко, его ; синонимической – плод, фрукт, яблоко; повтор.)

С некоторыми приёмами, которые использую в своей работе, я вас сейчас познакомлю.

Участниками имитационной игры становятся отвечающие на вопросы ведущей в игре под номером 1.

Я приглашаю совершить поход в супермаркет, но прежде мы должны выполнить задание.

1. Распространение предложений.

Я начну предложение, а вы продолжите:

– «Я иду в супермаркет (когда? зачем? для чего).

– Листья падают (Когда? куда? почему)

– Дети идут … (куда? Зачем)

– Садовник поливает (что? где? когда? зачем)

Пчела летит… (Когда? Зачем? Для чего)».

• Это речевое упражнение активизирует внимание детей. Способствует употреблению в речи распространенных предложений.

Задание выполнили. Идем в супермаркет.

2. Путь лежит через сквер (парк).

В парке растут: береза, ель, дуб – одним словом… (деревья). Участники изображают деревья.

• Это упражнение учит детей использовать в своей речи слова – обобщения, обобщать слова.

3. Подбор эпитетов к предмету.

Какая береза встретилась нам на пути? (Подняли руки – веточки). Предполагаемые ответы игроков:

Белоствольная, кудрявая, зеленая, стройная и т. д.

• Это речевое упражнение обогащает словарный запас ребенка словами – синонимами. Учит подбирать синонимы.

4. Встреча с собакой Приложение № 4

Материал: опорная схема, мяч, указка.

По пути, нам встретилась собака (Показ схем). Условие. Тот кто держит мяч отвечает на вопрос, называет признак, свойства, качество и т. д. Затем передает мяч следующему. Последний запоминает ответ каждого (т. е. перечисленные признаки, свойства и т. д.). И описывает собак, опираясь на опорную схему – подсказку и на ответы – признаки каждого участника.

Читать еще:  Узи 2 скрининг расшифровка норма. Что делать, если у женщины плохие результаты скрининг-теста. Нормальные показатели по неделям и расшифровка

Вопросы по схемам: (Каждый вопрос соответствует определенной схеме)

1. Кого вы встретили в парке?

2. Собака вам встретилась большая или маленькая?

3. Длинная или короткая шерстка у нее?

4. Какого цвета шерстка у собаки?

5. Что вы можете сказать об ушах, хвосте собаки?

6. Какое настроение у собаки?

7. Что она делает?

8. Как вы относитесь к ней т. е. ваше отношение к ней?

9. Какое чувство вызвало у вас по отношению к ней и т. д. ?

• Это домашнее задание развивает память, воображение. Учит понимать смысл, значение символов. Учит последовательному описанию предмета, опираясь на последовательный план – описания. Учит обращать внимание на характерные признаки, свойства, качества предмета описания.

5. В супермаркете Приложение № 5

Материал: фартук, пилотка,

этикетки-схемы подсказки прикреплены

к предметам расположенные на витрине.

Вот мы и в супермаркете! Нас встречает продавец (надеваю фартук, пилотку). Условие. Предмет покупки будет считаться проданным, если продавец услышит от покупателя связной, последовательной, подробный описательный рассказ о выбранном вами предмете – покупки. Этикетка – подсказка вам поможет описать выбранный вами предмет.

• Опираясь на знание символов, образец-план описания ребенок обращает внимания на характерные признаки предмета. Способствует последовательному, подробному, связному описанию.

Администрация супермаркета поощряет вас за произведенные вами покупки в виде утешительного приза. Раздаю конфеты каждому участнику имитационной игры. Спасибо за покупки! Пора возвращаться домой. Участницы на свои места.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова

” Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. “

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе, приятен в общении.

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква» Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования.

Составление описательных и творческих рассказов по картине «Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Конспект образовательной деятельности в старшей.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Профессии. Составление описательных рассказов с использованием схем» Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы на тему:«Профессии. Составление описательных рассказов о профессиях.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по набору игрушек» Составление описательных рассказов о насекомых (по набору игрушек) Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательные рассказы.

Мнемотаблицы при заучивании стихотворений и составлении рассказов МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ. Дети любят стихи, рассказы, сказки, слушают их с большим удовольствием,.

Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода “Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить” В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление описательных рассказов по плану-схеме Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей Тема: оставление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты» Выполнила:.

Источники:

http://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1029-kartinki-skhemy-s-algoritmom-po-sostavleniyu-rasskaza-opisaniya.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-opornyh-shem-pri-sostavleni-opisatelnyh-raskazov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: