Система воспитания по японски с 11 лет. Японское воспитание: ребенку можно все? Роль ребенка и матери в японских семьях
Содержание
- 1 Система воспитания по японски с 11 лет. Японское воспитание: ребенку можно все? Роль ребенка и матери в японских семьях
- 1.1 5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя
- 1.2 Как воспитывают детей в Японии
- 1.3 Содержание статьи
- 1.4 Основная задача японского воспитания
- 1.5 Японская система воспитания «икудзи»
- 1.6 Воспитание по-японски – подходит ли оно для наших детей
- 1.7 Дети Страны восходящего солнца
- 1.8 Три возрастные ступени
- 1.9 Дошкольное образование
- 1.10 Проблемы японской школы
- 1.11 Японские методики воспитания детей
- 1.12 Методика Кумон (Kumon)
- 1.13 Заключение
5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя
Японские дети вызывают восхищение — они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).
Мы в AdMe.ru подумали, что и нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.
В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе — в старину в чем-то наподобие слинга (онбухимо), а сегодня — в современных его аналогах. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.
Связь «мама — ребенок» выражается и на эмоциональном уровне: мама принимает все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален.
Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге «Япония и ее обитатели»: «Никакой ворчливости, никаких строгостей; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов».
Принцип «икудзи» (тот самый, когда ребенок «сначала — бог, а потом — слуга») гласит, что до 5 лет малышу можно все. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа «я хороший и любимый».
Гравюры японских художников конца XVII — начала XIX вв. Справа: мама и ребенок, привязанный у нее за спиной, любуются золотыми рыбками.
Такое отношение способствует формированию «амаэ». Аналогов этому слову нет в других языках, и его можно перевести как «зависимость от любви ближних», проще говоря, привязанность. «Амаэ» — основа отношений между детьми и родителями, и это значит, что дети могут полностью полагаться на родителей и их любовь, а старики — получить то же самое от взрослых детей. И мамы, окружая детей любовью и с ласковым снисхождением принимая их промахи, формируют это самое «амаэ» — сердечную связь.
Большое и серьезное исследование японских и американских ученых подтверждает прямую связь между одобрительным стилем воспитания и поведением детей. Исследователи говорят, что позитивное родительское отношение не только уменьшает количество капризов и драк, но и снижает частоту появления синдрома дефицита внимания и остроту расстройств аутистического спектра. А вот строгое и суровое, напротив, увеличивает риск отклонений и проблем.
Наверное, все слышали о системе воспитания «икудзи» (ребенок до 5 лет — бог, с 5 до 15 — слуга, с 15 — равный), но многие понимают ее очень поверхностно: вроде как до 5 все можно, а потом ничего нельзя, и это странно.
На самом деле философия «икудзи» направлена на то, чтобы воспитать члена коллективного общества, где интересы человека уходят на второй план. Это своего рода стресс, и японские родители стремятся вырастить в таких условиях гармоничную личность, которая найдет свое место в системе и при этом не будет принижать свою ценность.
На первом этапе («бог») они окружают дитя безусловной любовью и поддержкой. На втором этапе («слуга») эта любовь никуда не уходит, просто ребенок активно учится жить по правилам общества и стремится занять в нем свое место. При этом большое влияние на ребенка оказывает сильная привязанность к маме, которая сформировалась в первые годы, — он будет стараться вести себя правильно, чтобы ни за что не огорчить ее.
Что интересно, в японских образовательных учреждениях важная роль отводится не только образованию, но и воспитанию, и в них отсутствует конкуренция: никто не лучше и не хуже окружающих.
Все равны. Японская принцесса Айко (вторая справа) выступает вместе со школьными товарищами на атлетическом фестивале в Токио.
«В Японии стараются не сравнивать детей друг с другом. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не жалуется родителям, что их ребенок плохо рисует или медленнее других бегает. Выделять кого-либо из группы в Японии не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях — „побеждает дружба“ или в крайнем случае одна из команд», — говорится в книге «Воспитание по-японски» (авторы — специалисты по культуре и истории Японии, которые жили и работали в этой стране).
На третьем этапе («равный») ребенок считается сформировавшимся членом общества. Воспитывать его уже поздно, и родителям остается только пожинать плоды своих усилий.
Воспитанием детей, как правило, занимается мама. Она проводит с детьми много времени — японцы считают, что раньше 3 лет ребенка отдавать в сад не стоит. И в основном не принято «скидывать» малышей на бабушек или пользоваться услугами нянь.
Но при этом большое значение придается «расширенной» семье: дети активно общаются с бабушками-дедушками и прочими родственниками. Отношения между поколениями полны чуткости и внимания, и к мнению стариков здесь принято прислушиваться. Семья — это ближний круг, в котором царит «амаэ» и где всегда поддержат и позаботятся.
Девочки в традиционных кимоно на празднике детей Сити-го-сан.
Икэно Осаму, автор книги «Япония. Как ее понять», пишет об интересном эксперименте. Мам-японок и европеек попросили собрать вместе с детьми пирамидку. Японские мамы вначале сами собирали пирамидку, а потом просили детей повторить. Если у малышей что-то не получалось, они начинали все сначала.
Мамы из Европы чаще выбирали другую тактику: они подробно объясняли, как следует делать и в каком порядке блоки должны следовать друг за другом. А потом предлагали ребенку попробовать. Получается, что мамы из Японии призывали «делай как я», а западные заставляли все делать самостоятельно, давая теорию, но не показывая на личном примере.
Поэтому японский способ обучения и воспитания еще называют «вразумляющим». Мамы редко требуют от детей чего-то напрямую, настаивая на непременном исполнении, как в Европе или России. Они действуют исподволь, показывая на примере и подводя ребенка к желаемому поведению.
Чтобы научить ребенка жить в коллективном обществе, нужно прежде всего показать ему, что значит видеть и уважать чувства и интересы окружающих.
Поэтому японки, в свою очередь, уважают чувствительность детей. Они не давят, не стыдят их чрезмерно, а скорее взывают к эмоциям малышей или даже неодушевленных предметов. Если, например, ребенок ломает машинку, японская мама скажет: «Машинке больно, она сейчас заплачет». Европейская же, скорее всего, сделает такое замечание: «Перестань, так делать нехорошо». Да еще добавит, сколько ей пришлось работать, чтобы купить игрушку.
Сами японцы не утверждают, что их методы единственно правильные. Да и западные ценности в последнее время оказывают большое влияние на их традиции. Но во главе японского подхода — спокойное, терпеливое и полное любви отношение к детям. И этому точно стоит поучиться.
Как воспитывают детей в Японии
Содержание статьи
- Как воспитывают детей в Японии
- Как в древние времена занимались воспитанием детей
- Каким видом единоборств заняться маленькому мальчику
Основная задача японского воспитания
В Японии малыш до 5-6 лет – это «король», ему позволяется все. Но после наступления этого возраста он проходит стадию «раба». С 5 до 15 лет в него закладывают обязательные нормы общественного поведения и прочих правил, которые нужно соблюдать. После 15 лет подросток уже считается взрослым, подчиняющимся правилам и четко знающим свои обязанности.
Основная задача японского воспитания – вырастить человека, который будет слаженно работать в коллективе. Это совершенно необходимо для существования в японском обществе. После 5 лет дети находятся в жесткой системе правил, разъясняющих, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях. Однако воспитание такого группового сознания приводит к тому, что подросшие дети не умеют мыслить самостоятельно.
Стремление соответствовать единым стандартам укоренилось в сознании детей настолько прочно, что когда кто-нибудь из них имеет собственное мнение, он становится объектом насмешек, презрения и ненависти. Сегодня такое явление под названием «идзимэ» распространилось в японских школах. Нестандартный ученик, который чем-то отличается от других, подвергается травле, также его периодически избивают. Для японских детей и подростков самое страшное наказание – оказаться вне группы, вне коллектива.
Японская система воспитания «икудзи»
Основной метод воспитания детей в Японии – «не индивидуализм, а сотрудничество». Этот подход применяется для того, чтобы направить ребенка по правильному пути. Это воспитание отражает своеобразие культуры Страны восходящего солнца. Современная культура Японии уходит своими корнями в сельскую общину, где люди должны были друг другу помогать, чтобы выжить. Такое воспитание противоположно западному, особенно американскому, где делают упор на развитие индивидуальности, креативности, уверенности в своих силах.
В Японии все дети желанные. Это связано с тем, что женщина может рассчитывать на определенное положение в обществе только в роли матери. Для мужчины не обзавестись наследником считается большим несчастьем. Именно поэтому рождение ребенка в японской семье – не просто запланированное событие, а долгожданное чудо.
В Японии маму называют «анаэ». Производный от этого слова глагол можно перевести как «покровительствовать», «баловать». Воспитанием занимается мама, так принято в Японии испокон веков. Пока малышу не исполнится 3 года, женщина смотрит за ним и не выходит на работу. В Японии нечасто оставляют детей на попечение дедушек и бабушек.
Ребенок находится все время вместе с мамой. Чем бы она ни занималась, малютка у нее всегда за спиной или у груди. Когда малыш начинает ходить, он тоже все время находится под присмотром. Мама следует за своим ребенком повсюду, организовывает для него игры и нередко сама принимает в них участие. Она ничего не запрещает малышу, он слышит лишь предостережения: плохо, опасно, грязно. Однако если ребенок обжегся или ушибся, мать считает виноватой именно себя.
В выходные отец также занимается воспитанием ребенка. В Стране восходящего солнца принято проводить отдых в кругу семьи. Папы принимают участие в прогулке, когда все семья выбирается в парк или на природу. В парках аттракционов можно увидеть много семейных пар, где отец носит малышей на руках.
Японский ребенок учится все делать как его родители или даже лучше их. Мама и папа приучают малыша имитировать их поведение. Помимо того, родители поддерживают чадо в его начинаниях и успехах.
В детских садах Японии и в семьях применяются методы, направленные на развитие у детей самообладания. Для этого используются различные специальные приемы, например, «ослабление контроля воспитателя», а также «делегирование полномочий присмотра за поведением». В Америке и Европе относятся к таким ситуациям как к ослаблению власти родителей.
Основная задача детского сада в Японии – именно воспитание малыша, а не образование. Дело в том, что в дальнейшей жизни ребенку понадобится постоянно находиться в какой-либо группе и ему необходимо это умение. Ребята учатся анализировать конфликты, которые возникли в играх.
Также японских детей учат избегать соперничества, так как в подобных ситуациях победа одного приводит к потере лица другого. По мнению жителей Японии самое лучшее решение конфликтов – компромисс. Как гласила древняя конституция этой страны, главное достоинство гражданина – это умение избежать противоречий.
Подход японцев к воспитанию детей очень своеобразен, ведь это целая философия, которая направлена на упорство, заимствование, дух коллективизма. Многие уверены, что благодаря всему этому Страна восходящего солнца смогла за короткое время добиться значительных успехов и занять ведущее место среди развитых стран.
Воспитание по-японски – подходит ли оно для наших детей
Благодаря информационным технологиям современный мир стал гораздо доступнее. Да и путешествовать мы стали больше. Культура и традиции различных стран перестали быть загадкой.
Что-то нас удивляет, что-то категорически не подходит к нашему менталитету, что-то мы с удовольствием перенимаем, в том числе и методики воспитания детей.
Одна из самых самобытных и непохожих на нас стран – Япония. Многие обычаи и традиции, обыденные для японца, непривычны для нас, в том числе, и воспитание по-японски.
Дети Страны восходящего солнца
Японское общество отличается верностью традициям. Сказывается влияние современного образа жизни и западной культуры, но оно достаточно поверхностно. Традиционной остается и японская система воспитания детей, называемая «икудзи».
Ее философия во многом непривычна и даже парадоксальна для нас и вряд ли применима в нашем обществе.
Три возрастные ступени
Японские дети по мере взросления проходят три этапа, отличающихся уровнем требований к ним со стороны взрослых
Небожитель
До 5 лет ребенку можно все. Его балуют, потакают капризам, не наказывают, даже не повышают голос. Порой он обращается с родителями, как с прислугой.
В другом обществе такой метод воспитания превратит чадо в диктатора. Но в Японии традиционно сильны родительский авторитет и чувство принадлежности к семье.
Японец не мыслит себя вне коллектива, семейного клана, общества. И дети с младенчества постигают ценность семьи.
С ребенком много разговаривают, учат считаться с чужими чувствами. Если он не послушался маминого предостережения и упал, сломал игрушку, испачкался или еще как-то пострадал, японская мама не скажет «Сам виноват!». Она попросит у ребенка прощения и объяснит ему, как ей больно от того, что он ее не послушал.
Согласно традициям японской семьи, большую часть времени ребенок проводит с мамой. Роль отца в воспитании сводится к общению на выходных.
Вот уж поистине – с небес на землю. В 6 лет ребенок идет в школу. Вседозволенность сменяется набором жестких ограничений.
Характерной чертой японского менталитета является отношение к человеку не как к индивидуальности, а как части коллектива. Это сложилось исторически, из-за тяжелых условий, выжить в которых можно было только сообща.
Несмотря на изменившуюся жизнь, чувство коллективизма остается обязательным условием японского общества. Японское воспитание приучает детей подчинять свои интересы интересам группы.
Ежегодно состав параллельных классов перемешивается, заставляя учеников привыкать к новому коллективу. В учебном процессе практикуется выполнение заданий группами, где ученик отвечает не только за себя, но и за товарищей.
Социальное равенство, дисциплина, сдержанность, четко прописанные правила поведения – основные черты японской школы. Нарушить правила – значит противопоставить себя коллективу и стать изгоем. 10 лет школьного обучения формируют групповое сознание будущего гражданина.
Японская школа делится на три ступени – начальную, среднюю и старшую. Две первых ступени бесплатны. Обучение в старшей школе платное, его проходят только те, кто намерен получать высшее образование
В 15 лет детство остается позади, ребенок становится членом общества, с соответствующими требованиями.
Подростки могут бунтовать, но в рамках, и в свободное от занятий и семьи время. Уважение к семье и всему обществу не позволит им нарушить общепринятые правила.
Дошкольное образование
Детские сады в Японии дети посещают по желанию родителей. Современные японские мамы все чаще отказываются прерывать карьеру на 5 лет, и отдают ребенка в детсад.
Дошкольное образование в Японии мало внимания уделяет школьным предметам.
Главным является воспитание хороших манер, уважения к старшим и других важных для японцев вещей. С малышами играют, гуляют, занимаются спортом и музыкой.
Проблемы японской школы
«Угроза отчуждения» – самая серьезная проблема для японского ребенка. Быть не как все, противопоставить себя коллективу, недопустимо. Это в традициях японского общества. И раньше, когда Страна восходящего солнца жила обособленно, это себя оправдывало.
Но жизнь меняется. Уже нет необходимости коллективного выживания. Япония открыта миру, и культура Запада с ее свободой и уважением к индивидуальности неизбежно оказывает свое влияние. И система «икудзи» уже не кажется безупречной.
Все чаще при обсуждении того, как воспитывают детей в Японии, поднимается вопрос об «идзимэ». Это явление, типичное для современной японской школы. Дети с нестандартным мышлением, осмеливающиеся иметь свою точку зрения, подвергаются жестокой травле со стороны сверстников.
А ведь это зачастую одаренные дети, превосходящие своих ровесников по талантам, широте и неординарности взглядов, силе характера. Возможно, именно они станут интеллектуальной элитой страны.
В японском обществе уже обсуждается эта проблема, но практических шагов по корректировке системы воспитания пока не предпринято.
Японские методики воспитания детей
Японские педагоги внесли свой вклад в копилку всемирной педагогической науки. Широкую известность получила методика раннего развития Масару Ибуки, разработавшего систему обучения детей до трех лет.
Особой популярностью в наше время пользуется метод другого японского учителя, Тору Кумона.
Методика Кумон (Kumon)
Эта система была разработана еще в 1954 .г, и совершенствуется до сих пор.
На сегодняшний день ее применяют около 50 стран мира. В нашей стране первые пособия были выпущены в 2013 г.
История создания
Свое название система получила по имени автора, учителя математики Тору Кумона. Он разработал ее для маленького сына, которому не давалась математика. Тренируясь по 20-30 минут ежедневно, отстающий ученик за несколько месяцев обогнал отличников.
Родители одноклассников попросили позаниматься с их детьми. В 1956 г. открылся первый обучающий центр, в 1958 г. Кумон основал «Институт изучения обучения». Сегодня в мире открыто более 20 тысяч центров, но методику можно успешно применять и в домашних условиях.
Особенности методики
Упражнения, разработанные Кумоном, построены на тренировке тех центров мозга, которые отвечают за математические способности. Занятия должны быть ежедневными и кратковременными – 20-30 мин. Задания повторяются до полного усвоения, постепенно они усложняются.
Сегодня по подобному принципу разработаны задания для обучения не только математике, но и чтению, письму, языкам, для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
Система не предполагает каких-либо стандартов и временных рамок. Каждый ребенок занимается по индивидуальной программе, без чрезмерных нагрузок и усилий.
Все упражнения сгруппированы в специальных тетрадях, по которым и проходит обучение. Их удобно брать с собой в гости или в поездки.
Рабочие тетради Кумон
Это яркие красочные учебные пособия, которые выпускаются в нескольких возрастных сериях. Они предназначены для разного возраста и развития разных навыков.
- Обложка с указанием названия, возраста ребенка, кратким описанием развиваемых навыков.
- Предисловие для родителей с краткой характеристикой пособия.
- Пронумерованные упражнения с названием, заданием для ребенка и инструкцией для родителей.
- Наградной сертификат за прохождение тетради.
В среднем тетрадь рассчитана на несколько недель ежедневных занятий с постепенным их усложнением. Тематика разнообразна, например:
- «Давай рисовать»;
- «Простые лабиринты»;
- «Развивающие наклейки»;
- «Учимся вырезать»;
- «Игры с числами».
Можно купить качественные тетради издательства «Манн, Иванов и Фербер», а можно скачать и распечатать бесплатно. Но второй вариант подходит не для всех типов заданий.
Принципы методики
Основатель методики так формулировал основные принципы обучения:
- Ребенок не должен уставать. Время занятий подбирается так, чтобы не перегрузить ребенка. Для дошкольника первые занятия могут длиться 10 мин. Пусть он выполнит только 1-2 задания, это уже результат.
- Ребенку не должно быть скучно. Все задания для малышей – игровые. Нужно раскрасить рисунок, соединить точки линией, пройти лабиринт, вырезать, склеить – занятия становятся веселой игрой.
- Пошаговое усложнение. Сначала даются самые простые задания, и к следующему, более сложному, этапу переходят только после полного усвоения предыдущего. Например, сначала учимся рисовать простые линии, затем элементы букв, и только потом – сами буквы.
- Хвалите за каждое достижение, даже маленькое. Традиционное для японского воспитания поощрение детей является одним из основных принципов метода Кумона. Отмечайте все успехи, это вдохновит малыша на дальнейшие старания. Именно для этого в конце каждой тетради вставлен специальный наградной сертификат.
- Поощряйте самостоятельность. Даже если ребенок криво вклеивает или косо вырезает, не вмешивайтесь, пока он сам не попросит помощи. Если он допустил ошибку, не спешите поправлять. Пусть он закончит выполнять задание, и тогда предложите ему самому сначала найти ошибку, а затем исправить. Помощь родителей должна быть минимальной.
Заключение
Воспитание детей в Японии подчинено традициям, которые вырабатывались веками. В нашем обществе эта система неприменима из-за существенной разницы культур. Но разработки японских педагогов могут принести пользу и нашим малышам. Это доказывает возрастающая популярность методики Кумона.
Уважаемые мамы и папы, а у вас есть опыт использования этого метода? Какого вы мнения о его результативности? Мы ждем ваших комментариев на эту тему.
Источники:
http://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/5-sekretov-vospitaniya-kotorye-delayut-yaponskih-detej-mechtoj-lyubogo-roditelya-1510365/
http://www.kakprosto.ru/kak-897648-kak-vospityvayut-detey-v-yaponii-
http://its-kids.ru/vospitanie-po-yaponski.html